- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа Основы программирования и баз данных
Рабочая программа Основы программирования и баз данных
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гулиева Е.В. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Еланский аграрный колледж»
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП. 05 Основы программирования и баз данных
по специальности технического профиля:
230111 Компьютерные сети
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
230111 «Компьютерные сети»
Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж»
Разработчик:
Гулиева Елена Викторовна, преподаватель первой категории.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы учебной дисциплины 4
2.Структура и содержание учебной дисциплины 5
3.Условия реализации примерной программы учебной дисциплины 10
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования и баз данных
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети», входящей в состав укрупненной группы 230000 «Информатика и вычислительная техника».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
обладать профессиональными компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.2.
Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах
ПК 2.3.
Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей
ПК 3.1.
Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать языки программирования высокого уровня;
- строить логически правильные и эффективные программы;
- использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие принципы построения алгоритмов;
- основные алгоритмические конструкции;
- системы программирования;
- технологии структурного и объектно-ориентированного программирования
- основы теории баз данных;
- модели баз данных;
- основы реляционной алгебры
- принципы проектирования баз данных;
- средства проектирования структур баз данных;
- язык запросов SQL.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 145 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
-
лабораторно-практических работ 42 часа
-
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
165
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
110
в том числе:
Лабораторно-практические работы
42
Контрольные работы
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
55
Итоговая аттестация во II семестре в форме
экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования и баз данных»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
усвоения
1
2
3
4
Раздел 1.Принципы построения алгоритмов и алгоритмические конструкции.
10
Тема 1.1. Общее понятие алгоритма.
Содержание учебного материала
4
1.
Общее понятие алгоритма. Обзор существующих алгоритмических языков.
2
2
Практические занятия
2
-
Составление алгоритма работы программы
Тема 1.2. Принципы построения и управляющие конструкции алгоритмического языка.
Содержание учебного материала
6
1.
Неформальный алгоритмический язык - псевдокод, максимально приближенный к естественному языку.
2
2
2.
Основные конструкции алгоритмического языка - ветвление, цикл; примеры программ на псевдокоде.
2
2
Лабораторная работа не предусмотрена
-
Практические занятия
2
2. Составление алгоритма работы программы с использованием ветвления и цикла
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1
Свойства алгоритмов и методы построения.
5
Раздел 2.Системы и технологии структурного и объектно-ориентированного программирования.
50
Тема 2.1. Обзор современных систем программирования.
Содержание учебного материала
6
1.
Современные системы разработки эффективных программ на языке программирования высокого уровня. Сравнительная характеристика, примеры использования.
2
2
2.
Разработка программ по техническому заданию.
2
1
Лабораторная работа не предусмотрена
-
Практические занятия
2
-
Изучение интегрированной среды программирования. Составление требований к программному продукту.
Тема 2.2. Технология структурного программирования.
Содержание учебного материала
24
1.
Теоретические предпосылки структурного программирования. Состав и структура языка программирования. Понятия алфавита, синтаксиса и семантики. Комментарии.
2
2
2
Переменные. Определение имени переменной. Объявление переменной. Инициализация переменной по умолчанию и из кода. Область видимости и время жизни переменных. Оператор присваивания.
2
3.
Типы переменных. Преобразование типов явное и неявное. Стандартные операции с переменными. Константы
2
2
4.
Понятие оператора. Запись операторов. Многострочные операторы, понятие блока.
2
2
5.
Оператор условия. Составления условия: сравнение числовых значений, строковых и логических значения.
2
2
6.
Составление сложных условий: использование логических операций. Приоритет операций. Вложенные операторы. Оператор выбора. Оптимизация оператора выбора
2
2
7.
Оператор цикла: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром. Цикл для обхода элементов группы. Понятия: тело цикла, условие цикла, счетчик, итерация. Использование счетчика цикла. Оператор досрочного выхода из цикла.
2
2
Практические занятия
2
4.Проектирование программы с использованием операций и операторов языка
Лабораторная работа
8
1. «Организация ввода данных в программу, организация вывода данных на экран»
2. «Организация математических операций в программе»
3. «Разработка программы с использованием оператора ветвления и выбора»
4. «Разработка программы с использованием операторов цикла»
Тема 2.3. Технология объектно-ориентированного программирования (ООП).
