Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 10-х классов

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан
















Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ»

для 10-х классов

на 2014-2015 учебный год



Составители: Федоров А.А.

учитель информатики

МАОУ «СОШ №7»

г. Стерлитамак РБ



Стерлитамак

2014

I. Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике для 10-х классов составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

  • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.6,7)

  • Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование (п.2,5)

3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

4. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 в редакции от 19.08.2013 г. №1384.

5. Учебного плана МАОУ «СОШ №7» городского округа г. Стерлитамак РБ на 2014-2015 учебный год, утверждённого приказом
№ 244/О от 01.09 2014 года.

6. Авторской программы по информатике для 10-11 классов. Автор: Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10- 11 классы)».

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

  • соответствует стандарту основного общего образования по физике, социальному заказу родителей;

  • построена с учётом принципов преемственности, системности, научности, доступности и преемственности;

  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Изменения, внесенные в примерную (типовую) учебную программу и их обоснование.

В разделе «Информационные технологии» рассматриваются обзорно или совсем убраны из него часть практических работ, которые выполнялись учащимися в основной школе, так как в рамках 13 часов, отведенных в авторской программе на изучение данного раздела, изучение теоретического материала и выполнение 15 объемных практических работ учащимися невозможно.


Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Большое внимание уделяется формированию у учащихся практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным Стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) [3]. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №7» городского округа г. Стерлитамак РБ (утвержден приказом № 244/О от 01.09 2014 года), рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, что полностью соответствует авторской программе по информатике для 10-11 классов. Автор: Н.Д.Угринович. Составитель М.Н. Бородин, М.: БИНОМ, 2012. Из них 21 час практических работ, 4 часа контрольных работ.


II. Основное содержание предмета


  1. Введение. Информация и информационные процессы - 4 час.

Информация. Информационные процессы.

Количества информации как мера умешьшения неопределенности знания.

Вероятностный подход к измерению информации.

Алфавитный подход к определению количества информации.


  1. Информационные технологии - 13 час.

Кодирование и обработка текстовой информации.

Кодирование и обработка графической информации.

Кодирование звуковой информации.

Компьютерные презентации.

Кодирование и обработка числовой информации.

Компьютерный практикум

Практическая работа 1.1. Создание и форматирование документа.

Практическая работа 1.2. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «История развития ВТ».

Практическая работа 1.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

Практическая работа 1.4. Построение диаграмм различных типов.

Практическое задание «Кодировки русских букв».

Практическое задание «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».

Практическое задание «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».

Практическое задание «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».


  1. Коммуникационные технологии - 16 часов.

Локальные компьютерные сети.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Подключение к Интернету.

Всемирная паутина.

Электронная почта.

Общение в Интернете в реальном времени.

Файловые архивы.

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.

Геоинформационные системы в Интернете.

Поиск информации в Интернете.

Электронная коммерция в Интернете.

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Основы языка разметки гипертекста.

Компьютерный практикум

Практическая работа 2.1. Подключения к Интернету и определение IP-адреса.

Практическая работа 2.2. Работа с файловыми архивами.

Практическая работа 2.3. Поиск в Интернете.

Практическая работа 2.4. Разработка сайта с использованием Web-редактора.

Практическое задание «Создание подключения к Интернету».

Практическое задание «Настройка браузера».

Практическое задание «Работа с электронной почтой».

Практическое задание «Общение в реальном времени в глобальной и локальной компьютерных сетях».

Практическое задание «Геоинформационные системы в Интернете».


  1. Повторение - 2 час.


III. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

  • понятия: информация, информатика;

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

  • сущность алфавитного подхода к измерению информации

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

  • понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;

  • назначение коммуникационных и информационных служб Интернета.

Уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

  • выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

  • представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

  • создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

IV. Оценка достижений ожидаемых (планируемых) результатов

освоения рабочей программы


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%

хорошо

51-75%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.


V. Тематическое планирование

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

10 класс


№ ур. в теме

№ п/п

Тема урока

Кол

часов

10 А

Домашнее задание

Основные виды деятельности учащихся

Примечание

Дата

проведени 1 гр

Дата

проведени 2 гр

Дата по плану

Дата фактич.

Дата по плану

Дата фактич.

1


Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы (4 часа)

1-1

1.

Инструктаж по ТБ по работе за компьютером. Информация. Информационные процессы.

1





конспект

Изучение понятий: информация, информатика; виды информационных процессов; единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними; сущность алфавитного подхода к измерению информации; решение задач по нахождению количества информации, кодирование и декодирование информации.


1-2

2.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

1





конспект


1-3

3.

