Реферат по информатике Формы мышления

Раздел Информатика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Нижнеингашская средняя школа №2»


Районная научно-практическая конференция учащихся







Исследовательский реферат




Тема:


«Формы мышления»


Выполнила: Тимофеева Мария,

ученица 11 «Б» класса.

Руководитель: Алексеева Ольга Владимировна,

учитель информатики













п. Нижний Ингаш

2008 год

Реферат по информатике Формы мышления


Введение

3

Информация и познание окружающего мира

Чувственное познание

Развитие науки о мышлении

Современное понимание мышления

Понятие

Суждение

Умозаключение

Вывод

Используемая литература

4

5

6

9

10

17

19

20

21


Реферат по информатике Формы мышления


Когда человек появляется на свет, это еще не личность. Только развиваясь духовно и физически, он проходит путь от биологического вида, от животного до Человека. Существует такая точка зрения, что самая последняя ступень, которую нужно преодолеть, чтобы стать Человеком - это воля.

Перелистывая сборник «Мысли великих людей», я нашла фразу русского писателя-декабриста Бестужева-Марлинского:

«Что такое воля, как не мысль, преходящая в дело».

Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. Перед тем как начинать учиться правильно мыслить, я перед собой поставила цель: осознать, понять, что такое мышление, как человек пришел к этому понятию, какие формы мышления бывают.

Задачи: Определить, что такое информация, и какие виды познания бывают. Проследить отношение философов к понятию «мышление» в разные исторические моменты. Рассмотреть основные виды мышления и выявить их особенности. Использовать в своей работе максимальное количество источников информации.

ИРеферат по информатике Формы мышления

нформация играет в жизни людей огромную роль. Мы получаем её с помощью наших органов чувств из окружающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добываем в процессе деятельности.

Информация для человека - это знания, которые он получает из различных источников. Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя, а информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта, знаний получателя информации.

Все знания, которыми обладает каждый из нас, условно можно разделить, на две группы: факты и правила. К фактам относятся знания об определенных явлениях (солнечные и лунные затмения происходят тогда, когда Солнце, Луна и Земля в своем взаимном перемещении занимают положение на одной линии), событиях (первый персональный компьютер фирмы IBM появился в 1981 году), свойствах объектов (вес первой электронной вычислительной машины равнялся 30 тоннам) и о зависимостях между объектами (у квадрата все угля прямые и все стороны равны). К правилам относятся знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели (выполнить фонетический разбор слова, вычислить периметр многоугольника, вылечиться от простуды, убрать свою комнату и т.д.) Получение знаний, или познание реальной действительности - это её отражение в сознании человека. Существует две формы познания: чувственное (с помощью чувств) и логическое (рациональное), которое называют еще абстрактным мышлением.

С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека - средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.

Реферат по информатике Формы мышления

Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств, поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению, а по их совокупности.

Восприятие - это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на ниши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений. В результате создается целостное отражение этого объекта. Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным, оно очень сильно переплетается с прежним опытом и знаниями.

Представление - это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

Таким образом, с помощью чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называется чувственным. Но его возможности ограничены.

Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.

Мышление - целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отражений вещей [Философия. Конспект лекций. Сборка от AlexRom январь 2005 год]

МРеферат по информатике Формы мышления

ышление
- процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. [Толковый словарь]

Мышление - процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую степень человеческого познания. [Философская энциклопедия]. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности». В отличие от ощущения и восприятия, т. е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредованное отражение действительности. Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знание о таких свойствах, процессах, связях и отношениях действительности, которые не могут быть восприняты его органами чувств. Способность мышления переходить границы чувственного познания объясняются тем, что мыслительная деятельность заключается в активном соотнесении между собой данных практического опыта и, а также данных, представляющих собой продукт самой мыслительной деятельности в виде уже имеющихся знаний, понятий.

