Урок по информатикеИнформационная безопасность в 11 классе

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


"Урок информационной безопасности"

Урок-игра по информатике для 11 класса

Цель: повторение и контроль знаний по теме «Защита информации».

Задачи:

Обучающая: расширить кругозор учащихся об информационной защите, о видах вирусов, о существующих законах о защите информации;

Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство дружбы, формировать умении работать в коллективе.

Развивающая: развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального уровня развития.

Оформление:

  1. запись фрагмента музыки из телеигры "Счастливый случай";

  2. компьютер;

  3. мультимедийная презентация с геймами игры;

  4. плакат с названием игры "Счастливый случай";

  5. столы, за которыми сидят команды, расположены полукругом;

  6. секундомер;

  7. эмблемы игроков;

  8. призы для поощрения;

Подготовка к игре.

В игре принимают участие 2 команды. Команды должны придумать название команды, девиз, составить вопросы соперникам. Предварительно был пройден раздел «Защита информации», состоящий из уроков по темам:

  • Защита информации. Виды угроз. Защита от несанкционирован­ного доступа к информации

  • Физическая защита данных на дисках

  • Защита от вредоносных программ

Данная игра проводится как урок-обобщение. Выбирается жюри.

План игры:

  1. Организационный момент - 5 минут

  2. Проведение игры - 35 минут

I гейм. Разминка "Дальше, дальше!"

II гейм "Заморочки из бочки

III гейм "Темная лошадка".

IV гейм "Ты - мне, я - тебе".

V гейм "Гонка за лидером"

3. Подведение итогов - 5 минут

Продолжительность игры: 45 минут.


Ход игры

1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока-игры.

Учитель:

Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать всех в этом зале на игре "Счастливый случай". Сегодня мы встретились здесь, чтобы провести «Урок безопасности». Как много интересного таит в себе эта тема. Данный урок является заключительным в разделе «Защита информации».

Я представляю участников игры. Поприветствуем их (команды должны объявить свое название и озвучить девиз). Пожелаем, им удачи, счастливого случая. Итак, вперед к успеху!

2. Проведение игры

Учитель:

Сегодня между командами сраженье.
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный

Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях

Покажите находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье позволят вам

Сыграть в ничью.

Учитель:

Не в театре телевизионном, а среди наших школьных стен, начинаем сейчас мы весёлую игру "Счастливый случай".

I гейм. Разминка "Дальше, дальше!"

Учитель:

На первый гейм, вот шутка,

Даны всего лишь полминутки.

Поспеши-ка, не зевай,

Правильный ответ давай.

Учитель:

За 30 секунд команды должны ответить на 5 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда ответов не знает, они говорят: «Дальше». (У жюри секундомер). Команды приглашаются по очереди.

Вопросы 1 команде.

  1. Как называются вирусы, использующие для своего распространения протоколы или команды компьютерных сетей и электронной почты? (сетевые вирусы)

  2. Как называются вирусы, написанные на макроязыках, заражают файлы данных? (макровирусы)

  3. Как называются вирусы, которые распространяются по компьютерным сетям, вычисляют адреса сетевых компьютеров и записывают по этим адресам свои копии? (вирусы-репликаторы или черви)

  4. Как называются вирусы, содержащие алгоритмы шифровки-расшифровки, благодаря которым копии одного и того вируса не имеют ни одной повторяющейся цепочки байтов? (вирусы-мутанты)

  5. Как называются программы-вирусы, различными методами удаляющие и модифицирующие информацию в определённое время, либо по какому-то условию? (логические (временные) бомбы)

Вопросы 2 команде.

  1. Как называются вирусы, внедряющиеся в исполняемые модули, т.е. файлы, имеющие расширения COM и EXE? (файловые вирусы)

  2. Как называются вирусы, внедряющиеся в загрузочный сектор диска или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска? (загрузочные вирусы)

  3. Как называются вирусы, которые очень опасны, так как маскируясь под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему дисков? (квазивирусные или троянские программы)

  4. Как называются вирусы, которые очень трудно обнаружить и обезвредить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего тела незараженные участки диска? (вирусы-невидимки или стелс-вирусы)

  5. Как называются программы-вирусы, собирающие информацию и складирующие её определённым образом, а не редко и отправляющие собранные данные по электронной почте или другим методом? (шпионы)

Учитель:

Слово жюри. С каким счетом закончили I гейм команды?

