- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике, 10 класс, базовый уровень
Рабочая программа по информатике, 10 класс, базовый уровень
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елеева О.В. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Кировское областное государственное общеобразовательное
автономное учреждение «Гимназия г. Уржума»
-
Утверждаю:
Директор КОГОКУ
«Гимназия г. Уржума»
_____________ Д.Н. Феофилатов
Приказ № ____ от _____________
Рабочая программа по информатике и ИКТ
10 класс
(базовый уровень)
на 2014 - 2015 учебный год
Автор-составитель:
Елеева О.В., учитель информатики
Уржум 2014
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
-
стандарта среднего общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразрвания России от 05.03.04 №1089)
-
программы базового курса «Информатика и ИКТ» для средней школы, автор Угринович Н.Д (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 г).
Календарно-тематический план для 10 классов ориентирован на использование учебника Н. А. Угринович «Информатика и ИКТ - 10», базовый уровень (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.) и методического пособия для учителя «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе», автор Н. Д. Угринович (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.), а также дополнительных пособий для учителя:
-
Ю. А. Шафрин «Информационные технологии»,
-
И. Г. Семакин, Л. А. Залогова «Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса»;
для учащихся:
• Сборник задач под ред. Ю. Шафрина в 2-х частях;
• Энциклопедия для детей. Информатика, т. 22 М.: Аванта плюс - 2003.
Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе среднего (полного) общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-
назначение и функции операционных систем;
уметь
-
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
-
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Содержание курса
Тематическое планирование
-
№
Наименование раздела
Количество часов
Теория
Практика
1.
Информация и информационные процессы
4
4
2.
Информационные технологии
16
8
8
3.
Коммуникационные технологии
13
5
8
4.
Повторение
1
1
Итого
34
18
16
-
Информация и информационные процессы
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
По окончании изучения темы учащиеся должны:
знать/понимать
-
свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность, понятность)
-
формы представления информации
-
сущностные характеристики вероятностного подхода к измерению информации
-
основные подходы к определению количества информации
-
о скорости передачи информации и единицах ее измерения
уметь
-
переводить единицы измерения количества информации с помощью калькулятора
-
устанавливать случаи, в которых сообщение содержит информацию для конкретного человека
-
определять количество информации
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
-
Информационные технологии
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодировки русских букв».
Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа».
Практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
Практическая работа № 4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 6 «Растровая графика».
Практическая работа № 7 «Трехмерная векторная графика».
Практическая работа № 8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».
Практическая работа № 9 «Создание Flash-анимации».
Практическая работа № 10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».
Практическая работа № 11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»».
Практическая работа № 12 «Разработка презентации «История развития ВТ»».
Практическая работа № 13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 15 «Построение диаграмм различных типов».
По окончании изучения темы учащиеся должны:
знать/понимать
-
принципы кодирования текстовой информации, различные виды кодировок
-
особенности основных видов текстовых документов
-
назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов
-
особенности интерфейса текстового редактора
-
возможности систем компьютерного перевода, онлайновые словари и переводчики
-
принципы систем оптического распознавания
-
принципы кодирования графической информации
-
принципы кодирования звуковой информации
-
назначение и функциональные возможности презентации, объекты и инструменты в презентациях
-
принципы записи чисел в непозиционных и позиционных системах счисления, двоичную систему счисления
-
основы работы в электронных таблицах
уметь
-
изменять кодировку в документах
-
форматировать текст по заданным параметрам
-
применять онлайновые словари и переводчики в своей деятельности
-
работать с программой оптического распознавания документов.
-
создавать и редактировать растровые и векторные изображения по заданным параметрам.
-
выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС.
-
создавать фэш-анимации.
-
создавать и редактировать оцифрованный звук.
-
самостоятельно разрабатывать план презентации, корректировать его в соответствии с выбранной темой.
-
создавать и оформлять слайды, изменять настройки слайдов
-
переводить числа из одной системы счисления в другую.
-
создавать и обрабатывать массивы числовых данных, диаграммы и графики с помощью электронных таблиц.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
-
Коммуникационные технологии
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
Практическая работа № 17 «Создание подключения к Интернету».
