Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Самарской области
«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»
















ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ В LibreOffice:

Система Управления Базами Данных Base


Лабораторно-практические работы

(Учебно-методическое пособие)


Преподаватель информатики Загороднева Е.А.

















Самара,2016

Пояснительная записка

Система управления базами данных (СУБД) - это программное обеспечение, с помощью которого пользователи могут создавать базы данных и манипулировать сведениями из них.

Учебно-методическое пособие предназначено для освоения технологий работы в СУБД Base, входящей в состав свободно распространяемого офисного пакета LibreOffice в ходе выполнения лабораторных работ. К каждой работе приводится пошаговая инструкция к выполнению, даются краткие теоретические сведения по инструментарию сред.

Пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Информатика и ИКТ» в рамках подготовки специалистов среднего звена, а также для широкого круга пользователей, осваивающих пакет LibreOffice.

Лабораторно-практическая работа «Создание базы данных. Ввод данных.»

Цель работы: знакомство с интерфейсом СУБД LibreOffice Base, приобретение навыков создания баз данных, добавления таблиц БД с помощью Мастера и в режиме дизайна, редактирования таблицы, навыков заполнения таблицы, закрепление знаний о типах данных на практике.

База данных - совместно используемый набор логически связанных данных. Это единое хранилище данных, которое однократно определяется, а затем используется одновременно многими пользователями.

В реляционных базах данных (БД самого распространенного типа) данные хранятся в таблицах. Они тоже состоят из строк и столбцов. Столбцы называются полями и содержат данные определенного типа. Строки именуются записями . В одной строке хранится один набор данных, описывающих определенный объект.

Таблицы - не единственный тип объектов, из которых состоят базы данных. Помимо таблиц, существуют формы, отчеты и запросы.

Задание 1: Создайте файл новой базы.

  • Запустите программу LibreOffice Base - откроется окно Мастера баз данных:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • Кнопка Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base .

  • в открывшемся диалоговом окне Сохранить как... укажите куда сохранить и под каким именем: МояБД.odb

Задание 2: Изучите окно программы LibreOffice Base.

Рассмотрите окно программы LibreOffice Base являющейся системой управления базами данных (СУБД) - рабочее поле разбито на три области:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

Слева рабочего поля расположена область База данных, в которой расположены кнопки для переключения между объектами СУБД: Таблицы, Запросы, Формы, Отчёты.

Справа сверху размещена область Задачи: при переключении работы с одного объекта на другой в области База данных содержание окна Задачи изменяется.

Название области справа снизу изменяется при переключении работы с одного объекта на другой в области База данных и в ней отображаются соответствующие объекты, если они есть.

Выберите слева поочерёдно кнопки Таблицы, Запросы, Формы, Отчёты и наблюдайте изменения в областях справа.

Задание 3: Добавьте объект Таблица «Список 1» в вашей базе данных с помощью Мастера таблиц.

  • В области Задачи выберите задачу Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • В поле Примеры таблиц выберите Работники

  • Из Доступных полей переместите в Выбранные поля указанные на рисунке:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • Дальше>, Дальше> - установите флажок

  • Дальше> - измените название на Список 1 и нажмите Готово - откроется таблица базы:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • Обратите внимание, что в области Таблицы появился объект: Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

Задание 3: Измените объект Таблица «Список 1»

  • в области Таблицы щелкните по объекту правой кнопкой и в контекстном меню выберите команду Изменить.

  • В открывшемся окне измените название поля с «ID» на «Номер» с типом поля

  • Для поля Номер в Свойствах поля выберите Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base (при этом обязательно должно быть выделено поле Номер)

  • закройте окно редактирования структуры таблицы Список 1 с сохранением.

Задание 4: Добавьте объект Таблица «Список 2» в вашей базе данных в режиме дизайна

  • В области Задачи выберите задачу Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • В открывшемся окне введите названия полей и соответствующие типы полей, как показано на рисунке:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • Для поля Номер в Свойствах поля выберите Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base (при этом обязательно должно быть выделено поле Номер)

  • Назначьте первичный ключ для поля Номер - по правой кнопке в открывшемся контекстном меню как показано на рисунке:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • Сохраните таблицу под именем Список 2:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • Закройте окно режима дизайна - обратите внимание, что в области Таблицы теперь содержатся два объекта: Список 1 и Список 2.

Задание 5: Введите данные в таблицу «Список 1» (Откройте объект Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base двойным щелчком и введите 10-ть записей)

Контрольные вопросы:

  1. Опишите алгоритм создания файла пустой базы данных?

  2. Для чего предназначена область Задачи на рабочем поле?

  3. Как добавить таблицу с помощью Мастера?

  4. Что представляют собой поля табличной БД?

  5. Что такое ключевое поле?