Жюри: - (озвучивает результаты)

Звучит музыка " Счастливого случая"

II гейм "Заморочки из бочки"

Учитель:

Для этого задания
Приложите все старания.
И победу тот возьмёт,
У кого счастливый лот.

Учитель:

Представители команд по очереди выбирают бочонки (каждый бочонок имеет цвет, соответствующий определенной тематике, и определенный номер от 1 до 10) и отвечают на вопрос, который содержится в нем. На обсуждение вопроса отводится одна минута.

Если команда ответила неверно, дается возможность ответить другой команде.

Один из бочонков является счастливым, т.к. задания нет, а балл присуждается. Это так называемый "счастливый случай".

Какие же темы мы затронем в этом гейме?

Зеленый бочонок - вопрос о вредоносных программах.

Красный бочонок - вопрос о физической защите данных на дисках

Желтый бочонок - общие вопросы о защите информации.

Вопросы в бочонках:

№ 1 (зелёный) -

Вредоносные программы - это

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) шпионские программы

2) программы, наносящие вред данным и программам, находящимся на компьютере

3) антивирусные программы

4) программы, наносящие вред пользователю, работающему на зараженном компьютере

5) троянские утилиты и сетевые черви

№ 2 (жёлтый) -

К биометрической системе защиты относятся:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Защита паролем

2) Системы распознавания речи

3) Антивирусная защита

4) Идентификация по радужной оболочке глаз

5) Идентификация по отпечаткам пальцев

№ 3 (красный) -

RAID-массив это

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Набор жестких дисков, подключенных особым образом

2) Антивирусная программа

3) Вид хакерской утилиты

4) База защищенных данных

5) Брандмауэр

№ 4 (зелёный) -

Вредоносная программа, которая подменяет собой загрузку некоторых программ при загрузке системы называется...

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Загрузочный вирус

2) Макровирус

3) Троян

4) Сетевой червь

5) Файловый вирус

№ 5 (жёлтый) - Пользователь (потребитель) информации это:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

  1. физическое лицо, или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

  2. субъект, осуществляющий пользование информацией и реализующий полномочия распоряжения в пределах прав, установленных законом и/или собственником информации;

  3. субъект, пользующийся информацией, полученной от ее собственника, владельца или посредника в соответствии с установленными правами и правилами доступа к информации либо с их нарушением;

№ 6 (зелёный) -

К вредоносным программам относятся:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Потенциально опасные программы

2) Вирусы, черви, трояны

3) Шпионские и рекламмные программы

4) Программы-шутки, антивирусное программное обеспечение

5) Межсетевой экран, брандмауэр

№ 7 (красный) - Счастливый бочонок

№ 8 (жёлтый) -

Защита информации это:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

  1. процесс сбора, накопления, обработки, хранения, распределения и поиска информации;

  2. преобразование информации, в результате которого содержание информации становится непонятным для субъекта, не имеющего доступа;

  3. получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе при помощи технических средств;

  4. совокупность правил, регламентирующих порядок и условия доступа субъекта к информации и ее носителям;

  5. деятельность по предотвращению утечки информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на неё.

Учитель:

Слово жюри. С каким счетом закончили 2 гейм команды?

Жюри - (озвучивает результаты II гейма и общего счета)

Звучит музыка " Счастливого случая"

III гейм "Темная лошадка".

УУрок по информатикеИнформационная безопасность в 11 классечитель:

Этот гейм самый интересный, таинственный. Наша жизнь устроена так, что все тайное когда-нибудь становится явным. Мы говорим о «темной лошадке».

Учитель:

В гости к нам пришёл
Человек из прошлого.
Угадайте, кто же он?