Практическая работа № 18 «Подключения к Интернету и определение IP-адреса».
Практическая работа № 19 «Настройка браузера».
Практическая работа № 20 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».
Практическая работа № 22 «Работа с файловыми архивами».
Практическая работа № 23 «Геоинформационные системы в Интернете».
Практическая работа № 24 «Поиск в Интернете».
Практическая работа № 25 «Заказ в Интернет-магазине».
Практическая работа № 26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
По окончании изучения темы учащиеся должны:
знать/понимать
-
принципы работы локальной и глобальной сетей, основы Интернет
-
сервисы сети Интернет
-
принцип организации поиска информации в Интернете
-
формы электронной коммерции в Интернете
-
иметь представление об основах языка HTML
уметь
-
пользоваться локальной сетью, Интернетом
-
пользоваться электронной почтой, всемирной паутиной, геоинформационными системами
-
осуществлять поиск информации, используя поисковые системы
-
осуществлять покупки в Интернет-магазине
-
пользоваться электронными библиотеками
-
создавать сайт с использованием Web-редактора
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами
-
автоматизации коммуникационной деятельности
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства
4. Повторение
Повторение по теме «Информационные технологии».
Календарно-тематический план
Сокращения: КУ - комбинированный урок; УИНМ - урок изучения нового материала; УЗиРЗУН - урок закрепления и развития ЗУН; УФНЗУН - урок формирования новых ЗУН; УП - урок повторения; УПЗ - урок проверки знаний; УПЗУН - урок применения знаний, умений, навыков; ПОУ - повторительно-обобщающий урок.
№
Название раздела
Тема урока
Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОСОО
Кол-во часов
Тип урока
Форма урока
Информационное сопровождение
Дата
По плану
Факт
1.
Информация и информационные процессы
Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. Информация и информационные процессы. Введение.
Информация и информационные процессы. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
УИНМ
Урок по ознакомлению с новым материалом
05.09
05.09
2.
Количество информации. Вероятностный подход.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Классификация информационных процессов. Формула Хартли. Решение задач.
КУ
Лекция+ практикум по решению задач
12.09
12.09
3.
Алфавитный подход к измерению количества информации. Единицы измерения информации.
Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Решение задач.
КУ
Лекция+ практикум по решению задач
19.09
26.09
4.
Информация и информационные процессы (тест)
.
26.09
17.10
Кодирование текстовой информации.
Двоичное представление информации.
Кодирование текстовой информации.
Кодировки русских букв
КУ
Лекция+ практическая работа «Кодировки русских букв»
03.10
19.10
Создание документов в текстовых редакторах.
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста.
Создание документов в текстовых редакторах.
Форматирование документов в текстовых редакторах
КУ
Лекция+ практическая работа
10.10
24.10
Создание и форматирование документа
Создание и форматирование документа
УПЗУ
Практическая работа «Создание и форматирование документа»
17.10
31.10
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста.
Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста.
КУ
Лекция+ практическая работа «Перевод с помощью онлайновых словарей и переводчика»
24.10
07.11
Системы оптического распознавания документов.
Системы оптического распознавания документов.
КУ
Лекция+ практическая работа «Сканирование бумажного и распознавание электронного документа»
31.10
09.11
Кодирование и обработка графической информации.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Кодирование и обработка графической информации.
КУ
Лекция+ практическая работа «Кодирование графической информации»
07.11
14.11
Растровая графика.
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Растровая графика.
КУ
Лекция+ практическая работа «Растровая графика»
14.11
28.11
Векторная графика.
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, Векторная графика.
КУ
Лекция+ практическая работа «Трехмерная векторная графика»
28.11
05.12
Система компьютерного черчения КОМПАС
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
УПЗУ
Практическая работа «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»
05.12
08.12
Создание флэш-анимации»
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами систем презентационной и анимационной графики. Создание флэш-анимации.
УПЗУ
Практическая работа «Создание флэш-анимации»
12.12
12.12
Кодирование звуковой информации.
