- Преподавателю
- Информатика
- Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панькова Н.В. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Перевозский строительный колледж»
Методические указания
по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы
по дисциплине ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности
Для специальности 040401 Социальная работа
Составитель: Панькова Наталья Викторовна
г. Перевоз
2012
Составитель: Панькова Н.В.
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности / Перевозский строит. колледж; Сост.: Н.В. Панькова. - Перевоз, 2012. -24 с.
Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся.
В методических указаниях представлены задания для внеаудиторной самостоятельной работы и рекомендации по их выполнению.
Предназначены для студентов очной формы обучения 4 курса специальности 040401 Социальная работа
.
Рецензент: Кузьмина Т.А. - зав. кафедрой информационных технологий ГБПОУ «Перевозский строительный колледж».
© Перевозский строительный
колледж, 2012
Рассмотрено на заседании кафедры
____информационных технологий________
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________ Кузьмина Т.А.
Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО
_________________ Курикова Г.В.
Оглавление
Введение
Данные методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности имеют своей целью:
-
систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
-
углубление и расширение теоретических знаний;
-
формирование умения использовать справочную и дополнительную литературу;
-
формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ОПОП по дисциплине математического и общего естественнонаучного учебного цикла ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности 040401 Социальная работа.
.
Цель и задачи освоения дисциплины ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
-
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
-
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные понятия автоматизированной обработки информации;
-
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
-
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
-
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
-
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
-
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности
Процесс изучения дисциплины ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности направлен на формирование следующих компетенций в соответствии ФГОС СПО по специальности 040401 Социальная работа:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 4.1. Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.
ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.
ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).
ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).
ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.
ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.
ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы
Раздел 1. Компоненты информационных технологий.
Тема 1.1. Введение в дисциплину.
Внеаудиторная самостоятельная работа: составить схему «Использование ИТ в социальной сфере».
В схеме отразить области социальной сферы, в которых могут применяться информационные технологии, с указанием конкретного вида деятельности с использованием ИТ.
Тема 1.2. Аппаратно-техническое и программное обеспечение информационных технологий.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Решение задач на представление чисел в разных системах счисления.
1. Найдите наименьшее из чисел В, С и D, записанных в различных системах счисления, если В = 4716, С = 7310, D = 10010102.
2. Какое из неравенств выполняется для чисел А = 1648, В = А316?
3. Сколько значащих нулей содержится в двоичной записи суммы чисел а = 1058 и b = С616?
4. Сколько единиц содержится в двоичной записи суммы чисел а = 3А16 и
b = 738?
5. В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается как 110. Укажите это основание.
6. В системе счисления с некоторым основанием q число 5810 записывается как 134q. Укажите это основание.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Решение задач на измерение количества информации.
-
При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 6 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
-
Объем сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?
-
Известно, что в ящике 32 шара. Из них 19 - черных, 8 - белых, 4 - желтых и 1 - красный. Какое количество информации несет сообщение, что достали желтый шар?
-
В коробке лежали 64 фломастера. Все фломастеры разных цветов. Какое количество информации содержит сообщение о том, что из нее достали красный фломастер?
-
Сколько символов в тексте, если мощность алфавита - 64 символа, а объем информации, содержащийся в нем - 1,5 Кбайта?
-
В коробке лежали 40 фломастера. Все фломастеры разных цветов. Какое количество информации содержит сообщение о том, что из нее достали красный фломастер?
-
При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 7 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
-
Подсчитать в Кбайтах количество информации в тексте, если текст состоит из 800 символов, а мощность используемого алфавита - 64 символа.
-
Сколько вопросов надо задать, чтобы отгадать задуманное целое число от 1 до 32?
-
Сколько символов в тексте, если мощность алфавита - 32 символа, а объем информации, содержащийся в нем - 1,5 Кбайта?
Внеаудиторная самостоятельная работа: Ввод символов с помощью числовых кодов.
