• Преподавателю
  • Информатика
  • Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35. 02. 07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35. 02. 07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл

«Техникум механизации сельского хозяйства»





ИНФОРМАТИКА И ИКТ



Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения



Составитель: Вырупаева Олеся Владимировна,

преподаватель информатики










Мари-Турек, 2015



Рецензенты:

Смирнова Н.В., преподаватель математики ГБПОУ Республики Марий Эл «Техникум механизации сельского хозяйства»;

Никифоров Ю.В., преподаватель информатики ГБПОУ Республики Марий Эл «Колледж индустрии и предпринимательства»



Информатика и ИКТ: методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения / Сост. О.В. Вырупаева - Мари-Турек: ГБПОУ РМЭ «ТМСХ», 2015. - 38 c.

Методическая разработка содержит: требования и порядок выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, правила оформления, теоретические вопросы, задания по практическому применению базовых информационных технологий, список литературы.

Издание может быть использовано преподавателями, осуществляющими подготовку по ППКРС и ППССЗ очной формы обучения.

© Техникум механизации сельского хозяйства, 2015












СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..

4

Требования к выполнению и оформлению внеаудиторной самостоятельной работы по информатике и ИКТ……………………..

5

Требования к содержанию работы……………………………………...

5

Требования к оформлению работы……………………………………..

6

Внеаудиторная самостоятельная работа №1…………………………...

9

Внеаудиторная самостоятельная работа №2…………………………...

11

Внеаудиторная самостоятельная работа №3…………………………...

12

Внеаудиторная самостоятельная работа №4…………………………...

16

Внеаудиторная самостоятельная работа №5…………………………...

17

Внеаудиторная самостоятельная работа №6…………………………...

18

Внеаудиторная самостоятельная работа №7…………………………...

19

Внеаудиторная самостоятельная работа №8…………………………...

20

Внеаудиторная самостоятельная работа №9…………………………...

22

Внеаудиторная самостоятельная работа №10………………………….

23

Список литературы………………………………………………………

25

Приложение 1…………………………………………………………….

28

Приложение 2…………………………………………………………….

29

Приложение 3…………………………………………………………….

30

Приложение 4…………………………………………………………….

33

Приложение 5…………………………………………………………….

35

Введение

Учебная дисциплина ОДП.11 Информатика и ИКТ является одной из основных дисциплин, предусмотренных учебным планом для студентов по программе подготовки специалистов среднего звена 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторную самостоятельную работу;

- внеаудиторную самостоятельную работу.

Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) выполняется студентами по заданию педагогического работника, но без его непосредственного участия.

Цель самостоятельной работы:

 формирование творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Задачи, решаемые при организации самостоятельной работы:

 способствовать углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний;

 совершенствовать навыки самостоятельной работы с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами, в том числе интернетом;

 открыть широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала по информатике и накопленного практического опыта;

 способствовать подготовке к выполнению профессиональных обязанностей.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки студента - 143 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 95 часов;

- обязательной аудиторной лабораторной работы - 30 часов;

- самостоятельной работы - 48 часов.

Требования к выполнению и оформлению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП.11 Информатика и ИКТ

Студенты должны выполнять задания согласно рабочей учебной программе по дисциплине и сдавать их в установленный срок.

Требования к содержанию работы

Вариант внеаудиторной самостоятельной работы выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. Если номер зачетной книжки заканчивается на 0, то выбирается вариант № 1.[Приложение 1]

Внеаудиторная самостоятельная работа состоит из восьми разделов:

  1. Информация и информационные процессы.

  2. Компьютер и программное обеспечение.

  3. Информационные технологии:

    1. задание по MS Word;

    2. задание по MS Excel;

    3. задание по MS Power Point.

  4. Информационные модели.

  5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.

  6. Основы алгоритмизации и программирования.

  7. Коммуникационные технологии.

  8. Основы социальной информатики.

В первом разделе каждому студенту предлагается выполнить задания по вариантам. Ответы должны быть полные (с полным решением задач).

