- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 7-9 класс
Рабочая программа по информатике 7-9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Улитина Т.К. |
Дата | 30.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7-9 классов разработана на основе:
-
Примерной программы по информатике и ИКТ федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2005 г.;
-
авторской программы Угриновича Н.Д., соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Изучение курса «Информатика и ИКТ» обеспечивает развитие ребенка, формирование специфических познавательных умений. Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Кому адресована программа
Учебный курс «Информатика и ИКТ» адресован учащимся 7-9 классов
Цели программы
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи программы
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Принципы, лежащие в основе построения программы
-
приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
-
активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
-
опора на опыт ребенка;
-
взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
-
создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний
Специфика программы
Характерными особенностями содержания курса «Информатика и ИКТ» являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами; включение элементов, направленных на духовно-нравственное развитие обучающихся.
Основные содержательные линии курса (раздел и структура)
Определены стандартом основного общего образования и представлены в программе крупными разделами:
-
Информация и информационные процессы
-
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
-
Обработка текстовой информации
-
Обработка графической информации
-
Мультимедийные технологии
-
Обработка числовой информации
-
Представление информации
-
Алгоритмы и исполнители
-
Формализация и моделирование
-
Хранение информации
-
Коммуникационные технологии
-
Информационные технологии в обществе
Требования к уровню подготовки
В результате усвоения содержания курса «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах обучающийся должен:
знать:
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
-
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности)
-
в практических задачах, переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации(справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
-
УУД:
-
познавательные универсальные действия:
1. Общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символические (моделирование): использование простейших предметных, знаковых, графических моделей, таблиц, диаграмм, построение и преобразование их в соответствии с содержанием задания (задачи);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания, суждения с использованием математических терминов и понятий;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов, определение основной и второстепенной информации.
2. Логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение простейшей логической цепи рассуждений;
- доказательство.
3. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы
-
коммуникативные универсальные действия:
- участие в совместной деятельности: учащиеся могут договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность;
-
организационные универсальные действия:
- планирование этапов предстоящей работы, определение последовательности учебных действий; осуществление контроля и оценки их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Виды и формы организации учебного процесса
Виды учебной деятельности:
-
наблюдение: установление закономерности в числовой последовательности, составление числовой последовательности по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
-
исследование ситуаций, требующих сравнения чисел и величин;
-
характеристика явлений и событий с использованием чисел и величин;
-
моделирование ситуаций, требующих перехода от одних единиц измерения к другим;
-
моделирование ситуаций, иллюстрирующих арифметическое действие и ход его выполнения;
-
использование математической терминологии при записи и выполнении арифметического действия;
-
планирование решения задачи;
-
действие по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи;
-
использование геометрических образов для решения задачи;
-
контроль: обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера;
-
конструирование простейших высказываний с помощью логических связок «… и / или…», «если…, то…», «неверно, что…»;
-
соотнесение предметных, вербальных, схематических и символических моделей;
-
моделирование разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости;
-
изготовление (конструирование) моделей геометрических фигур, преобразование моделей;
-
исследование предметов окружающего мира;
-
работа с информацией: нахождение, обобщение и представление данных; интерпретация информации (объяснение, сравнение и обобщение данных, формулирование выводов)
Формы организации учебного процесса:
-
дидактические игры;
-
уроки с элементами исследования;
-
кратковременные предметные экскурсии
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.
Объем программы в часах
105 часов
1 час в неделю
Библиографический список для учащихся и учителя
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
-
Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
-
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видеомагнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
-
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
-
Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения
-
Простой редактор Web-страниц
Основное содержание (105 час)
Информация и информационные процессы (4 час)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
1. Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Обработка текстовой информации (14 час)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
8. Вставка в документ формул.
9. Создание и форматирование списков.
10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
11. Создание гипертекстового документа.
12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Практикум: работа I
Обработка графической информации (4 час)
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Рисунки и фотографии.
Форматы графических файлов.
Практические работы:
14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
15. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
16. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
17. Сканирование графических изображений.
Практикум: работа II
Мультимедийные технологии (8 час)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
20. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
21. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
22. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Практикум: работа III, работа IV
Обработка числовой информации (6 час)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Практические работы:
23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
24. Создание и обработка таблиц.
25. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
26. Построение диаграмм и графиков.
Практикум: работа V
Представление информации (6 час)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Кодирование звуковой информации.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы:
27. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
28. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
29. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Алгоритмы и исполнители (19 час)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
32. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
33. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
34. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Практикум: работа VI
Формализация и моделирование (8 час)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы:
37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
38. Построение генеалогического дерева семьи.
39. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
41. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
42. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Практикум: работа VII
Хранение информации (4 час)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы:
43. Поиск записей в готовой базе данных.
44. Сортировка записей в готовой базе данных.
Практикум: работа VIII
Коммуникационные технологии (12 час)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
45. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
46. Путешествие по Всемирной паутине.
47. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
49. Загрузка файла из файлового архива.
50. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
51. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
52. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
Практикум: работа IX
Информационные технологии в обществе (4 час)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:
53. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
54. Защита информации от компьютерных вирусов.
55. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Практикум: работа X
Резерв свободного учебного времени (11 час)
Практикум
I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления.
Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование цитат и ссылок (гипертекста).
Использование систем перевода текста и словарей.
Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
II. Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.
Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).
Создание изображений с использованием графической панели.
Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
III. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда.
Создание презентации; вставка изображений.
Настройка анимации.
Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
IV. Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.
-
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).
Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
VI. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.
Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
VII. Работа с учебной базой данных.
Поиск необходимой информации.
Ввод информации.
Обработка запросов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
VIII. Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.
Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
IX. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование веб-страницы (веб-сайта).
Поиск необходимой информации.
Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование ссылок (гипертекста).
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
X. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.
Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.
Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.
Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
Календарно-тематическое планирование
7 КЛАСС
№
Тема урока
кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля, измерители
Элементы дополнительного содержания
Д/3
Дата
Информация и информационные процессы (4 часа)
1
Информация и информационные объекты. Техника безопасности в кабинете.
1
Урок ознакомления с новым материалом.
Информация. Информационные объекты различных видов. Роль информации в жизни людей
Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи. Иметь представление об информации и знаниях.
Знать виды информационных объектов. Иметь представление о роли информации и информационных объектов в жизни людей (быту, технике, лингвистике, социальных науках, в биологических системах, в кибернетике и т.п.).
Знать свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность, понятность)
зачет в виде тестирования.
Типологизация информационных объектов; функции информации в жизни людей; характеристика информации на основе ее свойств
1.1
стр. 9-19
2
Информационные процессы и способы фиксации их результатов. Практическая работа №1.
1
Комбинированный урок.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи. Практическая работа № 1 «Фиксация аудио- и видеоинформации с помощью цифровых камер и устройств звукозаписи».
Иметь представление об информационных процессах.
Знать виды информационных процессов (хранение, передача, обработка, защита информации, управление). Уметь приводить примеры информационных процессов и давать их характеристику.
Уметь фиксировать аудио- и видеоинформацию с помощью различных технических средств (цифровая видеокамера, устройство аудиозаписи) и сохранять на компьютере
Практическая работа
Зависимость протекания информационных процессов от вида информации; информационная деятельность человека
3
Измерение количества информации
1
Комбинированный урок.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации
Иметь представление об измеримости информации.
Знать сущностные характеристики содержательного, вероятностного и алфавитного подходов к измерению информации. Иметь представление о равновероятных событиях.
Уметь устанавливать случаи, в которых сообщение содержит информацию для конкретного человека.
Иметь представление о скорости передачи информации и единицах ее измерения
Опрос, тест, решение задач.
Мощность алфавита; канал связи; пропускная способность канала; средства реализации информационных процессов; информация и общество; информационное общество
1.3, стр. 27-29, №1.8-1.10 стр.33
4
Единицы измерения количества информации
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Уметь переводить единицы количества информации, используя таблицу единиц, производных от байта. Уметь определять количество информации в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах.
Опрос, решение задач, проверочная работа.
Перевод из больших единиц информации в меньшие; 1 Тбайт.
1.3, стр. 29-33.
№1.3, 1.4 стр.29
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа).
5
Основные компоненты компьютера и их функции.
Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств. Практическая работа №2.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Соединение блоков и устройств компьютера, внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
Практическая работа № 2 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств»
Знать о внутренних устройствах, обеспечивающих работу компьютера; характеристики основных внутренних устройств компьютера. Уметь включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках ПК: процессора и оперативной памяти, информационной емкости дисков, их сходство и различие; вставлять сменные диски в накопители
Опрос. Тест.
Практическая работа.
Характеристики основных компонентов компьютера
1.2, стр.15-30
6
Программные принципы работы компьютера.
Практическая работа №3.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме.
Практическая работа №3 «Изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы».
Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать программный принцип работы компьютера; функции операционной системы; типологию программных средств, используемых человеком для решения задач.
Уметь выполнять операции с информационными объектами, используя графический интерфейс операционной системы (перемещать, копировать, удалять файлы и папки, создавать ярлыки)
Опрос. Тест. Практическая работа.
Операционные системы и оболочки
1.3 стр.30-33,
1.5 стр.38-47
7
Файловая система.
Практическая работа №4.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Данные и программы. Файлы и файловая система. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Практическая работа № 4 «Планирование собственного информационного пространства».
Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога. Знать определение файла; возможности работы с файлами, основные действия с ними (создание, сохранение, перенос, удаление); о необходимости проверки файлов на наличие вирусов.
Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов; сохранять информацию на внешних носителях
Опрос. Практическая работа.
1.4, стр.32-38
8
Командное взаимодействие пользователя с компьютером.
Контрольная работа по теме: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
1
Объяснение нового материала.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню)
Иметь представление об информационном пространстве. Знать основные элементы Рабочего стола, различие между значками и ярлыками. Уметь создавать папки; создавать, именовать, сохранять, переносить и удалять файлы; вызывать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши; пользоваться справочной системой
Опрос.
Способы организации диалога
1.6, стр. 49-58
Обработка текстовой информации (14 часов).
9
Создание и простейшее редактирование документов в текстовом процессоре. Практическая работа № 5.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Знакомство с приемами квалифицированного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его усвоения.
Практическая работа № 5 «Знакомство с приемами квалифицированного письма».
Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора.
Уметь запускать текстовый процессор, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы)
Практическая работа.
Текстовые редакторы и процессоры
3.2
10
Создание и простей-
шее редактирование документов.
Практическая работа № 6
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного базовых средств редакторов.
Практическая работа № 6 «Создание небольших текстовых документов».
Иметь представление о параметрах шрифта, различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах(слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Уметь структурировать текст, используя технологию создания и редактирования простейших текстовых документов. Уметь форматировать текстовый документ; задавать параметры шрифта, абзаца
Практическая работа.
3.2
11
Проверка правописания.
1
Практическая работа.
12
Настройка параметров элементов текста: страницы, абзаца.
Практическая работа № 7.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца.
Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
Практическая работа № 7 «Форматирование текстовых документов».
Уметь задавать размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию страницы (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) и ориентацию страницы (книжная, альбомная). Уметь структурировать текст, используя параметры абзаца
Практическая работа.
Макет документа
3.3
13
Формулы и графические объекты в текстовых документах.
Практическая работа № 8
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Включение в текстовый документ формул и графических объектов.
Вставка в документ формул.
Практическая работа № 8 «Вставка в документ формул».
Иметь представление о способах применения специальных встроенных редакторов формул для ввода формул; о вставке в документ графических объектов. Уметь набирать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения, используя встроенный в текстовый процессор редактор формул
Практическая работа.
14
Приемы форматирования в текстовых документах.
Практическая работа № 9.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Включение в текстовый документ списков.
Создание и форматирование списков.
Практическая работа № 9 «Создание и форматирование списков».
Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о многоуровневых списках (вложенные списки). Знать виды списков (нумерованные, маркированные, многоуровневые). Уметь создавать и редактировать маркированные и нумерованные списки
Практическая работа.
Многоуровневые списки
3.5
15
Таблица в текстовом документе.
Практическая работа № 10.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Включение в текстовый документ таблиц.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа №10
«Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Уметь включать таблицу в текстовый документ; размещать в ячейках таблицы данные различных типов (текст, числа, изображения); модернизировать параметры таблицы (вставлять и удалять строки, столбцы и ячейки; изменять ширину столбцов и высоту строк с помощью мыши; изменять размеры отдельных ячеек, разделять их на несколько ячеек), использовать границы и заливку для оформления внешнего вида таблицы.
Практическая работа.
3.6
16
Графический объект в текстовом документе
1
Объяснение нового материала.
Включение в текстовый документ графических объектов
Уметь включать в текстовый документ(из файла, из буфера обмена) графические объекты; размещать их; создавать и редактировать, используя возможности встроенного графического редактора
Опрос
17
Документы различного назначения
1
Объяснение нового материала.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Проверка правописания.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки
Иметь представление об использовании в текстовых документах мастеров и шаблонов. Уметь применять библиотеки шаблонов для создания документов различного назначения (визитка, реферат и др.). Иметь представление о встроенной в текстовый редактор системе проверки правописания; автозамене частых опечаток и о настройке выделения исправлений. Знать принцип подчеркивания ошибки (орфографические -красная линия, синтаксические - зеленая)
Опрос
Шаблоны документов
18
Создание гипертекстового документа.
