Урок информатики на тему: «Текстовая информация»

Урок расширяет представление учащихся о форме представления информации в виде текста и развивает понятие «текстовая информация» на основе анализа примеров. На уроке у учащихся развивается информационная культура, коммуникативные умения – правильное составление устных и письменных сообщений. Рассматриваются ключевые понятия: форма представления информации, текстовая информация, компьютер, текст, рисунки, носители информации. Тип урока: комбинированный с элементами обобщения и новыми знаниями.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок информатики

Учебник: Н.В.Матвеева, Е.Н.Челан и другие

Класс: 2

Программа: 1-4 УМК «Гармония»

Тема: « Текстовая информация»

Цели: 1. Расширить представления учащихся о форме представления информации в

виде текста и развить понятие «текстовая информация» на основе анализа

примеров;

2. Учить различать виды представления информации и правильно называть

их.

Задачи: 1. Развитие информационной культуры учащегося;

2. Развитие коммуникативных умений - правильного составления устных

и письменных сообщений.

Ход урока

Открыта презентация

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается … (урок)

  1. Мотивация учебной деятельности с итоговым повторением

Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей, мы должны настроиться и показать все свои знания которые приобрели. И конечно самим получить новые знания.

План урока перед вами на доске.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Повторение с элементами обобщения.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление нового материала.

  5. Компьютерный практикум. Практическая работа.

  6. Выполнение заданий в РТ.

  7. Подведение итогов.

  8. Комментарии к домашнему заданию.

И первое - это проверка домашнего задания. Проходим каждый за свой компьютер и выполняем тест (4 минуты). (Если группа большая раздается тест на бумажном носителе)

Учитель: Молодцы, мы видим результаты… .

- А теперь давайте вспомним с помощью чего человек воспринимает информацию? Учащиеся: органов чувств

Учитель: Каких?

Учащиеся: глаза, нос, язык, уши, кожа.

Учитель: Давайте вспомним, с какими видами представления информации вы сталкиваетесь в своей жизни.

- Я показываю картинку, а вы называете вид информации по восприятию человека.

Светофор - …

Рупор - …

- А вот в виде чего мы можем оформить полученную информацию и как она будет называться мы узнаем сегодня и остановимся на одной.

Прослушивание. Виды информации.

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Текстовая информация»

Какую цель поставим перед собой?

Познакомиться с текстовой информацией, узнать, зачем она нужна и научиться с ней работать.

  1. Объяснение нового материала

Учитель: Ребята, а какой у нас приближается праздник?

(Новый год)

Учитель: Вы все хотите поздравить своих близких?

- А как вы это можете сделать, если они живут в другом городе?

Учащиеся: письмо, открытка

Учитель: А если пишите письмо или поздравление на открытке, то что составляете?

Учащиеся: 1) Текст;

2) Предложения, которые связаны между собой по смыслу и образуют

текст.

Учитель: А кто может воспользоваться вашим текстом? И получить из него информацию?

Учащиеся: Тот кто умеет читать.

Учитель: Конечно, сам по себе текст - это ещё не информация, но человек может получить информацию из текста, если он умеет читать.

- Ребята, а как же древние люди оставляли сообщения?

Учащиеся: делали рисунки

Вывод: Значит текст - это описание чего-нибудь не только с помощью букв, но и с помощью картинок?

Учащиеся: Да

Учитель: Конечно, первые тексты были в виде рисунков. В некоторых странах, наряду с рисуночным письмом, использовались иероглифы, которые обозначали слоги, слова и даже несколько слов.

- Рисуночные тексты может интерпретировать только человек.

- Как вы понимаете, что означает интерпретировать?

- А где можете узнать?

Учащиеся: У учителя, в толковый словаре, электронном словаре, интернет и т.п.

Учитель: Интерпретировать - значит понимать смысл рисунков и описывать их словами разговорного языка.

