Рабочая программа Основы программирования и баз данных

Рабочая программа по учебной дисциплине опщепрофессионально цикла "Основы программирования и баз данных" для студентов второго курса очного отделения, обучающихся по специальности 09.02.02  Компьютерные сети. Программа предназначена для преподавателей колледжей и техникумов, преподающих учебную дисциплину "Основы программирования и баз данных". Объем аудиторных учебных часов - 110, самостоятельная (внеаудиторная) работа - 55 часов. Всего - 165 часа. Программа может быть использована и для обучен...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Еланский аграрный колледж»
















рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины


ОП. 05 Основы программирования и баз данных


по специальности технического профиля:

230111 Компьютерные сети












2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

230111 «Компьютерные сети»


Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж»

Разработчик:

Гулиева Елена Викторовна, преподаватель первой категории.




































СОДЕРЖАНИЕ



1.Паспорт программы учебной дисциплины 4


2.Структура и содержание учебной дисциплины 5


3.Условия реализации примерной программы учебной дисциплины 10


4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы программирования и баз данных


1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети», входящей в состав укрупненной группы 230000 «Информатика и вычислительная техника».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:


Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.


Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

обладать профессиональными компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.2.

Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах

ПК 2.3.

Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей

ПК 3.1.

Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать языки программирования высокого уровня;

- строить логически правильные и эффективные программы;

- использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- общие принципы построения алгоритмов;

- основные алгоритмические конструкции;

- системы программирования;

- технологии структурного и объектно-ориентированного программирования

- основы теории баз данных;

- модели баз данных;

- основы реляционной алгебры

- принципы проектирования баз данных;

- средства проектирования структур баз данных;

- язык запросов SQL.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 145 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;

  • лабораторно-практических работ 42 часа

  • самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

165

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

110

в том числе:


Лабораторно-практические работы

42

Контрольные работы

6



Самостоятельная работа обучающегося (всего)

55



Итоговая аттестация во II семестре в форме

экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования и баз данных»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.Принципы построения алгоритмов и алгоритмические конструкции.

10


Тема 1.1. Общее понятие алгоритма.

Содержание учебного материала

4


1.

Общее понятие алгоритма. Обзор существующих алгоритмических языков.

2

2

Практические занятия

2


  1. Составление алгоритма работы программы

Тема 1.2. Принципы построения и управляющие конструкции алгоритмического языка.

Содержание учебного материала

6


1.

Неформальный алгоритмический язык - псевдокод, максимально приближенный к естественному языку.

2

2

2.

Основные конструкции алгоритмического языка - ветвление, цикл; примеры программ на псевдокоде.

2

2

Лабораторная работа не предусмотрена

-


Практические занятия

2


2. Составление алгоритма работы программы с использованием ветвления и цикла

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1

Свойства алгоритмов и методы построения.

5


Раздел 2.Системы и технологии структурного и объектно-ориентированного программирования.

50


Тема 2.1. Обзор современных систем программирования.


Содержание учебного материала

6


1.

Современные системы разработки эффективных программ на языке программирования высокого уровня. Сравнительная характеристика, примеры использования.

2

2

2.

Разработка программ по техническому заданию.

2

1

Лабораторная работа не предусмотрена

-


Практические занятия

2


  1. Изучение интегрированной среды программирования. Составление требований к программному продукту.

Тема 2.2. Технология структурного программирования.





Содержание учебного материала

24


1.

Теоретические предпосылки структурного программирования. Состав и структура языка программирования. Понятия алфавита, синтаксиса и семантики. Комментарии.

2

2

2

Переменные. Определение имени переменной. Объявление переменной. Инициализация переменной по умолчанию и из кода. Область видимости и время жизни переменных. Оператор присваивания.

2




3.

Типы переменных. Преобразование типов явное и неявное. Стандартные операции с переменными. Константы

2

2

4.

Понятие оператора. Запись операторов. Многострочные операторы, понятие блока.

2

2

5.

Оператор условия. Составления условия: сравнение числовых значений, строковых и логических значения.

2

2

6.

Составление сложных условий: использование логических операций. Приоритет операций. Вложенные операторы. Оператор выбора. Оптимизация оператора выбора

2

2

7.

Оператор цикла: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром. Цикл для обхода элементов группы. Понятия: тело цикла, условие цикла, счетчик, итерация. Использование счетчика цикла. Оператор досрочного выхода из цикла.

