Рабочая программа по информатике 6 класс Л. Л. Босова, А. Ю. Босова

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается  учитываются возрастные  и психологические особенности школьников,...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 имени М. М. Пришвина

«Согласовано»

Руководитель МО

______________/О.И. Бородулина /

Протокол №___ от «___»___________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________/Н.А.Щукина/

«__»____________2014г.

«Утверждено»

И. о. директора МБОУ СОШ № 1 им. М.М. Пришвина

_____________/Л.М. Моргачева/

Приказ № ____ от «___»______2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

для 6Г,6Д классов

Базовый уровень

Разработчик:

Иванова Е. Н.

учитель информатики

МБОУ СОШ № 1

имени М. М. Пришвина

первая категория



Липецкая область город Елец

2014/2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и базисный учебный план не предусматривают изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет в 5-7 классах как пропедевтический базового курса. Это позволит реализовать непрерывный курс обучения информатике, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

В основе разработки рабочей программы лежат нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Образовательная программа МОУ СОШ №1 им. М. М. Пришвина (утверждена приказом от 14.07.2014 г. №238).

  4. Учебный план МОУ СОШ №1 им. М. М. Пришвина (утверждён приказом от 14. 07. 2014 г. № 237).

  5. Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

Данная рабочая программа составлена на основании следующей примерной авторской программы:

  • Программа для основной школы. Информатика: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10-12 лет и к школьникам 12-15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5-6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Изучение информатики в 5-6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.



Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 1 им. М. М. Пришвина на 2014-2015 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 6-х классах выделено 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год за счет школьного образовательного компонента .

В рабочей программе, по сравнению с авторской, количество часов на изучение разделов не изменяется.



Тематическое распределение количества часов по примерной и авторской программам:

№ п/п

Разделы

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

6 класс

Объекты и системы

13

13

    Информационные модели

    10

    10

      Алгоритмика

      9

      9

        Резерв

        3

        3

        Итого

        35

        35

        Общая характеристика учебного предмета

        Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

        Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

        Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

        Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

        В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

        Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 6 классе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов - освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

        Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов.

        Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

        • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

        • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий;

        • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

        Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
        в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

        • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

        • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

        • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

        • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

        • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

        • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

        Личностные, метапредметные и предметные результаты
        освоения информатики

        Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

        • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

        • понимание роли информационных процессов в современном мире;

        • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

        • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

        • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

        • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

        • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

        • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

        • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

        Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

        • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

        • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

        • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

        • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

        • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

        • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

        • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

        Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

        • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

        • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

        • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

        • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

        • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


        Формы организации учебного процесса


        Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

        В 6 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.


        Используемые технологии, методы и формы работы:


        При организации занятий обучающихся 6 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

        На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

        • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

        • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

        • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

        • проблемное обучение;

        • метод проектов;

        • ролевой метод.



        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно - иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

        Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник «Информатика и ИКТ. 6 класс. Босова Л.Л., Босова А.Ю.», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; Рабочая тетрадь по информатике для 6 класса, Босова Л.Л., Босова А.Ю, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методического пособия «Уроки информатики в 5-7 классах», Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год.

        Учебник «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 6 класса автора Босовой Л.Л. разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.



        Содержание учебного предмета

        Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

        • информационное моделирование;

        • алгоритмика.

        Раздел 1. Информационное моделирование

        Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

        Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

        Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

        Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

        Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

        Раздел 2. Алгоритмика

        Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

        Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

        Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.




        Учебно-тематический план

        Название темы

        Количество часов

        Время, отведённое на изучение

        темы

        1

        Объекты и системы

        13


        2

        Информационные модели

        10


        3

        Алгоритмика

        9


        4

        Резерв

        3



        Итого:

        35












        Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

        Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

        Основное содержание по темам

        Характеристика деятельности ученика

        Тема 1. Объекты и системы (13 часов)

        Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

        Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

        Аналитическая деятельность:

        • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

        • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

        • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

        • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

        Практическая деятельность:

        • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

        • изменять свойства панели задач;

        • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

        • упорядочивать информацию в личной папке.

        Тема 2. Информационные модели (10 часов)

        Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

        Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

        Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

        Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

        Аналитическая деятельность:

        • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

        • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

        Практическая деятельность:

        • создавать словесные модели (описания);

        • создавать многоуровневые списки;

        • создавать табличные модели;

        • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

        • создавать диаграммы и графики;

        • создавать схемы, графы, деревья;

        • создавать графические модели.

        Тема 8. Алгоритмика

        (9 часов)

        Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

        Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

        Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

        Аналитическая деятельность:

        • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

        • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

        • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

        Практическая деятельность:

        • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

        • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

        • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

        Резерв учебного времени в 6 классе: 3 часа





        Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ.