Во втором разделе предлагается ответить на пять вопросов. Ответы должны быть полные, с использованием материалов из учебной и методической литературы, журнальных статей, Интернет-сайтов (с обязательным указанием источника).

В разделе информационные технологии студенту предлагается выполнить по одному заданию на каждую из следующих тем: MS Word, MS Excel, MS Power Point.

По темам MS Word, MS Excel, MS Power Point в отчет помещаются скриншоты выполненных заданий.

По разделу «Информационные модели» студентом создается буклет на заданную тему.

Раздел «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных». Студент должен выполнить задание в MS Access. В отчет помещаются скриншоты выполненного задания.

В разделе «Алгоритмизация и программирование» студенту предлагается одна задача. Необходимо представить схему алгоритма, текст программы на изучаемом языке программирования, пояснения к программе и подготовленные тесты.

Раздел «Коммуникационные технологии». Студентом должны быть даны определения (толкования) пяти указанных терминов и понятий.

В восьмом разделе «Основы социальной информатики» написать реферат на заданную тему.

Требования к оформлению работы

Каждая внеаудиторная самостоятельная работа должна быть оформлена в любом текстовом редакторе на компьютере. Текст работы представляется на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм).

Шрифт - Times New Roman (14 пт); поле верхнее - 20 мм, правое - 20 мм, левое - 30 мм, нижнее - 20 мм; междустрочный интервал - полуторный; выравнивание - по ширине; отступ первой строки абзаца - 12 мм; нумерация страниц проставляется в центре верхнего поля или справа в нижнем поле. [Приложение 2]

На титульном листе указываются:

- наименование образовательной организации;

- дисциплина;

- раздел;

- вариант внеаудиторной самостоятельной работы;

- Ф.И.О. студента, группа, номер зачетной книжки;

- Ф.И.О., должность преподавателя.

Перед каждым ответом приводится номер вопроса и полная формулировка вопроса из списка.

Внеаудиторная самостоятельная работа сдается преподавателю в установленный срок.






Таблица 1. График по выполнению ВСР

Наименование раздела

Наименование ВСР

Кол-во часов на выполнение ВСР(час)

Срок сдачи ВРС, со дня получения задания (нед.)

Содержание ВСР

Форма отчета

  1. Информация и информационные процессы

ВСР.1- решение задач по вариантам

6

1

Выполнение задания по вариантам

Ответы должны быть полные (с полным решением задач)

  1. Компьютер и компьютерное обеспечение

ВСР. 2 - ответить на пять вопросов

7

1

Выполнение задания по вариантам

Ответы должны быть полные, с использованием материалов из учебной и методической литературы, журнальных статей, Интернет-сайтов (с обязательным указанием источника)

  1. Информационные технологии

ВСР. 3 - задание по MS Word

5

2

Выполнение задания по вариантам

В отчет помещаются скриншоты выполненного задания

ВСР. 4 - задание по MS Excel

Выполнение задания по вариантам

В отчет помещаются скриншоты выполненного задания

ВСР. 5 - задание по MS Power Point

Выполнение задания по вариантам

В отчет помещаются скриншоты выполненного задания

  1. Информационные модели

ВСР. 6 - создается буклет на заданную тему

7

1

Создание буклета на заданную тему

Буклет, распечатанный или в электронном виде

  1. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

ВСР. 7 - выполняется задание в MS Access

5

1

Создаётся база данных и выполняется задание по вариантам

В отчет помещаются скриншоты выполненного задания

  1. Алгоритмизация и программирование

ВСР.8 - задача по программированию

5

1

Выполнение задания по вариантам

Необходимо представить схему алгоритма, текст программы на изучаемом языке программирования, пояснения к программе и подготовленные тесты

  1. Коммуникационные технологии

ВСР.9 - дать пять определений

8

1

Выполнение задания по вариантам

Должны быть даны определения (толкования) пяти указанных терминов и понятий

  1. Основы социальной информатики

ВСР.10 - реферат

5

1

Выполнение задания по вариантам

Реферат





Внеаудиторная самостоятельная работа №1

Цель работы:  сформировать у студента навыки решения задач по теме «Информация и информационные процессы», уметь применять ранее изученные понятия для решения задач.