Учитель:

Перед вами сейчас будет представлена фотография "темной лошадки" - известного человека. Но эта фотография будет закрыта. Чтобы открыть фотографию необходимо будет угадать, кто на ней изображен. Сделать это можно будет с помощью подсказок, но с каждой подсказкой количество баллов уменьшается. Максимальное количество балов - 4. Чья команда быстрее поднимет руку, та и отвечает.

Учитель:

«Темная лошадка» (Евгений Касперский)

Подсказки:

  1. Родился 4 октября 1965 г. в Новороссийске. Окончил Институт криптографии, связи и информатики и до 1991 г. работал в многопрофильном научно-исследовательском институте.

  2. Начал изучение феномена компьютерных вирусов в октябре 1989 г., когда на его компьютере был обнаружен вирус "Cascade".

  3. С 1991 по 1997 гг. работал в НТЦ "КАМИ", где вместе с группой единомышленников развивал антивирусный проект "AVP".

  4. В 1997г. Евгений стал одним из основателей "Лаборатории Касперского".

Учитель:

Слово жюри. С каким счетом закончили 3 гейм команды?

Жюри : (озвучивает результаты III гейма и общего счета)

Звучит музыка " Счастливого случая"

IV гейм "Ты - мне, я - тебе".

Учитель:

Ты - мне, я - тебе,
Будет весело в игре.
По вопросу зададим
И, конечно, победим.

Учитель:

Команды задают по 3 вопроса соперникам (поочередно). Вопросы готовились заранее. Кому адресовать вопрос выбирает сам участник. Кто ответил, тот и задает вопрос. За каждый правильный ответ - 1 балл. Отвечающему можно рассуждать вслух.

Начинает команда, у которой меньшее количество баллов.

Учитель:

Слово жюри. С каким счетом закончили 4 гейм команды?

Жюри:- (озвучивает результаты IV гейма и общего счета)

Звучит музыка " Счастливого случая"

Гейм V "Гонка за лидером"

Учитель:

Итак, последний гейм! Кто же будет победителем?

5 гейм "Гонка за лидером" посвящен информационной безопасности. Большинство вопросов посвящено правовым аспектам информационной деятельности человека, но будут встречаться вопросы, связанные с распространением вирусов.

Ведущий зачитывает вопросы, участники команд отвечают. Кто первый ответит, тот и получает балл, вопросы задаются быстро.

Учитель:

Вопросы гейма "Гонка за лидером":

1. По среде обитания вирусы классифицируют на:

1) резидентные, нерезидентные;

2) не опасные, опасные, очень опасные;

3) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы;

4) паразиты, репликаторы, невидимки, мутан­ты, троянские.

2. Наиболее опасные свойства компьютерного виру­са - способность к:

1) удалению данных и модификации себя;

2) модификации себя и форматированию винче­стера;

3) форматированию винчестера и внедрению в фай­лы;

4) внедрению в файлы и саморазмножению.

3. По особенностям алгоритма вирусы можно класси­фицировать на:

1) резидентные и нерезидентные;

2) не опасные, опасные, очень опасные;

3) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы;

4) паразиты, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские.

5. Термин «информатизация общества» обозначает:

1) целенаправленное и эффективное использование информа­ции во всех областях человеческой деятельности на основе со­временных информационных и коммуникационных технологий;

2) увеличение избыточной информации, циркулирующей в обществе;

3) увеличение роли средств массовой информации;

4) введение изучения информатики во все учебные заведения страны;

5) организацию свободного доступа каждого человека к ин­формационным ресурсам человеческой цивилизации.

6. Развитый рынок информационных продуктов и услуг, из­менения в структуре экономики, массовое использование ин­формационных и коммуникационных технологий являются при­знаками:

1) информационной культуры;

2) высшей степени развития цивилизации;

3) информационного кризиса;

4) информационного общества;

5) информационной зависимости.

7. Методы обеспечения информационной безопасности де­лятся на (указать неправильный ответ):

1) правовые;

2) организационно-технические;

3) политические;

4) экономические;

5) все перечисленные выше.

