- Преподавателю
- Информатика
- Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35. 02. 07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35. 02. 07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вырупаева О.В. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл
«Техникум механизации сельского хозяйства»
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения
Составитель: Вырупаева Олеся Владимировна,
преподаватель информатики
Мари-Турек, 2015
Рецензенты:
Смирнова Н.В., преподаватель математики ГБПОУ Республики Марий Эл «Техникум механизации сельского хозяйства»;
Никифоров Ю.В., преподаватель информатики ГБПОУ Республики Марий Эл «Колледж индустрии и предпринимательства»
Информатика и ИКТ: методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения / Сост. О.В. Вырупаева - Мари-Турек: ГБПОУ РМЭ «ТМСХ», 2015. - 38 c.
Методическая разработка содержит: требования и порядок выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, правила оформления, теоретические вопросы, задания по практическому применению базовых информационных технологий, список литературы.
Издание может быть использовано преподавателями, осуществляющими подготовку по ППКРС и ППССЗ очной формы обучения.
© Техникум механизации сельского хозяйства, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….. | 4 |
Требования к выполнению и оформлению внеаудиторной самостоятельной работы по информатике и ИКТ…………………….. | 5 |
Требования к содержанию работы……………………………………... | 5 |
Требования к оформлению работы…………………………………….. | 6 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №1…………………………... | 9 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №2…………………………... | 11 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №3…………………………... | 12 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №4…………………………... | 16 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №5…………………………... | 17 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №6…………………………... | 18 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №7…………………………... | 19 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №8…………………………... | 20 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №9…………………………... | 22 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №10…………………………. | 23 |
Список литературы……………………………………………………… | 25 |
Приложение 1……………………………………………………………. | 28 |
Приложение 2……………………………………………………………. | 29 |
Приложение 3……………………………………………………………. | 30 |
Приложение 4……………………………………………………………. | 33 |
Приложение 5……………………………………………………………. | 35 |
Введение
Учебная дисциплина ОДП.11 Информатика и ИКТ является одной из основных дисциплин, предусмотренных учебным планом для студентов по программе подготовки специалистов среднего звена 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторную самостоятельную работу;
- внеаудиторную самостоятельную работу.
Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) выполняется студентами по заданию педагогического работника, но без его непосредственного участия.
Цель самостоятельной работы:
формирование творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Задачи, решаемые при организации самостоятельной работы:
способствовать углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний;
совершенствовать навыки самостоятельной работы с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами, в том числе интернетом;
открыть широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала по информатике и накопленного практического опыта;
способствовать подготовке к выполнению профессиональных обязанностей.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента - 143 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 95 часов;
- обязательной аудиторной лабораторной работы - 30 часов;
- самостоятельной работы - 48 часов.
Требования к выполнению и оформлению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП.11 Информатика и ИКТ
Студенты должны выполнять задания согласно рабочей учебной программе по дисциплине и сдавать их в установленный срок.
Требования к содержанию работы
Вариант внеаудиторной самостоятельной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. Если номер зачетной книжки заканчивается на 0, то выбирается вариант № 1.[Приложение 1]
Внеаудиторная самостоятельная работа состоит из восьми разделов:
-
Информация и информационные процессы.
-
Компьютер и программное обеспечение.
-
Информационные технологии:
-
задание по MS Word;
-
задание по MS Excel;
-
задание по MS Power Point.
-
-
Информационные модели.
-
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.
-
Основы алгоритмизации и программирования.
-
Коммуникационные технологии.
-
Основы социальной информатики.
В первом разделе каждому студенту предлагается выполнить задания по вариантам. Ответы должны быть полные (с полным решением задач).
Во втором разделе предлагается ответить на пять вопросов. Ответы должны быть полные, с использованием материалов из учебной и методической литературы, журнальных статей, Интернет-сайтов (с обязательным указанием источника).
В разделе информационные технологии студенту предлагается выполнить по одному заданию на каждую из следующих тем: MS Word, MS Excel, MS Power Point.
