Методическая разработка на тему РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21
городского округа Самара



«Развитие познавательного интереса школьников через активное внедрение в процесс обучения технологии РКМЧП и ИКТ на уроках информатики».



Автор: учитель информатики

МБОУ СОШ №21

Устюгова Оксана Владимировна.

Самара

2013

2 слайд 1. Актуальность

В современном образовании одной из приоритетных задач информатики рассматривается развитие познавательной деятельности учащихся, формирование целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся. Встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо развить у учащихся познавательный интерес.

Познавательный интерес представляет собой ценное интегрированное свойство личности, включающее в себя следующие психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные.

3 слайд 2.Современные активные методы в обучении.

Для стимулирования познавательной деятельности и познавательного интереса применяются активные методы в обучении.

Одним из новых методов является включение в традиционный урок приёмов педагогической технологии «Развитие критического мышления» и Информационно-коммуникационных технологии.

Технология развития критического мышления способствует тому, что информация не просто воспринимается детьми, а систематизируется, анализируется и критически осмысливается.

А Информационно-коммуникационные технологии дают возможность наглядно рассмотреть материал урока с помощью презентации, для самостоятельного изучения или закрепления материала воспользоваться электронным учебным пособием или тренажёром, измерить уровень усвоения знаний с помощью теста.

3. История разработки новых технологий обучения.

4 слайд

Технология РКМЧП разработана в конце ХХ века в США. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения В.Шаталова, Ш.Амонашвили, В.А.Бухвалова, В.Давыдова, Д.Эльконина, Л.Занкова, М.Махмутова, А.Матюшкина и т. д.

5 слайд

Начиная с 2001 года, Правительством Российской Федерации было принято несколько программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений к Интернет, сложившуюся в системе образования за последние 5-10 лет.

Практически одновременно с этими программами, нацеленными преимущественно на компьютеризацию и информатизацию российского образования, была определена новая стратегия на модернизацию образовательной системы в целом. Была принята Национальная доктрина образования до 2025 года и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждены программы «Дети России на 2001-2002 годы», «Молодежь России (2001 - 2005 годы), программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 гг.», и др. Значительный раздел по образованию, где речь идет о средствах ИКТ, включен в Федеральную целевую программу «Электронная Россия на 2002 - 2010 гг.».

Цели использования новых технологий в образовании

6 слайд

Ставятся следующие цели использования данных технологий:

ТРКМЧП:

  • формировать новый стиль мышления;

  • развивать базовые качества личности: критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности;

  • формировать культуру чтения, умение ориентироваться в источниках информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, стремление к самообразованию и самоорганизации;

  • научить работать в команде, выполнять разные роли.

7 слайд

ИКТ:

  • повысить мотивацию обучения;

  • повысить эффективность процесса обучения;

  • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

  • совершенствовать методики проведения уроков;

  • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

  • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

8 слайд

Формирование познавательного интереса.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

  • 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

  • 2) наличием познавательной стороны этой эмоции;

  • 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности .

Выше сказанное ещё раз доказывает необходимость использования таких новых технологий образования, как ТРКМЧП и ИКТ.

Наглядные методы применения технологий РКМЧП и ИКТ.

9 слайд. Применение Икт на уроке:

  • Презентации и видеоуроки;

  • Мультимедийные диски:

    • электронные энциклопедии;

    • электронные учебные курсы-тренажеры;

    • творческие среды;

    • контролирующие системы.

10 слайд. Некоторые приёмы ТРКМЧП:

1 Инсерт

2 Закладка

3 Таблица «ЗУХ»

4 Ключевые слова

5 Кластер

6 Синквейн

8 Мозговой штурм

11 слайд.

На уроке информатике рабочий процесс с применением данных технологий можно выстроить следующим образом:

  • Просмотр видеоматериалов;

  • Работа в парах;

  • Работа, обсуждение в группе;

  • Работа с электронными учебными тренажёрами;

В качестве примера, приведу несколько способов применения технологий РКМЧП и ИКТ на уроках информатики:



12 слад.

«Работа с текстом» (инсерт).

Методическая разработка на тему РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Таким образом, у ребёнка возникнет желание не быстрее прочитать заданный текст, а осмыслить каждое предложение!







13 слайд. Прием «Кластер»





Методическая разработка на тему РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ



Данный приём предлагаю использовать при закреплении пройденного материала, либо использовать не до конца заполненную таблицу в качестве мотивационного момента в начале урока.





14 слайд. Таблица «ЗУХ»

Методическая разработка на тему РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Ребёнку предлагается самостоятельно заполнить данную таблицу. Таким образом, у учащихся формируется интерес глубже осмыслить новую тему.





Заключение.
На основании изложенного можно сделать вывод, что использование приёмов ТРКМЧП и Икт на уроках информатики приводит к развитию познавательного интереса, а также:

способствует

развивает

  • лучшему запоминанию изученного материала;

  • формированию мотивации к учению в целом и к информатике в частности;

  • -активизируют деятельность учащихся на уроке;

-развитию познавательной деятельность;

  • формированию информационно-коммуникационной компетентности;

-способность формулировать мысли;

-помогает лучше понять причины явлений;

-заставляет задуматься о необходимости качественного результата;

- развивает мыслительную деятельность учащихся.























Список используемой литературы.

  • Парванян Р.Г. «Проблема развития познавательного интереса у школьников на уроках информатики». - Студент и наука. Городская научно-практическая конференция 21-22 апреля 2011 года. Магнитогорск. МаГУ.

  • Заир-Бек С.И., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М.,2004.

  • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.

  • Парванян Р.Г. «Метод проектов как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках информатики». - Актуальные проблемы прикладной информатики и методики обучения информатике: материалы молодежной всероссийской научно - практическая конференция 17-18 марта 2011г. Шадринск. ШГПИ.

  • Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. 1968



«Развитие познавательного интереса школьников через активное внедрение в процесс обучения технологии РКМЧП и ИКТ на уроках информатики».

Устюгова О.В.

МБОУ СОШ № 21.

В современном образовании одной из приоритетных задач информатики рассматривается развитие познавательной деятельности учащихся, формирование целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся. Встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо развить у учащихся познавательный интерес.

В работе показывается, что использование современных методов обучения способствует формированию познавательного интереса у учащихся. Внедренее в процесс обучения технологии РКМЧП и ИКТ, способствует

12


© 2010-2022