Практическая работа № 11.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Практическая работа №11
«Создание гипертекстового документа».
Иметь представление о гипертексте, гиперссылке. Уметь создавать гиперссылки (с местом в этом документе, другим файлом или web-страницей). Знать состав гиперссылки (указатель ссылки и адресная часть ссылки). Уметь распознать гипертекст в электронном документе создавать закладки и ссылки в документе
Практическая работа.
3.7
19
Программы оптического распознавания документов. Практическая работа № 12
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Распознавание текста.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа (практическая работа № 12)
Знать приемы создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) и программных средств для распознавания полученного изображения. Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате.
Уметь сохранить документ, вывести на печать на принтере
Практическая работа.
3.9
20
Компьютерные словари.
Практическая работа №13.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Перевод текста с использованием системы машинного перевода (практическая работа № 13)
Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Знать приемы создания текстовых документов с использованием вспомогательных программ-словарей и подготовку документа к печати с использованием периферийного оборудования (принтер). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста)
Практическая работа.
3.8
21
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации.
1
Урок - практикум, зачет
Планирование текста, создание оглавления. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста).
Использование систем перевода текста и словарей. Использование сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи
Уметь оформлять текст в виде отчета о работе, доклада, реферата и т.п., используя возможности текстового процессора
Практическая работа.
Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете.
22
Контрольная работа «Обработка текстовой информации»
1
Обработка графической информации (4 часа).
23
Растровая и векторная графика.
1
Объяснение нового материала.
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов
Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр). Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; возможности графических редакторов; основные режимы работы графических редакторов.
Иметь представление об интерфейсах графических редакторов. Знать форматы графических файлов, их достоинства и недостатки; области применения разных графических форматов
Опрос.
2.1
24
Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора (практическая работа № 14)
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
Практическая работа №14 «Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора»
Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения
Опрос.
Практическая работа.
2.2.1
25
Создание изображении с помощью инструментов векторного графического редактора (практическая работа № 15)
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Создание изображении с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
Практическая работа № 15 «Создание изображении с помощью инструментов векторного графического редактора».
Иметь представление о стандартных векторных и растровых форматах графического файла, о собственных форматах графических приложений.
Уметь создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора; использовать готовые примитивы и шаблоны; конструировать объекты; производить геометрические преобразования изображения. Знать возможности, режимы работы и среду графического векторного редактора
Опрос.
Практическая работа.
2.2.2
26
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Зачет.
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.
Использование готовых графических объектов (практическая работа № 16).
Сканирование графических изображений (практическая работа №17)
Уметь с помощью сканера осуществлять ввод изображения; использовать готовые графические объекты для создания сложных объектов; создавать графический объект с использованием готовых фрагментов в цифровом виде; редактировать объекты, полученные путем сканирования
Практическая работа.
Обработка числовой информации (6 часов).
27
Электронные таблицы.
Практическая работа № 16.
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных (практическая работа № 16)
Знать назначение и функции электронных таблиц.
Иметь представление об элементах электронных таблиц. Уметь вводить данные (числа, текст, формулы, не содержащие функций) и изменять данные в готовой таблице
Тест.
Практическая работа.
4.2
28
Ячейка. Адресация в таблице
1
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Абсолютные и относительные ссылки
Знать приемы создания документа с использованием различных форм представления информации в виде формул. Уметь, используя адресацию в таблице, задавать абсолютные и относительные ссылки
Опрос. Практическая работа.
4.2.3
29
Создание и обработка таблиц Практическая работа № 17.
1
Практическая работа.
Создание и обработка таблиц (практическая работа № 17)
Уметь создавать и оформлять таблицы в табличном процессоре; использовать адресацию при решении задач с математическим и экономическим содержанием
Практическая работа.
30
Функции в среде электронной таблицы.
Практическая работа № 18.
1
Повторение. Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Встроенные функции.
Ввод математических формул и вычисление по ним.
Создание таблиц значений функций в электронных таблицах (практическая работа № 18)
Знать приемы создания документа с использованием различных форм представления информации. Иметь представление о встроенных функциях. Уметь вводить математические формулы, содержащие функции, используя встроенные в табличный процессор функции.
Беседа. Практическая работа.
4.2.4
31
Построение диаграмм
и графиков. Практическая работа № 19.