По темам MS Word, MS Excel, MS Power Point в отчет помещаются скриншоты выполненных заданий.
По разделу «Информационные модели» студентом создается буклет на заданную тему.
Раздел «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных». Студент должен выполнить задание в MS Access. В отчет помещаются скриншоты выполненного задания.
В разделе «Алгоритмизация и программирование» студенту предлагается одна задача. Необходимо представить схему алгоритма, текст программы на изучаемом языке программирования, пояснения к программе и подготовленные тесты.
Раздел «Коммуникационные технологии». Студентом должны быть даны определения (толкования) пяти указанных терминов и понятий.
В восьмом разделе «Основы социальной информатики» написать реферат на заданную тему.
Требования к оформлению работы
Каждая внеаудиторная самостоятельная работа должна быть оформлена в любом текстовом редакторе на компьютере. Текст работы представляется на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм).
Шрифт - Times New Roman (14 пт); поле верхнее - 20 мм, правое - 20 мм, левое - 30 мм, нижнее - 20 мм; междустрочный интервал - полуторный; выравнивание - по ширине; отступ первой строки абзаца - 12 мм; нумерация страниц проставляется в центре верхнего поля или справа в нижнем поле. [Приложение 2]
На титульном листе указываются:
- наименование образовательной организации;
- дисциплина;
- раздел;
- вариант внеаудиторной самостоятельной работы;
- Ф.И.О. студента, группа, номер зачетной книжки;
- Ф.И.О., должность преподавателя.
Перед каждым ответом приводится номер вопроса и полная формулировка вопроса из списка.
Внеаудиторная самостоятельная работа сдается преподавателю в установленный срок.
Таблица 1. График по выполнению ВСР
Наименование раздела
Наименование ВСР
Кол-во часов на выполнение ВСР(час)
Срок сдачи ВРС, со дня получения задания (нед.)
Содержание ВСР
Форма отчета
-
Информация и информационные процессы
ВСР.1- решение задач по вариантам
6
1
Выполнение задания по вариантам
Ответы должны быть полные (с полным решением задач)
-
Компьютер и компьютерное обеспечение
ВСР. 2 - ответить на пять вопросов
7
1
Выполнение задания по вариантам
Ответы должны быть полные, с использованием материалов из учебной и методической литературы, журнальных статей, Интернет-сайтов (с обязательным указанием источника)
-
Информационные технологии
ВСР. 3 - задание по MS Word
5
2
Выполнение задания по вариантам
В отчет помещаются скриншоты выполненного задания
ВСР. 4 - задание по MS Excel
Выполнение задания по вариантам
В отчет помещаются скриншоты выполненного задания
ВСР. 5 - задание по MS Power Point
Выполнение задания по вариантам
В отчет помещаются скриншоты выполненного задания
-
Информационные модели
ВСР. 6 - создается буклет на заданную тему
7
1
Создание буклета на заданную тему
Буклет, распечатанный или в электронном виде
-
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
ВСР. 7 - выполняется задание в MS Access
5
1
Создаётся база данных и выполняется задание по вариантам
В отчет помещаются скриншоты выполненного задания
-
Алгоритмизация и программирование
ВСР.8 - задача по программированию
5
1
Выполнение задания по вариантам
Необходимо представить схему алгоритма, текст программы на изучаемом языке программирования, пояснения к программе и подготовленные тесты
-
Коммуникационные технологии
ВСР.9 - дать пять определений
8
1
Выполнение задания по вариантам
Должны быть даны определения (толкования) пяти указанных терминов и понятий
-
Основы социальной информатики
ВСР.10 - реферат
5
1
Выполнение задания по вариантам
Реферат
Внеаудиторная самостоятельная работа №1
Цель работы: сформировать у студента навыки решения задач по теме «Информация и информационные процессы», уметь применять ранее изученные понятия для решения задач.
Время на выполнение: 6 часов.
Задание: Выполнить задания по вариантам.