Время на выполнение: 6 часов.

Задание: Выполнить задания по вариантам.

Вариант 1

А. Выберите события, которые можно отнести к информационным процессам:

1) упражнение на спортивном снаряде; 2) перекличка присутствующих на уроке; 3) водопад; 4) катание на карусели.

Б. Что из ниже перечисленного имеет свойство передавать информацию:

1) камень; 2) вода; 3) папирус; 4) световой луч.

В. Каким свойством обладают объекты: колокол, речь, костёр, радио, электронная почта?

1) хранят информацию; 2) обрабатывают информацию; 3) передают информацию; 4) создают информацию.

Г. Человек принимает информацию:

1) магнитным полем; 2) органами чувств; 3) внутренними органами; 4) инструментальными средствами.

Д. В одном из способов представления Unicode каждый символ закодирован 2 байтами. Определите информационный объём следующего предложения: Известно, что Слоны в диковинку у нас.

1) 38 байт; 2) 64 байт; 3) 512 бит; 4) 608 бит.

Е. Для передачи секретного сообщения используется код, состоящий только из латинских букв (всего 26 символов). При этом все символы кодируются одним и тем же минимальным количеством бит. Было передано закодированное сообщение, состоящее из 240 символов. Определите информационный объём переданного сообщения.

1) 120 байт; 2) 150 байт; 3) 180 байт; 4) 240 байт.

Ж. Решите задачу:

Скорость передачи данных модемом по протоколу V.92 составляет 56000 бит/с. Передача файла при помощи данного протокола заняла 20 секунд. Определите размер файла в байтах.

Вариант 2

А. Человек передаёт информацию с помощью….

1) магнитного поля; 2) речью, жестами; 3) световых сигналов; 4) рентгеновского луча.

Б. Из ниже перечисленного не имеет свойства сохранять информацию:

1) бумага; 2) электрический ток; 3) магнитная дискета; 4) папирус.

В. Информация, отражающая истинное положение дел - это ….

1) дискета с играми; 2) книга; 3) географическая карта; 4) звуковая плата.

Г. На рынке информационных услуг подлежат обмену и продаже:

1) лицензии, информационные технологии; 2) оборудование, помещения; 3) бланки первичных документов, вычислительная техника; 4) книги, журналы, литература.

Д. В одном из способов представления Unicode каждый символ закодирован 2 байтами. Определите информационный объём следующего предложения: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела.

1) 41 байт; 2) 74 байта; 3) 592 бита; 4) 656 бит.

Е. В соревновании принимают участие 300 спортсменов. Для реализации базы данных необходимо закодировать номер каждого спортсмена. Какое наименьшее количество бит необходимо для кодирования номера спортсмена?

1) 8; 2) 9; 3) 10; 4) 150.

Ж. Решите задачу:

Скорость передачи данных модемом по протоколу V.92 составляет 56000 бит/с. Передача файла при помощи данного протокола заняла 5 секунд. Определите размер файла в байтах.

Форма представления результатов: письменная - ответы должны быть полные (с полным решением задач).

Критерии оценки:

оценка «5» ставиться, если правильно решено 7 заданий;

оценка «4» ставиться, если правильно решено 5-6 заданий;

оценка «3» ставиться, если правильно решено 4 задания.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 2.

Цель работы:  научиться самостоятельно закреплять, углублять, расширять и систематизировать знания, полученные во время аудиторных занятий.

Время на выполнение: 7часов.

Задание: Ответить на пять вопросов по вариантам.


  1. Базовое программное обеспечение.

  2. Системное программное обеспечение.

  3. Служебное программное обеспечение.

  4. Операционные системы.

  5. Прикладное программное обеспечение: классификация прикладных программных средств.

  6. Концепции операционных систем семейства WINDOWS.

  7. Перезагрузка ОС WINDOWS. Выключение ПК. Справочная система.

