• Преподавателю
  • Информатика
  • Практико-значимая работа на тему: «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов на уроке информатики ФГОС ООО»

Практико-значимая работа на тему: «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов на уроке информатики ФГОС ООО»

В практике моей работы для развития ключевых компетенций учащихся в процессе обучения использую средства ИКТ и интернет-ресурсов, метод учебных проектов и исследовательских работ, составление компетентностных задач.   На своих уроках я планирую применять средства информационных и коммуникационных технологий, так как они обеспечивают условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности.   В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным об...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ




Научно-учебный центр педагогической поддержки

последипломного образования









Практико-значимая работа на тему:

«Использование современных образовательных технологий

при формировании новых образовательных результатов

на уроке информатики ФГОС ООО»









Выполнил слушатель

Каширской зональной

стажировочной площадки

учитель МОУ Клемовская СОШ

Серебряно-Прудского района

Московской области

Зимарёва М.М.



Руководитель: ст. преподаватель Желаннова А.В.



Москва 2014





Введение.


В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения, связанные, прежде всего, с переходом на новую систему оценки качества обучения. В связи с этим в педагогической деятельности приоритетными становятся следующие направления:

  • Внедрение деятельностного подхода к обучению на основе использования современных образовательных технологий.

  • Освоение компетентностного подхода к оценке качества образования.

  • Качественное изменение отношений между участниками образовательного процесса: авторитаризм в отношениях между учащимися и учителем уступает место сотрудничеству, партнерству в учебной деятельности.

В практике моей работы для развития ключевых компетенций учащихся в процессе обучения использую средства ИКТ и интернет-ресурсов, метод учебных проектов и исследовательских работ, составление компетентностных задач.

На своих уроках я планирую применять средства информационных и коммуникационных технологий, так как они обеспечивают условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности.

В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника.

Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.

Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЭОРы планирую применять по-разному.

  • сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте.

  • использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЭОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения - мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.

С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Кроме того, я считаю, что современный урок невозможен без применения здоровьесберегающих технологий.

Потому что они направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности и мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии подразумевают:

1. Создание условий обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания);

2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3. соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;

4. необходимый и рационально организованный двигательный режим, направленный на сохранение работоспособности.

У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

конструирования урока в современной информационной образовательной среде

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Информатика

Класс

5

Тема урока

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Знание областей применения графического редактора Paint, принципы работы в нем.

2. Знакомство с основными программными средствами для создания графических изображений.

3. Умение вводить графическую информацию в компьютер.

1. Получение опыта использования средств компьютерной графики для создания рисунка.

2. Умение планировать учебную деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

3. Умение прогнозировать результат учебной деятельности и его характеристики; вносить необходимые коррективы в план по ходу его выполнения.

1. Способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности

2. Приобретение опыта использования ИКТ - инструментов в среде графического редактора Paint.

3. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

4. Владение способами представления графической информации в компьютере.

Решаемые учебные проблемы

  1. Что такое наглядные формы представления информации?

  2. Что такое компьютерная графика?

  3. Что такое графический редактор?

  4. Как осуществляется ввод графической информации в компьютер?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Компьютерная графика, графический редактор, графический фрагмент

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерный класс, проектор, интерактивная доска

Методическое назначение средств ИКТ

Презентация «Текстовая информация» из набора УМК

Аппаратное и программное обеспечение

ОС Windows, графический редактор Paint

Образовательные Интернет-ресурсы

Среда графического редактора, базовые инструменты, работа с фрагментами изображения, режим выбора и настроек инструментов

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Учитель: Приветствует класс, сообщает тему урока, записывает тему на доске.

-Ребята, начинаем урок. На вашем рабочем столе должны быть расположены карандаш, ручка, рабочая тетрадь и учебник.

- Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится. Каждый из вас должен проявить себя на уроке и получить хорошую оценку.

Ученики: Слушают внимательно учителя. Записывают новую тему в тетрадь.

