Рабочая программа по информатике 9 класс

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Верхурюмская средняя общеобразовательная школа"

Здвинского района Новосибирской области



Рассмотрено

на педагогическом совете

Протокол № _ от ________



Утверждаю

Директор МКОУ Верхурюмской СОШ

___________ Н.В. Котлов

Приказ № ____от _________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИНФОРМАТИКА



для 9 класса

на 2014-2015 учебный год






Составитель программы

Шушарин Денис Александрович

учитель информатики





2014

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.);

  • авторской программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), автор Угринович Н.Д.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ - 9» для общеобразовательных учреждений

Учебники и учебно-методическая литература:

  • Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы : методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - с.11 - 340, 413 - 427, 464 - 505.

  • Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013.г.;

  • Информатика и ИКТ. 8 - 11 классы : методическое пособие / Н. Д. Угринович. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, стр. 33 - 42;

  • Электронное приложение Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ, 2010.г.

  • Электронное приложение Windows-CD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей / Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ, 2010.г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, изучаемых в 9 классе, дает поурочное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание, представленное в виде тематического поурочного планирования; требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место предмета в учебном плане школы

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе отводится 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа разработана на 70 учебных часов.

Приоритетными для данного учебного предмета в 9 классе являются следующие общеучебные умения, навыки и способы деятельности: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; владение умениями совместной деятельности.

При изучении предмета используются следующие формы контроля:

Практические работы, служащие для формирования и контроля уровня сформированности практических умений и навыков, оцениваемые бинарной оценкой «сдано», «не сдано». В журнал выставляется отметка в баллах по количеству сданных практических работ в изучаемой теме. На положительную оценку нужно сдать не менее 50% практических работ в теме.

Практикумы (зачетные практические работы), служащие для контроля уровня сформированности практических умений и навыков по изучаемой теме, оцениваемые балльной оценкой, выставляемой в журнал.

Контрольные тесты, служащие для проверки теоретических знаний по изучаемой теме, оцениваемые бальной оценкой, выставляемой в журнал.

В рабочей программе запланировано:

  • Практических работ - 20

  • Практикумов (зачетных практических работ) - 4

  • Тестов - 6.













Таблица тематического распределения часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

«Алгоритмизация и основы объективно-ориентированного программирования»

35

35

2

«Моделирование и формализация»

15

15

3

«Логика и логические основы компьютера»

8

8

4

«Информация общества»

4

4

5

Повторение

6

6


Итого

68

68

Календарно - тематическое планирование по информатике 9 класс

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

ЭОР

Тема 1. « Алгоритмизация и основы объективно-ориентированного программирования» (35ч)

1/1

Инструктаж по ТБ. Свойства алгоритма и его исполнители

1

КУ

Знать что такое алгоритм и какими свойствами обладает.

УО

Программа разработки презентаций

2/2

Выполнение алгоритмов компьютером

1

УОНМ

Знать принципы работы алгоритмов с компьютером

ФО

3/3

Основы структурного программирования

1

УОНМ

Особенности структурного языка программирования

ФО

Turbo Pascal 7.0

4/4

Линейный алгоритм

1

УОНМ

Знать особенности линейного алгоритма

СР

Turbo Pascal 7.0

5/5

Алгоритмическая структура «ветвление»

1

УОНМ

Знать что такое ветвление и его особенности

ФО

Turbo Pascal 7.0

6/6

Алгоритмическая структура «выбор»

1

КУ

Знать что такое выбор и его параметры

ФО

Turbo Pascal 7.0

7/7

Алгоритмическая структура «цикл»

1

УПЗУ

Знать что такое цикл и его принципы работы

СР

Turbo Pascal 7.0

8/8

Блок-схемы алгоритмов

1

УКЗУ

Уметь составлять алгоритм с помощью блок - схем

ФО

Turbo Pascal 7.0

9/9

Переменные: тип, имя, значение

1

УОНМ

Знать особенности переменных и их типов

ФО

Turbo Pascal 7.0

10/ 10

Определение типов переменных

1

УОНМ

Уметь определять тип переменных

ФО

Turbo Pascal 7.0

11/ 11

Арифметические, строковые и логические выражения

1

УОНМ

Знать основные арифметические и строковые операторы

СР

Turbo Pascal 7.0

12/ 12

Функции в языках программирования

1

УОНМ

Знать некоторые функции в языках программирования

СР

Turbo Pascal 7.0

13/ 13

Решение задач на операторы ввода/вывода

1

УОНМ

Уметь решать простейшие задачи на ввод и вывод информации

СР

Turbo Pascal 7.0

14/ 14-15/ 15

Решение задач на ветвление

2

Уметь решать задачи с использованием ветвления

СР

Turbo Pascal 7.0

16/ 16- 17/ 17

Решение задач на циклы с предусловием и постусловием

2

УКЗУ

Уметь решать задачи на циклы

СР

Turbo Pascal 7.0

18/ 18-20/ 20

Решение задач на массивы

3

Знать, что такое массив и применять его при решении задач

СР

Turbo Pascal 7.0

21/ 21-22/ 22

Решение задач на строковые выражения

2

Уметь решать задачи с использованием строковых данных

СР

Turbo Pascal 7.0

23/ 23-24/ 24

Решение задач на кодирование текстовой информации

2

Уметь производить кодирование текстовых данных

СР

Turbo Pascal 7.0

25/ 25-26/ 26

Решение задач на декодирование текстовой информации

2

Уметь производить декодирование информации по данному коду

СР

Turbo Pascal 7.0

27/ 27-28/ 28

Определение максимального и минимального значения

2

Уметь определять максимальный и минимальный элемент

СР

Turbo Pascal 7.0

29/ 29-30/ 30

Графические возможности языка программирования Pascal

2

Уметь использовать графические возможности Pascal

СР

Turbo Pascal 7.0

31/ 31- 32/ 32

Рисование с помощью графических операторов

2

Уметь строить простейшие фигуры

СР

Turbo Pascal 7.0

33/ 33-34/ 34

Анимация в языке программирования Pascal

2

Уметь применять операторы для анимации изображений

СР

Turbo Pascal 7.0

35/ 35

Зачет по теме «Структурный язык программирования Pascal»