  8. Рабочий стол. Панель задач. Ярлыки.

  9. Окна. Окно приложения. Окно документа. Диалоговое окно. Манипулирование с окнами.

  10. Настройка среды ОС WINDOWS.

  11. Работа с папками и файлами средствами ОС WINDOWS.

  12. Управление файловой системой средствами Windows Ехр1оrеr (Проводник).

  13. Управление файловой системой средствами оболочки типа Far или Windows Commander.

  14. Мой компьютер. Корзина.

  15. Панель управления. Настройка аппаратуры.

  16. Стандартные приложения прикладного назначения.

  17. Стандартные приложения служебного назначения.

  18. Работа с CD-дисками, DVD-дисками, флэш-памятью.

  19. Инсталляция программ. Запуск программ. Нормальное и аварийное завершение задач.

  20. Программы-архиваторы.

  21. Программы обслуживания магнитных дисков.

  22. Технология внедрения и связывания объектов OLE.

Форма представления результатов: письменные ответы на вопросы.

Критерии оценки:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Наличие четко организованного ответа, материал которого соответствует заданной теме


1 балл


2 балла


3 балла

Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы


1 балл


2 балла


3 балла

Правильность оформления


1 балл


2 балла


3 балла

Итого максимально

3

6

9

Оценка

4-5 баллов «3»

6-7 баллов «4»

8-9 баллов «5»

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3,4,5

Цель работы:   обобщить и систематизировать знания студентов по разделу MS Word, MS Excel, MS Power Point.

Время на выполнение: 9 часов.

Задание: Выполнить задание на тему MS Word, MS Excel, MS Power Point.

  1. задание по MS Word

  1. Используя возможности редактора формул, наберите следующее выражение:Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения


  1. Создайте рисунок по образцу с надписями и заголовком.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения




  1. Создайте копию таблицыМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения

  1. Создайте многоуровневый список. Вид списка должен быть в соответствии с образцом.Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения



  1. Создайте организационную структуру.Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения



  1. задание по MS Excel

№ 1. Завод железобетонных изделий.

Завод ЖБИ "Монолит" выпускает бетонные строительные блоки. Характеристики блоков: марка, длина (м), ширина (м), высота (м) и удельный вес бетона (кг/м3), из которого изготовлен блок. На завод поступил заказ. Заказ представляет собой список, содержащий марки требуемых блоков и количество блоков каждой марки. Составить таблицу заказа и определить, сколько вагонов потребуется для отправки блоков заказчику. Блоки разной марки не могут находиться в одном вагоне. Грузоподъемность одного вагона 60 тонн.

№ 2. Магазин "Продукты".

Составить таблицу заказа в магазине. Поля таблицы: наименование товара, цена товара, количество. Товаров в таблице должно быть не менее пяти. Определить, сколько должен заплатить покупатель, если в магазине действует 5%-ная скидка на стоимость товара, превышающего 1000 рублей и ночная 3%-ная скидка, действующая от 1 до 6 часов утра.

№ 3. Уценка в магазине.

Составить таблицу цен товаров в магазине. Поля таблицы: "Наименование товара", "Дата поступления товара в магазин", "Цена товара при поступлении", "Текущая цена товара". В магазине товар уценивается каждый раз на 2 % от текущей цены через 10, 20, 30 и т.д. дней после поступления, однако цена не может упасть более чем в два раза.

№ 4. Температура.

В ячейках столбца с заголовком "Температура" набрать некоторые значения температуры. Используя соответствующую формулу, создать столбец с заголовком "Результат" по следующему правилу:

Температура < 5o C - холодно;

5o C ≤ температура < 15o C - прохладно;

15o C ≤ температура < 25o C - тепло; температура > 25o C - жарко.

№ 5. Времена года.

В 12-ти ячейках столбца с заголовком "Дата" ввести числа в формате "Дата" так, чтобы в них были представлены все 12 месяцев года с января по декабрь в произвольном порядке. Используя соответствующую формулу, создать столбец с заголовком "Время года", в ячейках которого отображались бы слова "Зима", "Весна", "Лето" или "Осень" в соответствии со значениями ячеек первого столбца.