В качестве первого автора, систематизировавшего правила рассуждения, независимые от конкретного предмета познания, обычно называют Аристотеля. Мышление - это суть логики. Согласно Аристотелю, мышление - это не конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Система, изложенная Аристотелем, стала исходной для последующего развития классической логики. Наука о мышлении - логика - одна из древнейших наук. Логика обязана показать, как развивается мышление, если оно научно, если оно отражает, т.е. воспроизводит в понятиях существующий вне и независимо от сознания и воли предмет, иными словами, духовно репродуцирует его, реконструирует его саморазвитие, воссоздает его в логике движения понятий, чтобы воссоздать потом и на деле - в эксперименте, в практике. Логика и есть теоретическое изображение такого мышления.

Огромную, далеко не до конца оцененную роль в развитии логики, в подготовке современного взгляда на предмет этой науки сыграл Спиноза. Логику, поскольку она сохраняется рядом с учением о субстанции, он толковал как прикладную дисциплину, по аналогии с медициной, так как ее заботой оказывается не изобретение искусственных правил, а согласование человеческого интеллекта с законами мышления, понимаемого как атрибут природного целого, лишь как «способ выражения» всеобщего «порядка и связи вещей». Попытку разработать логические проблемы на основе такого понимания и предпринял Спиноза.

Мышление он понимал неизмеримо более содержательно и, по существу, диалектически. И именно для истории диалектики фигура Спинозы представляет особенный интерес. Он едва ли не единственный из великих мыслителей домарксистской эпохи, сумевший соединить «блестящие образцы остродиалектической мысли с последовательно и неукоснительно проведенным через всю систему материалистическим принципом понимания мышления и его отношения к внешнему - в пространстве вне человеческой головы простирающемуся - миру». Влияние идей Спинозы на последующее развитие диалектической мысли вряд ли можно переоценить. «Быть спинозистом, это - существенное начало всякого философствования, - категорически сформулировал великий диалектик Гегель, - ...мышление необходимо должно было стать на точку зрения спинозизма».

Элементарный анализ показывает, что основные принципы мышления Спинозы прямо противостоят по всем линиям тому пониманию мышления, которое развивает современный позитивизм. На Спинозе и поныне сталкиваются в остром антагонизме самые современные системы XX столетия. Это и обязывает нас особенно внимательно проанализировать теоретический состав его концепции, выявить в ней те принципы, которые, может быть в несколько иных формах выражения, и по сей день остаются драгоценнейшими принципами всякого научного мышления и, как таковые, весьма зло оспариваются современными нам противниками диалектического мышления.

Есть не два разных и изначально противоположных предмета исследования - тело и мышление, - а всего-навсего один-единственный предмет - мыслящее тело живого, реального человека, лишь рассматриваемое под двумя разными и даже противоположными аспектами или углами зрения. Мыслит не особая душа, вселяемая богом в человеческое тело как во временное жилище (и непосредственно, как учил Декарт, в пространство «шишковидной железы» мозга), а самое тело человека. Мышление - такое же свойство, такой же способ существования тела, как и его протяженность, то есть как его пространственная конфигурация и положение среди других тел.

Эта простая и глубоко верная мысль выражена у Спинозы на языке его эпохи таким образом: мышление и протяженность не две особые субстанции, как учил Декарт, а лишь «два атрибута одной и той же субстанции». Это не два особых предмета, способные0 существовать отдельно, совершенно независимо один от другого, а лишь два разных и даже противоположных аспекта, под которыми выступает одно и то же, два разных способа существования, две формы проявления чего-то «третьего».

Что же это за «третье»? Реальная бесконечная природа, отвечает Спиноза. Именно она и простирается в пространстве, и «мыслит».

В дальнейшем его теорию развивали Г.Кант и Фихте.

Гегелевское решение вопроса о предмете логики сыграло в истории этой науки особую роль. И чтобы понять гегелевскую логику, мало только уяснить прямой смысл ее положений. Важнее и труднее рассмотреть сквозь причудливые обороты гегелевской речи тот реальный предмет, о котором на самом деле ведется разговор. Это и дает возможность понять Гегеля критически: восстановить для себя образ оригинала по его искаженному изображению. Однако в любой науке, а потому и в логике приходится все же предварительно обозначить, контурно очертить хотя бы самые общие границы предмета исследования, т.е. указать область фактов, которые в данной науке надлежит принимать во внимание. Иначе будет неясен критерий их отбора, а его роль станет исполнять произвол, считающийся только с теми фактами, которые подтверждают его обобщения, и игнорирующий все остальное как не имеющее якобы отношения к делу, к компетенции данной науки. И Гегель такое предварительное разъяснение дает, не утаивая от читателя, что именно он понимает под словом «мышление».