Алфавитный подход к определению количества информации.

1





конспект


1-4

4.

К. р. №1. Измерение информации.

1





повторить конспекты


2


Тема 2. Информационные технологии (13 часов)

2-1

5.

Кодирование и декодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах

1





п.1.1.1

п.1.1.2



Изучение представления числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;


решение задач на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода, вычисление объема информации звукового и графического файла;


представление числовой информации в двоичной системе счисления, арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;


создание информационных объектов, в том числе: компьютерных презентаций на основе шаблонов, текстовых документов с форматированием данных.


2-2

6.

Форматирование документов в текстовых редакторах

1





п.1.1.3


2-3

7.

ТБ. Пр. р. №1.Создание и форматирование документа

1





пр.1.2


2-4

8.

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

1





п.1.1.4

п.1.1.5


2-5

9.

Кодирование графической информации

1





п.1.2.1


2-6

10.

Растровая графика.

1





п.1.2.2


2-7

11.

Векторная графика.

1





п.1.2.3


2-8

12.

Кодирование звуковой информации

1





п.1.3


2-9

13.

Компьютерные презентации.

ТБ. Пр. р. №2. Разработка мультимедийной интерактивной презентации

1





п.1.4


2-10

14.

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1





п.1.5.1


2-11

15.

Электронные таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

1





п.1.5.2


2-12

16.

Инструктаж по работе за компьютером. ТБ. Пр. р.№3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

1





пр.1.14


2-13

17.

Построение диаграмм и графиков. ТБ. Пр. р. №4. Построение диаграмм различных типов

1





п.1.5.3


3


Тема 3. Коммуникационные технологии (16 часов)

3-1

18.

Локальные компьютерные сети.

1





п.2.1



Изучение понятий: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, web - сервер, web - сайт, URL - адрес, HTTP - протокол, поисковая система, геоинформационная система; назначение коммуникационных и информационных служб Интернета.


Создание информационных объектов, в том числе простейшие WEB - страниц;


поиск информации с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках, словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам.


3-2

19.

Глобальная компьютерная сеть Интернет


1





п.2.2


3-3

20.

Подключение к Интернету. ТБ. Пр. р. №5. Подключение к Интернету и определение IP-адреса

1





п.2.3


3-4

21.

Всемирная паутина.

1





п.2.4

п.2.5


22.

Электронная почта

1






3-5

23.

Файловые архивы. ТБ. Пр.р. №6. Работа с файловыми архивами.

1





п.2.7


3-6

24.

Общение в Интернете в реальном времени. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете

1





п.2.6

п.2.8

п.2.9


3-7

25.

Поиск информации в Интернете. ТБ. Пр. р. №7. Поиск в Интернете.

1





п.2.10


3-8

26.

Электронная коммерция. Библиотеки, энциклопедии, словари.

1





п.2.11

п.2.12


3-9

27.

Структура HTML-кода Web-страницы

1





п.2.13


3-10

28.

Шрифт. Форматирование текста.

1





п.2.13


3-11

29.

Вставка изображений. Гиперссылки.

1





п.2.13


3-12

30.

Нумерованные и маркированные списки

1





п.2.13


3-13

31.

Таблицы

1





п.2.13


3-14

32.

ТБ. Пр.р.№8. Разработка сайта с использованием Web-редактора

1





пр.2.11


3-15

33

К.р. №2. Коммуникационные технологии.

1





Глава 2


4

.

Повторение (2 часа)

4-1

34.

Повторение темы «Информация и информационные технологии»

1





Глава 1



4-2

35.

Повторение темы «Коммуникационные технологии»

1





Глава 2




VI. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Учебно-методический комплект

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2010.


  1. Литература и интернет-ресурсы для учителя

  1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. klyaksa.net

  3. uroki.net

  4. edu.rin.ru

  5. scholl-collection.ru

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Рабочее место учителя (ноутбук, мышь, колонки).

  3. Проектор.

  4. Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс).

  5. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows7.

  2. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  3. Браузер InternetExplorer (входит в состав операционной системы).

  4. Антивирусная программа Microsoft Security Essentials.

  5. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft Power Point, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  6. Системы программирования Pascal ABC.

  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader11.

  8. Программа создания и редактирования файлов в формате PDF Adobe Acrobat Professional.

  9. Архиватор 7-Zip.

Список литературы


  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.


  1. Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) и элективного курса «Исследование информационныхмоделей» (10-11 классы) (Н. Д. Угринович) / Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.

2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.


  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России

от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. -

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

1


© 2010-2022