Найдите короткие стишки про социальную сферу, социальных работников и т.д. и закодируйте с помощью кодировочный таблицы:
Закодируйте с помощью кодировочной таблицы текст, для этого:
-
запустите текстовый редактор Word
-
на вкладке Вставка щелкните по кнопке , выбрав команду Другие символы
-
для определения десятичного числового кода символа в кодировке Windows с помощью раскрывающегося списка из: выберите тип кодировки кириллица (дес.)
-
в таблице символов выберите необходимый символ (например, А), в текстовом поле Код знака: появится десятичный числовой код выбранного символа (в примере 192)
-
закодируйте подобным образом текст, результат кодирования запишите в тетрадь.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Заполнить канву-таблицу «Программное обеспечение».
Заполните таблицу:
Рассмотрите программы из списка и определите к какому виду ПО они относятся:
-
Microsoft Office Word;
-
Антивирус Касперского
-
WinRAR;
-
Google Chrome
-
Microsoft Office Excel;
-
WordPad;
-
Windows Movie Maker;
-
Microsoft Office Access;
-
Avast;
-
KMPlayer
-
Microsoft Office PowerPoin;
-
Adobe Photoshop
-
Symantec AntiVirus Pro 10 Rus
-
Opera
-
Real Player;
-
Microsoft Office Publisher;
-
Avira AntiVir Premium
-
WinZIP;
-
Microsoft Office FrontPage;
-
Panda Global Protection
-
Paint;
-
Mozilla Firefox;
-
DVD X Player Pro
-
Internet Explorer;
-
Adobe Illustrator
-
Nero;
-
Norton AntiVirus
-
Windows Media Player;
-
3D Studio Max
-
Safari
-
Блокнот;
-
Clone CD;
-
ESET NOD32 Smart Security;
-
Microsoft Office Works;
-
AVS DVD Player
-
CorelDRAW;
-
Dr.Web
-
WinAmp;
-
OpenOffice.org Writer;
-
Opera
-
COMODO Antivirus / Internet Security;
-
Photostory3 for Windows.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Оформление презентации по теме «Дополнительные утилиты».
Примерная тематика рефератов, презентаций:
-
Архиваторы.
-
Дополнительные дисковые утилиты.
-
Особенности и возможности файловых оболочек типа VOLKOV COMMANDER, DOS NAVIGATOR, FAR, DISC COMMANDER и т.п.
-
Утилиты NORTON UTILITS и подобные.
-
Антивирусная утилита AVZ 4.39.
-
История компьютерных вирусов и систем противодействия им.
-
Norton System Doctor - утилита для отслеживания самых разных параметров Windows.
-
Пакет утилит Sysinternals Suite.
-
Функциональные возможности утилиты.
-
Утилиты сжатия жесткого диска.
-
Утилиты, назначение, классификация.
-
Чем утилита отличается от программы?
-
Лечащие утилиты.
-
Дополнительные утилиты для игр.
-
Дополнительные утилиты Nero.
Раздел 2. Использование в профессиональной деятельности специального программного обеспечения.
Тема 2.1. Технология обработки, хранения, поиска и накопления текстовой информации.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Создание отчета в виде презентации по практическим работам.
По выполненным практическим работам составить отчет в виде презентации. В презентации отразить название программы, назначение, формулировку задания, алгоритм решения, результаты выполнения задания.
Тема 2.2. Технология обработки, хранения, поиска и накопления числовой информации.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Создание отчета в виде презентации по практическим работам.
По выполненным практическим работам составить отчет в виде презентации. В презентации отразить название программы, назначение, формулировку задания, алгоритм решения, результаты выполнения задания.
Тема 2.3. Технология хранения, поиска и сортировки данных.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Создание отчета в виде презентации по практическим работам.
По выполненным практическим работам составить отчет в виде презентации. В презентации отразить название программы, назначение, формулировку задания, алгоритм решения, результаты выполнения задания.
Раздел 3. Сетевые технологии обработки информации.
Тема 3.1. Локальные сети и глобальные сети.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Изучить типы локальных сетей. Использование глобальной сети Internet для решения профессиональных задач.
