- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс
Рабочая программа по информатике 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шушарин Д.А. |
Дата | 10.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Верхурюмская средняя общеобразовательная школа"
Здвинского района Новосибирской области
Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол № _ от ________
Утверждаю
Директор МКОУ Верхурюмской СОШ
___________ Н.В. Котлов
Приказ № ____от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНФОРМАТИКА
для 9 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель программы
Шушарин Денис Александрович
учитель информатики
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
-
примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.);
-
авторской программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), автор Угринович Н.Д.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ - 9» для общеобразовательных учреждений
Учебники и учебно-методическая литература:
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы : методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - с.11 - 340, 413 - 427, 464 - 505.
-
Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013.г.;
-
Информатика и ИКТ. 8 - 11 классы : методическое пособие / Н. Д. Угринович. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, стр. 33 - 42;
-
Электронное приложение Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ, 2010.г.
-
Электронное приложение Windows-CD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей / Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ, 2010.г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, изучаемых в 9 классе, дает поурочное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание, представленное в виде тематического поурочного планирования; требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане школы
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе отводится 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа разработана на 70 учебных часов.
Приоритетными для данного учебного предмета в 9 классе являются следующие общеучебные умения, навыки и способы деятельности: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; владение умениями совместной деятельности.
При изучении предмета используются следующие формы контроля:
Практические работы, служащие для формирования и контроля уровня сформированности практических умений и навыков, оцениваемые бинарной оценкой «сдано», «не сдано». В журнал выставляется отметка в баллах по количеству сданных практических работ в изучаемой теме. На положительную оценку нужно сдать не менее 50% практических работ в теме.
Практикумы (зачетные практические работы), служащие для контроля уровня сформированности практических умений и навыков по изучаемой теме, оцениваемые балльной оценкой, выставляемой в журнал.
Контрольные тесты, служащие для проверки теоретических знаний по изучаемой теме, оцениваемые бальной оценкой, выставляемой в журнал.
В рабочей программе запланировано:
-
Практических работ - 20
-
Практикумов (зачетных практических работ) - 4
-
Тестов - 6.
Таблица тематического распределения часов
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная или авторская программа
Рабочая программа
1
«Алгоритмизация и основы объективно-ориентированного программирования»
35
35
2
«Моделирование и формализация»
15
15
3
«Логика и логические основы компьютера»
8
8
4
«Информация общества»
4
4
5
Повторение
6
6
Итого
68
68
Календарно - тематическое планирование по информатике 9 класс
№ п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
ЭОР
Тема 1. « Алгоритмизация и основы объективно-ориентированного программирования» (35ч)
1/1
Инструктаж по ТБ. Свойства алгоритма и его исполнители
1
КУ
Знать что такое алгоритм и какими свойствами обладает.
УО
Программа разработки презентаций
2/2
Выполнение алгоритмов компьютером
1
УОНМ
Знать принципы работы алгоритмов с компьютером
ФО
3/3
Основы структурного программирования
1
УОНМ
Особенности структурного языка программирования
ФО
Turbo Pascal 7.0
4/4
Линейный алгоритм
1
УОНМ
Знать особенности линейного алгоритма
СР
Turbo Pascal 7.0
5/5
Алгоритмическая структура «ветвление»
1
УОНМ
Знать что такое ветвление и его особенности
ФО
Turbo Pascal 7.0
6/6
Алгоритмическая структура «выбор»
1
КУ
Знать что такое выбор и его параметры
ФО
Turbo Pascal 7.0
7/7
Алгоритмическая структура «цикл»
1
УПЗУ
Знать что такое цикл и его принципы работы
СР
Turbo Pascal 7.0
8/8
Блок-схемы алгоритмов
1
УКЗУ
Уметь составлять алгоритм с помощью блок - схем
ФО
Turbo Pascal 7.0
9/9
Переменные: тип, имя, значение
1
УОНМ
Знать особенности переменных и их типов
ФО
Turbo Pascal 7.0
10/ 10
Определение типов переменных
1
УОНМ
Уметь определять тип переменных
ФО
Turbo Pascal 7.0
11/ 11
Арифметические, строковые и логические выражения
1
УОНМ
Знать основные арифметические и строковые операторы
СР
Turbo Pascal 7.0
12/ 12
Функции в языках программирования
1
УОНМ
Знать некоторые функции в языках программирования
СР
Turbo Pascal 7.0
13/ 13
Решение задач на операторы ввода/вывода
1
УОНМ
Уметь решать простейшие задачи на ввод и вывод информации
СР
Turbo Pascal 7.0
14/ 14-15/ 15
Решение задач на ветвление
2
Уметь решать задачи с использованием ветвления
СР
Turbo Pascal 7.0
16/ 16- 17/ 17
Решение задач на циклы с предусловием и постусловием
2
УКЗУ
Уметь решать задачи на циклы
СР
Turbo Pascal 7.0
18/ 18-20/ 20
Решение задач на массивы
3
Знать, что такое массив и применять его при решении задач
СР
Turbo Pascal 7.0
21/ 21-22/ 22
Решение задач на строковые выражения
2
Уметь решать задачи с использованием строковых данных
СР
Turbo Pascal 7.0
23/ 23-24/ 24
Решение задач на кодирование текстовой информации
2
Уметь производить кодирование текстовых данных
СР
Turbo Pascal 7.0
25/ 25-26/ 26
Решение задач на декодирование текстовой информации
2
Уметь производить декодирование информации по данному коду
СР
Turbo Pascal 7.0
27/ 27-28/ 28
Определение максимального и минимального значения
2
Уметь определять максимальный и минимальный элемент
СР
Turbo Pascal 7.0
29/ 29-30/ 30
Графические возможности языка программирования Pascal
2
Уметь использовать графические возможности Pascal
СР
Turbo Pascal 7.0
31/ 31- 32/ 32
Рисование с помощью графических операторов
2
Уметь строить простейшие фигуры
СР
Turbo Pascal 7.0
33/ 33-34/ 34
Анимация в языке программирования Pascal
2
Уметь применять операторы для анимации изображений
СР
Turbo Pascal 7.0
35/ 35
Зачет по теме «Структурный язык программирования Pascal»
1
Уметь применять ЗУН при решении задач
СР
Turbo Pascal 7.0
Тема 2 « Моделирование и формализация » (15ч)
36/1
Окружающий мир как иерархическая система
1
УОНМ
Знать что такое моделирование.
