- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа дисциплины Информационные технологии
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алферова Ж.О. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Электростальский филиал ГОУ СПО
«Московский колледж управления и новых технологий»
Рабочая программа
дисциплины:
«Информационные технологии»
для специальности:
230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
г. Электросталь
2011 год
Одобрена предметной (цикловой) комиссией
______________________________
______________________________
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
Приказ №___от «____»__________2011г.
Председатель П(Ц)К
___________________ /_______________/
Утверждена Методическим Советом колледжа
Протокол № ______________
от «____» ___________2011 г.
Председатель Методического Совета
_________ /И.В. Краснобельмова/
Автор: Ж.О. Алфёрова
преподаватель Электростальского филиала ГОУ СПО «Московский колледж управления и новых технологий»
Рецензент: ______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по специальностям 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
Рабочая программа рассчитана на 56 учебных часов. Из них 36 часов отведены на выполнение лабораторных работ.
Учебная дисциплина «Информационные технологии» формирует знания и умения в области информационных технологий, необходимых для будущей трудовой деятельности выпускников.
Основой для изучения курса «Информационные технологии» является учебная дисциплина «Информатика».
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
-
о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин специальности и в сфере профессиональной деятельности;
-
о многообразии информационных технологий в профессиональной деятельности и их аппаратном и программном обеспечении;
-
о тенденциях и перспективах развития информационных технологий.
знать:
-
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
-
перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места на базе персонального компьютера;
-
технологию поиска информации;
-
технологию освоения пакетов прикладных программ.
уметь:
-
пользоваться программными средствами для обнаружения компьютерных вирусов и их удаления;
-
работать с файлами;
-
сохранять информацию на различных носителях;
-
осуществлять поиск информации на носителях и в сети;
-
отображать информацию с помощью принтеров, плоттеров, средств мультимедиа;
-
устанавливать программное обеспечение;
-
использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
-
применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
Тематический план
учебной дисциплины «Информационные технологии
»
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка на студента (час)
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Самостоятельная работа студента
Всего
Практи-ческие занятия
1
2
3
4
5
Раздел 1. Автоматизированные рабочие места для решения профессиональных задач.
14
10
4
4
Тема 1.1. Введение в дисциплину. Аппаратное обеспечение компьютера.
6
4
2
-
Тема 1.2. Базовое программное обеспечение компьютера.
4
2
-
2
Тема 1.3. Прикладное программное обеспечение.
4
4
2
2
Раздел 2. Программный сервис ПК.
20
16
6
4
Тема 2.1. Работа с файлами. Антивирусные программы.
4
4
2
-
Тема 2.2. Накопители информации и работа с ними.
6
4
2
2
Тема 2.3. Локальные сети.
4
2
-
2
Тема 2.4. Глобальная сеть Интернет.
2
2
-
-
Тема 2.5. Защита файлов и управление доступа к ним.
4
4
2
-
Раздел 3. Технология сбора и обработки информации.
38
30
26
8
Тема 3.1. Технология обработки различных типов информации.
30
26
24
4
Тема 3.2. Представление информации
8
4
2
4
Всего по дисциплине:
72
56
36
16
Содержание учебной дисциплины
Введение
Цели и задачи предмета. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Взаимосвязь дисциплины «Информационные технологии» с другими дисциплинами специальности.
Информационные процессы и технологии: основные понятия, свойства, сферы применения, возможности, ограничения, перспективы развития.
Раздел 1. Автоматизированные рабочие места
для решения профессиональных задач.
В итоге изучения раздела 1 студент должен:
знать:
-
аппаратную конфигурацию компьютера;
-
аппаратное обеспечение современного компьютера и рабочего места специалиста на его основе;
-
современные этапы построения и модификации АРМ специалиста;
-
назначение и состав базового программного обеспечения;
-
назначение и отличительные свойства современных операционных систем и сред;
-
сетевые операционные системы и их отличительные особенности;
-
название наиболее популярных пакетов прикладных программ, их назначение и основные характеристики.
уметь:
-
подключать к компьютеру периферийные устройства (монитор, клавиатуру, мышь, принтер, плоттер, сканер, модем и т.д.);
-
проверять работоспособность оборудования и проводить его диагностику;
-
устанавливать на компьютер базовое и прикладное программное обеспечение.