Содержание учебного материала
20
1.
Преимущества применения объектно-ориентированного подхода в программировании. Классы: основные понятия.
2
2
2.
Понятие массива. Массивы одномерные и многомерные. Понятие индекса и элемента массива. Подсчет объема памяти занимаемой массивом.
2
2
3.
Типовые задачи с массивами: доступ к элементу, обход элементов, инициализация элементов. Представление текстовой информации.
2
2
4.
Понятие строка. Различные способы организации строковых данных. Работа с отдельными символами. Наиболее употребительные функции для работы со строками.
2
2
5.
Введение в программирование под Windows.
2
1
Практические занятия
4
5. Проектирование программы с использованием классов и методов
6. Проектирование программы для работы с массивами и строками
Лабораторная работа
4
5. Разработка программы для работы с одномерными массивами»
6. Разработка программы для работы с многомерными массивами
Контрольная работа по разделу 2.
2
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2
Выполнение индивидуального проекта «Разработка прикладного программного решения».
25
Раздел 3.Основы теории баз данных и реляционной алгебры.
4
Тема 3.1. Основы теории баз данных и реляционной алгебры
Содержание учебного материала
4
1.
Основные понятия и определения теории БД. Классическая трехуровневая архитектура БД.
2
2
2.
Упрощенный процесс прохождения запроса в БД. Базисные средства манипулирования данными.
2
2
Лабораторная работа не предусмотрена
-
Практические занятия не предусмотрены
-
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3
Решение задач на операции обработки отношений.
2
Раздел 4.Модели баз данных.
10
Тема 4.1. Модели баз данных.
Содержание учебного материала
10
1.
Общее понятие модели БД. Классификация моделей БД. Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.
2
2
2.
Реляционная модель данных.
2
2
3.
Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.
2
2
Практические занятия
2
7. Проектирование реляционной модели базы данных
Лабораторная работа
2
6. Реализация применения реляционной модели базы данных
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4.
Задачи на проектирование различных моделей баз данных.
5
Раздел 5.
Принципы построения и средства проектирования структур баз данных.
14
Тема 5.1. Принципы построения баз данных.
Содержание учебного материала
6
1.
Принципы построения, используемые при реализации многопользовательских систем управления базами данных (СУБД).
2
2
2.
Обзор современных СУБД.
2
2
Практические занятия не предусмотрены
-
Лабораторная работа
2
8. Реализация построения базы данных в MS Access
Тема 5.2. Средства проектирования структур баз данных.
Содержание учебного материала
8
1.
Средства проектирования структур реляционных баз данных с использованием нормализации и семантических моделей.
2
2
Практические занятия
2
8. Использование принципов нормализации при проектировании базы данных
Лабораторная работа
2
9. Проектирование баз данных на основе принципов нормализации и семантических моделей
Контрольная работа по разделам 4-5
2
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5
выполнение индивидуального проекта «Проектирование прикладной базы данных».
7
Раздел 6. Язык запросов SQL.
22
Тема 6.1. Язык запросов SQL.
Содержание учебного материала
22
1.
Значения, базовые функции и выражения SQL.
2
2
2.
Арифметические выражения с переключателями и преобразованием типа, выражения со строковыми значениями.
2
2
3.
Виды предикатов, допустимых в логических выражениях.
2
2
4.
Виды выражений запросов.
2
2
5.
Триггеры. Информационная схема.
2
2
Практические занятия
2
9. Использование SQL запросов при формировании выборки и сортировке данных в БД
Лабораторная работа
8
10. Создание таблиц и выборка данных из таблицы
11. Ограничение и сортировка данных в таблице
12. Выборка данных из нескольких таблиц
13. Изменение данных в таблице
Контрольная работа по разделу 6.
2
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 6
Решение задач по разработке запросов к таблицам.
Решение задач по разработке выборок данных.
Решение задач по ограничению и сортировке данных.
11
Всего:
165
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия: учебного кабинета математических дисциплин, лаборатории программного обеспечения компьютерных сетей, программирования и баз данных;
Оборудование учебного кабинета
- посадочные места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор;
- экран.
