- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ
Рабочая программа по информатике и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кашкаров Р.А. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Баймакский сельскохозяйственный колледж
утверждаю
директор БСХК:
________И.М. Мурзагильдин
«____»______________201___ г.
рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»,
35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок в сельскохозяйственном производстве»,
15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Баймак, 2014 г.
РАССМОТРЕНО Составлена в соответствии
На заседании цикловой комиссии Примерной программой
Общеобразовательных дисциплин учебной дисциплины СПО
протокол №_______ (базовый уровень), от_____________201___ утвержденной управлением
Председатель: СПО Минобразования России
_____________Муратов У.Ш. от 17.06.2002 г.
Зам.директора по УПР:
______________А.Р. Валеев
Разработчик: Р.А. Кашкаров - преподаватель информатики ГБПОУ «БСХК»
Рецензенты:
-
Сулейманова Г.З., преподаватель ГБПОУ БСХК
-
Гаетбаева З.М., учитель МОБУ СОШ № 4 г. Баймак
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 7 ДИСЦИПЛИНЫ
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 17УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствие ФГОС специальностей СПО технического профиля и обучающееся в учреждении СПО по данному профилю изучают информатику и ИКТ в объеме 90 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы представлено пятью темами:
- информационная деятельность человека;
- информация и информационные процессы;
- средства информационно-коммуникационных технологий;
- технологии создания и преобразования информационных объектов;
- телекоммуникационные технологии.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практических работ с использованием средств ИКТ.
При освоении программы у обучающихся формируется
информационно-коммуникационная компетентность - знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных дисциплин, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные
средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
В программе учтены особенности содержания обучения по специальностям технического профиля в учреждениях СПО.
Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики и информационно-компьютерных технологий.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общеобразовательным дисциплинам.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств
информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях.
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации
информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых
процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных,
компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные
объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного
пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90
в том числе:
практические работы
60
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
индивидуальное проектное задание
15
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
15
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Информация. Информационные системы
10
Тема 1. Правила ТБ. Информация.
Правила техники безопасности и охраны труда. Информация, её виды, свойства и роль в окружающем мире и производстве.
2
1
Тема 2. Память.
Память как среда хранения информации. Виды памяти.
2
1-2
Тема 3. Информационные системы.
Информационные системы (ИС). Понятие и определение ИС.
2
1
Тема 4. Виды информационных систем.
Производственные и информационные системы. ИС как система управления.
2
1-2
Самостоятельная работа.
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов по тематике:
-
Информация. Свойства и характеристика.
-
Информация и знания.
-
Проблемы информации в современной науке.
-
Информационные системы в управлении.
2
3
Раздел 2. Электронные коммуникации и их роль в управлении предприятием.
6
Тема 1. Автоматизированные системы.
Роль автоматизированных систем обработки информации в управлении производством в условиях развития рыночных отношений.
2
1
Тема 2. Алгоритмы решения производственных задач.
Существующие системы автоматизированной обработки информации. Классификация компьютерных программ, предназначенных для решения производственных задач.
2
1-2
Тема 3. Структура автоматизированной системы и направления информационных технологий.
Структура автоматизированной системы обработки информации. Основные направления использования информационных технологий в производстве.
2
1-2
Раздел 3. Автоматизированные рабочие места (АРМ), их локальные и отраслевые сети.
6
Тема 1. Автоматизированные системы.
Автоматизированные, автоматические и управляемые человеком системы. Понятие, классификация, общая характеристика.
2
1
Тема 2.Техническое и программное обеспечение АРМ.
Определение, свойства, структура, функции и классификация (по направлениям их профессиональной деятельности).
2
1-2
Тема 3. Требования АРМ.
Определение требований и функций АРМ к специалистам. Требования к техническому обеспечению АРМ. Требования к программному обеспечению АРМ.
2
1-2
Раздел 4. Методика работы в текстовом редакторе Microsoft Word.
19
Тема 1. Текстовый редактор Microsoft Word.
Возможности текстового редактора. Основные элементы окна программы. Текстовые файлы, создание и сохранение файлов, основные элементы текстового документа.
2
1
Тема 2. Шаблоны и форматирование документов.
Понятия о шаблонах и стилях, основные операции с текстом, форматирование символов и абзацев, оформление страницы документа, формирование оглавления, работа с таблицами, работа с рисунками, орфография, печать документов.
2
1-2
Практические работы
« Microsoft Office Word. Работа с текстом»
2
2-3
«Microsoft Office Word. Работа с таблицами»
2
2-3
«Microsoft Office Word. Работа с изображениями. Фигуры, объекты SmartArt»
2
2-3
«Microsoft Office Word. Многоуровневые списки, формулы, колонтитулы»
2
2-3
« Microsoft Office Word. Слияние документов. Рассылки»
2
2-3
Самостоятельные работы
Работа с основной и дополнительной литературой.
