- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатикеИнформационная безопасность в 11 классе
Урок по информатикеИнформационная безопасность в 11 классе
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прядкина В.Н. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
"Урок информационной безопасности"
Урок-игра по информатике для 11 класса
Цель: повторение и контроль знаний по теме «Защита информации».
Задачи:
Обучающая: расширить кругозор учащихся об информационной защите, о видах вирусов, о существующих законах о защите информации;
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство дружбы, формировать умении работать в коллективе.
Развивающая: развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального уровня развития.
Оформление:
-
запись фрагмента музыки из телеигры "Счастливый случай";
-
компьютер;
-
мультимедийная презентация с геймами игры;
-
плакат с названием игры "Счастливый случай";
-
столы, за которыми сидят команды, расположены полукругом;
-
секундомер;
-
эмблемы игроков;
-
призы для поощрения;
Подготовка к игре.
В игре принимают участие 2 команды. Команды должны придумать название команды, девиз, составить вопросы соперникам. Предварительно был пройден раздел «Защита информации», состоящий из уроков по темам:
-
Защита информации. Виды угроз. Защита от несанкционированного доступа к информации
-
Физическая защита данных на дисках
-
Защита от вредоносных программ
Данная игра проводится как урок-обобщение. Выбирается жюри.
План игры:
-
Организационный момент - 5 минут
-
Проведение игры - 35 минут
I гейм. Разминка "Дальше, дальше!"
II гейм "Заморочки из бочки
III гейм "Темная лошадка".
IV гейм "Ты - мне, я - тебе".
V гейм "Гонка за лидером"
3. Подведение итогов - 5 минут
Продолжительность игры: 45 минут.
Ход игры
1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока-игры.
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать всех в этом зале на игре "Счастливый случай". Сегодня мы встретились здесь, чтобы провести «Урок безопасности». Как много интересного таит в себе эта тема. Данный урок является заключительным в разделе «Защита информации».
Я представляю участников игры. Поприветствуем их (команды должны объявить свое название и озвучить девиз). Пожелаем, им удачи, счастливого случая. Итак, вперед к успеху!
2. Проведение игры
Учитель:
Сегодня между командами сраженье.
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье позволят вам
Сыграть в ничью.
Учитель:
Не в театре телевизионном, а среди наших школьных стен, начинаем сейчас мы весёлую игру "Счастливый случай".
I гейм. Разминка "Дальше, дальше!"
Учитель:
На первый гейм, вот шутка,
Даны всего лишь полминутки.
Поспеши-ка, не зевай,
Правильный ответ давай.
Учитель:
За 30 секунд команды должны ответить на 5 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда ответов не знает, они говорят: «Дальше». (У жюри секундомер). Команды приглашаются по очереди.
Вопросы 1 команде.
-
Как называются вирусы, использующие для своего распространения протоколы или команды компьютерных сетей и электронной почты? (сетевые вирусы)
-
Как называются вирусы, написанные на макроязыках, заражают файлы данных? (макровирусы)
-
Как называются вирусы, которые распространяются по компьютерным сетям, вычисляют адреса сетевых компьютеров и записывают по этим адресам свои копии? (вирусы-репликаторы или черви)
-
Как называются вирусы, содержащие алгоритмы шифровки-расшифровки, благодаря которым копии одного и того вируса не имеют ни одной повторяющейся цепочки байтов? (вирусы-мутанты)
-
Как называются программы-вирусы, различными методами удаляющие и модифицирующие информацию в определённое время, либо по какому-то условию? (логические (временные) бомбы)
Вопросы 2 команде.
-
Как называются вирусы, внедряющиеся в исполняемые модули, т.е. файлы, имеющие расширения COM и EXE? (файловые вирусы)
-
Как называются вирусы, внедряющиеся в загрузочный сектор диска или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска? (загрузочные вирусы)
-
Как называются вирусы, которые очень опасны, так как маскируясь под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему дисков? (квазивирусные или троянские программы)
-
Как называются вирусы, которые очень трудно обнаружить и обезвредить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего тела незараженные участки диска? (вирусы-невидимки или стелс-вирусы)
-
Как называются программы-вирусы, собирающие информацию и складирующие её определённым образом, а не редко и отправляющие собранные данные по электронной почте или другим методом? (шпионы)
Учитель:
Слово жюри. С каким счетом закончили I гейм команды?