- А сейчас поиграем в игру: «Рисуночное письмо»

- У нас сегодня ещё одна гостья. Это девочка из далекого прошлого. Зовут её - Таффи. Она написала письмо своей маме. А вам нужно попробовать разгадать смысл этого письма.

- Для этого разделимся на группы. Посоветуйтесь, запишите, о чём хотела сказать девочка своей маме. И, кто готов поднимите руки. (Ответы)

- Если вы хотите точно узнать о чем написала Таффи, то прочтите сказку Джозефа Киплинга «Как было написано первое письмо».

- Ребята, когда вы описывали рисуночное письмо, все группы использовали одинаковые слова?

Учащиеся: нет

Вывод: Значит, описания выполненные разными людьми будут различаться.

Учитель: Но каждая группа описания рисуночного письма представила в виде чего…?

Учащиеся: текста.

Учитель: И когда нам зачитывали текст, то мы слушали текстовую информацию. Значит текстовая информация - это информация представленная в виде текста.

- Но ведь текст - это тоже закодированное письмо, только с помощью алфавитного письма (букв).

Физ.минутка


  1. Закрепление

Учитель: Ребята, а где вы в жизни встречались с текстовой информацией? (Ответы учащихся)

- Наши знакомые Миша и Маша отправились в магазин. На прилавке магазина Маша увидела коробку конфет на которой было написано «Мишка на севере». Маша решила показать Мише, что она знает - какие виды информации бывают, и гордо сказала: «Смотри, Миша, на коробке написано: «Мишка на севере» - это вкусная информация. Миша улыбнулся и сказал, что это не вкусная информация, а текстовая информация.

- Кто прав Миша или Маша? (ответы)

Учитель: Конечно, название конфет это текст. Значит - это одна из форм представления информации.

- А вот конфеты вкусные. Если мы положим конфету в рот, то с помощью нашего органа чувств мы получим информацию. Назовите орган и какую информацию вы получите?

Учащиеся: язык, вкусовую информацию

Учитель: Ребята, а на чём современные люди могут отразить свои события, факты, явления?

Учащиеся: запись на бумаге, дискете, лазерных дисках

Учитель: Мы с вами выяснили, что смысл рисунков может понять каждый человек, а как вы думаете, наши потомки поймут то, что мы им оставили на дискетах и лазерных дисках? Почему? Что для этого нужно?

Учащиеся: нужен компьютер

Учитель: Конечно, ещё в двадцатом веке был создан компьютер, который используется человеком для хранения текстов и работы с ними.

- А как же человек может общаться с компьютером, если люди общаются между собой на каком языке?

Учащиеся: естественном

Учитель: А с компьютером?

Учащиеся: искусственном, формальном

Учитель: Ребята, а как можно изменить текст?

Учащиеся: На бумаге - ручкой, если текст сохранен на компьютере - с помощью команд, которые вводим на клавиатуре.

  1. Компьютерный практикум. Практическая работа.

Учитель: Каждой группе нужно восстановить текст.

1группа. Текст - это описание предметов и явлений с помощью букв, иероглифов, картинок. Текстовая информация - это информация, представленная в виде текста.

2группа. Современные люди обычно создают тексты на бумаге.

3группа. Человек может хранить тексты и работать с ними с помощью компьютера.

Учитель: Ваши восстановленные тексты мы проверим чуть позже.

  1. Выполнение заданий в Р.Т.

  2. Подведение итогов.

Подводя итоги, мы проверим ваши восстановленные тексты. (Просмотр восстановленных текстов по локальной сети)

  1. Комментарии к домашнему заданию

- А задание, ребята, будет совместно с русским языком. Завтра, ваш учитель будет вам объяснять как составить текст-поздравление, а вы его должны будете сохранить в электронном виде.

9. Оценки

10. Домашнее задание

Параграф 14, составить текст-поздравление.

- Я буду рада, если вы узнаете, что написала Таффи своей маме.



© 2010-2022