1
Повторение. Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Построение диаграмм и графиков
Уметь строить диаграммы и графики, используя возможности табличного процессора
Опрос. Практическая работа.
4.3
32
Контрольная работа по теме: «Обработка числовой информации»
1
33
Годовая контрольная работа
1
34, 35
Резерв учебного времени
2
8 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля, измерители
Элементы дополнительного содержания
Д/3
дата
Представление информации (7 часов)
1
Компьютерное представление текстовой информации. Практическая работа №1 Инструктаж по охране труда.
1
Объяснение нового материала.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
Практическая работа «Кодирование текстовой информации».
Уметь кодировать и декодировать информацию. Знать способы перекодировки текста
Опрос, практическая работа.
3.1
2
Кодирование графической информации. Практическая работа №2
1
Практико-ориентированный урок
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе (практическая работа )
Иметь представление о кодировании графической информации.
Уметь устанавливать цвет в палитре RGB в графическом редакторе
Практическая работа.
3
Кодирование звуковой информации. Практическая работа №3
1
Объяснение нового материала.
Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации) (практическая работа)
Иметь представление
о кодировании звуковой информации. Уметь записывать звуковые файлы с различным качеством звучания
Опрос, практическая работа.
Качество оцифрованного звука. Форматы звуковых сигналов.
4
Представление числовой информации в различных системах счисления.
1
Объяснение нового материала.
Представление числовой информации в различных системах счисления.
Знать способы представления числовой информации в различных системах счисления. Знать особенности позиционных и непозиционных систем счисления.
Опрос, тест.
4.1.1
5
Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
1
Повторение.
Объяснение нового материала.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
Опрос, решение задач.
4.1.2
6
Арифметические вычисления в различных системах счисления. Практическая работа №4.
1
Объяснение нового материала.
Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора (практическая работа)
Выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью Калькулятора.
Опрос, решение задач, практическая работа.
4.1.3
7
Контрольная работа по теме: «Представление информации»
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-игра.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации
Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую; выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления.
Иметь представление о компьютерном представлении числовой информации
Мультимедийные технологии (8 часов)
8
Компьютерные презентации.
1
Объяснение нового материала.
Компьютерные презентации.
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
Иметь представление о компьютерной презентации.
Знать возможности мультимедийных технологий. Уметь создавать презентации с использованием готовых шаблонов, редактировать содержание слайдов
Опрос, беседа
2.5
9
Практическая работа №5 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов: оформление слайдов».
1
Урок применения знаний и умений
Создание презентации
с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда (практическая работа № 5)
Уметь форматировать текст, представленный на слайдах; оформлять слайды в презентации (фон, оформление слайдов, размещение графических и текстовых объектов на слайдах)
Практическая работа
10
Дизайн презентации и макеты слайдов. Демонстрация презентации (практическая работа № 6)
1
Урок применения знаний и умений
Дизайн презентации и
макеты слайдов.
Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора (практическая работа №6)
Иметь представление
о дизайне слайдов и
презентации в целом.
Уметь использовать макеты слайдов при создании презентации; сохранять презентацию в режиме демонстрации; запускать презентацию для демонстрации на экране монитора и с помощью проектора
Практическая работа
2.5.2
11
Звуки и видеоизображения.
1
Объяснение нового материала.
Звуки и видеоизображения.
Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов) (практическая работа № 7)
Знать технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов
Практическая работа
1.6
12
Технические приемы записи звуковой информации.
1
Объяснение нового материала.
Технические приемы записи звуковой информации (практическая работа № 8)
Знать технические приемы записи звуковой информации. Уметь записывать музыку на ПК
Практическая работа
13
Обработка материала, монтаж информационного объекта (практическая работа №9)
1
Урок применения знаний и умений
Звуки и видеоизображения
Обработка материала, монтаж 39нформациионного объекта (практическая работа № 9)
Иметь представление о звуко- и видеоизображениях.
Уметь осуществлять монтаж 39нформациионного объекта, используя редактор презентаций
Практическая работа
Композиция и монтаж
14
Компьютерные презентации
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Компьютерные презентации
Уметь создавать тематическую презентацию; встраивать в слайды графические объекты; настраивать
эффекты анимации
тест
Использова
ние простых анимационных графических объектов
2.5.3
15
Контрольная работа по теме: «Мультимедийные технологии»
1
Урок проверки знаний и умений
Хранение информации (4 часа)
16
Табличные базы данных.
