ТЕХНИКА ФИНАНСОВЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ и EXCEL

Имеющаяся у значительной части школьников внутренняя мотивация слишком далека от теории алгоритмов, математических, информационных моделей, алгебры логики и др. Поэтому преломление основополагающих принципов информатики через призму офисных приложений позволяет учащимся трансформировать внутреннюю мотивацию к изучению информатики в устойчивый интерес к изучению фундаментальных основ информатики. В данном курсе, изложение фундаментальных понятий финансовой математики сопровождается системой комп...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ

«Техника финансовых вычислений на Excel» (34 часа)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВВЕДЕНИЕ

В двадцатом столетии в странах, развивавшихся по капиталистическому пути, возникли новые методы обоснования и принятия финансово-экономических решений, изменилась хозяйственная практика и расширилось многообразие договорных отношений.

Поэтому теперь, при возрождении в нашей стране практики рыночных отношений, финансовая математика как фундаментальная учебная дисциплина пользуется спросом и в средней школе, и на программе повышения квалификации, и при подготовке специалиста с высшим экономическим образованием.

Место программы в образовательном процессе:

Достижение основной цели современной школы, ориентированной на культивирование у школьников фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и организовывать собственную жизнедеятельность, быть её подлинным субъектом, требует формирования у обучающихся умений выделять, структурировать, преобразовывать, представлять информацию и применять её для решения возникающих задач. Но имеющаяся у значительной части школьников внутренняя мотивация слишком далека от теории алгоритмов, математических, информационных моделей, алгебры логики и др. Поэтому преломление основополагающих принципов информатики через призму офисных приложений позволяет учащимся трансформировать внутреннюю мотивацию к изучению информатики в устойчивый интерес к изучению фундаментальных основ информатики.

Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных приёмов работы с документами в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение IT-профессий, предусматривающих использование офисных технологий.

Изложение экономико-математической теории хозяйственного рынка занимает не один том академического издания. Данный курс, безусловно, не может полностью охватить этот предмет и задуман как, помогающий ему, во-первых, изучить основные формулы процентных расчетов и, во-вторых, научиться работать с ними в электронных таблицах. Полученные учениками знания по финансовой математике в дальнейшем являются основой для дальнейшего изучения ими дисциплин "Финансовый менеджмент", "Финансово-инвестиционный анализ", "Анализ рынка ценных бумаг", "Биржевое дело", "Страхование" и т.п.

В данном курсе, изложение фундаментальных понятий финансовой математики сопровождается системой компьютерных упражнений, выполнение которых позволит ученику закрепить теоретический материал и овладеть универсальными навыками организации табличных вычислений, на собственном опыте оценив преимущества современной техники решения финансово-экономических задач.

Общие требования к образованности учащихся

Для качественного обучения необходимо, чтобы учащиеся обладали базовыми знаниями по математике на уровне 9 класса, основными навыками работы в электронной таблице и в файловой системе Windows.

Также приветствуется умение учиться независимо от других, планировать и организовывать свою деятельность.

Концепция программы:

Основа курса - практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, смыслотворческого опыта учащихся. Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении учащимся возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Достижение этой цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции в рамках создания офисных документов.

Освоение методов (приёмов) и способов работы с электронными таблицами осуществляется в процессе разработки документов на близкие учащимся темы. Такой подход гарантирует подсознательную мотивацию и высокую результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий - гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Знания, умения и способы создания электронных таблиц являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в электронном виде - необходимое условие подготовки современных школьников.

Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.

Планируемые результаты программы:

  • знают принципы и структуру файловой системы компьютера;

  • умеют создавать, сохранять, открывать, редактировать электронные таблицы;

  • знают основные формулы процентных расчетов;

  • умеют работать с финансовыми формулами в электронных таблицах;

  • умеют организовать коллективную работу над документом;

  • знают и умеют применять при создании электронных таблиц основные принципы формирования документов;

  • владеют способами работы с изученными программами;

  • видят общую модель документа, умеют рационально распланировать свою деятельность по его созданию и поддержке;

  • умеют оптимально настраивать среду для производства заданного типа работ;

  • умеют находить нужную информацию во встроенной справке прикладного пакета;

  • умеют найти, сохранить и систематизировать информацию с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;

  • владеют приёмами организации и самоорганизации работы при создании документа;

  • имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при создании сложных документов;

  • имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного документа;

  • овладевают процедурой самооценки знаний и деятельности и корректируют дальнейшую деятельность по обработке электронных документов.

Цели курса:

  • получить целостное представление о финансово-экономических расчетах и о практическом применении этих методов при разработке и реализации финансовых решений;

  • формирование теоретических знаний и практических навыков финансово-экономических расчетов.

