- Преподавателю
- Информатика
- ТЕХНИКА ФИНАНСОВЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ и EXCEL
ТЕХНИКА ФИНАНСОВЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ и EXCEL
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Н.И. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
11
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ
«Техника финансовых вычислений на Excel» (34 часа)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
В двадцатом столетии в странах, развивавшихся по капиталистическому пути, возникли новые методы обоснования и принятия финансово-экономических решений, изменилась хозяйственная практика и расширилось многообразие договорных отношений.
Поэтому теперь, при возрождении в нашей стране практики рыночных отношений, финансовая математика как фундаментальная учебная дисциплина пользуется спросом и в средней школе, и на программе повышения квалификации, и при подготовке специалиста с высшим экономическим образованием.
Место программы в образовательном процессе:
Достижение основной цели современной школы, ориентированной на культивирование у школьников фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и организовывать собственную жизнедеятельность, быть её подлинным субъектом, требует формирования у обучающихся умений выделять, структурировать, преобразовывать, представлять информацию и применять её для решения возникающих задач. Но имеющаяся у значительной части школьников внутренняя мотивация слишком далека от теории алгоритмов, математических, информационных моделей, алгебры логики и др. Поэтому преломление основополагающих принципов информатики через призму офисных приложений позволяет учащимся трансформировать внутреннюю мотивацию к изучению информатики в устойчивый интерес к изучению фундаментальных основ информатики.
Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных приёмов работы с документами в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение IT-профессий, предусматривающих использование офисных технологий.
Изложение экономико-математической теории хозяйственного рынка занимает не один том академического издания. Данный курс, безусловно, не может полностью охватить этот предмет и задуман как, помогающий ему, во-первых, изучить основные формулы процентных расчетов и, во-вторых, научиться работать с ними в электронных таблицах. Полученные учениками знания по финансовой математике в дальнейшем являются основой для дальнейшего изучения ими дисциплин "Финансовый менеджмент", "Финансово-инвестиционный анализ", "Анализ рынка ценных бумаг", "Биржевое дело", "Страхование" и т.п.
В данном курсе, изложение фундаментальных понятий финансовой математики сопровождается системой компьютерных упражнений, выполнение которых позволит ученику закрепить теоретический материал и овладеть универсальными навыками организации табличных вычислений, на собственном опыте оценив преимущества современной техники решения финансово-экономических задач.
Общие требования к образованности учащихся
Для качественного обучения необходимо, чтобы учащиеся обладали базовыми знаниями по математике на уровне 9 класса, основными навыками работы в электронной таблице и в файловой системе Windows.
Также приветствуется умение учиться независимо от других, планировать и организовывать свою деятельность.
Концепция программы:
Основа курса - практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, смыслотворческого опыта учащихся. Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении учащимся возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Достижение этой цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции в рамках создания офисных документов.
Освоение методов (приёмов) и способов работы с электронными таблицами осуществляется в процессе разработки документов на близкие учащимся темы. Такой подход гарантирует подсознательную мотивацию и высокую результативность обучения.
Общепедагогическая направленность занятий - гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Знания, умения и способы создания электронных таблиц являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в электронном виде - необходимое условие подготовки современных школьников.
Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.
Планируемые результаты программы:
-
знают принципы и структуру файловой системы компьютера;
-
умеют создавать, сохранять, открывать, редактировать электронные таблицы;
-
знают основные формулы процентных расчетов;
-
умеют работать с финансовыми формулами в электронных таблицах;
-
умеют организовать коллективную работу над документом;
-
знают и умеют применять при создании электронных таблиц основные принципы формирования документов;
-
владеют способами работы с изученными программами;
-
видят общую модель документа, умеют рационально распланировать свою деятельность по его созданию и поддержке;
-
умеют оптимально настраивать среду для производства заданного типа работ;
-
умеют находить нужную информацию во встроенной справке прикладного пакета;
-
умеют найти, сохранить и систематизировать информацию с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
-
владеют приёмами организации и самоорганизации работы при создании документа;
-
имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при создании сложных документов;
-
имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного документа;
-
овладевают процедурой самооценки знаний и деятельности и корректируют дальнейшую деятельность по обработке электронных документов.
Цели курса:
-
получить целостное представление о финансово-экономических расчетах и о практическом применении этих методов при разработке и реализации финансовых решений;
-
формирование теоретических знаний и практических навыков финансово-экономических расчетов.