Вариант 1
А. Выберите события, которые можно отнести к информационным процессам:
1) упражнение на спортивном снаряде; 2) перекличка присутствующих на уроке; 3) водопад; 4) катание на карусели.
Б. Что из ниже перечисленного имеет свойство передавать информацию:
1) камень; 2) вода; 3) папирус; 4) световой луч.
В. Каким свойством обладают объекты: колокол, речь, костёр, радио, электронная почта?
1) хранят информацию; 2) обрабатывают информацию; 3) передают информацию; 4) создают информацию.
Г. Человек принимает информацию:
1) магнитным полем; 2) органами чувств; 3) внутренними органами; 4) инструментальными средствами.
Д. В одном из способов представления Unicode каждый символ закодирован 2 байтами. Определите информационный объём следующего предложения: Известно, что Слоны в диковинку у нас.
1) 38 байт; 2) 64 байт; 3) 512 бит; 4) 608 бит.
Е. Для передачи секретного сообщения используется код, состоящий только из латинских букв (всего 26 символов). При этом все символы кодируются одним и тем же минимальным количеством бит. Было передано закодированное сообщение, состоящее из 240 символов. Определите информационный объём переданного сообщения.
1) 120 байт; 2) 150 байт; 3) 180 байт; 4) 240 байт.
Ж. Решите задачу:
Скорость передачи данных модемом по протоколу V.92 составляет 56000 бит/с. Передача файла при помощи данного протокола заняла 20 секунд. Определите размер файла в байтах.
Вариант 2
А. Человек передаёт информацию с помощью….
1) магнитного поля; 2) речью, жестами; 3) световых сигналов; 4) рентгеновского луча.
Б. Из ниже перечисленного не имеет свойства сохранять информацию:
1) бумага; 2) электрический ток; 3) магнитная дискета; 4) папирус.
В. Информация, отражающая истинное положение дел - это ….
1) дискета с играми; 2) книга; 3) географическая карта; 4) звуковая плата.
Г. На рынке информационных услуг подлежат обмену и продаже:
1) лицензии, информационные технологии; 2) оборудование, помещения; 3) бланки первичных документов, вычислительная техника; 4) книги, журналы, литература.
Д. В одном из способов представления Unicode каждый символ закодирован 2 байтами. Определите информационный объём следующего предложения: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела.
1) 41 байт; 2) 74 байта; 3) 592 бита; 4) 656 бит.
Е. В соревновании принимают участие 300 спортсменов. Для реализации базы данных необходимо закодировать номер каждого спортсмена. Какое наименьшее количество бит необходимо для кодирования номера спортсмена?
1) 8; 2) 9; 3) 10; 4) 150.
Ж. Решите задачу:
Скорость передачи данных модемом по протоколу V.92 составляет 56000 бит/с. Передача файла при помощи данного протокола заняла 5 секунд. Определите размер файла в байтах.
Форма представления результатов: письменная - ответы должны быть полные (с полным решением задач).
Критерии оценки:
оценка «5» ставиться, если правильно решено 7 заданий;
оценка «4» ставиться, если правильно решено 5-6 заданий;
оценка «3» ставиться, если правильно решено 4 задания.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2.
Цель работы: научиться самостоятельно закреплять, углублять, расширять и систематизировать знания, полученные во время аудиторных занятий.
Время на выполнение: 7часов.
Задание: Ответить на пять вопросов по вариантам.
-
Базовое программное обеспечение.
-
Системное программное обеспечение.
-
Служебное программное обеспечение.
-
Операционные системы.
-
Прикладное программное обеспечение: классификация прикладных программных средств.
-
Концепции операционных систем семейства WINDOWS.
-
Перезагрузка ОС WINDOWS. Выключение ПК. Справочная система.
-
Рабочий стол. Панель задач. Ярлыки.
-
Окна. Окно приложения. Окно документа. Диалоговое окно. Манипулирование с окнами.
-
Настройка среды ОС WINDOWS.