  1. задание по MS Power Point (создание презентации на заданную тему)

  1. Информатика как часть инфраструктуры и информатизации общества.

  2. Аппаратные средства основные: процессорный блок с дисководом и винчестером, клавиатура, монитор.

  3. Аппаратные средства дополнительные: принтер, мышь, сканер, накопитель на лазерном диске, модем, видеоадаптер.

  4. Установка параметров BIOS. Тестирование и загрузка компьютера.

  5. Назначение файлов config.sys и autoexec.bat.

  6. Диск и дисковод. Физические и логические диски. Работа с дисками: форматирование дисков, проверка дисков.

  7. Каталог (папка). Текущий каталог. Файлы, типы файлов и путь к файлу.

  8. Выбор группы файлов и каталогов. Работа с каталогами: смена текущего дисковода, изменение текущего каталога; создание, копирование, перенос, переименование и уничтожение каталога.

  9. Работа с файлами: копирование, перенос, переименование, удаление файлов. Создание файлов.

Форма представления результатов: в отчет помещаются скриншоты выполненных заданий.

Критерии оценки:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Соответствие представленной работы


1 балл


2 балла


3 балла

Логика, характер и стиль выполнения задания


1 балл


2 балла


3 балла

Правильность оформления задания


1 балл


2 балла


3 балла

Итого максимально

3

6

9

Оценка

4-5 баллов «3»

6-7 баллов «4»

8-9 баллов «5»

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6

Цель работы: освоение приемов работы в среде MS Publisher, выпуск буклета на заданную тему.

Время на выполнение: 5 часов.

Задание: Создать буклет на заданную тему.

Темы заданий.

  1. Аппаратные средства основные: процессорный блок с дисководом и винчестером, клавиатура, монитор.

  2. Аппаратные средства дополнительные: принтер, мышь, сканер, накопитель на лазерном диске, модем, видеоадаптер.

  3. Кодирование информации в двоичном исчислении.

  4. Архивирование данных. Три группы архиваторов.

  5. Компьютерные игры в жизни человека.

Форма представления результатов: буклет, распечатанный или в электронном виде.

Критерии оценки:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Наличие четко организованного материала, который соответствует заданной теме


1 балл


2 балла


3 балла

Стиль оформления (наличие фона, рисунков диаграмм, таблиц)


1 балл


2 балла


3 балла

Правильность оформления

(дизайн и эргономика)


1 балл


2 балла


3 балла

Итого максимально

3

6

9

Оценка

4-5 баллов «3»

6-7 баллов «4»

8-9 баллов «5»

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7

Цель работы: научиться использовать теоретические знания при выполнении практических работ в среде MS Access.

Время на выполнение: 7 часов.

Задание: Разработать систему, обеспечивающую ведение базы данных «Служба занятости» по безработным, вакансиям, выплатам, предприятиям. База данных должна содержать информацию о предприятиях, готовых предоставить рабочее место по специальности или имеющих вакансии, полную информацию о безработном, его предпочтения, а также дату постановки безработного на учет в службе занятости и пособие, которое будет ему выплачиваться. Создать интерфейс, удобный для работы, включающий удобные и понятные формы, отчеты. Заполните таблицы данными, введя в каждую из них не менее пяти записей. Организовать работу с таблицами, поиск по ним, формирование и печать отчетов в соответствии с вариантом задания (в каждом варианте выполнить пункты A и B).[Приложение 3]

№ варианта

А

В

1

С помощью запроса на выборку выведите список тех предприятий, которые имеют вакансии с зарплатой более 1000 руб.

Создайте ленточную форму для заполнения информации о предприятиях.

2

Выведите список тех предприятий, которые не имеют на текущий момент вакансий.

Создайте ленточную форму для заполнения информации о вакансиях.

3

Выведите фамилии и телефоны тех безработных, которые имеют высшее образование.

Создайте главную форму с информацией о безработных и подчиненную форму с информацией об их предпочтениях.