Задачи курса:
-
усвоить основные понятия, применяемые при работе с табличным процессором;
-
овладеть приёмами обработки числовой информации;
-
освоить технологии оформления числовой информации в табличном и графическом видах;
-
освоить технологии использования электронных таблиц для решения вычислительных и логических задач;
-
овладение основами математического аппарата современных методов количественного финансового анализа, необходимого для осуществления широкого спектра разнообразных финансово-экономических расчетов;
-
применение методов моделирования и прогнозирования финансовых процессов для принятия обоснованных управленческих решений;
-
освоение финансово-экономических расчетов на компьютере с использованием базовых моделей финансовых операций и выполнение прикладного количественного финансового анализа.
Иметь представление:
-
об использование компьютерной техники для финансово-экономических расчетов;
-
о практическом применении финансово-экономических расчетов в банках, финансовых отделах производственных и коммерческих организаций, в инвестиционных подразделениях страховых учреждений и пенсионных фондов и т.д.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Тема
Учебных часов
-
ФОРМАТИРОВАНИЕ
-
Общие сведения. Числовые форматы.
-
Денежный и финансовый форматы. Наследование формата. Пользовательские форматы. Символы форматирования.
-
Оформление таблиц.
-
Условное форматирование.
-
4
-
СТРОКИ. ДАТА И ВРЕМЯ
-
Применение функций электронных таблиц для обработки данных.
-
Текстовые функции. Операции над текстовыми строками.
-
Даты. Дополнительные функции для работы с датами.
-
Время в финансовых расчетах. Ось времени в диаграммах
-
4
-
ФИНАНСОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
-
Предмет, метод и задачи финансовой математики
-
Простые проценты.
-
Сложные проценты.
-
Рост стоимости вложений за счет присоединения процентов.
-
Учет инфляции в финансовых расчетах
-
Дисконтирование
-
Финансовые ренты
-
Кредит, погашение или амортизация долга
-
Финансовые расчеты по ценным бумагам. Акции. Облигации.
-
Графики биржевых цен.
-
16
-
Зачетные задания
6
-
Резерв времени
4
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ФОРМАТИРОВАНИЕ
Информационные процессы, характерные для деятельности современного офиса. Назначение, возможности, область применения офисных приложений MS Word, MS Excel и MS Access. Направления деятельности современного офиса, автоматизируемые с помощью этих приложений. Общие сведения. Числовые форматы. Денежный и финансовый форматы. Наследование формата. Пользовательские форматы. Символы форматирования. Оформление таблиц. Условное форматирование. Форматирование по значению. Области применения форматирования по значению. Форматирование ячеек в зависимости от условия. Сложный критерий форматирования.
СТРОКИ. ДАТА И ВРЕМЯ
Применение функций электронных таблиц для обработки данных. Текстовые функции. Операции над текстовыми строками. Даты. Дополнительные функции для работы с датами. Время в финансовых расчетах. Ось времени в диаграммах
ФИНАНСОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
Понятие финансовой математики и финансово-экономических расчетов как предмета статистического исследования. Роль финансово-экономических расчетов в обеспечении эффективности и оптимизации финансовой деятельности. Место финансовой математики в системе общественных наук. Проценты, процентные деньги и процентные ставки. Фактор времени в финансовых операциях.
Формула простых процентов. Использование простых процентов на практике. Понятие временной базы. Обыкновенные и точные проценты. Три варианта расчета простых процентов: точные проценты с точным числом дней ссуды; обыкновенные проценты с точным числом дней ссуды; обыкновенные проценты с приближенным числом дней ссуды. Постоянные и переменные значения процентных ставок. Наращение по переменным простым ставкам процентов. Определение срока ссуды и уровня процентной ставки. Использование процентных чисел в банковской практике.
Сущность начисления сложных процентов. Различие между простой и сложной процентной ставкой. Формула наращения по постоянной ставке сложных процентов. Множитель наращения и способы его определения. Начисление сложных процентов несколько раз в год. Номинальная и эффективная ставки процентов. Постоянные и переменные процентные ставки. Начисление по переменным ставкам сложных процентов. Начисление процентов с дробным числом лет: общий метод и смешанный метод. Непрерывное начисление процентов и сила роста. Определение срока ссуды и уровня ставки процентов.
Сущность инфляции и необходимость ее учета при проведении финансовой операции. Уровень инфляции и индекс инфляции. Определение реальной доходности вкладных и кредитных операций.
Сущность дисконтирования. Понятие дисконта. Приведенная сумма и коэффициент приведения. Виды дисконтирования: математическое дисконтирование и банковский учет. Формулы для определения суммы, получаемой при учете денежных обязательств.
