Рабочая программа по информатике 6 класс Босова Л. Л

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Аннотация к рабочей программе по информатике и ИКТ 6 класса на 2014-2015 уч. г.

Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ 6 класса составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой для 5-7 классов. Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, учебному плану образовательного учреждения и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 6 классе рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Целью изучения курса информатики и ИКТ 6 класса является : формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития; усиление культурологической составляющей школьного образования; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса: «Компьютер и информация», «Человек и информация», «Элементы алгоритмизации», Последовательность расположения тем курса информатики и ИКТ 6 класса обеспечивает своевременную подготовку учащихся к дальнейшему изучению информатики и ИКТ.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: практические работы, тестирование, контрольные работы.

Реализация программы осуществляется при использовании учебно-методического комплекса Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Преемственность предмета информатики и ИКТ с предыдущими годами обучения просматривается во всех темах курса.

Предметными результатами изучения предмета «информатика и ИКТ 6 класс» являются следующие умения:

  • различать виды информации по способам ее восприятия;

• приводить примеры обработки информации на компьютере;

• определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека

• создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению

• запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,

• сохранять документы

• приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;

• выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word

• переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием

калькулятора

• редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи

• создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу

• создавать нумерованные списки

• переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.





Рабочая программа по информатике 6 класс Босова Л.Л.




Структура.

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание рабочей программы.

  3. Практические занятия по предмету. Контроль уровня обученности.

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  5. Календарно- тематическое планирование.

  6. Критерии и нормы оценок, знаний, умений и навыков обучающихся.

  7. Контрольно-измерительные материалы.

  8. Источники информации.

  9. Средства обучения и воспитания.

Пояснительная записка

Статус документа.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

  2. Примерная программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

  3. Авторская программа Л.Л. Босовой для 5-7 классов. Издательство БИНОМ, 2011г.

  4. Учебный план МБОУ Коммунаровской СОШ №2 на 2014 - 2015 уч. год (приказ №96 от 27.08.2014 г.).

  5. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), (Приказ №141 от 02.09.2013 г по МБОУ Коммунаровской СОШ № 2)

Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и учебный плану МБОУ Коммунаровской СОШ №2 на 2014 - 2015 уч. год.

Является предметом компонента образовательного учреждения, на реализацию которого отводится 35 недельных часов.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Педагогические функции курса информатики, как и любой образовательной области, а также отражающего ее школьного учебного предмета, определяются вкладом образовательной области в решение основных задач общего образования:

• формирование основ современного научного мировоззрения;

• развитие мышления;

• подготовка школьников к практической деятельности, труду и продолжению образования.

В соответствии с этим содержание базового курса информатики, предусмотренное государственными стандартами образования, сочетает в себе три основных направления, отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательный значимости: мировоззренческий, алгоритмический и пользовательский. Очевидно, что педагогические функции курса информатики реализуются не сами по себе, а в специально организованных условиях обучения информатике. Обучение информатике, реализующее перечисленные выше цели, должно выполнять ряд функций.

1. Образовательная функция заключается в организации процесса обучения, способствующем становлению человека как субъекта активности, овладению школьниками системой знаний, дающей представление о предмете информатики, ее методах и приложениях.

2. Развивающая функция заключается в формировании у учащихся познавательных психических процессов и свойств личности: внимания, памяти, мышления, познавательной активности и самостоятельности, способностей.

3. Воспитательная функция. Суть этой функции заключается в приобщении учащихся к ценностям постижения, действования и переживания (В.А. Петровский). Последнее соотносится с формированием мировоззрения, мышления, представлением об информатике как части общечеловеческой культуры, пониманием характера отражения информатикой окружающего мира.

4. Профориентационная функция. В условиях реализации концепции профильного обучения эта функция становится одной из ведущих. Уже на базовом этапе в рамках предпрофильной подготовки курс информатики должен давать учащимся сведения о профессиях, связанных с ЭВМ и информатикой, с различными приложениями изучаемых в школе дисциплин, опирающимися на использование ЭВМ. Важен и «бытовой» аспект - готовность молодых людей к грамотному использованию компьютерной техники и других средств информационных и коммуникационных технологий в быту и в повседневной жизни.