  6. Какими могут быть типы данных?

  7. Как перейти в режим редактирования таблицы?

Практическая работа «Создание и использование пользовательской формы для базы данных»

Цель работы: получения навыков создания пользовательских форм на основе таблиц БД с помощью Мастера, редактирования форм , знакомство с представлением записей в форме.

Задание 1: Создайте форму для ввода данных в таблицу Список 1 с помощью Мастера Форм.

  • Перейдите в режим работы с формами по кнопке:

  • ЗУчебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

    апустите Мастер форм, выбрав в области Задачи строку: Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base


  • В окне Мастера форм пошагово можно выбрать необходимые настройки:

  1. Выбор поля


  1. -без изменений-

  2. -без изменений-

  3. -без изменений-

  4. Расположить элементы управления

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base


  1. -без изменений-

  2. -без изменений-

  3. измените название формы на Анкета


  • Рассмотрите полученную форму, обратите внимание, что поле для ввода даты необходимо откорректировать (как показано на рисунке):

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base


  • Закройте окно формы и обратите внимание на то что в области Формы появился объект

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

Задание 2: Отредактируйте вид формы полученной в первом задании и введите ещё 10-ть записей.

  • в окне Формы щелкните по объекту Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base правой кнопкой и в контекстном меню выберите команду Изменить.

  • Щелкните мышкой по надписи Дата рождения , так чтобы она выделилась зелёными маркерами.

  • Разгруппируйте надпись Дата рождения и её поле по правой кнопке мыши, выбрав в контекстном меню команды, как показано на рисунке:

  • ОУчебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

    ткорректируйте поле для ввода Даты рождения

  • Закройте форму с сохранением изменений.

  • Откройте объект Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base двойным щелчком мыши и введите ещё 10-ть записей, используя панель Навигации:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

Контрольные вопросы:


  1. Для чего предназначена форма?

  2. Как перейти в режим редактирования формы?

  3. Как изменить объект Надпись на форме

  4. Как добавить запись, используя форму?

  5. Как перейти от формы к таблице и наоборот?

  6. Опиши алгоритм добавления формы с помощью Мастера?


Практическая работа «Создание запросов и отчетов для базы данных»

Цель работы: изучить назначение и технологию формирования запросов и отчетов.

Подготовительный этап:

Создайте файл СписокЗадач.odb и добавьте объект Таблица Задачи, используя Мастер, как показано на рисунке:

ЗУчебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

аполните полученную Таблицу по образцу:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

Задание 1: Сформируйте в БД объект Запрос СписокЗадач

Запросы - важнейший инструмент любой системы управления базами данных (СУБД). Они служат для выборки определенных записей из базы.

Перейдите в режим работы с запросами по кнопке:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • Запустите Мастер запросов, выбрав в области Задачи строку: Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base


  • В окне Мастера запросов пошагово можно выбрать необходимые настройки:

Шаг 1, Выбор поля: выберите поля из доступных как показано на рисунке:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

Шаги 2-6. - без изменений -

Шаг.7. Альтернативные названия: заменить Псевдоним для поля ЗадачиКодЗадачи на: №

Шаг.8. Обзор: заменить Название запроса на: СписокЗадач

Готово

  • Рассмотрите созданную таблицу Запроса

Задание 2: подготовить для печати «Отчет о задачах по их важности» на основании Таблицы Задачи.

Отчет- это объект базы данных, который предназначен для вывода информации из баз данных, прежде всего на принтер. Отчеты позволяют выбрать из баз данных нужную пользователю информацию, оформить ее в виде документа, перед выводом на печать просмотреть на экране. Источником данных для отчета может служить таблица или запрос.

Перейдите в режим работы с отчетами по кнопке:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • Запустите Мастер запросов, выбрав в области Задачи строку: Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

  • В окне Мастера отчетов пошагово можно выбрать необходимые настройки:

Шаг 1, Выбор поля: выберите таблицу и все доступные поля как показано на рисунке:

Учебно-методическое пособие по освоению технологий работы в СУБД LibreOffice Base

Шаг 2: Поля меток: заменить Псевдоним для поля КодЗадачи на: №

Шаг 3: Группировка: выберите группировку по полю Примечание

Шаг4. - без изменений -

Шаг.5. Выбор стиля: Блоки подписи слева

Шаг.6. Создать отчет: - без изменений -

Готово

  • Рассмотрите созданный отчет

Задание 3: аналогично подготовить для печати «Список задач», создав отчет на основании Запроса СписокЗадач.

Контрольные вопросы:

  1. Назначение запросов

  2. На основании чего создаются запросы?

  3. Назначение отчетов

  4. На основании чего создаются отчеты?

  5. Что дает группировка?


© 2010-2022