Рабоча программа внеурочной деятельности Занимательная информатика 4 класс

      Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента универсальных учебных действий. Цели изучения информатики в начальной школе:...
Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Криворожская средняя общеобразовательная школа


ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом школы Приказ от 25.08.2014 г. №163

Протокол от 25.08.2014 г № 1. Директор школы

Председатель педагогического совета ____________ Л. В. Зоренко

____________ Л. В. Зоренко






Рабочая программа


внеурочной деятельности по курсу

«Занимательная информатика»

в 4 классе

на 2014-2015 учебный год


(ФГОС начального общего образования)







Составитель: Безручко Татьяна Васильевна,

учитель I квалификационной категории

с. Криворожье

2014 г

Пояснительная записка

Основная цель курса информатики в начальной школе - это как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента универсальных учебных действий.

Цели изучения информатики в начальной школе:

  • освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

  • овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Программа внеурочной деятельности в 4 классе "Занимательная информатика" представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

  • системность;

  • гуманизация;

  • междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

  • дополнительная мотивация через игру.

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии "не навреди". На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 15-17 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

На изучение курса отведено 35 часов (1 час в неделю). Программа составлена на 34 часа.

Примерная структура занятия


  1. Организационный момент (1-2 мин)

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (4-6 мин)

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (8-10 мин)

  4. Физкультминутка (1 мин)

  5. Работа за компьютером (10-12 мин)

  6. Релаксация (2 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин)

По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.

Основные цели и задачи курса


  • Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;

  • Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;

  • Формирование алгоритмического подхода к решению задач;

  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;

  • Пропедевтика таких понятий, как множества;

  • Формирование навыков работы с различными исполнителями;

  • Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.

Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с

  1. обучением:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»

  • познакомить школьников с основными свойствами информации

  • научить их приемам организации информации

  • формирование универсальных учебных действий

  • приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией

  • формирование умения применять теоретические знания на практике

  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности

  • абстрактного и логического мышления

  • творческого и рационального подхода к решению задач;

3) воспитанием

  • настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

  • умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога

  • бережного отношения к школьному имуществу,

  • навыков здорового образа жизни.

III год обучения.

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

  • знать правила поведения в компьютерном классе и уметь рассказывать по картинкам;

  • знать назначение основных устройств компьютера и основные области применения компьютеров;

  • знать гимнастику для рук;

  • знать смысл понятия «информационный носитель»;

  • знать способы хранения информации и способы организации хранения информации;

  • знать смысл понятия «пиктограмма»;

  • уметь открывать и закрывать компьютерные программы;

  • уметь играть в компьютерные обучающие игры;

  • знать формы получения информации;

  • знать источники получения и передачи информации;

  • знать о словах-кванторах;

  • знать отношение между множествами и уметь объединять их;

  • знать виды моделей и уметь моделировать фигуры из частей;

  • знать свойства и виды алгоритмов;

  • знать, что такое координаты;

  • уметь составлять разветвлённый алгоритм.


Содержание курса


III год обучения


  1. Правила поведения в кабинете информатики (1 ч).

Теория: Введение в курс. Техника безопасности при работе с компьютером.

Практика: Организация рабочего места. Игра « Выбирай».


  1. Клавиатура. Работа на клавиатуре (3 ч).

Теория: Правила работы с клавиатурой.

Практика: Работа на тренажёре. Набор текстов.


  1. История развития компьютерной техники (2 ч).

Теория: История счёта. Вычислительные машины. ЭВМ. Появление компьютеров.

Практика: Решение простых арифметических задач на счётах, с калькулятором.


  1. Компьютер в жизни общества (1 ч).

Теория: Использование компьютеров в экономике, быту.

Практика: Экскурсия по школе, в типографию.


  1. Принтеры, сканеры, цифровые фото - и видеокамеры (2 ч).

Теория: Виды принтеров. Сканеры. Цифровые фото - и видеокамеры.

Практика: Работа с принтером.


  1. Работа с компьютерными программами (1 ч).

Теория: Виды компьютерных программ.

Практика: Ярлыки программ на рабочем столе. Поиск данной программы.


  1. Обучающие и игровые программы (2 ч).

Теория: Виды программ. Обучающие и игровые программы.

Практика: Обучающие и игровые программы.


  1. Антивирусные программы (1 ч).

Теория: Вирусы. Антивирусные программы. Защита программ и данных.

Практика: Работа с антивирусной программой.

  1. Просмотр web - страниц (4 ч).

Теория: Сеть Интернет, web - страница, её составляющие, гиперссылка. Последовательность работы с гиперссылкой.

Практика: Работа в Интернете. Просмотр web - страниц.


  1. Электронная почта (3 ч).

Теория: Из истории почты. Электронная почта, электронные письма.

Практика: Открытие электронного ящика. Создание и отправка электронных писем.


  1. Информационные процессы (1 ч).

Теория: Процесс получения информации. Создание, передача, принятие, обработка информации.

Практика: Решение информационных задач.


  1. Передача информации (1 ч).

Теория: Процесс передачи информации. Сигналы передачи информации. Группы сигналов.