Работа над индивидуальными проектами, по тематике:
-
Использовании текстовых процессоров в издательстве.
-
Автоматизация работы с MS Word с помощью шаблонов.
-
Взаимодействие тестового процессора MS Word с другими приложениями Windows.
-
Текст как информационный объект.
-
Ссылки, гиперссылки, создание оглавления.
5
3
Раздел 5. Методика работы с электронными таблицами Microsoft Excel (ЭТ).
18
Тема 1. Электронная таблица Microsoft Excel (ЭТ), окно и основа работы.
Запуск и завершение работы ЭТ, создание и сохранение таблиц, окно, основные элементы, основы манипулирования с таблицами.
2
1
Тема 2. ЭТ, расчеты и диаграммы.
ЭТ расчетные операции, диаграммы Excel, связанные таблицы.
2
1-2
Самостоятельная работа
Работа с основной и дополнительной литературой.
Работа над индивидуальными проектами, по тематике:
-
Взаимодействие ЭТ с другими приложениями Windows.
-
Электронные таблицы как информационные объекты.
-
Переход от табличного к графическому представлению информации.
4
3
Практические работы
«Основы работы, маркер заполнения, построение списков»
2
2-3
«Форматирование ячеек»
2
2-3
«Работа с формулами»
2
2-3
«Относительная и абсолютная ссылка»
2
2-3
«Работа с диаграммами»
2
2-3
Раздел 6.Методика работы с базами данных Microsoft Access.
16
Тема 1. База данных Microsoft Access, формы и элементы.
Общие сведения о базах данных.
Окно, основные элементы. Формы и таблицы.
2
1
Тема 2. Целостность БД
Связь между таблицами и целостность данных. Запросы. Отчеты.
2
1-2
Самостоятельная работа
Работа с основной и дополнительной литературой.
Работа над индивидуальными проектами, по тематике:
-
Информационные справочные системы в человеческом
-
обществе.
-
Информационные поисковые системы в человеческом обществе.
-
Базы данных и Интернет.
4
3
Практические работы
«Работа с таблицами и формами»
2
2-3
«Проектирование связей между таблицами БД»
2
2-3
«Создание запросов. Создание отчетов. Печать отчетов»
2
2-3
«Создание макросов»
2
2-3
Раздел 7. Методика работы с презентациями Microsoft PowerPoint.
17
Тема 1. Редактор презентаций Microsoft PowerPoint.
Общие сведения о презентациях, схема работы.
Создание и редактирование презентаций.
2
1
Тема 2. Работа со слайдами.
Общие операции со слайдами, настойка анимации слайдов.
2
1-2
Тема 3. Демонстрация слайдов.
Настройка демонстрации слайдов.
2
1-2
Самостоятельная работа
Работа с основной и дополнительной литературой.
Работа над индивидуальными проектами, по тематике:
-
Создание презентаций к празднику «9 мая - День ПОБЕДЫ».
-
Создание презентации группы.
-
Создание презентации по отделению (специальности)
-
Создание учебных презентаций по спец.дисциплинам (тематику определяет преподаватель).
5
3
Практические работы
«Microsoft Power Point. Создание презентации»
2
2-3
«Microsoft Power Point. Работа с анимацией»
2
2-3
«Microsoft Power Point. Демонстрация слайдов».
2
2-3
Раздел 8. Характеристика справочно-информационных систем
18
Тема 1. Информационно-справочные системы.
Информационно-справочные системы, основные характеристики, тенденции и перспективы развития систем обработки экономической информации.
Виды справочных систем, основные режимы работы: просмотр, поиск, редактирование и печать информационных материалов.
2
1
Тема 2. Локальные сети.
Работа с локальными информационными системами (поиск и обработка информации).
2
1-2
Тема 3. Глобальные сети.
Работа с глобальными информационными системами (поиск и обработка информации).
2
1-2
Самостоятельные работы
Работа с основной и дополнительной литературой.
Работа над индивидуальными проектами, по тематике:
-
Возможности и преимущества сетевых технологий.
-
Информационные сервисы сети Интернет.
-
Электронные библиотеки.
-
Чипы XXI века.
-
Гипертекст как основа Web программирования.
-
Web-дизайн и его значение.
-
Internet технологии: глобальная сеть, Internet Explorer, поиск информации, подготовка и редактирование информации.