Этот пункт особенно важен. Совсем не случайно до сих пор основные возражения Гегелю, как справедливые, так и несправедливые, направляются как раз сюда. Неопозитивисты, например, единодушно упрекают Гегеля в том, что он недопустимо «расширил» предмет логики своим пониманием мышления, включив в сферу рассмотрения массу «вещей», которые мышлением в обычном и строгом смысле назвать никак нельзя: прежде всего понятия, относившиеся по традиции к метафизике, к онтологии, т.е. к науке о самих вещах, систему категорий - всеобщих определений действительности вне сознания, вне «субъективного мышления», понимаемого как психическая способность человека.

Если мышление понимать так, то неопозитивистский упрек Гегелю и в самом деле придется посчитать резонным. Гегель действительно понимает под мышлением нечто на первый взгляд загадочное, даже мистическое, когда говорит о мышлении, совершающемся где-то вне человека и помимо человека, независимо от его головы, о «мышлении как таковом», «чистом мышлении», и предметом логики считается именно такое «абсолютное», сверхчеловеческое мышление. Логику, согласно его определению, следует понимать даже как «изображение бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». Гегель также считал, что мышление - это способность отличить копию от оригинала. После того, что сделал Гегель, двигаться вперед можно было только в одном направлении - по пути к материализму, к ясному пониманию того факта, что все диалектические схемы и категории, выявленные в мышлении Гегелем, представляют собою отраженные коллективным сознанием человечества универсальные формы и законы развития внешнего, вне и независимо от мышления существующего реального мира.

К материалистическому переосмыслению гегелевской диалектики и приступили уже в начале 40-х годов прошлого столетия Маркс и Энгельс, а материалистически переосмысленная диалектика выполнила для них роль логики развития материалистического мировоззрения. Мыслят не Я, не Разум. Но мыслит и не мозг сам по себе. Мыслит человек с помощью мозга, притом в единстве с природой и контакте с нею. Изъятый из такого единства, он уже не мыслит. Но мыслит также и не человек в непосредственном единстве с природой, продолжает Маркс. Мыслит лишь человек, находящийся в единстве с обществом, с производящим свою материальную и духовную жизнь общественно-историческим коллективом. Человек, изъятый из сплетения общественных отношений, внутри и посредством которых он осуществляет свой человеческий контакт с природой (т.е. находится в человеческом единстве с ней), мыслит так же мало, как и мозг, изъятый из тела человека.

ТРеферат по информатике Формы мышления

ак, именно на пути развития логики, во весь рост встает проблема природы человеческого мышления, проблема идеального.

В современном мире мышление мы понимаем как идеальный компонент реальной деятельности общественного человека, преобразующего своим трудом и внешнюю природу, и самого себя

Мышление есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс; однако мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний, выработанных им способов мыслительной деятельности - логических, математических и т.п. действий и операций. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятием, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики; даже задачи, которые он ставит перед своим мышлением, порождаются общественными условиями, в которых он живет. Таким образом, мышление человека имеет общественную природу.

Языковая форма выражения и закрепления результатов первоначально внешне-предметной познавательной деятельности создает условие, благодаря которому в дальнейшем отдельные звенья этой деятельности могут выполняться уже только в речевом, словесном плане. Так как речевой процесс осуществляет при этом познавательную функцию, а не функцию общения, то его внешне-звуковая, произносительная сторона все более редуцируется; происходит переход от громкой речи к речи «про себя», в «уме» - к внутренней словесной мыслительной деятельности. Между исходными чувственными данными и практическим действием теперь включаются все более длинные цепи внутренних процессов сопоставления, анализа и т.д. В ходе дальнейшего развития эти внутренние познавательные процессы постепенно приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от внешней, практической деятельности. При этом разделение труда приводит к тому, что умственная, духовная деятельность и практическая материальная деятельность могут выпадать на долю различных людей. В условиях разделения частной собственности на средства производства и дифференциации общества на антагонистические общественные классы происходит отрыв умственного труда от физического; и внутренняя, мыслительная деятельность начинает все более противопоставляться внешней, материальной деятельности. Она кажется теперь вполне независимой от последней, имеющей принципиально другую природу и происхождение.