1
Объяснение нового материала.
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними
Знать понятие базы данных, ее элементов.
Иметь представление о типах данных и СУБД
Опрос.
4.1
17
Ввод и редактирование записей
1
Повторение. Объяснение нового материала.
Ввод и редактирование записей
Уметь вводить и редактировать записи.
Опрос
18
Условия поиска информации; поиск записей. Практическая работа №.7
1
Объяснение нового материала
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск записей в готовой базе данных (практическая работа)
Уметь задавать условия поиска информации в базе данных
Практическая работа.
4.3
19
Поиск, удаление и сортировка данных. Практическая работа №8
Контрольная работа «Хранение информации»
1
Повторение. Объяснение нового материала.
Поиск, удаление и сортировка данных, Сортировка записей в готовой базе данных (практическая работа)
Уметь проводить поиск, удаление и сортировку данных
Практическая работа.
4.2
Формализация и моделирование (8 часов).
20
Формализация описания реальных объектов и процессов.
1
Объяснение нового материала.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории (практическая работа)
Иметь представление о процессе формализации.
Уметь приводить примеры моделирования объектов и процессов. Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории
Опрос
3.1
21
Виды информационных моделей. Практическая работа № 9 «Построение генеалогического дерева семьи»
1
Объяснение нового материала.
Виды информационных моделей. Построение генеалогического дерева семьи (практическая работа № 9)
Знать виды информационных моделей. Уметь представлять информационную модель в виде графа, диаграммы
Практическая работа
3.2.2
22
Виды информационных моделей, практическая работа №10 «Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования»
1
Объяснение нового материала.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная графика. Диаграммы, планы, карты. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного
проектирования (практическая работа № 10)
Опрос, практическая работа
23
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования (практическая работа №11)
1
Урок-практикум
Практическая работа
Трехмерная
графика
24
Таблица как средство моделирования. Практическая работа №12.
1
Повторение. Обсуждение. Практическая работа.
Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования (практическая работа)
Иметь представление о таблице как средстве моделирования. Уметь строить и исследовать компьютерные модели, реализующие анализ результатов в форме таблиц
Практическая работа.
25
Таблица как средство моделирования. Практическая работа №13.
1
Обсуждение. Практическая работа.
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц (практическая работа №19)
Иметь представление о таблице как средстве моделирования. Уметь строить и исследовать компьютерные модели, реализующие анализ результатов в форме таблиц
Практическая работа
26
Модели. Практическая работа «Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах».
1
Повторение.
Объяснение нового материала. Практическая работа.
Модели.
Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах (практическая работа)
Иметь представление о таблице как средстве моделирования. Уметь строить и исследовать компьютерные модели, реализующие анализ результатов в форме таблиц
Практическая работа
Кибернети-ческая модель управления: управление, обратная связь
27
Контрольная работа по теме: «Формализация и моделирование».
1
Информационные технологии в обществе (4 часа)
28
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
1
Объяснение нового материала
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи (практическая работа)
Уметь оценивать скорость передачи и об работки информационных объектов, стоимость информационных продуктов и услуг связи. Знать виды и характеристики информационных ресурсов общества
Беседа, практическая работа
Основные этапы развития средств информационных технологий
6.1
29
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
1
Объяснение нового материала
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность. Защита информации от компьютерных вирусов (практическая работа)
Соблюдать право при создании и использовании информации.
Уметь защищать информацию от вирусов. Знать правила информационной безопасности
практическая работа
6.3.1
30
Правовая охрана информационных ресурсов.
1
Объяснение нового материала
Правовая охрана информационных ресурсов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы (практическая работа)
Знать нормативные документы по обеспечению правовой охраны информационных ресурсов.
Уметь устанавливать программное обеспечение
практическая работа
6.3.2
31
Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи (практикум)
1
Урок применения знаний и умений
Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи (практикум). Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных' объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов
практическая работа
32
Годовая контрольная работа
1
33-35
Резерв учебного времени
9 КЛАСС.
Тема урока
кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля, измерители
Элементы дополнительного содержания
Д/3
Дата
№
Алгоритмы и исполнители (19 часов).
1
Алгоритм. Свойства алгоритма. Инструктаж по охране труда.
1
Объяснение нового материала.
Алгоритм. Свойства алгоритма
Знать понятие алгоритма; свойства алгоритмов. Уметь определять свойства конкретных алгоритмов
опрос
2.1
2
Способы записи алгоритмов.