4

Сделайте выборку тех безработных, чей стаж составляет более 5 лет.

Создайте отчет для вывода сводной информации по предприятиям и имеющимся у них вакансиям.

5

Выведите данные по тем безработным, которые имеют максимальный размер пособия и были поставлены на учет в 2002 году.

Создайте ленточный отчет, который выводил бы данные по безработным, выплачиваемым пособиям и предпочтениям.

Форма представления результатов: в отчет помещаются скриншоты выполненного задания.

Критерии оценки:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Соответствие представленной работы


1 балл


2 балла


3 балла

Логика, характер и стиль выполнения задания


1 балл


2 балла


3 балла

Правильность оформления задания


1 балл


2 балла


3 балла

Итого максимально

3

6

9

Оценка

4-5 баллов «3»

6-7 баллов «4»

  1. баллов «5»

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8

Цель работы: комплексное применение полученных знаний по программированию в среде Паскаль при решении задач.

Время на выполнение: 5 часов.

Задание: Решить задачу по программированию с составлением схемы алгоритма, текста программы на изучаемом языке программирования, пояснения к программе и подготовленными тестами. [Приложение 4]

1. Даны два числа x и y. Вычислить

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения

2. Даны три числа x, y, z. Вычислить U= max(z, min(y, x))

3. Даны два числа x и y. Вычислить

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения

4. Даны три числа x, y, z. Если x < y < z, то числа x, y, z заменить их квадратами, иначе числа x, y, z заменить на противоположные.

5. Даны два числа x и y. Вычислить

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения

Форма представления результатов: схема алгоритма, текст программы на изучаемом языке программирования, пояснения к программе и подготовленные тесты.

Критерии оценки:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Соответствие представленной работы


1 балл


2 балла


3 балла

Логика, характер и стиль выполнения задания


1 балл


2 балла


3 балла

Правильность оформления задания


1 балл


2 балла


3 балла

Итого максимально

3

6

9

Оценка

4-5 баллов «3»

6-7 баллов «4»

  1. баллов «5»


Внеаудиторная самостоятельная работа № 9

Цель работы: систематизация учебного материала, развитие познавательного интереса, умения работать с различными источниками информации.

Время на выполнение: 4 часов.

Задание: Дать определение терминов и понятий.

  1. Информация.

  2. Информационная технология.

  3. Информационно-телекоммуникационная сеть.

  4. Информационно-коммуникационная технология.

  5. Информационная система.

  6. Корпоративная информационная система.

  7. Информационно-коммуникационная система.

  8. Оператор информационной системы.

  9. Электронный документ.

  10. Электронное сообщение.

  11. Электронная цифровая подпись.

  12. Документированная информация.

  13. Конфиденциальность информации.

  14. Защита информации.

Форма представления результатов: оформить в письменном (напечатанном) виде.

Критерии оценки:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Наличие четко организованного ответа, материал которого соответствует заданной теме


1 балл


2 балла


3 балла

Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы


1 балл


2 балла


3 балла

Правильность оформления


1 балл


2 балла


3 балла

Итого максимально

3

6

9

Оценка

4-5 баллов «3»

6-7 баллов «4»

8-9 баллов «5»


Внеаудиторная самостоятельная работа №10

Цель работы: систематизировать и углубить знания об основах социальной информатики.

Время на выполнение: 5 часов.

Задание: Подготовить реферат на заданную тему.[Приложение5]

  1. Основы социальной информатики

1.Эволюция информатики как фундаментальной науки.

2.Кибернетика и информатика: этапы становления новой науки.

3.Информатика как общеобразовательная дисциплина.

4.Фундаментальная информатика и качество образования.

5.Структура и содержание образовательной области «Информатика».

6.Структура предметной области социальной информатики.

Форма представления результатов: оформить в письменном (напечатанном) виде.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если:

• Содержание реферата соответствует теме;

• Тема раскрыта полностью;

• Оформление реферата соответствует принятым стандартам;

• При работе над рефератом автор использовал современную литературу;

• В реферате отражена практическая работа автора по данной теме;

• В сообщении автор не допускает ошибок, но допускает оговорки по

невнимательности, которые легко исправляет по требованию преподавателя;

• Сообщение логично, последовательно, технически грамотно;

• На дополнительные вопросы даются правильные ответы.