Из сказанного ясно, что мышление мы понимаем как идеальный компонент реальной деятельности общественного человека, преобразующего своим трудом и внешнюю природу, и самого себя.

ИРеферат по информатике Формы мышления

так, предметом исследования логики является человеческое мышление. Мышление всегда осуществляется в каких-либо формах. В логике выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение и умозаключение, как производная форма от суждения.

Нас окружает множество объектов. Это вещи, процессы, явления, люди, животные и так далее. Каждый из объектов можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства и отношения.

Признаки объекта могут быть существенными и несущественными. Чтобы понять различие между ними, рассмотрим следующий пример.

В лесу около озера растет дерево береза. Береза имеет возраст (10 лет), высоту (5 метров), место расположения (у озера), цвет и форму ствола, веток, листьев. Все это признаки объекта «дерево береза».

Предположим, что наша задача - найти любую среди других деревьев. В этой ситуации высота, возраст и место расположения березы не будут теми признаками, по которым мы отличаем березу, например, от дуба. Здесь существенными признаками являются цвет и форма ствола, цвет и форма листьев. Таким образом, существенными называют такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы во множества. Совокупность существенных признаков отдельного объекта или множества однородных объектов отражается в понятии.

Понятие (филос) - это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта. [Краткий философский словарь]

Понятие (в логике) - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. [Краткий словарь логических терминов]

Понятие имеет две основные логические характеристики: содержание (качество) и объем (количество).

Содержание понятия - совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии. чтобы раскрыть содержание понятия, следует найти признаки, необходимые и достаточные для выделения данного объекта из множества других объектов.[ Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Логика в информатике. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004]

Например, содержанием понятия ромб является совокупность двух существенных признаков: быть параллелограммом и иметь равные стороны. Содержание понятия ученик: познавать новое и иметь учителя. Содержание понятия хороший ученик включает в себя признаки: познавать новое, иметь учителя, иметь интерес к учебе, быть исполнительным, быть обязательным, быть воспитанным, помогать отстающим. Любой ли отличник может в соответствии с этими признаками называться хорошим учеником? Заметим, что даже если ученик плохо учится, но проявляет интерес к учебе, всегда выполняет домашнее задание, воспитан и помогает по мере сил тем, кто слабее его, то его можно отнести по данной группе признаков к хорошим ученикам.

Всех тех учеников, которые обладают выделенными признаками, можно объединить в множество.

Объем понятия - множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия.[ Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Логика в информатике. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004]

Множество может, в частности, состоять из одного или нескольких объектов или быть пустым.

Множество может быть конечным (например, множество цифр или множество букв в алфавите) или бесконечным (например, множество натуральных чисел). Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется. Объем понятия «персональный компьютер» выражает всю совокупность (сотни миллионов) существующих в настоящее время в мире персональных компьютеров.

Например, объем понятия река - это множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Енисей, Волга и др. Объем понятия ученик включает в себя людей, которые учатся (в частности чему-нибудь или как-нибудь).

В процессе образования понятий используют следующие приемы:

Анализ - логический прием формирования понятий, основанный на мысленном разделении объекта на составные части или выделении признаков объекта.

Синтез - логический прием формирования понятий, основанный на мысленном соединении в единое целое частей объекта. Так, ребенок, «разбирающий» игрушку, проводит своеобразный анализ (ему интересно, как устроена игрушка); ребенок, собирающий игрушку из её частей, проводит своеобразный синтез.

Сравнение - логический прием формирования понятий, основанный на мысленном установлении сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - логический прием формирования понятий, основанный на мысленном выделении одних признаков объекта и выделении других. Чаще всего мы выделяем существенные и отвлекаемся от несущественных признаков.

Обобщение - логический прием формирования понятий, основанный на мысленном объединении однородных объектов в некоторый класс. (Класс - совокупность объектов, выделенных по какому-то признаку.)

Анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование являются основными логическими приемами формирования понятий.