-
Работа с папками и файлами средствами ОС WINDOWS.
-
Управление файловой системой средствами Windows Ехр1оrеr (Проводник).
-
Управление файловой системой средствами оболочки типа Far или Windows Commander.
-
Мой компьютер. Корзина.
-
Панель управления. Настройка аппаратуры.
-
Стандартные приложения прикладного назначения.
-
Стандартные приложения служебного назначения.
-
Работа с CD-дисками, DVD-дисками, флэш-памятью.
-
Инсталляция программ. Запуск программ. Нормальное и аварийное завершение задач.
-
Программы-архиваторы.
-
Программы обслуживания магнитных дисков.
-
Технология внедрения и связывания объектов OLE.
Форма представления результатов: письменные ответы на вопросы.
Критерии оценки:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Наличие четко организованного ответа, материал которого соответствует заданной теме
1 балл
2 балла
3 балла
Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы
1 балл
2 балла
3 балла
Правильность оформления
1 балл
2 балла
3 балла
Итого максимально
3
6
9
Оценка
4-5 баллов «3»
6-7 баллов «4»
8-9 баллов «5»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3,4,5
Цель работы: обобщить и систематизировать знания студентов по разделу MS Word, MS Excel, MS Power Point.
Время на выполнение: 9 часов.
Задание: Выполнить задание на тему MS Word, MS Excel, MS Power Point.
-
задание по MS Word
-
Используя возможности редактора формул, наберите следующее выражение:
-
Создайте рисунок по образцу с надписями и заголовком.
-
Создайте копию таблицы
-
Создайте многоуровневый список. Вид списка должен быть в соответствии с образцом.
-
Создайте организационную структуру.
-
задание по MS Excel
№ 1. Завод железобетонных изделий.
Завод ЖБИ "Монолит" выпускает бетонные строительные блоки. Характеристики блоков: марка, длина (м), ширина (м), высота (м) и удельный вес бетона (кг/м3), из которого изготовлен блок. На завод поступил заказ. Заказ представляет собой список, содержащий марки требуемых блоков и количество блоков каждой марки. Составить таблицу заказа и определить, сколько вагонов потребуется для отправки блоков заказчику. Блоки разной марки не могут находиться в одном вагоне. Грузоподъемность одного вагона 60 тонн.
№ 2. Магазин "Продукты".
Составить таблицу заказа в магазине. Поля таблицы: наименование товара, цена товара, количество. Товаров в таблице должно быть не менее пяти. Определить, сколько должен заплатить покупатель, если в магазине действует 5%-ная скидка на стоимость товара, превышающего 1000 рублей и ночная 3%-ная скидка, действующая от 1 до 6 часов утра.
№ 3. Уценка в магазине.
Составить таблицу цен товаров в магазине. Поля таблицы: "Наименование товара", "Дата поступления товара в магазин", "Цена товара при поступлении", "Текущая цена товара". В магазине товар уценивается каждый раз на 2 % от текущей цены через 10, 20, 30 и т.д. дней после поступления, однако цена не может упасть более чем в два раза.
№ 4. Температура.
В ячейках столбца с заголовком "Температура" набрать некоторые значения температуры. Используя соответствующую формулу, создать столбец с заголовком "Результат" по следующему правилу:
Температура < 5o C - холодно;
5o C ≤ температура < 15o C - прохладно;
15o C ≤ температура < 25o C - тепло; температура > 25o C - жарко.
№ 5. Времена года.
В 12-ти ячейках столбца с заголовком "Дата" ввести числа в формате "Дата" так, чтобы в них были представлены все 12 месяцев года с января по декабрь в произвольном порядке. Используя соответствующую формулу, создать столбец с заголовком "Время года", в ячейках которого отображались бы слова "Зима", "Весна", "Лето" или "Осень" в соответствии со значениями ячеек первого столбца.
-
задание по MS Power Point (создание презентации на заданную тему)
-
Информатика как часть инфраструктуры и информатизации общества.
