- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка на тему РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Методическая разработка на тему РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Устюгова О.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21
городского округа Самара
«Развитие познавательного интереса школьников через активное внедрение в процесс обучения технологии РКМЧП и ИКТ на уроках информатики».
Автор: учитель информатики
МБОУ СОШ №21
Устюгова Оксана Владимировна.
Самара
2013
2 слайд 1. Актуальность
В современном образовании одной из приоритетных задач информатики рассматривается развитие познавательной деятельности учащихся, формирование целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся. Встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо развить у учащихся познавательный интерес.
Познавательный интерес представляет собой ценное интегрированное свойство личности, включающее в себя следующие психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные.
3 слайд 2.Современные активные методы в обучении.
Для стимулирования познавательной деятельности и познавательного интереса применяются активные методы в обучении.
Одним из новых методов является включение в традиционный урок приёмов педагогической технологии «Развитие критического мышления» и Информационно-коммуникационных технологии.
Технология развития критического мышления способствует тому, что информация не просто воспринимается детьми, а систематизируется, анализируется и критически осмысливается.
А Информационно-коммуникационные технологии дают возможность наглядно рассмотреть материал урока с помощью презентации, для самостоятельного изучения или закрепления материала воспользоваться электронным учебным пособием или тренажёром, измерить уровень усвоения знаний с помощью теста.
3. История разработки новых технологий обучения.
4 слайд
Технология РКМЧП разработана в конце ХХ века в США. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения В.Шаталова, Ш.Амонашвили, В.А.Бухвалова, В.Давыдова, Д.Эльконина, Л.Занкова, М.Махмутова, А.Матюшкина и т. д.
5 слайд
Начиная с 2001 года, Правительством Российской Федерации было принято несколько программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений к Интернет, сложившуюся в системе образования за последние 5-10 лет.
Практически одновременно с этими программами, нацеленными преимущественно на компьютеризацию и информатизацию российского образования, была определена новая стратегия на модернизацию образовательной системы в целом. Была принята Национальная доктрина образования до 2025 года и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждены программы «Дети России на 2001-2002 годы», «Молодежь России (2001 - 2005 годы), программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 гг.», и др. Значительный раздел по образованию, где речь идет о средствах ИКТ, включен в Федеральную целевую программу «Электронная Россия на 2002 - 2010 гг.».
Цели использования новых технологий в образовании
6 слайд
Ставятся следующие цели использования данных технологий:
ТРКМЧП:
-
формировать новый стиль мышления;
-
развивать базовые качества личности: критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности;
-
формировать культуру чтения, умение ориентироваться в источниках информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
-
стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, стремление к самообразованию и самоорганизации;
-
научить работать в команде, выполнять разные роли.
7 слайд
ИКТ:
-
повысить мотивацию обучения;
-
повысить эффективность процесса обучения;
-
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
-
совершенствовать методики проведения уроков;
-
своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
-
качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
8 слайд
Формирование познавательного интереса.
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:
-
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
-
2) наличием познавательной стороны этой эмоции;
-
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности .
Выше сказанное ещё раз доказывает необходимость использования таких новых технологий образования, как ТРКМЧП и ИКТ.
Наглядные методы применения технологий РКМЧП и ИКТ.
9 слайд. Применение Икт на уроке:
-
Презентации и видеоуроки;
-
Мультимедийные диски:
-
электронные энциклопедии;
-
электронные учебные курсы-тренажеры;
-
творческие среды;
-
контролирующие системы.
-
10 слайд. Некоторые приёмы ТРКМЧП:
1 Инсерт
2 Закладка
3 Таблица «ЗУХ»
4 Ключевые слова
5 Кластер
6 Синквейн
8 Мозговой штурм
11 слайд.
На уроке информатике рабочий процесс с применением данных технологий можно выстроить следующим образом:
-
Просмотр видеоматериалов;
-
Работа в парах;
-
Работа, обсуждение в группе;
-
Работа с электронными учебными тренажёрами;
В качестве примера, приведу несколько способов применения технологий РКМЧП и ИКТ на уроках информатики:
12 слад.
«Работа с текстом» (инсерт).
Таким образом, у ребёнка возникнет желание не быстрее прочитать заданный текст, а осмыслить каждое предложение!
13 слайд. Прием «Кластер»
Данный приём предлагаю использовать при закреплении пройденного материала, либо использовать не до конца заполненную таблицу в качестве мотивационного момента в начале урока.
14 слайд. Таблица «ЗУХ»
Ребёнку предлагается самостоятельно заполнить данную таблицу. Таким образом, у учащихся формируется интерес глубже осмыслить новую тему.
Заключение.
На основании изложенного можно сделать вывод, что использование приёмов ТРКМЧП и Икт на уроках информатики приводит к развитию познавательного интереса, а также:
способствует
развивает
-
лучшему запоминанию изученного материала;
-
формированию мотивации к учению в целом и к информатике в частности;
-
-активизируют деятельность учащихся на уроке;
-развитию познавательной деятельность;
-
формированию информационно-коммуникационной компетентности;
-способность формулировать мысли;
-помогает лучше понять причины явлений;
-заставляет задуматься о необходимости качественного результата;
- развивает мыслительную деятельность учащихся.
Список используемой литературы.
-
Парванян Р.Г. «Проблема развития познавательного интереса у школьников на уроках информатики». - Студент и наука. Городская научно-практическая конференция 21-22 апреля 2011 года. Магнитогорск. МаГУ.
-
Заир-Бек С.И., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М.,2004.
-
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
-
Парванян Р.Г. «Метод проектов как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках информатики». - Актуальные проблемы прикладной информатики и методики обучения информатике: материалы молодежной всероссийской научно - практическая конференция 17-18 марта 2011г. Шадринск. ШГПИ.
-
Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. 1968
«Развитие познавательного интереса школьников через активное внедрение в процесс обучения технологии РКМЧП и ИКТ на уроках информатики».
Устюгова О.В.
МБОУ СОШ № 21.
В современном образовании одной из приоритетных задач информатики рассматривается развитие познавательной деятельности учащихся, формирование целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся. Встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо развить у учащихся познавательный интерес.
В работе показывается, что использование современных методов обучения способствует формированию познавательного интереса у учащихся. Внедренее в процесс обучения технологии РКМЧП и ИКТ, способствует
12