УО
Электронный калькулятор
37/2
Моделирование как метод познание
1
УОНМ
Знать что такое моделирование.
УО
Электронный калькулятор
383
Материальные и информационные модели
1
УОНМ
Знать основные виды моделей.
ФО
Текстовый редактор
39/4
Формализация и визуализация моделей
1
УОНМ
Знать что такое формализация и визуализация моделей.
УО
Текстовый редактор
40/5
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
1
УОНМ
Знать основные этапы разработки и исследования компьютерных моделей.
СР
Текстовый редактор
41/6
Построение и исследование физических моделей
1
УПЗУ
Уметь создавать простейшие компьютерные модели.
СР
Текстовый редактор
42/7
Приближённое решение уравнений
1
УПЗУ
Уметь находить приближенное значение уравнения.
СР
Компьютерный словарь, онлайн переводчик
43/8
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения
1
УОНМ
Знать особенности программы КОМПАС
ФО
44/9
Экспертные системы распознавания химических веществ
1
УОНМ
Знать экспертные системы распознавания химических веществ.
СР
Система оптического распознавания текста
45/ 10
Информационные модели управления объектами
1
УОНМ
Уметь создавать модель систем управления.
СР
Электронные таблицы
46/ 11
Практическая работа «Бросание мячика в площадку»
1
УПЗУ
Умение создавать модель в EXCEL
СР
Электронные таблицы
47/ 12
Практическая работа «Графическое решение уравнения»
1
УПЗУ
СР
Электронные таблицы
48/ 13
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
1
УПЗУ
Уметь строить фигуры
СР
КОМПАС
49/ 14
Практикум (зачетная практическая работа) по теме «Моделирование и формализация»
1
УОСЗ
Применение знаний и умений на практике.
СР
50/ 15
Контрольный тест по теме «Моделирование и формализация»
1
УКЗУ
КР
Тема 3 « Логика и логические основы компьютера» (8ч)
51/1
Алгебра логики
1
УПЗУ
Знать высказывания и таблицу истинности
ФО
Электронный калькулятор
52/2
Базовые логические элементы
1
УПЗУ
Знать логические элементы
СР
Электронный калькулятор
53/3
Сумматор двоичных чисел
1
УОНМ
Знать что такое сумматор и принцип его работы
ФО
Электронные таблицы
54/4-55/5
Практическая работа «Таблица истинности логических выражений»
2
УОНМ
Уметь создавать таблицу истинности в Excel
ФО
Электронные таблицы
56/6-57/7
Практикум (зачетная практическая работа) по теме «Алгебра логики»
2
УОСЗ
Уметь применять ЗУН на практике
СР
Электронные таблицы
58/8
Контрольный тест по теме «Логика и логические основы компьютера»
1
УКЗУ
КР
Электронные таблицы
Тема 4 « Информация общества » (4ч)
59/1
Информационное общество
1
УОНМ
Знать что такое информационное общество и его особенности.
ФО
60/2
Информационная культура
1
УОНМ
Знать что такое информационная культура и ее особенности.
ФО
61/3
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
1
КУ
Знать перспективы развития ИКТ.
ФО
62/4
Итоговый контрольный тест
1
УКЗУ
КР
Тема 5 «Повторение» (6ч)
63/1-64/2
Решение задач в Pascal
2
УОНМ
Знать что такое моделирование.
УО
Система объектно-ориентированного программирования
65/3-66/4
Моделирование
2
УОНМ
Знать основные виды моделей.
ФО
67/5
Алгебра логики
1
УОНМ
Уметь строить таблицу истинности
УО
68/6
Защита информации
1
УОНМ
Знать основные способы защиты информации.
ФО
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
В результате изучения информатики и ИКТ в 9 классе ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников передачи;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию; пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи данных;
-
создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать в базе данных записи; создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ;
-
проведения компьютерного эксперимента с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной деятельности;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебная литература:
-
Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013.г.;
Методическая литература:
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы : методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - с.11 - 340, 413 - 427, 464 - 505.
-
Информатика и ИКТ. 8 - 11 классы : методическое пособие / Н. Д. Угринович. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, стр. 33 - 42;
-
Электронное приложение Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ, 2010.г.
-
Электронное приложение Windows-CD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей / Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ, 2010.г.
Дополнительная литература:
-
Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели. 9-10 классы: Учебник для общеобразоват.учеб.заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа 2002
-
Сафонов И.К. Бейсик в задачах и примерах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004
-
Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001
-
Основы компьютерных сетей: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007