Сущность потоков платежей и финансовых рент. Виды финансовых рент. Обобщающие характеристики финансовых потоков: наращенная сумма и современная величина потока платежей. Определение наращенной суммы обычной ренты. Коэффициенты наращения и способы его определения. Современная величина обычной ренты. Коэффициент приведения ренты и способы его определения. Определение параметров финансовых рент: члена ренты и срока ренты.
Кредитные расчеты. Методы погашения займа. Погашение долга единовременным платежом. Формирование погасительного фонда на основе постоянных срочных уплат и на основе неравных взносов. Погашение долга в рассрочку. Погашение долга равными срочными выплатами. Погашение долга равными суммами. Потребительский кредит и "правило 78". Льготный период. Грант-эмитент.
Различные виды ценных бумаг, в зависимости от формы представления капитала и способа выплаты дохода. Определение рыночной стоимости ценных бумаг. Рыночная норма дохода. Акции, источники дохода по акциям, дивиденды. Различные виды цен для акций. Привилегированные и обыкновенные акции. Понятие доходности акции. Расчет текущей стоимости акции. Виды цен для облигаций. Источники дохода по облигациям. Доходность по облигациям. Облигации без обязательного погашения (бессрочные) с периодической выплатой процентов; облигации без выплаты процентов (бескупонные); облигации с выплатой процентов и номинала в конце срока; облигации с периодической выплатой процентов и погашением номинала в конце срока.
ЗАЧЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ (6 Ч)
РЕЗЕРВ (2 ЧАСА).
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в упражнениях электронного практикума. Изучение нового материала носит ведущий характер. Основополагающие понятия курса должны интегрироваться в упражнения и задания электронного практикума. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной компетентности учащихся.
Использование ролевых игр в ходе проектной деятельности или в представлении ее результатов очень помогает учащимся в профессиональном самоопределении и в осознании личной ответственности за настоящую и будущую жизнь. Безусловно, учитель должен предоставить первичную информацию и некоторые указания для решения задачи, но сами ученики отвечают за поиск решения в рамках заданных учителем условий.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий - практикум. Каждая тема курса начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся. Тренинг завершается переходом на новый уровень обучения - выполнение учащимися комплексной творческой работы по созданию определённого образовательного продукта.
В ходе обучения школьникам могут периодически предлагаться непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут контрольные работы для проверки уровня освоения изученных способов действий. Кроме того, проводятся тестовые испытания для определения глубины знаний.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию офисных документов. Защита проектов создаёт благоприятные предпосылки для самостоятельной оценки проделанной работы.
Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме электронных таблиц.
Курс, имея собственную доминантную направленность, предполагает интеграцию с другими учебными предметами. Информационная составляющая этих предметов может использоваться школьниками в процессе создания электронных таблиц.
Состав учебно-методического комплекта
Программа курса включает электронный практикум, обеспечивающий программную поддержку курса; контрольные работы и экзаменационные билеты.
Электронный практикум содержит пошаговое описание выполнения практической работы, задания для самостоятельного выполнения, справочные материалы.
В качестве дополнительных источников информации для освоения материала курса рекомендуется использовать справочники, дополнительную литературу с описанием новых программных средств, а также раздел «Справка» в изучаемых компьютерных программах.
Для успешного проведения курса необходимо уделить достаточное внимание технической подготовке класса (самих компьютеров и установленного программного обеспечения).
Системные требования
Для проведения курса необходим компьютерный класс с установленными на компьютерах пакетами Microsoft Office 2003 (крайне желательно с пакетами обновлений SP1 и SP2). Соответственно, системные требования к компьютерам, в основном, определяются минимальными требованиями пакета MS Office 2003 - они приведены в следующей таблице (в скобках - желаемые значения):
Компонент
Требования
Процессор
Intel Pentium 233-MHz (Pentium III или выше)
Память
128 Мб (256 Мб)
Жесткий диск
500 Мб + 500 Мб свободного пространства на диске для файлов пользователей
Приводы
CD-ROM или DVD
Монитор
Super VGA (800 на 600) или более высокое разрешение
Операционная система
Microsoft Windows® 2000 with Service Pack 3 (SP3) или Windows XP
Соединение с Интернетом
Модем или выделенная линия (не медленнее 33 Кб/с)
Другое
Желательно наличие звуковой карты и динамиков (или наушников) для воспроизведения
Сеть
Обязательно наличие сетевой карты
Подготовка класса
-
Компьютер преподавателя должен быть подключен к проектору.
-
В классе должна быть развернута локальная сеть (одноранговая или домен).