Определение понятия - это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении. Это означает, что в определении должно раскрываться основное содержание понятия, в нем недолжно быть лишних слов, но не должно быть и недосказанностей.

Некоторые первоначальные понятия не определяются. Такие понятия есть в каждой науке. Так, в математике это понятия «точка».

Самым распространенным является определение понятия через ближайший род и видовое отличие. Объем видового понятия более узок и полностью входит в объем родового понятия. В правильном определении объемы определяемого понятия и определяющего равны.

видовое понятие=родовое понятие+видовое понятие

Каждое понятие может быть представлено как совокупность нескольких понятий.



Некоторые виды понятий.

1.По уровню усвоения:

-научные- понятие, содержание которого установлено наукой,

-донаучные (житейские) - мысль в виде представления о предмете;

11. По объему:

- непустые (дом, вода),

- пустые (вечный двигатель, Дед Мороз),

II1. По степени абстрагирования:

- конкретные - отражающие одноэлементные или многоэлементные классы предметов («школа», «Александр Македонский», «весна»);

- абстрактные - отражающие не предмет, а какой-либо признак предмета, взятый отдельно от самого предмета («белизна», «честность»), или отношение между предметами («неравенство», «подобие», «тождество», «сходство»);.

IV. По способности содержания отражать присущие понятию свойства:

- положительные - характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения («грамотный человек», «отстающий ученик»);

- отрицательные - означают, что указанное свойство отсутствует («неграмотный человек», «некрасивый поступок»);

V По наличию в содержании связей:

-относительные;

-безотоносительные;

«Коллекция» - общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное,

«Нерешительность» - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, не собирательное.

Отношения между понятиями.

V1.По возможности сравнивать.

Несравнимые - далеки друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков.

Сравнимые - близкие по содержанию, имеющие общие признаки.

V11.По наличию совпадения объемов:

Совместимые - сравнимые понятия, имеющие совпадение объемов полностью или частично.

Несовместимые - сравнимые понятия, не имеющие совпадений объемов ни по одномк элементу


Типы совместимости:

- равнозначные или тождественные - понятия, различные по содержанию, но одинаковые по объему («равносторонний прямоугольник» и «квадрат», «русский писатель Иван Бунин» и «автор повести «Деревня»»). Объемы тождественных понятий изображаются полностью совпадающими кругами Эйлера.

- перекрещивающиеся - понятия, объемы которых только частично совпадают («школьник» и «филателист»). Изображаются пересекающимися кругами Эйлера.

- подчинение (субординация) - объем одного понятия целиком включается в объем другого, но не исчерпывает его («животное» и «слон»). Это отношение рода и вида.

Типы несовместимости:

- соподчинение (координация) - отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому более общему родовому понятию (« ель», «сосна», «береза» и «дерево»). Изображаются отдельными неперекрещивающимися кругами внутри большого кругов. Это виды одного рода.

- противоположность (контрарность) - отношение между объемами понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т. е. противоположными) («храбрость» - «трусость», «белая краска» - «черная краска»).

- противоречие (контрадикторность) - отношение между объемами понятий, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Между ними не существует третьего понятия. Эти понятия - антонимы.

Деление понятий.

Деление - это логическая операция, посредством которой отыскиваются признаки, характерные для одних видов и отсутствующие у других.

Основание деления - признак, по которому производится деление объема понятия.

Как в математическом, так и в логическом делении имеют место три элемента:

- делимое - родовое понятие,

- делитель - существенный признак - основание деления,

- частное от деления - виды данного рода (по отношению друг к другу должны быть противоположными).

Объем понятия можно делить по различным основаниям в зависимости от цели деления, от практических задач. Но при каждом делении на некотором его уровне должно браться лишь одно основание.

Правила деления понятий.

1. Соразмерность деления. Объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления.

Нарушение этого правила ведет к ошибкам:

а) неполное деление - перечислены не все виды данного родового понятия.

б) деление с лишними членами - одни члены деления сами являются подвидами других членов деления.

2. Деление должно проводиться только по одному основанию. Нельзя одновременно брать два или более признаков, по которым бы производилось деление. Иначе произойдет перекрещивание объемов понятий, которые появились в результате деления.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т. е. не иметь общих элементов, быть несовместимыми понятиями, объемы которых не пересекаются.