Цели курса:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Задачи курса:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Общая характеристика учебного курса. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место предмета в учебном плане.

«Информатика и ИКТ» в федеральном базисном учебном плане III-IV классы - учебный модуль предмета «Технология», VIII-IX классы - самостоятельный учебный предмет (105 часов за два года обучения), X-XI классы - базовый (70 часов). В МБОУ Коммунаровской СОШ №2 в 5-7 классах 1 час в неделю отдан на изучение предмета «Информатика и ИКТ» для обеспечения всеобщей компьютерной грамотности обучающихся.

Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.

Планирование осуществляется по учебнику Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» 6 класс.

Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 6 классе в объеме 35 часов, как и рекомендовано по программе Л.Л. Босовой. Хронология изучения тем по программе Л.Л. Босовой не нарушена. В основе планирования выбрана, т.н. последовательная модель изложения материала. Программа за прошлый год пройдена в полнм объеме.

6 класс является общеобразовательным. Рабочая программа ориентирована на освоение обязательного минимума образования по информатике и ИКТ, позволяет работать без перегрузок с детьми разного уровня. По итогам 2013-2014 учебного года: уровень обученности 5 класса 95%.

Для слабоуспевающих учащихся в течение учебного года проводятся обязательные дополнительные индивидуальные занятия. Контроль знаний проводится дифференцированно. В самостоятельные и контрольные работы включены задания обязательного уровня.

Интегрированные уроки: Построение диаграмм (информатика - математика). Компьютер- универсальная машина для работы с информацией. (информатика - история)

Реализация особенностей компонента регионального содержания образования происходит фрагментально, до 10% от общего количества времени, отведенного на изучение материала учебного курса как вкрапление в предмет. В 6 классе национальный и региональный компоненты включены при проведение практических работ: Размещает текст и графику в таблице. Строим диаграммы

Согласно федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014 -2015 учебный год (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253), класс занимается по учебнику для 6 класса «Информатика и ИКТ», автора Л.Л.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. Учебниками обеспечены все учащиеся






















№ п/п

Название темы

Содержание темы

Количество часов

авторская (примерная)

программа

рабочая (авторизированная) программа

1

Компьютер и информация

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.

12

12

2

Человек и информация

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения

13

13

3

Элементы алгоритмизации

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

9

9


повторение

1

1



Итого

35

35



Содержание рабочей программы



Практические занятия по предмету. Контроль уровня обученности.


Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценит знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершению года обучения. В качестве одной из основных форм контроля выбрано тестирование.

В 6 классе 4 контрольные работы, 17 практических.

Название темы

Вид практического занятия, контроля

Кол-во

Источник контрольно- измерительного материала с полным библиографическим описанием, указанием страницы

1

Компьютер и информация

Практическая контрольная работа №1 «Создание документов в текстовом процессоре Word»

1

Набор ЦОР на диске «Информатика 5-7» автрор Л.Л. Босова, издательство БИНОМ Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc

Контрольная работа №2

Набор ЦОР на диске «Информатика 5-7» автрор Л.Л. Босова, издательство БИНОМ Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc;

Практическая работа №1

«Работа с файлами и папками»

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 127

Практическая работа №2

«Ввод, редактирование и форматирование текста»

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 128

Практическая работа №3

«Редактирование и форматирование текста. Создание надписей»

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 132

Практическая работа №4

«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 135

Практическая работа №5

«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки»

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 137

2

Человек и информация

Контрольная работа №3

1

Набор ЦОР на диске «Информатика 5-7» автрор Л.Л. Босова, издательство БИНОМ Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

Практическая работа №6 «Создаем таблицы»

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 139

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблицу»

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 144

Практическая работа №8 «Строим диаграммы»

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 146

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint»

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 150

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 156

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word ».

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 163

3

Элементы алгоритмизации

Контрольная работа №4

1

Набор ЦОР на диске «Информатика 5-7» автрор Л.Л. Босова, издательство БИНОМ

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 170

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 170

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 171

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

1

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 173

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками».

Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 174

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».


Информатика и ИКТ. 6 класс./ Л.Л. Босова.- 2-е изд. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012 стр 175


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения учащиеся должны знать/понимать/уметь:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

  • требования к организации компьютерного рабочего места

  • виды прикладных программ, основные операции с файлами.

  • виды систем счисления

  • виды объектов текстовой информации

  • алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот

  • связь между единицами измерения информации.

  • различать виды информации по способам ее восприятия;

  • приводить примеры обработки информации на компьютере;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека

  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению

  • запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,

  • сохранять документы

  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;

  • выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word

  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием

калькулятора

  • редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи

  • создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу

  • создавать нумерованные списки

  • переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.

  • достоинства и недостатки представления информации в виде текста

  • способы познания человеком мира через органы чувств

  • логические приемы оперирования с понятием

  • отличия текстового редактора и процессора

  • основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом

  • возможности графического редактора Paint

  • виды определений, требования к построению родовидового определения.

  • требования к классификации, признаки классификации

  • виды суждений

  • правила получения умозаключений

  • создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках

  • создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы

  • получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов

  • создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов

  • различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы

  • устанавливать логические отношения

  • делать рисунки, используя основные инструменты и палитру

  • классифицировать понятия по определенному признаку

  • создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора

  • встраивать в текст графические объекты из коллекции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,

  • различать необходимые и достаточные условия,

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

  • пошаговое исполнение алгоритма

  • способы описания алгоритмов,

  • понятие блок-схемы, обозначения блоков

  • правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков

  • правила записи разветвленного алгоритма

  • понятие цикла, его разновидности

  • записывать алгоритм известными способами

  • составлять линейные алгоритмы

  • записывать алгоритмы различными способами

  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм

  • составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами

  • создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы

  • составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы

  • выполнять основные операции с файлами и папками.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры,

иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п



ТЕМА





Дата проведения

Вид контроля





ПР


Средства обучения, оборудование





Повторение









По плану

Фактич

1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов



5.09



Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»;

презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники».

Информатика, иннфрмация


2

Файлы и папки.

ПР № 1

«Работа с файлами и

папками»


12.09



Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки»

Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы,

файл, основные

операции с файлами


3

Информация в памяти компьютера. Системы

счисления.


19.09


Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc

Текстовый редактор БЛОКНОТ


4

Двоичное кодирование числовой информации


26.09



Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1)

Виды систем счисления


5

Перевод двоичных

чисел в десятичную

систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор


3.10



Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1)

Понятие системы счисления,


6

Тексты в памяти компьютера.


ПР №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста»



10.10



Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2)

Кодирование текстовой информации.


ПР

7

Кодирование текстовой информации.

ПР № 3 «Редактирование и форматирование текста. Создание над-

писей»


17.10



Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2); файл Заготовка.doc

Элементы текста и

способы их форматирования

ПР

8

Практическая контрольная работа Создание документов

в текстовом процессоре Word..


24.10


КР

Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc


КПР








9

Растровое кодирование графической информации ПР №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»


31.10



Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец.bmp

Виды информации и способы их кодирования

ПР

10

Векторное кодирование графической ин-

формации.

ПР №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки»


14.11



Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

Виды информации и способы их кодирования

ПР

11

Единицы измерения информации.

ПР № 5

«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки».



21.11


Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

Носители информации, единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Списки как способ

оформления текста

ПР

12

Контрольная работа по теме Компьютер и информация


28.11




КР

Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc;

Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc



13

Информация и знания.

ПР № 6 «Создание

таблиц»


5.12


Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

Понятие информации как знания, правила, факты.



14

Чувственное познание Окружающего мира.

ПР № 6 «Создание таблиц» (задания 3-4)


12.12




Формы получения

знаний


15

Понятие как форма мышления.

ПР № 7 «Таблицы. Размещение текста и графики»


19.12



Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc

Наглядные формы

представления информации: рисунки,

схемы, диаграммы и


16

Как образуются понятия?

ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 1-2)


26.12



Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc

Текст,

графика в текстовом

процессоре


17

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа


16.01


ПКР

Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

Анализ, синтез,

сравнение, абстрагирование и обобщение.


18

Содержание и объем понятия.

ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задание 3) (интегрир матем)


23.01


Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

понятие


19

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

ПР № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 4-5)


30.01



Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1); файл Головоломка.bmp


Объем и содержание понятия.

Единичные и общие

понятия



20

Отношения соподчинения, противоречия

и противоположности. ПР № 9 «Графический

редактор Paint»

(задания 1-2)


6.02



Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы: Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp


Отношение тождества, пересечения и

подчинения. Круги Эйлера-Венна Текстовые редакторы и их назначение и возможности


21

Определение понятия. ПР № 9 «Графический редактор Paint»

(задания 3-6)


13.02



Презентация «Понятие»

Текстовые редакторы и их назначение и возможности


22

Классификация.

ПР № 9

«Графический редактор Paint» (задания 7- 8)


20.02




Виды классификаций


22

Суждение как форма мышления.

ПР № 1 0 «Графические возможности текстового процессора Word» (задания 1-2)


27.02



Презентация «Суждение»; файл Домик.doc

Текстовые редакторы


23

Умозаключение как форма мышления.

ПР № 10 «Графические возможности текстового процессора Word» (задания 3-4)


6.03



Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc

Текстовый процессор Word










25

Контрольная работа по теме «Человек и информация»


13.03


КР

файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc


26


Что такое алгоритм. Практическая работа № 11 «Рисунок на свободную тему»


20.03



Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml;



27

Исполнители вокруг нас. Логическая игра


3.04



Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)

Алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов

28

Формы записи алгоритмов. Практическая контрольная работа



10.04


ПКР

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2);

файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

алгоритм

29

Линейные алгоритмы.

ПР 12 «Линейная презентация «Часы»»



17.04



Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1): образец выполнения задания - файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

Блок-схема

30

Линейные алгоритмы. ПР №13 «Времена года»


24.04



Плакат «Алгоритмы и исполнители»;

Линейный алгоритм

31

Алгоритмы с ветвлениями.

ПР № 14 «Циклическая презентация «Скакалочка»».


2.05



презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения задания - файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt

Алгоритм

32

Алгоритмы с ветвлениями

ПР №15 «Работа с файлами и папками»



8.05



Плакат «Алгоритмы и исполнители»;

Исполнитель алгоритма








33

Циклические алгоритмы.

ПР №17 «Знакомство со средой программирования»


15.05



Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения задания - файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt


34

Циклические алгоритмы.

ПР №18 «Исполнитель»


22.05




Теоретический материал по теме Алгоритмы и исполнители

35

Контрольная работа по теме «Алгоритмизация»


29.05


КР

Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml;

файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по информатике и ИКТ.


1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.


Контрольно - измерительные материалы


Для контроля за уровнем обученности используются: Набор ЦОР на диске «Информатика 5-7» автрор Л.Л. Босова, издательство БИНОМ

Источники информации

Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Дополнительная литература для учителя:


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  5. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с. (Игровые методы обучения)

  6. Увлекательная информатика 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры/авт.-сост. Н.А. Владимирова. - Волгоград: учитель, 201 -141 с.

  7. Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях 2-11 классы,нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические. Кроссворды, из истории информатики/Авт. ГераськинИ.Ю., Тур С.Н. - М.: Планета 2011. - 176 с.

  8. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/).

  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Литература для учащихся:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА: Информ-пресс 2002. - 592с.

  3. Специальная информатика : Учебное пособие/ С.В. Симонович, Г.А.сееев, А.Г. Алексеев. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, Информком - Пресс, 2002 - 480 с.

Средства обучения и воспитания

  1. Учебник

  2. Компьютер (Операционная система Windows XP, Windows 7, Alt Linux.. Пакет офисных приложений MS Office 2007, OpenOffice.)

  3. Мультимедийный проектор

  4. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Сканер

  6. Принтер

  7. Интернет

  8. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)































































© 2010-2022