1
Объяснение нового материала.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека
Знать способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Уметь записывать алгоритм разными способами.
Иметь представление о возможностях автоматизации деятельности человека
Опрос
2.1.1
3
Исполнители алгоритмов.
1
Объяснение нового материала.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ)
Знать понятие «исполнитель алгоритмов»; назначение. Уметь определять среду, режим работы, систему команд конкретного исполнителя. Иметь представление о компьютере как
формальном исполнителе алгоритмов
Опрос, тест.
2.1.2
4-5
Алгоритмические конструкции: следование. Практическая работа №1.
2
Объяснение нового материала. Отработка.
Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения (практическая работа)
Знать структуру алгоритмической конструкции следования. Уметь разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач
Практическая работа
6-7
Алгоритмические конструкции: ветвление.
Практическая работа № 2.
2
Объяснение нового материала. Урок-игра.
Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления (практическая работа )
Знать структуру алгоритмической конструкции ветвления. Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления
Практическая работа
8-9
Алгоритмические конструкции: повторение.
Практическая работа №3.
2
Объяснение нового материала. Отработка.
Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма
(программы), содержащей оператор цикла (практическая работа)
Знать структуру алгоритмической конструкции повторения.
Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор цикла
Практическая работа
10
Языки программирования, их классификация.
1
Объяснение нового материала
Языки программирования, их классификация
Знать классификацию языков программирования; особенности основных типов языков программирования.
Иметь представление о синтаксисе и семантике языка программирования
Опрос, тест.
13.2
11
Алгоритмы работы с величинами.
1
Объяснение нового материала
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Уметь создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления, цикла, вспомогательные алгоритмы.
Проверочная работа
12
Правила представления данных.
1
Объяснение нового материала
Правила представления данных
Знать правила представления данных
Опрос
13
Правила записи основных операторов и программы.
1
Объяснение нового материала
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива (практическая работа )
Знать правила записи
основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла на языке программирования.
Уметь разрабатывать алгоритмы определения элементов массива, удовлетворяющих определенным условиям, или их суммы, находить наименьший (наибольший) элемент и т.п.
Практическая работа
14
Этапы разработки программы: Практическая работа №5.
1
Объяснение нового материала
Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций (практическая работа)
Знать этапы разработки программы. Уметь разрабатывать алгоритм, требующий для решения поставленной задачи использования логических операций
Практическая работа
15
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения (практическая работа№6)
1
Практическая работа
Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения
Знать структуру алгоритмической конструкции следования. Уметь разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач
Практическая работа
16
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления (практическая работа №7)
1
Практическая работа
Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления
Знать структуру алгоритмической конструкции ветвления. Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления
Практическая работа
17
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла (практическая работа №8)
1
Практическая работа
Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма
(программы), содержащей оператор цикла
Знать структуру алгоритмической конструкции повторения.
Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор цикла
Практическая работа
18
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Контрольная работа по теме: «Алгоритмы и исполнители» (20 мин)
1
Повторение. Объяснение нового материала. Урок контроля знаний.
Контрольная работа
Графы
19
Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу (практикум)
1
Урок-практикум
Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу (практикум, работа № 6). Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла.
Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива
Знать способы и приемы разработки алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла. Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов
Практическая работа
Коммуникационные технологии (13 часов).
20
Процесс передачи информации.
1
Изложение нового материала.
Процесс передачи информации, источник и приемник информации
Иметь представление о процессе передачи информации. Знать понятия «канал связи», «источник» и «приемник информации». Уметь для конкретного процесса передачи информации определять его элементы
Опрос
5.1
21
Сигнал, кодирование и декодирование.
1
Урок-лекция
Сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации
Знать понятие и характеристику процессов кодирования и декодирования информации. Уметь устанавливать скорость передачи информации от канала связи
Тест
Искажение информации при передаче
22
Локальные и глобальные компьютерные сети
1
Урок-лекция
Локальные и глобальные компьютерные сети
Знать понятие сети; классификацию сетей; топологию локальных сетей; структуру и возможности глобальной компьютерной сети
Тест
5.2
23
Электронная почта как средство связи, Практическая работа №9
1
Объяснение нового материала
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения (практическая работа)
Знать правила переписки по электронной почте.
Уметь создать почтовый ящик, создать, отправить сообщение в режиме on- и offline; делать приложения к письмам
Практическая работа
5.4.2
24-25
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Практическая работа №10, №11.