Задачи курса:

  • усвоить основные понятия, применяемые при работе с табличным процессором;

  • овладеть приёмами обработки числовой информации;

  • освоить технологии оформления числовой информации в табличном и графическом видах;

  • освоить технологии использования электронных таблиц для решения вычислительных и логических задач;

  • овладение основами математического аппарата современных методов количественного финансового анализа, необходимого для осуществления широкого спектра разнообразных финансово-экономических расчетов;

  • применение методов моделирования и прогнозирования финансовых процессов для принятия обоснованных управленческих решений;

  • освоение финансово-экономических расчетов на компьютере с использованием базовых моделей финансовых операций и выполнение прикладного количественного финансового анализа.

Иметь представление:

  • об использование компьютерной техники для финансово-экономических расчетов;

  • о практическом применении финансово-экономических расчетов в банках, финансовых отделах производственных и коммерческих организаций, в инвестиционных подразделениях страховых учреждений и пенсионных фондов и т.д.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Тема

Учебных часов

  1. ФОРМАТИРОВАНИЕ

    1. Общие сведения. Числовые форматы.

    2. Денежный и финансовый форматы. Наследование формата. Пользовательские форматы. Символы форматирования.

    3. Оформление таблиц.

    4. Условное форматирование.

4

  1. СТРОКИ. ДАТА И ВРЕМЯ

    1. Применение функций электронных таблиц для обработки данных.

    2. Текстовые функции. Операции над текстовыми строками.

    3. Даты. Дополнительные функции для работы с датами.

    4. Время в финансовых расчетах. Ось времени в диаграммах

4

  1. ФИНАНСОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ

    1. Предмет, метод и задачи финансовой математики

    2. Простые проценты.

    3. Сложные проценты.

    4. Рост стоимости вложений за счет присоединения процентов.

    5. Учет инфляции в финансовых расчетах

    6. Дисконтирование

    7. Финансовые ренты

    8. Кредит, погашение или амортизация долга

    9. Финансовые расчеты по ценным бумагам. Акции. Облигации.

    10. Графики биржевых цен.

16

  1. Зачетные задания

6

  1. Резерв времени

4


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ФОРМАТИРОВАНИЕ

Информационные процессы, характерные для деятельности современного офиса. Назначение, возможности, область применения офисных приложений MS Word, MS Excel и MS Access. Направления деятельности современного офиса, автоматизируемые с помощью этих приложений. Общие сведения. Числовые форматы. Денежный и финансовый форматы. Наследование формата. Пользовательские форматы. Символы форматирования. Оформление таблиц. Условное форматирование. Форматирование по значению. Области применения форматирования по значению. Форматирование ячеек в зависимости от условия. Сложный критерий форматирования.

СТРОКИ. ДАТА И ВРЕМЯ

Применение функций электронных таблиц для обработки данных. Текстовые функции. Операции над текстовыми строками. Даты. Дополнительные функции для работы с датами. Время в финансовых расчетах. Ось времени в диаграммах

ФИНАНСОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ

Понятие финансовой математики и финансово-экономических расчетов как предмета статистического исследования. Роль финансово-экономических расчетов в обеспечении эффективности и оптимизации финансовой деятельности. Место финансовой математики в системе общественных наук. Проценты, процентные деньги и процентные ставки. Фактор времени в финансовых операциях.

Формула простых процентов. Использование простых процентов на практике. Понятие временной базы. Обыкновенные и точные проценты. Три варианта расчета простых процентов: точные проценты с точным числом дней ссуды; обыкновенные проценты с точным числом дней ссуды; обыкновенные проценты с приближенным числом дней ссуды. Постоянные и переменные значения процентных ставок. Наращение по переменным простым ставкам процентов. Определение срока ссуды и уровня процентной ставки. Использование процентных чисел в банковской практике.

Сущность начисления сложных процентов. Различие между простой и сложной процентной ставкой. Формула наращения по постоянной ставке сложных процентов. Множитель наращения и способы его определения. Начисление сложных процентов несколько раз в год. Номинальная и эффективная ставки процентов. Постоянные и переменные процентные ставки. Начисление по переменным ставкам сложных процентов. Начисление процентов с дробным числом лет: общий метод и смешанный метод. Непрерывное начисление процентов и сила роста. Определение срока ссуды и уровня ставки процентов.

Сущность инфляции и необходимость ее учета при проведении финансовой операции. Уровень инфляции и индекс инфляции. Определение реальной доходности вкладных и кредитных операций.

Сущность дисконтирования. Понятие дисконта. Приведенная сумма и коэффициент приведения. Виды дисконтирования: математическое дисконтирование и банковский учет. Формулы для определения суммы, получаемой при учете денежных обязательств.