Жюри: - (озвучивает результаты)
Звучит музыка " Счастливого случая"
II гейм "Заморочки из бочки"
Учитель:
Для этого задания
Приложите все старания.
И победу тот возьмёт,
У кого счастливый лот.
Учитель:
Представители команд по очереди выбирают бочонки (каждый бочонок имеет цвет, соответствующий определенной тематике, и определенный номер от 1 до 10) и отвечают на вопрос, который содержится в нем. На обсуждение вопроса отводится одна минута.
Если команда ответила неверно, дается возможность ответить другой команде.
Один из бочонков является счастливым, т.к. задания нет, а балл присуждается. Это так называемый "счастливый случай".
Какие же темы мы затронем в этом гейме?
Зеленый бочонок - вопрос о вредоносных программах.
Красный бочонок - вопрос о физической защите данных на дисках
Желтый бочонок - общие вопросы о защите информации.
Вопросы в бочонках:
№ 1 (зелёный) -
Вредоносные программы - это
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) шпионские программы
2) программы, наносящие вред данным и программам, находящимся на компьютере
3) антивирусные программы
4) программы, наносящие вред пользователю, работающему на зараженном компьютере
5) троянские утилиты и сетевые черви
№ 2 (жёлтый) -
К биометрической системе защиты относятся:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Защита паролем
2) Системы распознавания речи
3) Антивирусная защита
4) Идентификация по радужной оболочке глаз
5) Идентификация по отпечаткам пальцев
№ 3 (красный) -
RAID-массив это
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Набор жестких дисков, подключенных особым образом
2) Антивирусная программа
3) Вид хакерской утилиты
4) База защищенных данных
5) Брандмауэр
№ 4 (зелёный) -
Вредоносная программа, которая подменяет собой загрузку некоторых программ при загрузке системы называется...
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Загрузочный вирус
2) Макровирус
3) Троян
4) Сетевой червь
5) Файловый вирус
№ 5 (жёлтый) - Пользователь (потребитель) информации это:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
-
физическое лицо, или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
-
субъект, осуществляющий пользование информацией и реализующий полномочия распоряжения в пределах прав, установленных законом и/или собственником информации;
-
субъект, пользующийся информацией, полученной от ее собственника, владельца или посредника в соответствии с установленными правами и правилами доступа к информации либо с их нарушением;
№ 6 (зелёный) -
К вредоносным программам относятся:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Потенциально опасные программы
2) Вирусы, черви, трояны
3) Шпионские и рекламмные программы
4) Программы-шутки, антивирусное программное обеспечение
5) Межсетевой экран, брандмауэр
№ 7 (красный) - Счастливый бочонок
№ 8 (жёлтый) -
Защита информации это:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
-
процесс сбора, накопления, обработки, хранения, распределения и поиска информации;
-
преобразование информации, в результате которого содержание информации становится непонятным для субъекта, не имеющего доступа;
-
получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе при помощи технических средств;
-
совокупность правил, регламентирующих порядок и условия доступа субъекта к информации и ее носителям;
-
деятельность по предотвращению утечки информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на неё.
Учитель:
Слово жюри. С каким счетом закончили 2 гейм команды?
Жюри - (озвучивает результаты II гейма и общего счета)
Звучит музыка " Счастливого случая"
III гейм "Темная лошадка".
Учитель:
Этот гейм самый интересный, таинственный. Наша жизнь устроена так, что все тайное когда-нибудь становится явным. Мы говорим о «темной лошадке».
Учитель:
В гости к нам пришёл
Человек из прошлого.
Угадайте, кто же он?