2
Урок-семинар
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Путешествие по Всемирной паутине (практическая работа)
Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат(практическая работа)
Знать типологию информационных ресурсов и сервисов компьютерных сетей. Уметь организовать коммуникацию с помощью форумов, чатов, телеконференций
Практическая работа
5.4
26
Поиск информации
1
Урок-лекция
Поиск информации
Уметь делать простые и составные запросы, использовать различные поисковые машины
Проверочная работа
5.5
27
Архивирование и разархивирование. Практическая работа №12. Практическая работа №13.
1
Объяснение нового материала
Архивирование и разархивирование. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора (практическая работа ).
Загрузка файла из файлового архива (практическая работа)
Знать особенности процессов архивирования и разархивирования.
Уметь создавать и распаковывать архив
Практическая работа
28
Компьютерные энциклопедии и справочники.
1
Объяснение нового материала
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы
Иметь представление о компьютерных энциклопедиях и справочниках; информации в компьютерных сетях, компьютерных и некомпьютерных каталогах. Знать особенности поисковых машин и способ составления запросов в них
Практическая работа
29
Компьютерные и не компьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Практическая работа №14.
1
Объяснение нового материала
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов (практическая работа )
Практическая работа
30
Сохранение информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них(практическая работа № 15). Контрольная работа по теме: «Коммуникационные технологии» (20 мин)
1
Урок-зачет
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них (практическая работа)
Уметь сохранять для индивидуального использования информационные объекты из Интернета и ссылок на них
Практическая работа
31
Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички (практическая работа № 16)
1
Урок-практикум
Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты, с использованием шаблонов (практическая работа)
Знать требования и уметь создавать комплексный информационный объект в виде web-странички
Практическая работа
32, 33
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде web-страницы (web-сайта) с использованием шаблонов (практикум, работа №9)
1
Урок-практикум
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде web-страницы (web-сайта) с использованием шаблонов (практикум, работа №9).
Планирование web-страницы (web-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование ссылок (гипертекста).
Практическая работа
Технологии хранения, поиска и сортировки информации 7 часов
34
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
1
35
Системы управления базами данных (СУБД).
1
36
Практическая работа «Создание структуры табличной базы данных»
1
37
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Практическая работа «Ввод и редактирование данных
1
38
Практическая работа «Поиск и сортировка данных»
1
39
Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
1
40
Практическая работа «Создание реляционных баз данных»
1
Обработка графической информации 11 часов
41
Графический редактор Inkscape.
Практическая работа «Знакомство с интерфейсом. Создание
изображений из графических примитивов»
1
42
Основы работы с объектами
1
43
Закраска рисунков
1
44
Закраска рисунков и контуров.
Вспомогательные режимы работы
1
45
Закраска рисунков и контуров.
Вспомогательные режимы работы
1
46
Создание рисунков из кривых
1
47
Методы упорядочивания и объединения объектов.
1
48
Методы упорядочивания и объединения объектов.
1
49
Работа с текстом
1
50
Работа с текстом
1
51
Контрольная работа «Обработка графической информации»
1
Обработка текстовой информации 5 часов
52
Создание документов в текстовых редакторах
Практическая работа. Вставка в документ формул
1
53
Ввод и редактирование документа
1
54
Форматирование и печать документа
1
55
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
Практическая работа Перевод текста с помощью компьютерного словаря
1
56
Системы оптического распознавания документов Практическая работа Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
1
57
Контрольная работа «Обработка текстовой информации»
1
Кодирование и обработка числовой информации 8 часов
58
Кодирование числовой информации Практическая работа. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
1
Представление числовой информации с помощью систем счисления
Арифметические операции в позиционных системах счисления
59
Электронные таблицы
1
Основные параметры электронных таблиц
Основные типы и форматы данных
60
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Практическая работа Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
1
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Практическая работа Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
61
Встроенные функции
Практическая работа Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
1
Встроенные функции
Практическая работа Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
62
Построение диаграмм и графиков Практическая работа Построение диаграмм различных типов
1
Диаграммы и графики. Построение диаграмм и графиков различных типов (практическая работа)
63
Базы данных в электронных таблицах
1
Объяснение нового материала
Представление базы данных в виде таблицы и формы
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
64
Практическая работа Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
1
Повторение. Объяснение нового материала.
Поиск, удаление и сортировка данных, Сортировка записей в готовой базе данных (практическая работа)
Уметь проводить поиск, удаление и сортировку данных
Практическая работа.
65
Контрольная работа «Обработка числовой информации»
66
Годовая контрольная работа
1
67- 70
Резерв учебного времени
4