Тема 1.1. Введение в дисциплину. Аппаратное обеспечение компьютера.
Технические средства реализации информационных систем. Установка, конфигурирование и модернизация аппаратного обеспечения рабочего места специалиста.
Тема 1.2. Базовое программное обеспечение.
Современные операционные системы: основные возможности и отличия. Влияние свойств ПК и предметной области применения АРМ специалиста на выбор операционной системы.
Тема 1.3. Прикладное программное обеспечение.
Пакеты прикладные программ для решения профессиональных задач. Установка конфигурирование и модернизация прикладного программного обеспечения.
Раздел 2. Программный сервис ПК.
В итоге изучения раздела 2 студент должен:
знать:
-
файловую технологию организации данных в современных ПК;
-
типы устройств - источников информации, имеющих цифровой выход, их основные характеристики, параметры и способы подключения к ПК;
-
стандарты цифровых выходов (интерфейсов);
-
типы устройств - источников информации, не имеющих цифрового выхода, их основные характеристики, параметры и способы подключения к ПК;
-
рекомендации по выбору накопителя;
-
программно-аппаратное обеспечение и технологию сопряжения с ПК;
-
типы сетей;
-
назначение локальных и глобальных сетей;
-
оборудование для организации компьютерной сети и доступа в Интернет;
-
технологию подключения к компьютерной сети и к Интернет ;
-
технологию использования сетевых ресурсов;
-
основы безопасности работы в сети Интернет.
уметь:
-
создавать, редактировать, архивировать, копировать, хранить, пересылать, объединять, удалять восстанавливать, защищать файлы;
-
переименовывать, распаковывать, печатать, проверять на наличие вирусов и лечить файлы;
-
устанавливать свойства файлам;
-
пользоваться различными накопителями;
-
устанавливать и конфигурировать накопители;
-
форматировать накопители;
-
определять и изменять свойства накопителей;
-
сохранять информацию на различных накопителях;
-
осуществлять обмен информацией в сети;
-
пользоваться службами сети Интернет;
-
пользоваться и настраивать программы-браузерами;
-
пользоваться поисковыми серверами сети Интернет;
Тема 2.1. Работа с файлами. Антивирусные программы.
Файловая система. Сервисные программы для работы с файлами. Компьютерные вирусы и их классификация. Виды антивирусных программ. Защита компьютера и информации от вирусов и вредоносных программ.
Тема 2.2. Накопители информации и работа с ними.
Накопители информации их виды и основные характеристики. Форматирование накопителей. Хранение и запись информации на различные носители. Программы обслуживания накопителей различного вида. Ввод информации с устройств, имеющих интерфейс для подключения к ПК. Устройства промышленного ввода-вывода. Оборудование для встраиваемых систем. Программное обеспечение для автоматизации технологических процессов
Тема 2.3. Локальные компьютерные сети.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Классификация сетей. Оборудование, необходимое для функционирования сети. Установка сети. Доступ к ресурсам.
Тема 2.4. Глобальная сеть Интернет.
Глобальная сеть Интернет. Технология подключения к сети. Оборудование для подключения к Интернет. Ресурсы и службы Интернета. Поиск информации.
Тема 2.5. Защита файлов и управление доступа к ним.
Компьютерные преступления. Объекты, цели и задачи защиты информации. Виды мер обеспечения информационной безопасности: законодательные, морально-этические, организационные, технические, программно-математические. Разграничение доступа к информации.
Раздел 3. Технологии сбора и обработки информации.
В итоге изучения раздела 3 студент должен:
иметь представление:
-
о соответствии между расширением файла и типом информации, содержащейся в нём;
-
о возможности соединения разнотипной информации в одном электронном документе;
-
об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет.