4. Деление должно быть непрерывным, т. е. нельзя делать скачки в делении.

Виды деления:

- по видоизменению признака - основанием деления является тот признак , по которому образуются видовые понятия (видообразующий признак). Например, по величине углы делятся на острые, прямые и тупые.

- дихотомические (двучленное) деление - объем делимого понятия подразделяется на два противоречивых понятия: А и не -А. Например, натуральные числа делятся на четные и нечетные. Иногда понятие не-А снова делится на два понятия В и не-В и т. д..

Дихотомическое деление удобно, т. к. оно всегда соразмерно и проводится только по одному признаку. Поэтому оно очень распространено, хотя и применимо не во всех случаях.

От логической операции деления следует отличать мысленное расчленение целого на части. Этот прием применяется тогда, когда надо показать, из каких частей состоит предмет.

Классификация - это особая разновидность деления, где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Она сохраняется весьма длительное время, если имеет научный характер.

Для классификации обязательно выполнение всех правил, сформулированных относительно операций деления понятий. Классификация представляет собой вид последовательного деления; оно образует развернутую систему, где каждый член (класс) делится на подклассы и т. д.

Естественная классификация - распределение предметов по группам на основании их существенных признаков. Например, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Расположив химические элементы в зависимости от их атомного веса, он вскрыл закономерности в их свойствах.

Вспомогательная классификация - распределение предметов по группам на основании их несущественных признаков. Она применяется для более легкого отыскания предмета или термина. Например, список фамилий, расположение по алфавиту.

Ограничение и обобщение понятий.

Ограничение - это логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.

Пределом ограничения является единичное понятие. При ограничении происходит переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, т. е. от родового к видовому и от вида к подвиду.

Обобщение - это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующих признаков.

Пределом обобщения являются универсальные понятия.

В процессе обобщения и ограничения понятий следует отличать переходы от рода к виду, от отношения целого к части.

Единичное - определённый предмет, ограниченный в пространстве и времени.Форма существования всеобщего в действительности. (БСЭ)

Особенное - единство единичного и всеобщего. Предмет, взятый в своей конкретной целостности как определённо всеобщее и как не исключённое из взаимосвязи мира единичного.

Всеобщее, реализованное в единичном. (БСЭ)

Общее - сходное, отвлечённое от единичных и особенных явлений, свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или ряд. (БСЭ)

Категории (от греч. kategoría - высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики. (БСЭ)

единство устойчивых взаимосвязей между элементами, а также законов данных взаимосвязей.

Сущность - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы.

Явление - конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.

Термин (позднелат. terminus - термин, от лат. terminus - предел, граница), - слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерных для данной сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. Они существуют лишь в рамках определённой терминологии.

Сборник понятий по теме «Понятия»

Реферат по информатике Формы мышления


В мышлении понятия не выступают разрозненно, они определенным образом связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение (высказывание), оно характеризуется формой и содержанием.

Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях между ними. Суждение строится на основе понятий и по форме является повествовательным предложением, может быть выражено с помощью не только естественных языков, но и формальных. Суждения бывают простыми и сложными по структуре. Например, Наступила весна - простое суждение, а Наступила весна, и прилетели грачи - сложное, состоящее из двух простых

1. По характеру оценки объекта суждения выделяют два типа простых суждений: утвердительные и отрицательные.

2. По степени обобщения простые суждения делятся на три типа: общие (Все кошки любят рыбу), частные (Некоторые школьники - спортсмены), единичные (Мой кот - веселый забияка).

На основании простых суждений могут быть построены сложные. Сложные суждения образуются с помощью связок, которые называются логическими: «и», «или», «неверно, что…», «если…,то…». Такие конструкции ля нас привычны и часто встречаются в обыденной речи. Часто применяются и такие слова-связки, как: «для… необходимо…», «для… необходимо и достаточно…» и прочие. Часто в основе построения суждений лежит условие.

Если некоторое событие не может быть без определенного условия, это условие является необходимым. Пример: «Для того чтобы выводить созданные на компьютере документы на бумагу, необходим принтер».