-
Аппаратные средства основные: процессорный блок с дисководом и винчестером, клавиатура, монитор.
-
Аппаратные средства дополнительные: принтер, мышь, сканер, накопитель на лазерном диске, модем, видеоадаптер.
-
Установка параметров BIOS. Тестирование и загрузка компьютера.
-
Назначение файлов config.sys и autoexec.bat.
-
Диск и дисковод. Физические и логические диски. Работа с дисками: форматирование дисков, проверка дисков.
-
Каталог (папка). Текущий каталог. Файлы, типы файлов и путь к файлу.
-
Выбор группы файлов и каталогов. Работа с каталогами: смена текущего дисковода, изменение текущего каталога; создание, копирование, перенос, переименование и уничтожение каталога.
-
Работа с файлами: копирование, перенос, переименование, удаление файлов. Создание файлов.
Форма представления результатов: в отчет помещаются скриншоты выполненных заданий.
Критерии оценки:
-
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Соответствие представленной работы
1 балл
2 балла
3 балла
Логика, характер и стиль выполнения задания
1 балл
2 балла
3 балла
Правильность оформления задания
1 балл
2 балла
3 балла
Итого максимально
3
6
9
Оценка
4-5 баллов «3»
6-7 баллов «4»
8-9 баллов «5»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6
Цель работы: освоение приемов работы в среде MS Publisher, выпуск буклета на заданную тему.
Время на выполнение: 5 часов.
Задание: Создать буклет на заданную тему.
Темы заданий.
-
Аппаратные средства основные: процессорный блок с дисководом и винчестером, клавиатура, монитор.
-
Аппаратные средства дополнительные: принтер, мышь, сканер, накопитель на лазерном диске, модем, видеоадаптер.
-
Кодирование информации в двоичном исчислении.
-
Архивирование данных. Три группы архиваторов.
-
Компьютерные игры в жизни человека.
Форма представления результатов: буклет, распечатанный или в электронном виде.
Критерии оценки:
-
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Наличие четко организованного материала, который соответствует заданной теме
1 балл
2 балла
3 балла
Стиль оформления (наличие фона, рисунков диаграмм, таблиц)
1 балл
2 балла
3 балла
Правильность оформления
(дизайн и эргономика)
1 балл
2 балла
3 балла
Итого максимально
3
6
9
Оценка
4-5 баллов «3»
6-7 баллов «4»
8-9 баллов «5»
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
Цель работы: научиться использовать теоретические знания при выполнении практических работ в среде MS Access.
Время на выполнение: 7 часов.
Задание: Разработать систему, обеспечивающую ведение базы данных «Служба занятости» по безработным, вакансиям, выплатам, предприятиям. База данных должна содержать информацию о предприятиях, готовых предоставить рабочее место по специальности или имеющих вакансии, полную информацию о безработном, его предпочтения, а также дату постановки безработного на учет в службе занятости и пособие, которое будет ему выплачиваться. Создать интерфейс, удобный для работы, включающий удобные и понятные формы, отчеты. Заполните таблицы данными, введя в каждую из них не менее пяти записей. Организовать работу с таблицами, поиск по ним, формирование и печать отчетов в соответствии с вариантом задания (в каждом варианте выполнить пункты A и B).[Приложение 3]
№ варианта
А
В
1
С помощью запроса на выборку выведите список тех предприятий, которые имеют вакансии с зарплатой более 1000 руб.
Создайте ленточную форму для заполнения информации о предприятиях.
2
Выведите список тех предприятий, которые не имеют на текущий момент вакансий.
Создайте ленточную форму для заполнения информации о вакансиях.
3
Выведите фамилии и телефоны тех безработных, которые имеют высшее образование.
Создайте главную форму с информацией о безработных и подчиненную форму с информацией об их предпочтениях.
4
Сделайте выборку тех безработных, чей стаж составляет более 5 лет.
Создайте отчет для вывода сводной информации по предприятиям и имеющимся у них вакансиям.
