- Преподавателю
- Информатика
- Интегрированный урок география + информатика по теме Население России
Интегрированный урок география + информатика по теме Население России
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Котова О.А. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Итоговый урок в 9 классе по теме:
«Население России»
Учитель географии: Титова О.В.
Учитель информатики: Котова О.А.
Тип урока: Урок обобщающего повторения.
Форма урока: Интегрированный урок (география-информатика)
Цели урока: Обобщить и закрепить знания по географии: «Население России», проверить уровень усвоения знаний; показать умение работать в программах Word, Excel и Paint.
Задачи урока: Развитие познавательного интереса учащихся; повышение качества знаний путем осуществления межпредметных связей; развитие эмоциональной сферы детей; расширение кругозора.
Оборудование: Политико-административная карта России, карта плотности населения, народов России, компьютеры.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Вступление:
Информатик: Сегодня с вами будут работать два учителя, соответственно к вам будут предъявлены двойные требования. Для меня важно то, как вы, применяя полученные на уроках знания по информатике, будете использовать компьютер. А для О.В. будут важны ваши знания по географии.
Географ: Раздел «население» является одним из главных в курсе, т.к. Человек - высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов, производят материальные и духовные ценности.
Без человека нет экономики.
-
Численность и размещение населения.
Поэтому мы начнем с того, что вспомним численность населения и как оно размещено.
По последней переписи населения, которая состоялась в (2002)году, численность населения равна (143)млн.чел. Какое место в мире по численности занимает Россия? (7)
Особенностью размещения населения является наличие на территории РФ двух зон заселения.
На доске схема (слайд №3), характеризующая эти зоны, необходимо ее заполнить (на листочках)
-
название (зона очагового заселения)
-
расположение (крайний север РФ)
-
какую часть от площади РФ состоит (2/3)
-
% от общей численности населения (7%)
-
название (зона сплошного заселения)
-
расположение (большая часть Европ. РФ)
-
какую часть от площади РФ состоит (1/3)
-
% от общей численности населения (93%)
-
Воспроизводство
Чтобы численность населения не уменьшалась, какой процесс необходим?
(воспроизводство).
Что называется воспроизводством? (ответ)
Какими показателями он характеризуется?
Как найти естественный прирост? (е.п.=р-с)
Каков в настоящее время е.п. в России? (-5,6 т.е. идет депопуляция)
К депопуляции приводит увеличение % пожилого населения, т.к. увеличивается смертность и численность населения уменьшается, а что приводит к д./кризису, ведь д/к - это тоже уменьшение численности населения
Причины указать каждому на листочке.
-
Миграции.
Для населения характерен процесс миграции. Что называется миграцией населения? (ответ)
Если воспроизводство - естественное движение, то миграция? (механическое движение населения)
Самостоятельно на листочках заполните схему, отражающую классификацию миграций и приведите по 1 примеру каждого вида.
Схема на доске (слайд №4)
-
Расселение и урбанизация.
Люди селятся на территории страны компактно, т.е. образуя сеть поселений.
Существует 2 основных типа поселений. Как они называются? (городские и сельские) (слайд №4)
Работа в группах:
1 группа отвечает на вопросы, связанные с городским образом жизни.
2 группа отвечает на вопросы, связанные с сельским образом жизни.
Ответ на 4 вопрос каждая группа готовит сообща, а затем один из группы зачитывает.
1 группа
-
Какой населенный пункт называется городом?
-
Что является главным для существования города?
-
Составить схему, отражающую функции городов.
-
Сопоставьте «плюсы» и «минусы» городского и сельского образов жизни. Исходя из этого, обоснуйте свой прогноз приоритета одного из них в нашем районе.
2 группа
-
Какой населенный пункт считается сельским?
-
Что является главным для существования села?
-
Какие функции выполняет село? От чего это зависит?
-
Сопоставьте «плюсы» и «минусы» городского и сельского образов жизни. Исходя из этого, обоснуйте свой прогноз приоритета одного из них в нашем районе.
Те вопросы, которые не рассмотрены в ходе урока, вы сейчас рассмотрите с О.А., используя компьютерные программы.
-
Работа за компьютерами.
Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили навыки владения клавиатурой, запуск прикладных программ, а также структуру табличного процессора.
-
Первым этапом нашей работы является включение и подготовка к работе электронной таблицы Excel.
Сейчас вы должны построить круговую диаграмму, отражающую структуру трудовых ресурсов РФ.
домашнее и личное подсобное хозяйство млн. чел.
Учащиеся млн.чел.
занятое население
млн. чел.
Безработные млн. чел.
10
8
66
6
-
А теперь давайте войдем в программу Word и выполним следующее задание:
Нужно заполнить таблицу, отражающую национальный состав населения.
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Группы народов
Языковая семья
СЛАВЯНСКАЯ
ТЮРКСКАЯ
АРМЯНСКАЯ
ФИНО-УГОРСКАЯ
САМОДИЙСКАЯ
МОНГОЛЬСКАЯ
КОРЕЙСКАЯ
ГЕРМАНСКАЯ
НАХСКО-ДАГЕСТАНСКАЯ
РОМАНСКАЯ
ЮКАГИРСКАЯ
ИНДОАРИЙСКАЯ
ИРАНСКАЯ
БАЛТИЙСКАЯ
АБХАЗСКО-АДЫГСКАЯ
ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКАЯ
ГРЕЧЕСКАЯ
АЛБАНСКАЯ
-
Войдите в графический редактор Paint. С помощью данной программы мы проверим знание карты, а также расположение городов-миллионеров.
Вам нужно использовать инструмент перемещения фрагмента рисунка. Что это за инструмент? (выделение без фона) С помощью выделения перенесите названия городов на их место на карте.
Правильность выполнения можно проверить на экране.
-
Итог урока:
Оценки за устные ответы по географии и за работу на компьютере.
Оценки за письменную работу на следующем уроке.
-
Творческое задание.
По данной теме было дано задание написать сочинение или стихотворение, посвященное своему селу.
Выступление.