Учитель:
Перед вами сейчас будет представлена фотография "темной лошадки" - известного человека. Но эта фотография будет закрыта. Чтобы открыть фотографию необходимо будет угадать, кто на ней изображен. Сделать это можно будет с помощью подсказок, но с каждой подсказкой количество баллов уменьшается. Максимальное количество балов - 4. Чья команда быстрее поднимет руку, та и отвечает.
Учитель:
«Темная лошадка» (Евгений Касперский)
Подсказки:
-
Родился 4 октября 1965 г. в Новороссийске. Окончил Институт криптографии, связи и информатики и до 1991 г. работал в многопрофильном научно-исследовательском институте.
-
Начал изучение феномена компьютерных вирусов в октябре 1989 г., когда на его компьютере был обнаружен вирус "Cascade".
-
С 1991 по 1997 гг. работал в НТЦ "КАМИ", где вместе с группой единомышленников развивал антивирусный проект "AVP".
-
В 1997г. Евгений стал одним из основателей "Лаборатории Касперского".
Учитель:
Слово жюри. С каким счетом закончили 3 гейм команды?
Жюри : (озвучивает результаты III гейма и общего счета)
Звучит музыка " Счастливого случая"
IV гейм "Ты - мне, я - тебе".
Учитель:
Ты - мне, я - тебе,
Будет весело в игре.
По вопросу зададим
И, конечно, победим.
Учитель:
Команды задают по 3 вопроса соперникам (поочередно). Вопросы готовились заранее. Кому адресовать вопрос выбирает сам участник. Кто ответил, тот и задает вопрос. За каждый правильный ответ - 1 балл. Отвечающему можно рассуждать вслух.
Начинает команда, у которой меньшее количество баллов.
Учитель:
Слово жюри. С каким счетом закончили 4 гейм команды?
Жюри:- (озвучивает результаты IV гейма и общего счета)
Звучит музыка " Счастливого случая"
Гейм V "Гонка за лидером"
Учитель:
Итак, последний гейм! Кто же будет победителем?
5 гейм "Гонка за лидером" посвящен информационной безопасности. Большинство вопросов посвящено правовым аспектам информационной деятельности человека, но будут встречаться вопросы, связанные с распространением вирусов.
Ведущий зачитывает вопросы, участники команд отвечают. Кто первый ответит, тот и получает балл, вопросы задаются быстро.
Учитель:
Вопросы гейма "Гонка за лидером":
1. По среде обитания вирусы классифицируют на:
1) резидентные, нерезидентные;
2) не опасные, опасные, очень опасные;
3) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы;
4) паразиты, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские.
2. Наиболее опасные свойства компьютерного вируса - способность к:
1) удалению данных и модификации себя;
2) модификации себя и форматированию винчестера;
3) форматированию винчестера и внедрению в файлы;
4) внедрению в файлы и саморазмножению.
3. По особенностям алгоритма вирусы можно классифицировать на:
1) резидентные и нерезидентные;
2) не опасные, опасные, очень опасные;
3) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы;
4) паразиты, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские.
5. Термин «информатизация общества» обозначает:
1) целенаправленное и эффективное использование информации во всех областях человеческой деятельности на основе современных информационных и коммуникационных технологий;
2) увеличение избыточной информации, циркулирующей в обществе;
3) увеличение роли средств массовой информации;
4) введение изучения информатики во все учебные заведения страны;
5) организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации.
6. Развитый рынок информационных продуктов и услуг, изменения в структуре экономики, массовое использование информационных и коммуникационных технологий являются признаками:
1) информационной культуры;
2) высшей степени развития цивилизации;
3) информационного кризиса;
4) информационного общества;
5) информационной зависимости.
7. Методы обеспечения информационной безопасности делятся на (указать неправильный ответ):
1) правовые;
2) организационно-технические;
3) политические;
4) экономические;
5) все перечисленные выше.