Сущность потоков платежей и финансовых рент. Виды финансовых рент. Обобщающие характеристики финансовых потоков: наращенная сумма и современная величина потока платежей. Определение наращенной суммы обычной ренты. Коэффициенты наращения и способы его определения. Современная величина обычной ренты. Коэффициент приведения ренты и способы его определения. Определение параметров финансовых рент: члена ренты и срока ренты.

Кредитные расчеты. Методы погашения займа. Погашение долга единовременным платежом. Формирование погасительного фонда на основе постоянных срочных уплат и на основе неравных взносов. Погашение долга в рассрочку. Погашение долга равными срочными выплатами. Погашение долга равными суммами. Потребительский кредит и "правило 78". Льготный период. Грант-эмитент.

Различные виды ценных бумаг, в зависимости от формы представления капитала и способа выплаты дохода. Определение рыночной стоимости ценных бумаг. Рыночная норма дохода. Акции, источники дохода по акциям, дивиденды. Различные виды цен для акций. Привилегированные и обыкновенные акции. Понятие доходности акции. Расчет текущей стоимости акции. Виды цен для облигаций. Источники дохода по облигациям. Доходность по облигациям. Облигации без обязательного погашения (бессрочные) с периодической выплатой процентов; облигации без выплаты процентов (бескупонные); облигации с выплатой процентов и номинала в конце срока; облигации с периодической выплатой процентов и погашением номинала в конце срока.

ЗАЧЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ (6 Ч)

РЕЗЕРВ (2 ЧАСА).

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения

Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в упражнениях электронного практикума. Изучение нового материала носит ведущий характер. Основополагающие понятия курса должны интегрироваться в упражнения и задания электронного практикума. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной компетентности учащихся.

Использование ролевых игр в ходе проектной деятельности или в представлении ее результатов очень помогает учащимся в профессиональном самоопределении и в осознании личной ответственности за настоящую и будущую жизнь. Безусловно, учитель должен предоставить первичную информацию и некоторые указания для решения задачи, но сами ученики отвечают за поиск решения в рамках заданных учителем условий.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий - практикум. Каждая тема курса начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся. Тренинг завершается переходом на новый уровень обучения - выполнение учащимися комплексной творческой работы по созданию определённого образовательного продукта.

В ходе обучения школьникам могут периодически предлагаться непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут контрольные работы для проверки уровня освоения изученных способов действий. Кроме того, проводятся тестовые испытания для определения глубины знаний.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию офисных документов. Защита проектов создаёт благоприятные предпосылки для самостоятельной оценки проделанной работы.

Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме электронных таблиц.

Курс, имея собственную доминантную направленность, предполагает интеграцию с другими учебными предметами. Информационная составляющая этих предметов может использоваться школьниками в процессе создания электронных таблиц.

Состав учебно-методического комплекта

Программа курса включает электронный практикум, обеспечивающий программную поддержку курса; контрольные работы и экзаменационные билеты.

Электронный практикум содержит пошаговое описание выполнения практической работы, задания для самостоятельного выполнения, справочные материалы.

В качестве дополнительных источников информации для освоения материала курса рекомендуется использовать справочники, дополнительную литературу с описанием новых программных средств, а также раздел «Справка» в изучаемых компьютерных программах.

Для успешного проведения курса необходимо уделить достаточное внимание технической подготовке класса (самих компьютеров и установленного программного обеспечения).

Системные требования

Для проведения курса необходим компьютерный класс с установленными на компьютерах пакетами Microsoft Office 2003 (крайне желательно с пакетами обновлений SP1 и SP2). Соответственно, системные требования к компьютерам, в основном, определяются минимальными требованиями пакета MS Office 2003 - они приведены в следующей таблице (в скобках - желаемые значения):


Компонент

Требования

Процессор

Intel Pentium 233-MHz (Pentium III или выше)

Память

128 Мб (256 Мб)

Жесткий диск

500 Мб + 500 Мб свободного пространства на диске для файлов пользователей

Приводы

CD-ROM или DVD

Монитор

Super VGA (800 на 600) или более высокое разрешение

Операционная система

Microsoft Windows® 2000 with Service Pack 3 (SP3) или Windows XP

Соединение с Интернетом

Модем или выделенная линия (не медленнее 33 Кб/с)

Другое

Желательно наличие звуковой карты и динамиков (или наушников) для воспроизведения

Сеть

Обязательно наличие сетевой карты

Подготовка класса

  1. Компьютер преподавателя должен быть подключен к проектору.