Оценка «4» ставится, если:

• Содержание реферата соответствует теме;

• Тема раскрыта полностью;

• Оформление реферата соответствует принятым стандартам;

• При работе над рефератом автор использовал современную литературу;

• В реферате отражена практическая работа автора по данной теме;

• В сообщении автор допускает одну ошибку или два-три недочета, допускает неполноту ответа, которые исправляет только с помощью преподавателя.

Оценка «3» ставится, если:

• Содержание реферата не полностью соответствует теме;

• Тема раскрыта недостаточно полно;

• В оформлении реферата допущены ошибки;

• Литература, используемая автором, при работе над рефератом устарела;

• В реферате не отражена практическая работа автора по данной теме;

• Сообщение по теме реферата допускаются 2-3 ошибки;

• Сообщение неполно, построено несвязно, но выявляет общее понимание работы;

• При ответе на дополнительные вопросы допускаются ошибки, ответ

неуверенный, требует постоянной помощи преподавателя.


Рекомендуемые источники информации:

Литература

  1. Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ [Текст]: Учеб. для начального и среднего профессионального образования / М.С. Цветкова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. -352 с.

  2. Астафьева, Н.Е., Гаврилова, С.А., Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ [Текст]: Практикум для начального и среднего профессионального образования / Н.Е. Астафьева, С.А.Гаврилова, М.С. Цветкова; под редакцией М.С. Цветковой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2013. -372 с.

  3. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ [Текст]: Учеб. для 10 кл. Базовый уровень / Н. Д. Угринович. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 212 с.: ил.

  4. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ [Текст]: Учеб. для 11 кл. Базовый уровень / Н. Д. Угринович. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 187 с.: ил.

  5. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ [Текст]: Учеб. для 10 кл. Профильный уровень / Н. Д. Угринович. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 387 с.: ил.

Дополнительная литература

  1. Киселев, С. В. Оператор ЭВМ [Текст]: Учеб. для нач. проф.образования. / С. В. Киселев. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

  2. Уваров, В.М. Практическая работа по основам информатики и вычислительной техники [Текст]: Учеб. пособие для нач. проф. образования. / В. М. Уваров, Л.А. Силакова, Н.Е. Красникова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.

  3. Семакин, И. Г. Информатика. 10 класс [Текст]: Учеб. для 10 кл. Базовый уровень / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 165 с.: ил.

  4. Семакин, И. Г. Информатика. 11 класс [Текст]: Учеб. для 11кл. Базовый уровень / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 139 с.: ил.

  5. Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. 10-11 класс [Текст]: Учеб. для 10-11кл. Базовый уровень / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 246 с.: ил.

  6. Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. 10-11 класс [Текст]: Практическая работа № для 10-11кл. Базовый уровень / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 120 с.: ил.

Электронные ресурсы

  1. Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ФЗ N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года [Электронный ресурс]/ rg.ru/ Режим доступа: rg.ru/informacia-dok.html. - Загл. с экрана.

  2. Информационная технология [Электронный ресурс]/ technologies.su/. - Режим доступа: technologies.su/. - Загл. с экрана.

  3. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: Система федеральных образовательных порталов. [Электронный ресурс]/ ict.edu.ru/.- Режим доступа: ict.edu.ru/. - Загл. с экрана.

  4. Информационные технологии и электронные коммуникации: курс лекций [Электронный ресурс] /составитель Кадеев Д. Н. / emf.ulstu.ru. - Режим доступа: emf.ulstu.ru/metod/ITEK/index.htm. - Загл. с экрана.

  5. Информационные технологии: вики-учебник [Электронный ресурс]. /ru.wikibooks.org. - Режим доступа: ru.wikibooks.org/wiki/. - Загл. с экрана.























Приложение 1

Варианты внеаудиторных самостоятельных работ

Вариант выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.