8. Обеспечение защиты информации проводится конструкторами и разработчиками программного обеспечения в следующих направлениях (указать неправильный ответ):
1) защита от сбоев работы оборудования;
2) защита от случайной потери информации;
3) защита от преднамеренного искажения;
4) разработка правовой базы для борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий;
5) защита от несанкционированного доступа к информации.
9. Отличительными особенностями компьютерного вируса являются:
1) значительный объем программного кода;
2) способность к самостоятельному запуску и многократному копированию кода;
3) способность к созданию помех корректной работе компьютера;
4) легкость распознавания;
10. Какой из нормативно-правовых документов определяет перечень объектов информационной безопасности личности, общества и государства и методы ее обеспечения?
1) Уголовный кодекс РФ;
2) Гражданский кодекс РФ;
3) Доктрина информационной безопасности РФ;
4) постановления Правительства РФ;
5) Указ Президента РФ.
11. Что не относится к объектам информационной безопасности Российской Федерации?
1) Природные и энергетические ресурсы;
2) информационные ресурсы всех видов;
3) информационные системы различного класса и назначения, информационные технологии;
4) система формирования общественного сознания;
5) права граждан, юридических лиц и государств на получение, распространение, использование и защиту информации и интеллектуальной собственности.
12. Для написания самостоятельной работы вы скопировали из Интернета полный текст нормативно-правового акта. Нарушили ли вы при этом авторское право?
1) Да, нарушено авторское право владельца сайта;
2) нет, так как нормативно-правовые акты не являются объектом авторского права;
3) нет, если есть разрешение владельца сайта;
4) да, нарушено авторское право автора документа;
5) нет, если истек срок действия авторского права.
13. Можно ли разместить на своем сайте в Интернете опубликованную в печати статью какого-нибудь автора?
1) Можно, с указанием имени автора и источника заимствования;
2) можно, с разрешения и автора статьи и издателя;
3) можно, но исключительно с ведома автора и с выплатой ему авторского вознаграждения;
4) можно, поскольку опубликованные статьи не охраняются авторским правом;
5) можно, с разрешения издателя, выпустившего в свет данную статью, или автора статьи.
14. Что необходимо указать при цитировании статьи, размещенной на чьем-то сайте?
1) Имя автора, название статьи, адрес сайта, с которого заимствована статья;
2) адрес сайта и имя его владельца;
3) имя автора и название статьи;
4) электронный адрес сайта, с которого заимствована статья;
5) название статьи и название сайта.
15. Считается ли статья, обнародованная в Интернете, объектом авторского права?
1) Нет, если статья впервые обнародована в сети Интернет;
2) да, при условии, что эта же статья в течение 1 года будет опубликована в печати;
3) да, так как любая статья является объектом авторского права как произведение науки или литературы;
4) да, если указан год первого опубликования;
5) да, если автор использует знак охраны авторского права.
16. В каких случаях при обмене своими компьютерными играми с другими людьми не будут нарушаться авторские права?
1) Если экземпляры этих компьютерных игр были выпущены в свет и введены в гражданский оборот с согласия автора;
2) если обладатели обмениваемых экземпляров компьютерных игр приобрели их по договору купли-продажи/мены;
3) если одновременно соблюдены условия, указанные в пунктах а) и б);
4) если они распространяются путем сдачи в прокат;
5) если автору выплачивается авторское вознаграждение.
Учитель:
Итак наша игра подходит к завершению, жюри подводит итоги с каким счетом закончили 5 гейм команды и общий итог игры.
3. Подведение итогов
Жюри: - (озвучивает результаты V гейма и общего счета)
Команда - победительница награждается дипломами победителей и все участники команды получают оценку «5». Участники проигравшей команды получают оценку «4».
Учитель:
Сегодня мы с вами вспомнили многое об информационной безопасности, о вирусах. Кто-то узнал что-то новое для себя. Говорить о защите информации можно бесконечно. У нас еще будут "Счастливые случаи", когда мы сможем поделиться знаниями о новых вирусах и способах защиты от них.
Игра закончена. До новых встреч!!!
Звучит музыка " Счастливого случая"