Если некоторое событие обязательно имеет место при определенном условии, то это условие является достаточным. Пример: «Для того чтобы число делилось на 5, достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем».

Если без определенного условия не может быть некоторого события, а из наличия этого условия следует данное событие, то это условие является необходимым и достаточным. Пример: «Для того чтобы число делилось на 10, необходимо и достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем».

Об объектах можно судить верно или неверно, то есть суждение может быть истинным или ложным по своему содержанию. Содержание суждения - это то, о чем в нем идет речь, его смысл.

Истинное суждение - это суждение, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных объектов. Примером может служить следующее: «Процессор является устройством обработки информации».

Ложное суждение - суждение, в котором связь понятий не соответствует реальной действительности.

Конечно, иногда истинность или ложность одного и того же суждения является относительной. Одно и то же суждение разными людьми может восприниматься как истинное или ложное в зависимости от их взглядов, жизненного опыта, особенностей национальной культуры, воспитания, образования и так далее.

Например, для кого-то истинным является, что свободу, безопасность и комфорт дают глубокие знания, а для кого-то - свободу, безопасность и комфорт дают большие деньги.

Для того чтобы вести рассуждения и оценивать их правильность, необходимо прежде «договориться» по каждому суждению, будем ли мы его рассматривать как истинное или ложное в данном конкретном случае. Например, Он - хороший шахматист может быть как истинным, так и ложным, в зависимости от того, кто имеется в виду под местоимением «он». Заметим, что договориться мы можем только по отношению к простым суждениям. Значение же истинности (или ложности) сложных суждений вычисляется. При вычислении истинности (ложности) сложного суждения содержание входящих в него простых суждений является незначимым. Интерес представляет то, чем суждения отличаются друг от друга, что характеризует каждое из них и неизменно для каждого из них, а именно их форма.

Логическая форма суждения - это его строение, способ связи его составных частей.

Форма суждения, в отличие от его содержания, объективна, то есть не зависит от тех или иных взглядов того или иного человека.

Сборник понятий по теме «Суждения»

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из нескольких суждений мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение.

УРеферат по информатике Формы мышления

мозаключение
- сложное суждение с сочинительными и подчинительными союзами, образованное из нескольких суждений по определенным правилам.

В русском языке слово «умозаключение» используется в двух значениях: для обозначения процесса рассуждения, размышления, приводящего к некоторому выводу, и для обозначения результата этого процесса. Умозаключения позволяют на основе известных фактов, выраженных в форме суждений, получать заключение, то есть новое знание. Примером умозаключений могут служить геометрические доказательства.

Посылки - истинные суждения, из которых формируются умозаключения. Заметим, что посылками умозаключения по правилам логики могут быть только истинные суждения, в противном случае можно прийти к ложному умозаключению.

Процесс получения заключений из посылок по правилам дедуктивных умозаключений называется выведением следствия.

Логическое следствие из данных посылок есть высказывание, которое не может быть ложным, когда эти посылки истинны.

Дедукция(от лат. deductio - выведение) - выведение следствий из посылок в соответствии с законами логики. Дедукция - один из приемов (методов) научного познания в связи с историческим развитием человеческого мышления и общественно-исторической практики. [Философская энциклопедия]

1) в традиционной (не математической) логике - это умозаключение от знания большей степени общности к новому знанию меньшей степени обширности (разработана Аристотелем), означает решение какой-либо проблемы путем сведения её к более очевидным положениям

2) В современной математической логике это умозаключение, дающее достоверное (истинное) суждение, если его посылки - истинные суждения.

Правильно построенному дедуктивному умозаключению присущ необходимый характер логического следования заключения из данных посылок.

Правила дедукции обычно формулируются в таком виде:

«Если посылки имеют такую-то структуру и если они при этом являются истинными, доказанными, то и заключение, имеющее такую же структуру , также будет истинным, доказанным».

Дедукцию иногда применяют с целью проверки какого-либо суждения, когда из него выводятся следствия по правилам логики с тем, чтобы затем эти исследования проверить на практике; в этом состоит один из методов проверки гипотез. Также дедукцию используют для раскрытия содержания тех или иных понятий.