-
Для обмена файлами между участниками тренинга необходимо создать на каждом компьютере общую папку с правами доступа «только чтение».
-
К одному из компьютеров необходимо подключить принтер (желательно цветной) и установить на всех машинах его как сетевой по умолчанию.
Требования к программному обеспечению
Данный курс предусматривает обучение и использование следующих основных программных продуктов Microsoft Office XP:
-
Microsoft Excel - работа с числовой информацией в электронных таблицах;
-
Microsoft PowerPoint - создание презентаций;
Помимо компьютеров для лекций и итоговых занятий необходимо презентационное оборудование (мультимедийный проектор и экран).
5. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:
-
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
-
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учениками выполняемых заданий;
-
публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
-
итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса;
-
итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.
Курс оценивается, если ученик:
-
посетил не менее 65% занятий по этому курсу;
-
выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса: подготовил проект, выполнил творческую или исследовательскую работу
Оценивание освоения изучаемого материала осуществляется по трем уровням: базовый; прикладной; творческий (или углубленный). При желании обучающегося оформить достижения при изучении элективного курса в портфолио оформляется запись в зачетной книжке (листе) школьника в графе «Результат» с указанием темы и вида выполненной работы. Для учета достижений школьника при изучении элективного курса в рейтинге портфолио в графе «Оценка» указываются баллы от 1 до 3-х в соответствии с результатами школьника при изучении курса.(1-базовый, 2-прикладной, 3-творческий (или углубленный).
Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности после окончания курса и проверки зачетной работы с выставлением «зачтено» в журнале для занятий по элективным курсам.
6. РЕСУРСЫ. ЛИТЕРАТУРА
Основной
-
Лавренов С. М. Excel: Сборник примеров и задач. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336 с.:
-
Смирнова Е.Ю. "Техника финансовых вычислений на Excel" - СПб.: ОЦЭиМ, 2003 - 126 с.
-
Коптева Н.В., Семенов С.П. Учебное пособие «Финансовая математика»
Дополнительный
-
Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. Изд 2-е, доп. - М.: Дело Лтд., 1995. 320 с.
-
Капитоненко В.В. Финансовая математика и ее приложения: Учебн.- практ. пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 1998. - с. 144
-
Кочович Е. Финансовая математика: Теория и практика финансово-банковских расчетов: Пер. с серб./Предисл. Е.М. Четыркина. - М.: Финансы и статистика, 1994. 268 с.
-
Овчаренко Е.К., Ильина О.П., Балыбердин Е.В. Финансово-экономические расчеты в Excel. Изд 2-е, доп. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1998. - 184 с.
-
Лукасевич И.Я.. Анализ операций с ценными бумагами с Microsoft Excel 5.0/7.0. - М.: 1997
-
Лукасевич И.Я.. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 400 с.
-
Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М., Финансы и статистика, 1995. 432 с.
-
Едронова В.Н., Мезиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов: акции, облигации, векселя. М., Финансы и статистика, 1995. 272 с.
-
О`Брайен Дж., Шривастава С. Финансовый анализ и торговля ценными бумагами. Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995.
-
Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг. Курс лекций. - М., Финансы и статистика, 1998. - 360 с.
-
Бергер Ф. Что Вам надо знать об анализе акций/ Пер. с нем. - М.: АОЗТ "Интерэксперт"; ЗАО "Финстатинформ", 1998. - 206 с.
-
Рынок ценных бумаг: Учебник/Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 352 с.
-
Вейсскопф Дж. Азбука EXCEL 97, М., Энтроп", "Век", К.,, 1997 г.
-
Excel. Руководство пользователя
-
Артемьев и др. Учебник в Интернет
-
Симчера В.М., Едронова В.Н., Сафронова В.П. Практикум по финансовой и биржевой статистике: Уч. пособие, - М.: ВЗФЭИ, 1993.
-
Симчера В.М. Методы актуарных вычислений: Уч. пособие. - М.: ВЗФЭИ, 1987.
-
Симчера В.М., Шадиев Х.А. Основы коммерческих расчетов. - М.: Народная академия культуры и общественных ценностей, 1994.
-
Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. - М.: Дело; 1998. - 256 с.
-
Беренс В., Хавронек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. Метод ЮНИДО. Инфра. - М.: 1995.
-
Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. - М.:Банки и биржа, 1997.
-
Лукашин Ю.П. Финансовая математика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ, 1998. - 81 с.
-
КОВАЛЕВ В.В. СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ФИНАНСОВОМУ АНАЛИЗУ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. - М.: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 1997. - 128 С.