  2. В классе должна быть развернута локальная сеть (одноранговая или домен).

  3. Для обмена файлами между участниками тренинга необходимо создать на каждом компьютере общую папку с правами доступа «только чтение».

  4. К одному из компьютеров необходимо подключить принтер (желательно цветной) и установить на всех машинах его как сетевой по умолчанию.

Требования к программному обеспечению

Данный курс предусматривает обучение и использование следующих основных программных продуктов Microsoft Office XP:

  • Microsoft Excel - работа с числовой информацией в электронных таблицах;

  • Microsoft PowerPoint - создание презентаций;

Помимо компьютеров для лекций и итоговых занятий необходимо презентационное оборудование (мультимедийный проектор и экран).

5. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ

Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учениками выполняемых заданий;

  • публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);

  • итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса;

  • итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.

Курс оценивается, если ученик:

  • посетил не менее 65% занятий по этому курсу;

  • выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса: подготовил проект, выполнил творческую или исследовательскую работу

Оценивание освоения изучаемого материала осуществляется по трем уровням: базовый; прикладной; творческий (или углубленный). При желании обучающегося оформить достижения при изучении элективного курса в портфолио оформляется запись в зачетной книжке (листе) школьника в графе «Результат» с указанием темы и вида выполненной работы. Для учета достижений школьника при изучении элективного курса в рейтинге портфолио в графе «Оценка» указываются баллы от 1 до 3-х в соответствии с результатами школьника при изучении курса.(1-базовый, 2-прикладной, 3-творческий (или углубленный).

Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности после окончания курса и проверки зачетной работы с выставлением «зачтено» в журнале для занятий по элективным курсам.


6. РЕСУРСЫ. ЛИТЕРАТУРА

Основной

  1. Лавренов С. М. Excel: Сборник примеров и задач. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336 с.:

  2. Смирнова Е.Ю. "Техника финансовых вычислений на Excel" - СПб.: ОЦЭиМ, 2003 - 126 с.

  3. Коптева Н.В., Семенов С.П. Учебное пособие «Финансовая математика»


Дополнительный

  1. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. Изд 2-е, доп. - М.: Дело Лтд., 1995. 320 с.

  2. Капитоненко В.В. Финансовая математика и ее приложения: Учебн.- практ. пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 1998. - с. 144

  3. Кочович Е. Финансовая математика: Теория и практика финансово-банковских расчетов: Пер. с серб./Предисл. Е.М. Четыркина. - М.: Финансы и статистика, 1994. 268 с.

  4. Овчаренко Е.К., Ильина О.П., Балыбердин Е.В. Финансово-экономические расчеты в Excel. Изд 2-е, доп. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1998. - 184 с.

  5. Лукасевич И.Я.. Анализ операций с ценными бумагами с Microsoft Excel 5.0/7.0. - М.: 1997

  6. Лукасевич И.Я.. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 400 с.

  7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М., Финансы и статистика, 1995. 432 с.

  8. Едронова В.Н., Мезиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов: акции, облигации, векселя. М., Финансы и статистика, 1995. 272 с.

  9. О`Брайен Дж., Шривастава С. Финансовый анализ и торговля ценными бумагами. Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995.

  10. Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг. Курс лекций. - М., Финансы и статистика, 1998. - 360 с.

  11. Бергер Ф. Что Вам надо знать об анализе акций/ Пер. с нем. - М.: АОЗТ "Интерэксперт"; ЗАО "Финстатинформ", 1998. - 206 с.

  12. Рынок ценных бумаг: Учебник/Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 352 с.

  13. Вейсскопф Дж. Азбука EXCEL 97, М., Энтроп", "Век", К.,, 1997 г.

  14. Excel. Руководство пользователя

  15. Артемьев и др. Учебник в Интернет

  16. Симчера В.М., Едронова В.Н., Сафронова В.П. Практикум по финансовой и биржевой статистике: Уч. пособие, - М.: ВЗФЭИ, 1993.

  17. Симчера В.М. Методы актуарных вычислений: Уч. пособие. - М.: ВЗФЭИ, 1987.

  18. Симчера В.М., Шадиев Х.А. Основы коммерческих расчетов. - М.: Народная академия культуры и общественных ценностей, 1994.

  19. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. - М.: Дело; 1998. - 256 с.

  20. Беренс В., Хавронек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. Метод ЮНИДО. Инфра. - М.: 1995.

  21. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. - М.:Банки и биржа, 1997.

  22. Лукашин Ю.П. Финансовая математика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ, 1998. - 81 с.

  23. КОВАЛЕВ В.В. СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ФИНАНСОВОМУ АНАЛИЗУ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. - М.: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 1997. - 128 С.


© 2010-2022