Наименование раздела

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Информация и информационные процессы

1

2

1

2

1

2

1

2

1

  1. Компьютер и программное обеспечение

1,

2,

3,

4,

5

6,

7,

8,

9,

10

11, 12, 13, 14,

15

16, 17, 18, 19,

20

21, 22, 3,

4,

5

1, 10, 12, 20, 21

2,

7,

12,

16,

21

3,

8,

13,

17,

22

4,

9,

14,

17,

18,

  1. Информационные технологии:




  1. задание по MS Word,

1

2

3

4

5

1

2

3

4

  1. задание по MS Excel,

1

2

3

4

5

1

2

3

4

  1. задание по MS Power Point

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Информационные модели

1

2

3

4

5

1

2

3

4

  1. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

5

4

3

2

1

5

4

3

2

  1. Основы алгоритмизации и программирования

1

2

3

4

5

1

2

3

4

  1. Коммуникационные технологии

1,

10,

5,

14,

9

2,

11,

6,

1,

10

3,

12,

7,

2,

11

4,

13,

8,

3,

12

5,

14,

9,

4,

13

6,

1,

10,

5,

14

7,

2,

11,

6,

1

8,

3,

12,

7,

2

9,

4,

13,

8,

3

  1. Основы социальной информатики

1

2

3

4

5

6

6

5

4


Приложение 2

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Техникум механизации сельского хозяйства»





Внеаудиторная самостоятельная работа № ___

по дисциплине ОДП.11 Информатика и ИКТ




Вариант № 1

№ зачетной книжки ___________


Выполнил: студент группы ____

Ф.И.О

Проверила: преподаватель информатики Вырупаева О.В



Мари-Турек

20____




Приложение 3

1. Запустите программу MS ACCESS, выберите «Создание новой базы данных» и сохраните создаваемую БД под именем «Служба занятости».

2. С помощью конструктора таблиц создайте следующие таблицы:

Название

Поля таблицы

«Предприятия»

Код_предприятия

Название

Адрес

Телефон

Руководитель

«Безработные»

Код_безработного

Ф.И.О.

Адрес

Телефон

Стаж

Семейное_положение

Образование

«Пособия»

Код_пособия

Код_безработного

Размер_выплаты

Доп_выплаты

Дата_постановки

«Вакансии»

Код_вакансии

Код_специальности

Код_предприятия

Зарплата

«Предпочтения»

Код_безработного

Код_предприятия

Код_специальности

«Специальности»

Код_специальности

Наименование


Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обученияМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения

  1. Свяжите таблицы в схему данных, показанную на рисунке. Проанализируйте данную схему и определите, между какими таблицами установлены отношения «многие-ко-многим». Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения




Приложение 4

Пример по алгоритмизации и программированию

Задача 1. Определить площадь треугольника по формуле Герона

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения, где a, b, c - длины сторон, р -полупериметр треугольника.

Схема алгоритма представлена ниже:

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДП. 11 Информатика и ИКТ для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения





Решение задачи на языке программирования Паскаль:

Program Prim_1; {заголовок программы}

Var A, B, C, S, P: Real; {блок описания данных}

Begin {начало операторов программы}

Read(A,B,C); {ввод трех чисел с клавиатуры }

WriteLn(A,B,C); {вывод этих чисел на экран для контроля}

P:=(A+B+C)/2; {нахождение полупериметра}

S:=Sqrt(P*(P-A)*(P-B)*(P-C)); {нахождение площади}

WriteLn('S=',S:8:3) {вывод результата}

End. {конец программы}

Приложение 5

Структура реферата:

  1. Титульный лист

  2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

  3. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1-2 страницы.

  4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

  5. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

  6. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

  7. Список используемых источников (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература.

Этапы работы над рефератом

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

  1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

  2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

  3. Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы

Формулировка темы

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Поиск источников

Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента - найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.

Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции - это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста

Общие требования к тексту. Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения. План реферата.
Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению.

Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение.
Заключение - последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.


34


© 2010-2022