2

2

Практические занятия

2


4.Проектирование программы с использованием операций и операторов языка

Лабораторная работа

8

1. «Организация ввода данных в программу, организация вывода данных на экран»

2. «Организация математических операций в программе»

3. «Разработка программы с использованием оператора ветвления и выбора»

4. «Разработка программы с использованием операторов цикла»

Тема 2.3. Технология объектно-ориентированного программирования (ООП).


Содержание учебного материала

20


1.

Преимущества применения объектно-ориентированного подхода в программировании. Классы: основные понятия.

2

2

2.

Понятие массива. Массивы одномерные и многомерные. Понятие индекса и элемента массива. Подсчет объема памяти занимаемой массивом.

2

2

3.

Типовые задачи с массивами: доступ к элементу, обход элементов, инициализация элементов. Представление текстовой информации.

2

2

4.

Понятие строка. Различные способы организации строковых данных. Работа с отдельными символами. Наиболее употребительные функции для работы со строками.

2

2

5.

Введение в программирование под Windows.

2

1

Практические занятия

4


5. Проектирование программы с использованием классов и методов

6. Проектирование программы для работы с массивами и строками

Лабораторная работа

4

5. Разработка программы для работы с одномерными массивами»

6. Разработка программы для работы с многомерными массивами

Контрольная работа по разделу 2.

2


Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2

Выполнение индивидуального проекта «Разработка прикладного программного решения».

25



Раздел 3.Основы теории баз данных и реляционной алгебры.

4


Тема 3.1. Основы теории баз данных и реляционной алгебры

Содержание учебного материала

4


1.

Основные понятия и определения теории БД. Классическая трехуровневая архитектура БД.

2

2

2.

Упрощенный процесс прохождения запроса в БД. Базисные средства манипулирования данными.

2

2

Лабораторная работа не предусмотрена

-


Практические занятия не предусмотрены

-


Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3

Решение задач на операции обработки отношений.

2


Раздел 4.Модели баз данных.

10


Тема 4.1. Модели баз данных.


Содержание учебного материала

10


1.

Общее понятие модели БД. Классификация моделей БД. Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.

2

2

2.

Реляционная модель данных.

2

2

3.

Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.

2

2

Практические занятия

2


7. Проектирование реляционной модели базы данных

Лабораторная работа

2

6. Реализация применения реляционной модели базы данных

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4.

Задачи на проектирование различных моделей баз данных.

5

Раздел 5.

Принципы построения и средства проектирования структур баз данных.

14


Тема 5.1. Принципы построения баз данных.


Содержание учебного материала

6


1.

Принципы построения, используемые при реализации многопользовательских систем управления базами данных (СУБД).

2

2

2.

Обзор современных СУБД.

2

2

Практические занятия не предусмотрены

-


Лабораторная работа

2

8. Реализация построения базы данных в MS Access

Тема 5.2. Средства проектирования структур баз данных.





Содержание учебного материала

8


1.

Средства проектирования структур реляционных баз данных с использованием нормализации и семантических моделей.

2

2

Практические занятия

2


8. Использование принципов нормализации при проектировании базы данных

Лабораторная работа

2

9. Проектирование баз данных на основе принципов нормализации и семантических моделей

Контрольная работа по разделам 4-5

2


Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5

выполнение индивидуального проекта «Проектирование прикладной базы данных».

7


Раздел 6. Язык запросов SQL.

22


Тема 6.1. Язык запросов SQL.


Содержание учебного материала

22


1.

Значения, базовые функции и выражения SQL.

2

2

2.

Арифметические выражения с переключателями и преобразованием типа, выражения со строковыми значениями.

2

2

3.

Виды предикатов, допустимых в логических выражениях.

2

2

4.

Виды выражений запросов.

2

2

5.

Триггеры. Информационная схема.

2

2

Практические занятия

2


9. Использование SQL запросов при формировании выборки и сортировке данных в БД

Лабораторная работа

8

10. Создание таблиц и выборка данных из таблицы

11. Ограничение и сортировка данных в таблице

12. Выборка данных из нескольких таблиц

13. Изменение данных в таблице

Контрольная работа по разделу 6.

2


Самостоятельная работа обучающихся по разделу 6

Решение задач по разработке запросов к таблицам.

Решение задач по разработке выборок данных.

Решение задач по ограничению и сортировке данных.

11


Всего:


165









3. условия реализации программы учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия: учебного кабинета математических дисциплин, лаборатории программного обеспечения компьютерных сетей, программирования и баз данных;

Оборудование учебного кабинета

- посадочные места по количеству обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- проектор;

- экран.