8. Обеспечение защиты информации проводится конструк­торами и разработчиками программного обеспечения в сле­дующих направлениях (указать неправильный ответ):

1) защита от сбоев работы оборудования;

2) защита от случайной потери информации;

3) защита от преднамеренного искажения;

4) разработка правовой базы для борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий;

5) защита от несанкционированного доступа к информации.

9. Отличительными особенностями компьютерного вируса являются:

1) значительный объем программного кода;

2) способность к самостоятельному запуску и многократно­му копированию кода;

3) способность к созданию помех корректной работе компь­ютера;

4) легкость распознавания;

10. Какой из нормативно-правовых документов определяет перечень объектов информационной безопасности личности, общества и государства и методы ее обеспечения?

1) Уголовный кодекс РФ;

2) Гражданский кодекс РФ;

3) Доктрина информационной безопасности РФ;

4) постановления Правительства РФ;

5) Указ Президента РФ.

11. Что не относится к объектам информационной безопас­ности Российской Федерации?

1) Природные и энергетические ресурсы;

2) информационные ресурсы всех видов;

3) информационные системы различного класса и назначе­ния, информационные технологии;

4) система формирования общественного сознания;

5) права граждан, юридических лиц и государств на получе­ние, распространение, использование и защиту информации и интеллектуальной собственности.

12. Для написания самостоятельной работы вы скопировали из Интернета полный текст нормативно-правового акта. На­рушили ли вы при этом авторское право?

1) Да, нарушено авторское право владельца сайта;

2) нет, так как нормативно-правовые акты не являются объ­ектом авторского права;

3) нет, если есть разрешение владельца сайта;

4) да, нарушено авторское право автора документа;

5) нет, если истек срок действия авторского права.

13. Можно ли разместить на своем сайте в Интернете опубликованную в печати статью какого-нибудь автора?

1) Можно, с указанием имени автора и источника заимство­вания;

2) можно, с разрешения и автора статьи и издателя;

3) можно, но исключительно с ведома автора и с выплатой ему авторского вознаграждения;

4) можно, поскольку опубликованные статьи не охраняются авторским правом;

5) можно, с разрешения издателя, выпустившего в свет дан­ную статью, или автора статьи.

14. Что необходимо указать при цитировании статьи, раз­мещенной на чьем-то сайте?

1) Имя автора, название статьи, адрес сайта, с которого за­имствована статья;

2) адрес сайта и имя его владельца;

3) имя автора и название статьи;

4) электронный адрес сайта, с которого заимствована статья;

5) название статьи и название сайта.

15. Считается ли статья, обнародованная в Интернете, объектом авторского права?

1) Нет, если статья впервые обнародована в сети Интернет;

2) да, при условии, что эта же статья в течение 1 года будет опубликована в печати;

3) да, так как любая статья является объектом авторского права как произведение науки или литературы;

4) да, если указан год первого опубликования;

5) да, если автор использует знак охраны авторского права.

16. В каких случаях при обмене своими компьютерными иг­рами с другими людьми не будут нарушаться авторские права?

1) Если экземпляры этих компьютерных игр были выпущены в свет и введены в гражданский оборот с согласия автора;

2) если обладатели обмениваемых экземпляров компьютер­ных игр приобрели их по договору купли-продажи/мены;

3) если одновременно соблюдены условия, указанные в пунктах а) и б);

4) если они распространяются путем сдачи в прокат;

5) если автору выплачивается авторское вознаграждение.

Учитель:

Итак наша игра подходит к завершению, жюри подводит итоги с каким счетом закончили 5 гейм команды и общий итог игры.

3. Подведение итогов

Жюри: - (озвучивает результаты V гейма и общего счета)

Команда - победительница награждается дипломами победителей и все участники команды получают оценку «5». Участники проигравшей команды получают оценку «4».

Учитель:

Сегодня мы с вами вспомнили многое об информационной безопасности, о вирусах. Кто-то узнал что-то новое для себя. Говорить о защите информации можно бесконечно. У нас еще будут "Счастливые случаи", когда мы сможем поделиться знаниями о новых вирусах и способах защиты от них.

Игра закончена. До новых встреч!!!

Звучит музыка " Счастливого случая"





© 2010-2022