        Планируемые результаты изучения информатики:

        Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

        Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

        Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

        Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

        Раздел 1. Информационное моделирование

        Выпускник научится:

        • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

        • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

        • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

        • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

        • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

        Ученик получит возможность:

        • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

        • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

        • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

        • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

        Раздел 2. Алгоритмика

        Выпускник научится:

        • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

        • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

        • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

        • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

        • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

        • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

        • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

        Выпускник получит возможность:

        • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

        • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

        • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.





        Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 6 класса.



        Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики 6 класса

        1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

        2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

        3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

        4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы : методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

        5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика.

        6 класс»

        Оборудование

        1. Операционная система Alt Linux.

        2. Пакет офисных приложений OpenOffice.

        3. Плакаты Босовой Л.Л.

        Перечень цифровых образовательных ресурсов


        1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/).

        2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).









        Календарно-тематический план учебного материала

        6 класс

        Номер урока

        Тема урока

        Параграф учебника

        Дата

        По плану

        Фактически

        По плану

        Фактически

        1.

        Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

        Введение, §1

        02.09

        03.09 (I),

        05.09(II)

        2.

        Объекты операционной системы.

        Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

        §2(3)



        09.09

        10.09 (I),

        12.09(II)

        3.

        Файлы и папки. Размер файла.

        Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

        §2(1,2)



        16.09

        17.09 (I),

        19.09(II)

        4.

        Разнообразие отношений объектов и их множеств.

        Отношения между множествами.

        Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 1-3)

        §3 (1, 2)





        23.09


        24.09 (I),

        26.09(II)

        5.

        Отношение «входит в состав».

        Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 5-6)

        §3 (3)

        30.09

        01.10 (I),

        03.10(II)

        6.

        Разновидности объекта и их классификация.

        §4 (1, 2)



        07.10

        08.10 (I),

        10.10(II)

        7.

        Классификация компьютерных объектов.

        Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов»

        §4 (1, 2, 3)




        14.10

        15.10 (I),

        17.10(II)

        8.

        Системы объектов. Состав и структура системы

        Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1-3)

        §5 (1, 2)




        21.10

        22.10 (I),

        24.10(II)

        9.

        Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

        Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4-5)

        §5 (3, 4)



        28.10

        29.10 (I),

        31.10(II)

        10.

        Персональный компьютер как система.

        Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

        §6



        11.11

        12.11 (I),

        14.11(II)

        11.

        Способы познания окружающего мира.

        Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

        §7

        18.11

        19.11 (I),

        21.11(II)

        12.

        Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

        Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

        §8 (1, 2)



        25.11

        26.11 (I),

        28.11(II)

        13.

        Определение понятия.

        Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

        §8 (3)

        02.12

        03.12 (I),

        05.12(II)

        14.

        Информационное моделирование как метод познания.

        Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

        §9

        09.12

        10.12 (I),

        12.12(II)


        15.

        Административная контрольная работа.



        16.12

        17.12 (I),

        19.12(II)

        16.

        Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

        Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

        §10(1-3)



        23.12

        24.12 (I),

        26.12(II)

        17.

        Математические модели.

        Многоуровневые списки.

        Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

        §10 (4)


        18.

        Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

        Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

        §11(1, 2)


        19.

        Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

        Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

        §11(3, 4)


        20.

        Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

        Создание информационных моделей - диаграмм. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели - диаграммы и графики» (задания 1-4)

        Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

        §12


        21.

        Многообразие схем и сферы их применения.

        Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

        §13 (1)


        22.

        Информационные модели на графах.

        Использование графов при решении задач.

        Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

        §13 (2, 3)


        23.

        Что такое алгоритм.

        Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

        §14


        24.

        Исполнители вокруг нас.

        Работа в среде исполнителя Кузнечик

        §15


        25.

        Формы записи алгоритмов.

        Работа в среде исполнителя Водолей

        §16


        26.

        Линейные алгоритмы.

        Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

        §17 (1)


        27.

        Алгоритмы с ветвлениями.

        Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

        §17 (2)


        28.

        Алгоритмы с повторениями.

        Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

        §17 (3)


        29.

        Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

        Работа в среде исполнителя Чертёжник

        §18 (1, 2)


        30.

        Использование вспомогательных алгоритмов.

        Работа в среде исполнителя Чертёжник

        §18 (3)


        31.

        Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

        Работа в среде исполнителя Чертёжник

        §18 (4)


        32

        Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»




        33-35.



        Выполнение и защита итогового проекта.




        © 2010-2022