Кодирование звуковой информации
КУ
Лекция+ практическая работа «Создание и редактирование оцифрованного звука»
19.12
19.12
Компьютерные презентации
Дизайн презентации.
Макеты слайдов. Анимация и звук.
УИНМ
Лекция
26.12
26.12
Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
УПЗУ
Практическая работа «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
Представление числовой информации с помощью систем счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления.
Двоичная система счисления. Арифметика двоичных чисел.
УИНМ
Лекция
Электронные таблицы.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Электронные таблицы.
Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
КУ
Лекция+ практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ»
Построение диаграмм различных типов
Типы диаграмм. Оформление диаграммы
КЗУ
Практическая работа «Построение диаграмм различных типов»
Локальные компьютерные сети.
Локальные компьютерные сети. Топология сетей. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей
УИНМ
Лекция
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету.
КУ
Лекция+ практическая работа «Создание подключения к Интернету»
Всемирная паутина.
Технология Язык разметки гипертекста. Браузеры.
КУ
Лекция+ практическая работа «Настройка браузера»
Электронная почта.
Возможности электронной почты. Почтовые программы.
КУ
Лекция+ практическая работа «работа с электронной почтой»
Общение в Интернете в реальном времени..
Общение в Интернете в реальном времени. Интрент-телефония.
КУ
Лекция+ практическая работа «Общение в реальном времени»
Файловые архивы.
Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете..
Файловые архивы.
Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете
КУ
Лекция+ практическая работа «Работа с файловыми архивами»
Геоинформационные системы в Интернете..
Геоинформационные системы в Интернете. . Интерактивные карты. Спутниковая навигация
КУ
Лекция+ практическая работа «Геоинформационные системы в Интернете».
Поиск информации в Интернете .
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
КУ
Лекция+ практическая работа «Поиск в Интернет»
Электронная коммерция в Интернете.. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. .
Электронная коммерция в Интернете.. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
КУ
Лекция+ практическая работа «Заказ в Интернет-магазине»
Основы языка разметки гипертекста.
Основы языка разметки гипертекста.
УИНМ
Лекция
Основы языка разметки гипертекста.
Основы языка разметки гипертекста.
КУ
Лекция+ практическая работа «Разработка сайта»
«Разработка сайта с использованием Web-редактора»
Разработка сайта с использованием Web-редактора
КУ
Лекция+ практическая работа «Разработка сайта»
«Коммуникационные технологии»
КЗУ
Практическая работа
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Перечень учебно-методических средств обучения
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Дополнительная литература
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
-
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
-
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
-
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
-
Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. - 496 с.: ил.
-
Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов. - Москва: ABF, 1996. - 560 с.: ил.
-
Шафрин Ю. А., Ефимова О. В., Моисеева М. В. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. - Москва: ABF, 1997. - 560 с.: ил.
-
Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».
-
Информатика. Приложение к газете «Первое сентября».
-
Единый государственный экзамен. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Интеллект-Центр, 2005.
-
Учебно-тренировочные тесты для подготовки к экзаменам, утверждённые Министерством образования и науки.
-
Windows - CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD - ROM. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
1. Компьютер, конфигурация которого должна обеспечивать возможности видеоизображения, качественного звучания в наушниках, речевого ввода с микрофона и т.п.
2. Проектор, позволяющий повышать уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
3. Принтер цветной.
4. Телекоммуникационный блок, включающий устройства, обеспечивающие подключение к сети.
5. Устройства вывода звуковой информации: акустические колонки и наушники.
6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами: клавиатура и мышь.
7. Устройства для ввода визуальной информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера.
Программные средства:
1. Операционная система Microsoft Windows XP, Linux
2. Файловый менеджер
3. Антивирусная программа
4. Программа-архиватор
5. Клавиатурный тренажер
6. Интегрированное офисное приложение Microsoft Office 2007
7. Система программирования
8. Мультимедиа-проигрыватель
9. Система оптического распознавания текстов
10. Браузер
11. Почтовый клиент
12. Простой конструктор веб-страниц
Электронные учебные пособия
-
metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
-
it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
-
metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
-
fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
-
pedsovet.su Педагогическое сообщество
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
Клякса!