знать:
-
классификацию типов информации;
-
источники информации;
-
форматы представления данных для обмены между различными пакетами прикладных программ;
-
технологию и программные средства поиска необходимой информации в накопителях информации, в компьютерных сетях;
-
назначение и типы сканеров, основные приёмы сканирования;
-
рекомендации по выбору сканера;
-
технологию преобразования сканированных документов в документы различных форматов;
-
наиболее популярные программы для распознавания сканированных документов;
-
технологию перевода текстов и наиболее популярные программы-переводчики текстов;
-
назначение, возможности и сферы применения приложений MS Office;
-
особенности приложений MS Office для использования их в профессиональной деятельности;
-
определение, назначение, области применения и аппаратно-программные средства для реализации мультимедийной технологии;
-
технологию и типы устройств для аудио- и видеоотображения информации;
-
форматы данных для аудио- и видеоотображения информации;
-
программно-аппаратное обеспечение для аудио- и видеоотображения информации;
-
типы печатающих устройств, их основные характеристики и параметры, достоинства и недостатки
уметь:
-
устанавливать сканеры и программное обеспечение для сканирования;
-
сканировать текстовые и графические материалы;
-
пользоваться программами распознавания и просмотра сканированного текста;
-
переводить тексты с помощью программ-переводчиков и устанавливать дополнительные словари;
-
выбирать нужное приложение для решения поставленных задач, пользоваться мастерами и шаблонами;
-
обрабатывать и представлять информацию в нужном виде и формате;
-
пользоваться программно-аппаратными средствами мультимедийных технология и применять их для решения задач в сфере профессиональной деятельности;
Тема 3.1. Технология обработки различных типов информации.
Информация и формы её представления. Поиск информации.
Приложения MS Office (Word, Excel, Access, Power Point, Internet Explorer, Front Page, Outlook, Publisher): назначение, возможности, области применения, особенности использования в сфере профессиональной деятельности.
Мультимедийные технологии в профессиональной деятельности.
Сканеры. Сканирование текстовых и графических материалов. Распознавание сканированных текстов. Компьютерный перевод текста.
Тема 3.2. Технология представления информации.
Печатающие устройства: назначение, типы, основные характеристики, параметры, достоинства и недостатки. Распечатка информации различного типа. Аудио и видеоотображение информации в профессиональной деятельности.
Перечень лабораторных работ
-
Подключение периферийных устройств к компьютеру.
-
Установка на компьютер программного обеспечения.
-
Работа с файлами: создание, копирование, архивирование, разархивирование, защита, удаление и восстановление.
-
Сохранение информации на различных носителях.
-
Обмен информацией в локальной сети. Поиск информации в сети Интернет.
-
Сканирование и распознавание документов.
-
Перевод документов на другие языки.
-
Работа с текстовыми файлами различного формата в MS WORD.
-
Создание сложных документов в MS WORD.
-
Работа с таблицами в MS WORD.
-
Оформление лабораторной (курсовой) работы в MS WORD.
-
Создание и форматирование электронных таблиц с помощью MS EXCEL.
-
Средства деловой графики MS EXCEL.
-
Использование функций MS EXCEL для решения задач.
-
Практическое задание «Расчёт себестоимости».
-
Практическое задание «Расчёт заработной платы».
-
Условная функция MS EXCEL.
-
Базы данных. Основные понятия и объекты БД в MS ACCESS.
-
Создание учебной базы данных «Абитуриент» с помощью MS ACCESS.
-
Технология создания объектов базы данных: фильтры, запросы, формы, отчёты.
-
Создание базы данных (по вариантам).
-
Многотабличные БД в MS ACCESS.
-
Вычисляемые поля в БД в MS ACCESS.
-
Создание мультимедийной презентации с помощью MS POWER POINT.
-
Конвертирование данных. Форматы данных для обмена между пакетами прикладных программ.
-
Создание сложных документов слиянием данных различных типов.
-
Создание презентации специальности (по индивидуальным заданиям).
-
Распечатывание документов и изображений. Отображение информации с помощью аудио и видеосредств вычислительной техники.
Рекомендуемая литература
-
Н. Угринович. Информатика и информационные технологии 10-11 класс.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлова. Практикум по информатике и информационным технологиям.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Информатика: Базовый курс / Под. ред. Симанович С.В. - СПб., 2000
-
Г.С.Гохберг, А.В.Зафиевский, А.А.Короткин. Информационные технологии - М. ACADEMIA, 2004