Индукция (от лат. induktio, буквально - наведение) - способ логического рассуждения, применяя который от знания об отдельных фактах или от менее общего знания переходят к знанию, носящему более общий характер.

Как форма движения мысли индукция тесно связана с историей опытного познания и научного исследования. Основанием для получения общих выводов с помощью индукции служит закономерная повторяемость событий, благодаря которой имеется возможность по части фактов судить о всех однородных фактах и устанавливать тем самым общий закон, характеризующий весь класс явлений.

Исходным материалом для индукции служат факты, которые получаются в процессе эмпирического изучения действительности. Конечной основой и критерием правильности обобщающих выводов по индукции является общественная практика. Индукция играет большую роль в формировании общего научного знания - в открытии законов, в выдвижении гипотез, в формировании научных постулатов; велика роль индукции в процессе введения в науку новых понятий. Процесс движения мысли от эмпирии к теории, от фактов к закону всегда предполагает индуктивные умозаключения, вывод о классе явлений в целом на основе изучения его отдельных членов, т. к. науку интересуют прежде всего общие закономерности.

Аналогия ( греч. analogia) - сходство предметов в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии получено из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на мене изученный, сходный по существенным свойствам, признакам объект. Такие умозаключения - один из источников научных гипотез.

В практике мышления аналогия часто используется для доказательства. Например, с целью показать несостоятельность рассуждения можно привести пример аналогичного рассуждения, несостоятельность которого очевидна.

Схема аналогии:

Предметам А и В присущи одинаковые признаки а,в,с…, предмет А кроме того обладает признаком d, следовательно и предмет В обладает признаком d.

Например: модель корабля обладает той же формой (а), таким же отношением веса к объему (в), такими же отношениями между весом отдельных частей (с…), как и строящийся корабль. При испытании данной модели в бассейне она затонула (d), значит, затонет и корабль В, сделанный по этой модели.

Умозаключение по аналогии приобретает доказательный характер, если будет показано, что:

1)признаки а,б,с… в точности одинаковы у сравниваемых предметов;

2)связь одинаковых признаков и отличных признаков (d) не зависит от специфики предмета, т. е. безразлично, каким предметам они принадлежат.

При этом число признаков, их существенность для предметов и т. д., то есть все приведенные выше условия повышения вероятности вывода, теряют свое значение.

Умозаключения по аналогии находят все большее применение в разных областях знания - в технических науках, физике, математике, лингвистике, кибернетике, и т. д. Разработка общих методов, с помощью которых можно было бы определить выполнение условий доказательности любого умозаключения по аналогии, является важной задачей логики.

Я рассмотрела понятие «мышление», изучила формы мышления и провела их классификацию, ознакомилась с работами Г. Гегеля, Аристотеля, И. Канта, И. Г. Фихте, Т. Гоббса, Л. Фейербаха, Б. Спинозы, К. Маркса.

МРеферат по информатике Формы мышления

ожно сделать вывод, что сознание и деятельность человека прошли эволюционный путь. Мышление под своей основой всегда имеет чувственное познание. Без этой основы мышление невозможно. Современное общество делает большую ошибку, лишая детей «детства», то есть возможности познать мир на чувственном уровне. Тем самым ребенок лишается фундаментальной ступени в развитии, и в дальнейшем ему будет намного труднее стать полноценным членом общества.

Чтобы научиться мыслить, выводить новые знания, необходимо в строгой последовательности освоить формы мышления:

Реферат по информатике Формы мышления

А также освоить операции над понятиями.

Эта работа для меня имеет большое значение. Я поняла, что значит мыслить, совсем по-иному взглянула на значение мышления в становлении личности

«Маленький» человек может назвать себя Человеком, только если он способен мыслить.

«Я мыслю, значит, я существую»

Рене Декарт

1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО «Московские учебники», 2001.

2Реферат по информатике Формы мышления

. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

3. Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Логика в информатике. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.

4. Краткий философский словарь.

5. Ильенков. Диалектическая логика_очерки.

6. Константинов Философская энциклопедия. - Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1960. 6.

7. Большая советская энциклопедия, электронная версия

2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"

Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"


© 2010-2022