6
3
Практические работы
«Работа с локальными информационными системами»
2
2-3
«Работа в Интернет. Поиск информации, электронная почта»
2
2-3
«Работа с сайтами. Полезные сайты, каталоги, электронные библиотеки»
2
2-3
Раздел 9. Архиваторы и архивация. Компьютерные вирусы.
10
Тема 1. Архиваторы и архивация. Компьютерные вирусы.
Архиваторы и архивация. Необходимость архивирования файлов и папок. Архиваторы, их назначение, методика создания архивных файлов и работы с ними.
2
1
Тема 2. Компьютерные вирусы и антивирусы.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы, защита информации. Антивирусы, их назначение, методика лечения, чистки, дефрагментации дисков.
2
1-2
Самостоятельная работа
Работа с основной и дополнительной литературой.
Подготовка докладов, по тематике:
-
Разновидности антивирусных программ (программы-детекторы, программы - доктора, программы - ревизоры, программы - фильтры, программы - вакцины и др.)
-
Необходимость архивирования файлов и папок.
4
3
Практическая работа
Программы WinZip и WinRar
2
1-2
120
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» требует наличия учебного кабинета и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ.
Технические средства обучения:
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всей группе, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимся или преподавателем. Для многих училищных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Телекоммуникационный блок (модем), устройства, обеспечивающие подключение к сети - дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими учебными заведениями
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
-
Устройства создания графической информации (сканер) - используются для ввода, создания и редактирования графических объектов, текста и преобразования его в текстовый формат.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи
Программные средства
-
Операционная система (графическая);
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
-
Антивирусная программа;
-
Программа-архиватор;
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
-
Звуковой редактор;
-
Простая система управления базами данных;
-
Система автоматизированного проектирования;
-
Программа-переводчик;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: наличие персональных компьютеров, объединенных в сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Е. В. Филимонова. Информационные технологии в профессиональной деятельности,
-
Издательство: Феникс, 2008 г.
2. А.Г. Гейн, А.И. Сенакосов Н.А. Юнерман, Информатика, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. 2006 г.
-
С.В. Киселев Оператор ЭВМ, учебник для НПО, издательство «Академия» 2008 г.
-
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. 2005 г.
Интернет-ресурсы
-
videouroki.net/ - видеоуроки по информатике.
-
metod-kopilka.ru/ - методическая копилка по информатике, сайт для преподавателей информатике и ИКТ.
-
uroki.net/ - сайт для преподавателей, разработки и методические рекомендации уроков.
-
5byte.ru/ - знание информатики на 5.
-
rusedu.info/ - Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ.
-
rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
-
osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям
-
npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»
Конференции и выставки
-
bytic.ru/ - Международные конференции «Применение новых технологий в образовании»
-
computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей
Олимпиады и конкурсы
-
konkurskit.ru - Конкурс-олимпиада «КИТ - компьютеры, информатика, технологии»
-
olympiads.ru - Олимпиадная информатика
-
contest.ur.ru - Уральские олимпиады по программированию, информатике и математике
Дополнительные источники:
-
Куширенко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основа информатики и ВТ, учебник для образовательных учреждений, 2000 г.
-
С.В. Киселев Оператор ЭВМ, учебник для НПО, 2008 г.
-
Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005. -362с.
-
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М., 2006. -422 с.
-
«Информатика и образование»: ежемесячный научно-методический журнал Российской Академии образования.
-
«Информатика в школе»: ежемесячный научно-методический журнал Российской Академии образования.
-
Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: rusedu.info/
-
Экономическая информатика. Форма доступа: lessons-tva.info/edu/e-informatika.html
-
Информатика и ИКТ. Форма доступа: ru.wikipedia.org/w/index.php
-
Мир информатики. Форма доступа: jgk.ucoz.ru/dir/
-
Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: сomputer-museum.ru/index.php
-
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: klyaksa.net/
-
Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа: computer-profi.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
Практические работы,
тестирование.
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
Практические работы,
тестирование.
иллюстрировать учебные работы с
использованием средств информационных технологий;
Практические работы,
тестирование.
обрабатывать текстовую и числовую информацию;
Практические работы,
контрольная работа.
применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
Практические работы,
тестирование.
обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ;
Практические работы,
тестирование
соблюдать правила ТБ и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
Практические работы,
тестирование.
Знания:
различные подходы к определению понятия «информация»;
Практические работы,
тестирование.
методы измерения количества информации:
Практические работы,
тестирование.
назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки и передачи информации;
Практические работы,
контрольная работа.
состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;
Практические работы,
тестирование
базовые и прикладные информационные технологии;
Практические работы,
контрольная работа.
инструментальные средства информационных технологий
Практические работы,
тестирование
назначение и функции операционных систем.
Практические работы,
тестирование.