План урока на тему: Программирование условий

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Программирование условий.

Цель урока: изучить оператор перехода, условный оператор IF в программирования Pascal.

Задачи урока:

Образовательные: усвоение учащимися оператор перехода, условный оператор IF, формирование умений и навыков записи оператора IF на языке программирования Pascal, выработка навыков составления программ.

Развивающие: развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, развитие у учащихся познавательной активности, развитие памяти и внимания.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Актуализация знаний - 3 мин.

  3. Объяснение нового материала - 17 мин.

  4. Практическая работа - 15 мин.

  5. Закрепление материала - 5 мин.

  6. Итог урока - 2 мин.

  7. Домашнее задание - 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих. Тема нашего урока: «Программирование условий».

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

Алгоритм, в котором выполнение действия зависит от поставленного условия, называется алгоритмом ветвления. Алгоритмы ветвления могут быть полными и неполными.

В блок-схеме условие ветвления записывается в ромбе, из которого выходят обязательно две стрелки. Стрелка «Да» указывает на команды, которые должны выполняться, когда условие соблюдается. Стрелка «Нет» указывает на команды, которые должны выполняться, когда условие не соблюдается. В словесном способе представления алгоритма ветвления используется слова «если», «то». При записи можно использовать слова «иначе».

Общий вид словесной записи алгоритма ветвления в полной форме выглядит так: Если условие выполняется, то выполняется Действие 1, иначе выполняется Действие 2.

Неполная форма выглядит так: Если условие выполняется, то выполняется действие.

Алгоритмы с условием можно программировать одним из трех способов: с использованием операторов перехода, условного оператора или оператора выбора.

Оператор перехода.

Оператор перехода имеет вид: Goto <метка>;

Он позволяет передать управление непосредственно на нужный оператор программы. Перед этим оператором должна располагаться метка, отделенная от него двоеточием. В качестве меток выступают либо целые числа от 0 до 9999, либо идентификаторы. Все метки должны быть описаны в разделе объявления меток следующим образом: label <список меток через запятую>;

Условный оператор IF.

Условный оператор изменяет порядок действий в зависимости от некоторого условия, оператор может быть полным и неполным. Полный условный оператор состоит из условия IF и двух ветвей: положительной - THEN и отрицательной -ELSE. В каждую из ветвей можно поместить по одному вложенному оператору. Условный оператор на языке программирования имеет следующий общий вид: IF <условие> Then <оператор 1> Else <оператор 2>;

где: <условие> - выражение логического типа;

<оператор 1> выполняется если условие верно;

<оператор 2> выполняется если условие неверно.

Пример 1. Вывести на экран сообщение о том, положительное число или отрицательное.

Program primer4;

Uses crt;

Var a: real;

Begin

Clrscr;

Write('Введите число');

Readln (a);

If a>0

Then writeln ('Число положительное')

Else writeln ('Число отрицательное');

Readln;

End.

Пример 2. При каком значении х будет получен ответ «Да»?

Program primer4;

Uses crt;

Var x:integer;

Begin

Clrscr;

Readln (x);

If x mod 2=0 Then writeln ('да')

Else writeln ('нет');

End.

4. Практическая работа.

Задача 1.

  • Составьте блок-схему алгоритма «Переход улицы по сигналу светофора».

  • В текстовом процессоре запишите этот алгоритм в словесной форме. Сохраните файл «Светофор».

  • В файле «Светофор» нарисуйте блок-схему алгоритма.

  • Отформатируйте блок-схему так, чтобы при печати она занимала целый лист (если необходимо, измените ориентацию листа и полей).

  • Сохраните свою работу в файле.

Задача 2.

Составьте программу, определяющую результат гадания на ромашке «любит - не любит», взяв за исходное данные количество лепестков.

Задача 3.

Составьте программу, реализующую эпизод применения компьютера в книжном магазине. Компьютер запрашивает стоимость книг, сумму денег, внесенную покупателем; если сдача не требуется, печатает на экране «спасибо»; если денег внесено больше, то печатает «возьмите сдачу» и указывает сумму сдачи; если денег недостаточно, то печатает об этом сообщение, указывающие размер недостающей суммы.

5. Закрепление материала.

  • Какой алгоритм называется алгоритмом ветвления?

  • Назовите общий вид полной и неполной формы алгоритма ветвления?

  • Чем полная форма алгоритма отличается от неполной формы?

  • Приведите пример алгоритма с использованием неполной формы ветвлений?

  • Как выполняется операторы перехода?

6. Итог урока. Выставление оценок.

7. Домашнее задание. Выучить § 11, стр.78-87.


© 2010-2022