5
Выведите данные по тем безработным, которые имеют максимальный размер пособия и были поставлены на учет в 2002 году.
Создайте ленточный отчет, который выводил бы данные по безработным, выплачиваемым пособиям и предпочтениям.
Форма представления результатов: в отчет помещаются скриншоты выполненного задания.
Критерии оценки:
-
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Соответствие представленной работы
1 балл
2 балла
3 балла
Логика, характер и стиль выполнения задания
1 балл
2 балла
3 балла
Правильность оформления задания
1 балл
2 балла
3 балла
Итого максимально
3
6
9
Оценка
4-5 баллов «3»
6-7 баллов «4»
-
баллов «5»
-
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8
Цель работы: комплексное применение полученных знаний по программированию в среде Паскаль при решении задач.
Время на выполнение: 5 часов.
Задание: Решить задачу по программированию с составлением схемы алгоритма, текста программы на изучаемом языке программирования, пояснения к программе и подготовленными тестами. [Приложение 4]
1. Даны два числа x и y. Вычислить
2. Даны три числа x, y, z. Вычислить U= max(z, min(y, x))
3. Даны два числа x и y. Вычислить
4. Даны три числа x, y, z. Если x < y < z, то числа x, y, z заменить их квадратами, иначе числа x, y, z заменить на противоположные.
5. Даны два числа x и y. Вычислить
Форма представления результатов: схема алгоритма, текст программы на изучаемом языке программирования, пояснения к программе и подготовленные тесты.
Критерии оценки:
-
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Соответствие представленной работы
1 балл
2 балла
3 балла
Логика, характер и стиль выполнения задания
1 балл
2 балла
3 балла
Правильность оформления задания
1 балл
2 балла
3 балла
Итого максимально
3
6
9
Оценка
4-5 баллов «3»
6-7 баллов «4»
-
баллов «5»
-
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9
Цель работы: систематизация учебного материала, развитие познавательного интереса, умения работать с различными источниками информации.
Время на выполнение: 4 часов.
Задание: Дать определение терминов и понятий.
-
Информация.
-
Информационная технология.
-
Информационно-телекоммуникационная сеть.
-
Информационно-коммуникационная технология.
-
Информационная система.
-
Корпоративная информационная система.
-
Информационно-коммуникационная система.
-
Оператор информационной системы.
-
Электронный документ.
-
Электронное сообщение.
-
Электронная цифровая подпись.
-
Документированная информация.
-
Конфиденциальность информации.
-
Защита информации.
Форма представления результатов: оформить в письменном (напечатанном) виде.
Критерии оценки:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Наличие четко организованного ответа, материал которого соответствует заданной теме
1 балл
2 балла
3 балла
Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы
1 балл
2 балла
3 балла
Правильность оформления
1 балл
2 балла
3 балла
Итого максимально
3
6
9
Оценка
4-5 баллов «3»
6-7 баллов «4»
8-9 баллов «5»
Внеаудиторная самостоятельная работа №10
Цель работы: систематизировать и углубить знания об основах социальной информатики.
Время на выполнение: 5 часов.
Задание: Подготовить реферат на заданную тему.[Приложение5]
-
Основы социальной информатики
1.Эволюция информатики как фундаментальной науки.
2.Кибернетика и информатика: этапы становления новой науки.
3.Информатика как общеобразовательная дисциплина.
4.Фундаментальная информатика и качество образования.
5.Структура и содержание образовательной области «Информатика».
6.Структура предметной области социальной информатики.
Форма представления результатов: оформить в письменном (напечатанном) виде.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если:
• Содержание реферата соответствует теме;
• Тема раскрыта полностью;
• Оформление реферата соответствует принятым стандартам;
• При работе над рефератом автор использовал современную литературу;
• В реферате отражена практическая работа автора по данной теме;
• В сообщении автор не допускает ошибок, но допускает оговорки по
невнимательности, которые легко исправляет по требованию преподавателя;
• Сообщение логично, последовательно, технически грамотно;
• На дополнительные вопросы даются правильные ответы.