Оборудование лаборатории программного обеспечения компьютерных сетей, программирования и баз данных:

- автоматизированные рабочие места обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- специализированная мебель;

- комплект нормативных документов;

- рекомендации по подготовке к практическим занятиям;

- задания для проведения практических занятий;

- проектор;

- сканер;

- принтер;

- программное обеспечение общего и профессионального назначения.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:


  1. Павлоская Т.А. C# Программирование на языке высокого уровня: учебник: гриф МО РФ. -3 изд. - СПб.: Питер, 2010. - 461 с.

  2. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: учебник для сред. Проф. Образования. - 5-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2009. -432 с.

  3. Биллиг В.А. Основы объектного программирования на C# (С# 3.0, VisualStudio 2008) - 1 изд. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру », БИНОМ. Лаборатория знаний », 2010. - 584 с

  4. Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: учеб.пособие. -2-е изд., испр, и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009, - 400 с.: ил. - (Профессиональное образование)

  5. Туманов В.Е. Основы проектирования реляционных баз данных: учебник - 1 изд. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру », БИНОМ. Лаборатория знаний », 2010. - 424 с.


Дополнительные источники:


  1. Герберт Шилдт. C# 4.0 полное руководство - 1 изд. - М.:Вильямс, 2011. - 1056 с.

  2. Эндрю Троелсен. Язык программирования C# 2010 и платформа .NET 4 - 1 изд. - М.:Вильямс, 2011. - 1392 с.

  3. Кузьменко В.Г. Базы данных в VisualBasic и VBA. Самоучитель М.: ООО "Бином-Пресс", 2004 г. - 416с

  4. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов / Павлоская Т.А. - СПб.: Питер, 2003. - 393 с.: ил.

  5. Пирогов В.Ю. SQL Server 2005: программирование клиент-серверных приложений Спб.: БХВ-Петербург, 2006. - 336с

  6. Стивенс Р. Программирование баз данных М.: ООО "Бином-Пресс", 2007г. - 384с

Интернет - ресурсы:

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Умения:

использовать языки программирования высокого уровня;

Оценка за выполнение лабораторных и практических работ

строить логически правильные и эффективные программы;

Оценка за выполнение лабораторных и практических работ

использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.

Оценка за выполнение лабораторных и практических работ

Знания:

общие принципы построения алгоритмов;

Оценивание контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы

основные алгоритмические конструкции;

Оценивание практической работы, внеаудиторной самостоятельной работы

системы программирования;

Оценка за выполнение практических работ

технологии структурного и объектно-ориентированного программирования

Оценивание контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы, выполнения индивидуальных проектов

основы теории баз данных;

Оценивание контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы

модели баз данных;

Оценивание контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы

основы реляционной алгебры

Оценка выполнения практических работ

принципы проектирования баз данных;

Оценка выполнения практических работ

средства проектирования структур баз данных;

Оценивание контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы, выполнения индивидуальных проектов

язык запросов SQL.

Оценивание контрольной работы, практической работы, внеаудиторной самостоятельной работы



Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

проявление интереса к будущей профессии через:

- повышение качества обучения по профессиональному модулю;

- участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях;

- участие в органах студенческого самоуправления;

- участие в проектной деятельности;

- участие в конкурсе «Лучший по профессии».

Наблюдение;

мониторинг, оценка содержания портфолио студента; результаты участия в конкурсах, конференциях (призовые места; свидетельства об участии; звания лауреатов)

ОК.02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обоснование, выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области информационных систем;

- определение оценки эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной практике; лабораторных работ по решению профессиональных задач по разработке и модификации информационных систем

ОК.04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- получение необходимой информации через ЭУМК по дисциплинам;

- осуществление поиска необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные.

Тестирование; подготовка рефератов, докладов.

ОК.08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- создание самостоятельных, профессионально-ориентированных творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов.)

- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

- составление резюме;


Результаты защиты проектных работ и презентации творческих работ (открытые защиты творческих и проектных работ); сдача квалификационных экзаменов и зачетов

по программам ДПО; контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося.

ОК.09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- выполнение практических и лабораторных работ; курсовых, дипломных проектов; рефератов с учетом инноваций в области профессиональной деятельности;

- анализ инноваций в области разработки технологических процессов;

- использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератах, докладах и т.п.).

Оценка лабораторных работ, презентации докладов и рефератов; учебно-практические конференции; конкурсы профессионального мастерства.




© 2010-2022