Оборудование лаборатории программного обеспечения компьютерных сетей, программирования и баз данных:
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель;
- комплект нормативных документов;
- рекомендации по подготовке к практическим занятиям;
- задания для проведения практических занятий;
- проектор;
- сканер;
- принтер;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
-
Павлоская Т.А. C# Программирование на языке высокого уровня: учебник: гриф МО РФ. -3 изд. - СПб.: Питер, 2010. - 461 с.
-
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: учебник для сред. Проф. Образования. - 5-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2009. -432 с.
-
Биллиг В.А. Основы объектного программирования на C# (С# 3.0, VisualStudio 2008) - 1 изд. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру », БИНОМ. Лаборатория знаний », 2010. - 584 с
-
Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: учеб.пособие. -2-е изд., испр, и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009, - 400 с.: ил. - (Профессиональное образование)
-
Туманов В.Е. Основы проектирования реляционных баз данных: учебник - 1 изд. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру », БИНОМ. Лаборатория знаний », 2010. - 424 с.
Дополнительные источники:
-
Герберт Шилдт. C# 4.0 полное руководство - 1 изд. - М.:Вильямс, 2011. - 1056 с.
-
Эндрю Троелсен. Язык программирования C# 2010 и платформа .NET 4 - 1 изд. - М.:Вильямс, 2011. - 1392 с.
-
Кузьменко В.Г. Базы данных в VisualBasic и VBA. Самоучитель М.: ООО "Бином-Пресс", 2004 г. - 416с
-
Паскаль. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов / Павлоская Т.А. - СПб.: Питер, 2003. - 393 с.: ил.
-
Пирогов В.Ю. SQL Server 2005: программирование клиент-серверных приложений Спб.: БХВ-Петербург, 2006. - 336с
-
Стивенс Р. Программирование баз данных М.: ООО "Бином-Пресс", 2007г. - 384с
Интернет - ресурсы:
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
Умения:
использовать языки программирования высокого уровня;
Оценка за выполнение лабораторных и практических работ
строить логически правильные и эффективные программы;
Оценка за выполнение лабораторных и практических работ
использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.
Оценка за выполнение лабораторных и практических работ
Знания:
общие принципы построения алгоритмов;
Оценивание контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы
основные алгоритмические конструкции;
Оценивание практической работы, внеаудиторной самостоятельной работы
системы программирования;
Оценка за выполнение практических работ
технологии структурного и объектно-ориентированного программирования
Оценивание контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы, выполнения индивидуальных проектов
основы теории баз данных;
Оценивание контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы
модели баз данных;
Оценивание контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы
основы реляционной алгебры
Оценка выполнения практических работ
принципы проектирования баз данных;
Оценка выполнения практических работ
средства проектирования структур баз данных;
Оценивание контрольной работы, внеаудиторной самостоятельной работы, выполнения индивидуальных проектов
язык запросов SQL.
Оценивание контрольной работы, практической работы, внеаудиторной самостоятельной работы
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
проявление интереса к будущей профессии через:
- повышение качества обучения по профессиональному модулю;
- участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях;
- участие в органах студенческого самоуправления;
- участие в проектной деятельности;
- участие в конкурсе «Лучший по профессии».
Наблюдение;
мониторинг, оценка содержания портфолио студента; результаты участия в конкурсах, конференциях (призовые места; свидетельства об участии; звания лауреатов)
ОК.02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- обоснование, выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области информационных систем;
- определение оценки эффективности и качества выполнения профессиональных задач
Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной практике; лабораторных работ по решению профессиональных задач по разработке и модификации информационных систем
ОК.04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- получение необходимой информации через ЭУМК по дисциплинам;
- осуществление поиска необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные.
Тестирование; подготовка рефератов, докладов.
ОК.08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- создание самостоятельных, профессионально-ориентированных творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов.)
- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки
- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
- составление резюме;
Результаты защиты проектных работ и презентации творческих работ (открытые защиты творческих и проектных работ); сдача квалификационных экзаменов и зачетов
по программам ДПО; контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося.
ОК.09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- выполнение практических и лабораторных работ; курсовых, дипломных проектов; рефератов с учетом инноваций в области профессиональной деятельности;
- анализ инноваций в области разработки технологических процессов;
- использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератах, докладах и т.п.).
Оценка лабораторных работ, презентации докладов и рефератов; учебно-практические конференции; конкурсы профессионального мастерства.