- Преподавателю
- Информатика
- Урок-турнир по информатике и икт
Урок-турнир по информатике и икт
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чернышова О.В. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок-командный турнир "Умники и умницы" по теме "Обработка информации. Преобразование информации по заданным правилам"
Чернышова О.В., преподаватель информатики
Цели урока: закрепление навыков решения задач, требующих логических рассуждений, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи урока:
Обучающиe - развитие навыков решения логических задач разными способами, закрепление навыков создания презентаций в PowerPoint;
развивающие - развитие рационального мышления, внимания, творческих способностей;
воспитательные - воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия, умения работать в коллективе.
Тип урока: урок повторения и систематизации изученного материала с игровыми элементами.
Вид урока: обычный, продолжительность 45 минут, при обычном распределении учащихся по группам.
Возраст учащихся:1-й курс.
Оборудование и дидактический материал:
персональные компьютеры с установленным на них пакетом подготовки презентаций Microsoft PowerPoint;
листы с заданиями для каждой команды;
чистые листы для решения задач;
коробочка, содержащая свернутые в трубочку листочки с номерами команд;
заготовки для создания презентаций, "оживляющих" решение задач на перевозки, в виде файлов с 1-ым слайдом презентации на дискетах.
Оформление доски
Доска делится на пять частей:Задания:
командаы №1 Баллы
команда №2 Баллы
команда№3 Баллы
команда №4
Баллы
Приветствие
а) составление:
б) расшифровка:
Задача о перевозках:
Логическая задача а):
Логическая задача б):
Всего баллов: Баллы
В таблицу будут вписываться баллы, набранные каждой командой за соответствующие задания.
План урока:
Организационный момент - 2 минуты.
Обмен приветствиями и жеребьевка - 3 минуты.
Расшифровка приветствий и выставление оценок за ребусы - 7 минут.
Распределение работы между членами команды - 2 минуты.
Решение задач турнира - 25 минут.
Подведение итогов турнира - 6 минут.
Уроку предшествует предварительное распределение (на предыдущем уроке) группы на команды из 3-4 человек (4 команды), каждой команде дается домашнее задание составить приветствие командам-соперникам и зашифровать его в виде ребуса, в 3-х экземплярах. Каждая команда выбирает своего капитана команды.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Сегодня вы проверите свои знания и умения на нашем турнире. Сейчас, после жеребьевки и обмена приветствиями, капитаны команд получат задания для своих команд. Каждой команде предстоит расшифровать приветствия, полученные от команд-соперников, решить 2 логические задачи с помощью таблиц и создать анимацию, показывающую перемещение исполнителей задачи о перевозке с одного берега на другой. Начните с расшифровки приветствий. Это лучше сделать всем членам команды вместе. Запишите расшифрованное приветствие внизу под каждым ребусом и поставьте каждой команде-сопернице оценку за составление ребуса по пятибалльной шкале. Не забудьте подписаться номером своей команды под работой по расшифровке. Оценку и подпись поставьте на обороте листка.
Обмен приветствиями и жеребьевка
Капитаны команд выходят к доске с приветствиями-шифровками. Учитель предлагает провести жеребьевку, для чего капитаны вытаскивают по одному свернутому в трубочку листочку из коробочки. Капитаны разворачивают трубочки бумаги и объявляют номера своих команд. Каждый из них записывает номер своей команды на листках с ребусами, зашифрованными на листках бумаги, после чего они обмениваются приветствиями. Учитель выдает капитанам листы с заданиями (см. Приложение 1) и дискеты с заготовками для презентаций (см. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5).
Расшифровка приветствий и выставление оценок за ребусы
Капитаны расходятся к своим командам и передают листки с приветствиями. Начинается работа по расшифровке ребусов. Слова расшифрованных приветствий записываются под ребусом. Каждый ребус оценивается командами с точки зрения правильности кодирования информации и доступности для расшифровки, и оценка, и номер команды-расшифровщика также записывается на листке под ребусом. Затем учитель предлагает капитанам команд поочередно прочитать свои приветствия для сопоставления с расшифрованными вариантами. Представитель от каждой команды проставляет свои баллы за составление приветствия командам-соперникам на доске в 1-3 клеточках, в 4-ой выделенной клеточке выводится среднее арифметическое, которое пойдет в общий зачет команде. Листки с приветствиями-ребусами сдаются учителю, который выставляет каждой команде оценку также по 5-балльной шкале за правильность расшифровки и организованность работы и записывает ее на доске.
Распределение работы между членами команды - 2 минуты
Учитель. А теперь распределите задания и приступайте к работе. Желаю вам успешной работы и победы в турнире. По мере выполнений отдельных заданий предъявляйте их для оценивания. Члены команд распределяют задания: 1-2 человека на решение логических задач, 1-2 человека - на решение задачи о перевозках.
Решение задач турнира
Решение логических задач учащиеся осуществляют на листах бумаги, выделенных для их команды. По мере готовности члены команды передают решения учителю, который проверяет качество решения и оформления задачи, оценивает его по 5-балльной шкале (для каждой логической задачи) и заносит баллы, набранные командами, на доску.
Члены команд, закончившие решение логических задач, присоединяются к решающим задачи на перевозки, оформляемые в PowerPoint - совместно проверяют и при необходимости исправляют уже созданные слайды и завершают работу. Учитель просматривает и оценивает по 10-балльной шкале решение выполненной каждой командой задачи на перевозки и записывает результаты в соответствующие разделы на доске.
Подведение итогов турнира
Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных каждой командой. Объявляется команда-победитель, набравшая максимальное их количество, которая награждается памятным подарком. Капитаны команд пожимают руки друг другу. Турнир завершен.
Послесловие к уроку
Уроки-турниры такого рода проводятся в нашем техникуме на Неделях Информатики. Они вызвали живой интерес учащихся. С большим интересом проходила расшифровка приветствий команд. На рисунках 1 и 2 приведены образцы приветствий.
Рисунок 1
(Один за всех и все за одного)
Рисунок 2 (Привет командам)
Особой популярностью пользовалось решение задач на перевозки с использованием анимации в Microsoft Office PowerPoint. К этому моменту времени у учащихся уже сформированы навыки создания анимации в этом пакете подготовки презентаций . Анализ результатов такого способа решения задач показал, что при его использовании достигаются следующие цели:
-развивается четкость мышления и внимание - любая неточность на очередном шаге выполнения становится явно заметной;
-процессу логического мышления помогает образное мышление - повышается наглядность, доступность для понимания решаемой задачи;
-развиваются творческие способности учащихся - одну и ту же задачу в разных группах команды оформляли по-разному.
Для подготовки и реализации таких презентаций в самом простом варианте не требуется много времени - обстановка и фигурки участников легко создаются из автофигур, в крайнем случае можно использовать внедренные объекты. Эффект движения достигается созданием пошаговой анимации путем автоматической смены слайдов. Обращается внимание на группировку и упорядочивание объектов (передний план, задний план). При наличии времени можно сделать более "художественную" анимацию, для придания плавности движения использовать эффекты анимации, задавать пути перемещения. В качестве примера самого простого способа решения (только смена слайдов) в Приложении 3 приводится не только 1-й слайд, а вся презентация.
Вид заготовок презентаций для команд 1-4 приведен на рисунках 3-6 соответственно.
Для подготовки заданий использовались сборники занимательных и логических задач [1] и [2].
Список литературы.
Л. Босова, А. Босова, Ю. Коломенская. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. О. Богомолова. Логические задачи. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.