1

Уметь применять ЗУН при решении задач

СР

Turbo Pascal 7.0

Тема 2 « Моделирование и формализация » (15ч)

36/1

Окружающий мир как иерархическая система

1

УОНМ

Знать что такое моделирование.

УО

Электронный калькулятор

37/2

Моделирование как метод познание

1

УОНМ

Знать что такое моделирование.

УО

Электронный калькулятор

383

Материальные и информационные модели

1

УОНМ

Знать основные виды моделей.

ФО

Текстовый редактор

39/4

Формализация и визуализация моделей

1

УОНМ

Знать что такое формализация и визуализация моделей.

УО

Текстовый редактор

40/5

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

УОНМ

Знать основные этапы разработки и исследования компьютерных моделей.

СР

Текстовый редактор

41/6

Построение и исследование физических моделей

1

УПЗУ

Уметь создавать простейшие компьютерные модели.

СР

Текстовый редактор

42/7

Приближённое решение уравнений

1

УПЗУ

Уметь находить приближенное значение уравнения.

СР

Компьютерный словарь, онлайн переводчик

43/8

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения

1

УОНМ

Знать особенности программы КОМПАС

ФО

44/9

Экспертные системы распознавания химических веществ

1

УОНМ

Знать экспертные системы распознавания химических веществ.

СР

Система оптического распознавания текста

45/ 10

Информационные модели управления объектами

1

УОНМ

Уметь создавать модель систем управления.

СР

Электронные таблицы

46/ 11

Практическая работа «Бросание мячика в площадку»

1

УПЗУ

Умение создавать модель в EXCEL

СР

Электронные таблицы

47/ 12

Практическая работа «Графическое решение уравнения»

1

УПЗУ

СР

Электронные таблицы

48/ 13

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

1

УПЗУ

Уметь строить фигуры

СР

КОМПАС

49/ 14

Практикум (зачетная практическая работа) по теме «Моделирование и формализация»

1

УОСЗ

Применение знаний и умений на практике.

СР

50/ 15

Контрольный тест по теме «Моделирование и формализация»

1

УКЗУ

КР

Тема 3 « Логика и логические основы компьютера» (8ч)

51/1

Алгебра логики

1

УПЗУ

Знать высказывания и таблицу истинности

ФО

Электронный калькулятор

52/2

Базовые логические элементы

1

УПЗУ

Знать логические элементы

СР

Электронный калькулятор

53/3

Сумматор двоичных чисел

1

УОНМ

Знать что такое сумматор и принцип его работы

ФО

Электронные таблицы

54/4-55/5

Практическая работа «Таблица истинности логических выражений»

2

УОНМ

Уметь создавать таблицу истинности в Excel

ФО

Электронные таблицы

56/6-57/7

Практикум (зачетная практическая работа) по теме «Алгебра логики»

2

УОСЗ

Уметь применять ЗУН на практике

СР

Электронные таблицы

58/8

Контрольный тест по теме «Логика и логические основы компьютера»

1

УКЗУ

КР

Электронные таблицы

Тема 4 « Информация общества » (4ч)

59/1

Информационное общество

1

УОНМ

Знать что такое информационное общество и его особенности.

ФО

60/2

Информационная культура

1

УОНМ

Знать что такое информационная культура и ее особенности.

ФО

61/3

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

1

КУ

Знать перспективы развития ИКТ.

ФО

62/4

Итоговый контрольный тест

1

УКЗУ

КР

Тема 5 «Повторение» (6ч)

63/1-64/2

Решение задач в Pascal

2

УОНМ

Знать что такое моделирование.

УО

Система объектно-ориентированного программирования

65/3-66/4

Моделирование

2

УОНМ

Знать основные виды моделей.

ФО

67/5

Алгебра логики

1

УОНМ

Уметь строить таблицу истинности

УО

68/6

Защита информации

1

УОНМ

Знать основные способы защиты информации.

ФО

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения информатики и ИКТ в 9 классе ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников передачи;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию; пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи данных;

  • создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать в базе данных записи; создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ;

  • проведения компьютерного эксперимента с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной деятельности;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебная литература:

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013.г.;

Методическая литература:

  1. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы : методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - с.11 - 340, 413 - 427, 464 - 505.

  2. Информатика и ИКТ. 8 - 11 классы : методическое пособие / Н. Д. Угринович. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, стр. 33 - 42;

  3. Электронное приложение Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ, 2010.г.

  4. Электронное приложение Windows-CD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей / Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ, 2010.г.

Дополнительная литература:

  1. Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели. 9-10 классы: Учебник для общеобразоват.учеб.заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа 2002

  2. Сафонов И.К. Бейсик в задачах и примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004

  3. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001

  4. Основы компьютерных сетей: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007









© 2010-2022