Оценка «4» ставится, если:
• Содержание реферата соответствует теме;
• Тема раскрыта полностью;
• Оформление реферата соответствует принятым стандартам;
• При работе над рефератом автор использовал современную литературу;
• В реферате отражена практическая работа автора по данной теме;
• В сообщении автор допускает одну ошибку или два-три недочета, допускает неполноту ответа, которые исправляет только с помощью преподавателя.
Оценка «3» ставится, если:
• Содержание реферата не полностью соответствует теме;
• Тема раскрыта недостаточно полно;
• В оформлении реферата допущены ошибки;
• Литература, используемая автором, при работе над рефератом устарела;
• В реферате не отражена практическая работа автора по данной теме;
• Сообщение по теме реферата допускаются 2-3 ошибки;
• Сообщение неполно, построено несвязно, но выявляет общее понимание работы;
• При ответе на дополнительные вопросы допускаются ошибки, ответ
неуверенный, требует постоянной помощи преподавателя.
Рекомендуемые источники информации:
Литература
-
Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ [Текст]: Учеб. для начального и среднего профессионального образования / М.С. Цветкова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. -352 с.
-
Астафьева, Н.Е., Гаврилова, С.А., Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ [Текст]: Практикум для начального и среднего профессионального образования / Н.Е. Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под редакцией М.С. Цветковой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2013. -372 с.
-
Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ [Текст]: Учеб. для 10 кл. Базовый уровень / Н. Д. Угринович. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 212 с.: ил.
-
Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ [Текст]: Учеб. для 11 кл. Базовый уровень / Н. Д. Угринович. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 187 с.: ил.
-
Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ [Текст]: Учеб. для 10 кл. Профильный уровень / Н. Д. Угринович. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 387 с.: ил.
Дополнительная литература
-
Киселев, С. В. Оператор ЭВМ [Текст]: Учеб. для нач. проф.образования. / С. В. Киселев. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
-
Уваров, В.М. Практическая работа по основам информатики и вычислительной техники [Текст]: Учеб. пособие для нач. проф. образования. / В. М. Уваров, Л.А. Силакова, Н.Е. Красникова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
-
Семакин, И. Г. Информатика. 10 класс [Текст]: Учеб. для 10 кл. Базовый уровень / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 165 с.: ил.
-
Семакин, И. Г. Информатика. 11 класс [Текст]: Учеб. для 11кл. Базовый уровень / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 139 с.: ил.
-
Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. 10-11 класс [Текст]: Учеб. для 10-11кл. Базовый уровень / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 246 с.: ил.
-
Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. 10-11 класс [Текст]: Практическая работа № для 10-11кл. Базовый уровень / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 120 с.: ил.
Электронные ресурсы
-
Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ФЗ N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года [Электронный ресурс]/ rg.ru/ Режим доступа: rg.ru/informacia-dok.html. - Загл. с экрана.
-
Информационная технология [Электронный ресурс]/ technologies.su/. - Режим доступа: technologies.su/. - Загл. с экрана.
-
Информационно-коммуникационные технологии в образовании: Система федеральных образовательных порталов. [Электронный ресурс]/ ict.edu.ru/.- Режим доступа: ict.edu.ru/. - Загл. с экрана.
-
Информационные технологии и электронные коммуникации: курс лекций [Электронный ресурс] /составитель Кадеев Д. Н. / emf.ulstu.ru. - Режим доступа: emf.ulstu.ru/metod/ITEK/index.htm. - Загл. с экрана.
-
Информационные технологии: вики-учебник [Электронный ресурс]. /ru.wikibooks.org. - Режим доступа: ru.wikibooks.org/wiki/. - Загл. с экрана.
Приложение 1
Варианты внеаудиторных самостоятельных работ
Вариант выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.
