Интегрированный урок география + информатика по теме Население России

Тип урока:       Урок обобщающего повторения.  Форма урока:  Интегрированный урок (география-информатика)  Цели урока:     Обобщить и закрепить знания по географии: «Население России»,  проверить уровень усвоения знаний; показать умение работать в программах Word, Excelи Paint.  Задачи урока:   Развитие познавательного интереса учащихся; повышение качества знаний путем осуществления межпредметных связей; развитие эмоциональной сферы детей; расширение кругозора.    Оборудование:  Политико-админис...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговый урок в 9 классе по теме:

«Население России»

Учитель географии: Титова О.В.

Учитель информатики: Котова О.А.

Тип урока: Урок обобщающего повторения.

Форма урока: Интегрированный урок (география-информатика)

Цели урока: Обобщить и закрепить знания по географии: «Население России», проверить уровень усвоения знаний; показать умение работать в программах Word, Excel и Paint.

Задачи урока: Развитие познавательного интереса учащихся; повышение качества знаний путем осуществления межпредметных связей; развитие эмоциональной сферы детей; расширение кругозора.

Оборудование: Политико-административная карта России, карта плотности населения, народов России, компьютеры.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступление:

Информатик: Сегодня с вами будут работать два учителя, соответственно к вам будут предъявлены двойные требования. Для меня важно то, как вы, применяя полученные на уроках знания по информатике, будете использовать компьютер. А для О.В. будут важны ваши знания по географии.

Географ: Раздел «население» является одним из главных в курсе, т.к. Человек - высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов, производят материальные и духовные ценности.

Без человека нет экономики.


  1. Численность и размещение населения.

Поэтому мы начнем с того, что вспомним численность населения и как оно размещено.

По последней переписи населения, которая состоялась в (2002)году, численность населения равна (143)млн.чел. Какое место в мире по численности занимает Россия? (7)

Особенностью размещения населения является наличие на территории РФ двух зон заселения.

На доске схема (слайд №3), характеризующая эти зоны, необходимо ее заполнить (на листочках)

  1. название (зона очагового заселения)

  2. расположение (крайний север РФ)

  3. какую часть от площади РФ состоит (2/3)

  4. % от общей численности населения (7%)


  1. название (зона сплошного заселения)

  2. расположение (большая часть Европ. РФ)

  3. какую часть от площади РФ состоит (1/3)

  4. % от общей численности населения (93%)


  1. Воспроизводство

Чтобы численность населения не уменьшалась, какой процесс необходим?

(воспроизводство).

Что называется воспроизводством? (ответ)

Какими показателями он характеризуется?

Как найти естественный прирост? (е.п.=р-с)

Каков в настоящее время е.п. в России? (-5,6 т.е. идет депопуляция)

К депопуляции приводит увеличение % пожилого населения, т.к. увеличивается смертность и численность населения уменьшается, а что приводит к д./кризису, ведь д/к - это тоже уменьшение численности населения

Причины указать каждому на листочке.


  1. Миграции.

Для населения характерен процесс миграции. Что называется миграцией населения? (ответ)

Если воспроизводство - естественное движение, то миграция? (механическое движение населения)

Самостоятельно на листочках заполните схему, отражающую классификацию миграций и приведите по 1 примеру каждого вида.

Схема на доске (слайд №4)


  1. Расселение и урбанизация.

Люди селятся на территории страны компактно, т.е. образуя сеть поселений.

Существует 2 основных типа поселений. Как они называются? (городские и сельские) (слайд №4)

Работа в группах:

1 группа отвечает на вопросы, связанные с городским образом жизни.

2 группа отвечает на вопросы, связанные с сельским образом жизни.

Ответ на 4 вопрос каждая группа готовит сообща, а затем один из группы зачитывает.

1 группа

  1. Какой населенный пункт называется городом?

  2. Что является главным для существования города?

  3. Составить схему, отражающую функции городов.

  4. Сопоставьте «плюсы» и «минусы» городского и сельского образов жизни. Исходя из этого, обоснуйте свой прогноз приоритета одного из них в нашем районе.

2 группа

  1. Какой населенный пункт считается сельским?

  2. Что является главным для существования села?

  3. Какие функции выполняет село? От чего это зависит?

  4. Сопоставьте «плюсы» и «минусы» городского и сельского образов жизни. Исходя из этого, обоснуйте свой прогноз приоритета одного из них в нашем районе.

Те вопросы, которые не рассмотрены в ходе урока, вы сейчас рассмотрите с О.А., используя компьютерные программы.


  1. Работа за компьютерами.

Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили навыки владения клавиатурой, запуск прикладных программ, а также структуру табличного процессора.


  1. Первым этапом нашей работы является включение и подготовка к работе электронной таблицы Excel.

Сейчас вы должны построить круговую диаграмму, отражающую структуру трудовых ресурсов РФ.

домашнее и личное подсобное хозяйство млн. чел.

Учащиеся млн.чел.

занятое население

млн. чел.

Безработные млн. чел.

10

8

66

6

Интегрированный урок география + информатика по теме Население России


  1. А теперь давайте войдем в программу Word и выполним следующее задание:

Нужно заполнить таблицу, отражающую национальный состав населения.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Группы народов

Языковая семья

СЛАВЯНСКАЯ

ТЮРКСКАЯ

АРМЯНСКАЯ

ФИНО-УГОРСКАЯ

САМОДИЙСКАЯ

МОНГОЛЬСКАЯ

КОРЕЙСКАЯ

ГЕРМАНСКАЯ

НАХСКО-ДАГЕСТАНСКАЯ

РОМАНСКАЯ

ЮКАГИРСКАЯ

ИНДОАРИЙСКАЯ

ИРАНСКАЯ

БАЛТИЙСКАЯ

АБХАЗСКО-АДЫГСКАЯ

ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКАЯ

ГРЕЧЕСКАЯ

АЛБАНСКАЯ


  1. Войдите в графический редактор Paint. С помощью данной программы мы проверим знание карты, а также расположение городов-миллионеров.

Вам нужно использовать инструмент перемещения фрагмента рисунка. Что это за инструмент? (выделение без фона) С помощью выделения перенесите названия городов на их место на карте.

Правильность выполнения можно проверить на экране.


  1. Итог урока:

Оценки за устные ответы по географии и за работу на компьютере.

Оценки за письменную работу на следующем уроке.


  1. Творческое задание.

По данной теме было дано задание написать сочинение или стихотворение, посвященное своему селу.

Выступление.



© 2010-2022