Продолжите классификацию компьютерных сетей.
-
Изучите структуру системы нормативных документов в социальной сфере. Рассмотрите 2-3 нормативных документа (определите, кем разработан документ, когда утвержден, область применения).
-
Изучите интернет-ресурсы органов социальной защиты (структура, какая информация представлена).
Раздел 4. Технологии поиска информации.
Тема 4.1. Справочно-правовые системы.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Реферат на тему «Обзор СПС».
Примерная тематика рефератов, презентаций:
-
Справочные правовые системы на российском рынке.
-
Справочная - правовая система «Гарант».
-
Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
-
Сравнение справочных правовых систем ГАРАНТ и Консультант Плюс.
-
Справочно-правовая система Кодекс.
-
Обзор отечественных и зарубежных юридических баз данных.
-
Обзор отечественных и зарубежных справочных экспертных систем.
-
История создания СПС.
-
Обзор рынка СПС в России, перспективы развития СПС.
-
Юридическая обработка информации в СПС.
-
Эффективность использования СПС на предприятиях и в организациях.
-
Критерии выбора СПС и оценка эффективности использования СПС в управленческой деятельности организации.
-
Качество информационного наполнения СПС.
-
Качество программных технологий СПС.
-
Сервисное обслуживание СПС.
-
Актуализация и пополнение информации в СПС.
-
Обеспечение надежности СПС.
Раздел 5. Автоматизированные информационные системы.
Тема 5.1. Понятие и виды АИС. АРМ специалиста.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка реферата «Автоматизированные информационные системы».
Тематика рефератов, презентаций:
-
Автоматизированные системы управления, классификация АИС.
-
Автоматизированные системы управления технологическими процессами.
-
Системы автоматизированного проектирования в дорожном строительстве.
-
Геоинформационные системы в экологии и природопользовании.
-
Автоматизированные системы управления персоналом предприятия.
-
Автоматизированные системы управления по учету обеспеченности материалами процесса производства.
-
История развития АИС.
-
Функции человека в АИС. Влияние АИС на эффективность работы организации.
-
Жизненный цикл АИС.
-
Искусственный интеллект.
-
Экспертные системы.
-
Основные направления развития АИС.
Требования к оформлению работ
Требования к реферату:
Структурными элементами реферата являются:
-
титульный лист;
-
содержание;
-
введение;
-
основная часть;
-
заключение;
-
список литературы не (менее 3-х источников).
Общий объем реферата не менее 15 страниц.
Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, цель и задачи вашей небольшой работы.
В основной части дать изложение выбранной информации по теме реферата в соответствии с изложенными задачами.
Заключение должно содержать краткое обобщение рассмотренного материала.
Требования к презентации:
Структурными элементами презентации являются:
-
титульный лист;
-
введение;
-
основная часть;
-
заключение;
-
список литературы не (менее 3-х источников).
Общий объем презентации не менее 10 слайдов.
Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, цель и задачи вашей небольшой работы.
В основной части дать изложение выбранной информации по теме презентации в соответствии с изложенными задачами.
Заключение должно содержать краткое обобщение рассмотренного материала.
Список рекомендуемых источников
Основные источники:
-
Миньков С. Л. Excel: Лабораторный практикум. - Томск: ТУСУР, 2010. - 109 с.
-
Михеева Е.В. Информатика: Учебник. - М.: Академия, 2011. - 352 с.
-
Михеева Е.В. Практикум по информатике: Учебное пособие. - М.: Академия, 2012. - 192 с.
-
Сергеева И.И. Информатика: Учебник. - М.: ФОРУМ, 2012. - 384 с.
-
intuit.ru/ Курс Компьютерные сети
Дополнительные источники:
-
Хлебников А.А. Информатика: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 571 с.
Электронные источники
-
psbatishev.narod.ru/ Электронный учебник по информатике П.С. Батищев.
-
book.kbsu.ru/ Л.З. Шауцкова. Электронный учебник по информатике.
-
INTUIT.ru/ Интернет Университет Информационных Технологий.