Наименование раздела
Вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
-
Информация и информационные процессы
1
2
1
2
1
2
1
2
1
-
Компьютер и программное обеспечение
1,
2,
3,
4,
5
6,
7,
8,
9,
10
11, 12, 13, 14,
15
16, 17, 18, 19,
20
21, 22, 3,
4,
5
1, 10, 12, 20, 21
2,
7,
12,
16,
21
3,
8,
13,
17,
22
4,
9,
14,
17,
18,
-
Информационные технологии:
-
задание по MS Word,
1
2
3
4
5
1
2
3
4
-
задание по MS Excel,
1
2
3
4
5
1
2
3
4
-
задание по MS Power Point
1
2
3
4
5
6
7
8
9
-
Информационные модели
1
2
3
4
5
1
2
3
4
-
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
5
4
3
2
1
5
4
3
2
-
Основы алгоритмизации и программирования
1
2
3
4
5
1
2
3
4
-
Коммуникационные технологии
1,
10,
5,
14,
9
2,
11,
6,
1,
10
3,
12,
7,
2,
11
4,
13,
8,
3,
12
5,
14,
9,
4,
13
6,
1,
10,
5,
14
7,
2,
11,
6,
1
8,
3,
12,
7,
2
9,
4,
13,
8,
3
-
Основы социальной информатики
1
2
3
4
5
6
6
5
4
Приложение 2
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Техникум механизации сельского хозяйства»
Внеаудиторная самостоятельная работа № ___
по дисциплине ОДП.11 Информатика и ИКТ
Вариант № 1
№ зачетной книжки ___________
Выполнил: студент группы ____
Ф.И.О
Проверила: преподаватель информатики Вырупаева О.В
Мари-Турек
20____
Приложение 3
1. Запустите программу MS ACCESS, выберите «Создание новой базы данных» и сохраните создаваемую БД под именем «Служба занятости».
2. С помощью конструктора таблиц создайте следующие таблицы:
Название
Поля таблицы
«Предприятия»
Код_предприятия
Название
Адрес
Телефон
Руководитель
«Безработные»
Код_безработного
Ф.И.О.
Адрес
Телефон
Стаж
Семейное_положение
Образование
«Пособия»
Код_пособия
Код_безработного
Размер_выплаты
Доп_выплаты
Дата_постановки
«Вакансии»
Код_вакансии
Код_специальности
Код_предприятия
Зарплата
«Предпочтения»
Код_безработного
Код_предприятия
Код_специальности
«Специальности»
Код_специальности
Наименование
-
Свяжите таблицы в схему данных, показанную на рисунке. Проанализируйте данную схему и определите, между какими таблицами установлены отношения «многие-ко-многим».
Приложение 4
Пример по алгоритмизации и программированию
Задача 1. Определить площадь треугольника по формуле Герона
, где a, b, c - длины сторон, р -полупериметр треугольника.
Схема алгоритма представлена ниже:
Решение задачи на языке программирования Паскаль:
Program Prim_1; {заголовок программы}
Var A, B, C, S, P: Real; {блок описания данных}
Begin {начало операторов программы}
Read(A,B,C); {ввод трех чисел с клавиатуры }
WriteLn(A,B,C); {вывод этих чисел на экран для контроля}
P:=(A+B+C)/2; {нахождение полупериметра}
S:=Sqrt(P*(P-A)*(P-B)*(P-C)); {нахождение площади}
WriteLn('S=',S:8:3) {вывод результата}
End. {конец программы}
Приложение 5
Структура реферата:
-
Титульный лист
-
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
-
После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1-2 страницы.
-
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
-
Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
-
Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
-
Список используемых источников (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература.
Этапы работы над рефератом
Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
-
Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
-
Изложение результатов изучения в виде связного текста;
-
Устное сообщение по теме реферата.
Подготовительный этап работы
Формулировка темы
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).
Поиск источников
Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента - найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).
Работа с источниками
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции - это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).
По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста
Общие требования к тексту. Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения. План реферата.
Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
Требования к введению.
Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата.
Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).
Заключение.
Заключение - последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы.
Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.
34