Длительность этапа

5 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять творческую инициативу, самостоятельность

Методы обучения

Коммуникативный и словесный метод обучения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, проектор

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная, фронтальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Ведущий, координатор/организатор

Основные виды деятельности учителя

  1. Приветствует, фиксирует отсутствующих.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Введение в урок.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Учитель: Объясняет новый материал, используя презентацию:

  • Вводит понятие компьютерной графики и выделяет направления компьютерной графики;

  • Вводит понятие графический редактор;

  • Рассказывает о графическом редакторе (рабочая область, выбор цвета, инструменты художника, инструменты чертежника).

  • Рассказывает об устройствах ввода графической информации.

Ученики: Слушают объяснения по новой теме. Просматривают презентацию. Записывают в тетрадях основные моменты новой темы это:

  • Определение компьютерной графики;

  • Определение графический редактор;

  • Просматривают изображения и определение области применения (научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная графика);

  • Просматривают базовые инструменты графического редактора Paint;

Просматривают возможности графического редактора.

Длительность этапа

15 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять творческую инициативу, самостоятельность

Методы обучения

Коммуникативные, словесные и наглядные методы обучения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, проектор

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая

Функции/роль учителя на данном этапе

Контролирующая, направляющая

Основные виды деятельности учителя

Сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, систематизирует и обобщает высказывания учащихся

ЭТАП 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Учитель: Рассказывает о практической части урока. (страница 143 учебника)

Ученик: Выполняют практическую работу 11 «Изучаем инструменты графического редактора» (задания 1, здание 2, задание3, задание 4)

Задание 1.

Практико-значимая работа на тему: «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов на уроке информатики ФГОС ООО»

Задание 2.

Практико-значимая работа на тему: «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов на уроке информатики ФГОС ООО»

Задание 3.

Практико-значимая работа на тему: «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов на уроке информатики ФГОС ООО»

Задание 4.

Практико-значимая работа на тему: «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов на уроке информатики ФГОС ООО»

Длительность этапа

15 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Вносим необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.

Методы обучения

Практический и наглядный метод обучения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, проектор

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная, фронтальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Контролирующая, направляющая

Основные виды деятельности учителя

Постановка основополагающих вопросов. Сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, систематизирует и обобщает высказывания учащихся

Физкультминутка (2 мин)

Упражнения для глаз
1. Упражнения выполняются не вставая с кресла, легко, без напряжения. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо:
2. Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:
Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении.
Круговые движения глаз -по 3 круга влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее.
3.Изменение фокусного расстояния:
Смотреть на кончик носа, затем вдаль. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторить несколько раз. Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.
4.Закончить гимнастику необходимо массажем век:
Мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потерев ладони, и легко, без усилий, прикрыв ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света. Представить погружение в полную темноту.

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

5 мин

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Учитель: Задает вопросы по изучаемой теме для закрепления материала:

  1. Расскажите о наглядных формах представления информации.

  2. Что вы понимаете под компьютерной графикой? Где она применяется? Приведите примеры.

  3. Что такое графический редактор? Каковы его основные возможности?

  4. Как осуществляется ввод графической информации в компьютер?

Выводит на экран проектора слайды с заданиями и вопросами.

Ученики: Отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания, которые учитель продемонстрировал на слайдах.

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Компьютер, проектор

Методы контроля

Словесный: Фронтальный устный опрос

Способы коррекции

Помощь класса, учителя

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, самооценка деятельности каждого, рефлексия


Функции/роль учителя на данном этапе

Контролирующая, направляющая

Основные виды деятельности учителя

Сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание (3 мин)

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учитель: Записывает домашнее задание на доске С. 74, §11 (вопросы в конце параграфа), РТ №73-76. Выставляет оценки за урок.

Ученики: Записывают домашнее задание в дневник. Выставляют оценки за урок.



Вывод: Данная технологическая карта по теме: «Компьютерная графика. Графический редактор Paint» позволяет разграничить деятельность учителя и ученика, описать каждый этап урока, проанализировать все запланированные результаты. В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация нового материала, демонстрация практической работы, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа учащихся, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня электронные учебные пособия позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видео-изображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит, составляет план урока исходя из его целей; при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Вот примеры использования мною презентаций на уроках информатики:

- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

- Работа с устными упражнениями.

- Использование презентации при повторении пройденного материала.

- Демонстрация условия и решения задачи.

- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

- Проведение тестов.

- Проведение рефлексии.

- Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

В заключение хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

© 2010-2022