Практика: Создание сигналов передачи информации.


  1. Кодирование как способ обработки информации (2 ч).

Теория: Кодирование. Ключ. Расшифровка информации.

Практика: Игра «Мистер Холмс», «Морской алфавит», «Инопланетное сообщение», «Цифровой код».


  1. Суждения и логические операции (1 ч)

Теория: Истинные и ложные суждения. Простые и сложные суждения.

Практика: Игры на логику.


  1. Операции над множествами (2 ч).

Теория: Отношение подмножества. Пересечение множеств. Объединение множеств.

Практика: Составление и решение задач с множествами.


  1. Информационное моделирование (1 ч).

Теория: Виды моделирования.

Практика: Игры «Описание птицы», «Описание растения», «Описание предмета». Загадки.


  1. Решение задач с использованием компьютеров (1 ч).

Теория: Этапы решения задач.

Практика: Компьютерные игры, задачи.


  1. Типы алгоритмов. Циклический алгоритм (2 ч).

Теория: Алгоритм. Три типа алгоритма, цикл в алгоритме.

Практика: Решение циклических алгоритмов.


  1. Составление циклических алгоритмов (2 ч).

Теория: Типы алгоритмов.

Практика: Игра «Транспортёр». Компьютерные игры, задачи.

20. Повторение изученного материала по теме «Компьютер и его основные устройства» (2 ч).


































В результате обучения учащиеся должны:


  • знать правила поведения в компьютерном классе и уметь рассказывать их по картинкам;

  • знать основные устройства компьютера;

  • уметь работать с дисками и другими носителями информации;

  • уметь управлять компьютерной мышью;

  • уметь работать с клавиатурой;

  • знать назначение основных клавиш клавиатуры;

  • уметь определять тип файла, создавать папки, осуществлять действия с файлами и папками;

  • уметь запускать программы, открывать файлы, осуществлять выход из них различными способами;

  • уметь конструировать фигуры по образцу;

  • знать различные виды информации и ориентироваться в них;

  • знать принцип хранения информации на компьютере;

  • уметь определять истинность и ложность высказываний;

  • уметь решать логические задачи;

  • уметь складывать мозаики, головоломки;

  • уметь выделять признак, обобщать и систематизировать предметы по признакам;

  • уметь определять отношения между множествами, составлять множества из соответствующих элементов;

  • знать виды информационных моделей;

  • знать, что такое алгоритм, его свойства и способы представления алгоритмов.


Формирование

универсальных учебных действий


На конец 3 года обучения можно выделить основные направления работы учителя по формированию универсальных учебных действий.

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные


Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • сбор информации;

  • обработка информации (с помощью ИКТ);

  • анализ информации;

  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

  • синтез;

  • сравнение;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление аналогий;

  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение выполнять учебные действия в устной форме;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;


Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.






























Календарно-тематическое планирование материала



Наименование тем

Общее количество часов

Сроки изучения

по

плану

факти-чески

1.

Правила поведения в кабинете информатики. Повторение.

1

02.09


2-4.

Клавиатура. Работа на клавиатуре.

3

09.09

16.09

23.09


5-6.

История развития компьютерной техники.

2

30.10

07.10


7.

Компьютер в жизни общества.

1

14.10



8-9.

Принтеры, сканеры, цифровые фото - и видеокамеры.

2

21.10

28.10



10.

Работа с компьютерными программами.

1

11.11


11-12.

Обучающие и игровые программы.

2

18.11

25.11



13.

Антивирусные программы.

1

02.12



14-17.

Просмотр web - страниц.

4

09.12

16.12

23.12

13.01


18-20.

Электронная почта.

3

20.01

27.01

03.02


21.

Информационные процессы.

1

10.02



22.

Передача информации.

1

17.02


23-24.

Кодирование как способ обработки информации.

2

24.02

03.03


25.

Суждения и логические операции.

1

10.03


26-27.

Операции над множествами.

2

17.03

07.04


28.

Информационное моделирование.

1

14.04


29.

Решение задач с использованием компьютеров.

1

21.04



30-31.

Типы алгоритмов. Циклические алгоритмы.

2

28.04

05.05


32-33.

Составление циклических алгоритмов.

2

12.05

19.05


34.

Повторение изученного материала по теме «Компьютер и его основные устройства».

1

26.05




































Перечень учебно-методического обеспечения


  • Информатика и ИКТ. Н. В. Макарова. Начальный уровень.


  • Информатика в начальной школе (приложение к журналу «Информатика и образование» №8-2005, №8-2006, №8- 2010)


  • Компакт-диск «Мир информатики. 3 год обучения».

Технические средства обучения


Наименование ТСО


Количество

1

Р/м ученика: компьютер в сборе

15

2

Р/м учителя: компьютер в сборе

1

3

Лазерное МФУ Canon

1

4

Доска интерактивная SMARTBoard 680

1

5

Мультимедиа-проектор в комплекте с потолочным креплением BenQ 612

1

6

ИБП

8

7

Модем

1

Имеется локальная сеть, выход в глобальную сеть Интернет.



1


© 2010-2022