Рабочая программа по информатике, 10 класс, базовый уровень

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кировское областное государственное общеобразовательное

автономное учреждение «Гимназия г. Уржума»





Утверждаю:

Директор КОГОКУ

«Гимназия г. Уржума»



_____________ Д.Н. Феофилатов

Приказ № ____ от _____________




Рабочая программа по информатике и ИКТ

10 класс

(базовый уровень)

на 2014 - 2015 учебный год



Автор-составитель:

Елеева О.В., учитель информатики













Уржум 2014






Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

  • стандарта среднего общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразрвания России от 05.03.04 №1089)

  • программы базового курса «Информатика и ИКТ» для средней школы, автор Угринович Н.Д (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 г).

Календарно-тематический план для 10 классов ориентирован на использование учеб­ника Н. А. Угринович «Информатика и ИКТ - 10», базовый уровень (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.) и методического пособия для учителя «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе», автор Н. Д. Угринович (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.), а также дополнительных пособий для учителя:

  • Ю. А. Шафрин «Информационные технологии»,

  • И. Г. Семакин, Л. А. Залогова «Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса»;

для учащихся:

• Сборник задач под ред. Ю. Шафрина в 2-х частях;

• Энциклопедия для детей. Информатика, т. 22 М.: Аванта плюс - 2003.

Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе среднего (полного) общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


Содержание курса

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Теория

Практика

1.

Информация и информационные процессы

4

4


2.

Информационные технологии

16

8

8

3.

Коммуникационные технологии

13

5

8

4.

Повторение

1

1


Итого

34

18

16



  1. Информация и информационные процессы

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

По окончании изучения темы учащиеся должны:

знать/понимать

  • свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность, понятность)

  • формы представления информации

  • сущностные характеристики вероятностного подхода к измерению информации

  • основные подходы к определению количества информации

  • о скорости передачи информации и единицах ее измерения

уметь

  • переводить единицы измерения количества информации с помощью калькулятора

  • устанавливать случаи, в которых сообщение содержит информацию для конкретного человека

  • определять количество информации

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


  1. Информационные технологии

Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.

Кодирование звуковой информации.

Компьютерные презентации.

Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Кодировки русских букв».

Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа».

Практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».

Практическая работа № 4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».

Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации».

Практическая работа № 6 «Растровая графика».

Практическая работа № 7 «Трехмерная векторная графика».

Практическая работа № 8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».

Практическая работа № 9 «Создание Flash-анимации».

Практическая работа № 10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».

Практическая работа № 11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»».

Практическая работа № 12 «Разработка презентации «История развития ВТ»».

Практическая работа № 13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа № 14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа № 15 «Построение диаграмм различных типов».


По окончании изучения темы учащиеся должны:

знать/понимать

  • принципы кодирования текстовой информации, различные виды кодировок

  • особенности основных видов текстовых документов

  • назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов

  • особенности интерфейса текстового редактора

  • возможности систем компьютерного перевода, онлайновые словари и переводчики

  • принципы систем оптического распознавания

  • принципы кодирования графической информации

  • принципы кодирования звуковой информации

  • назначение и функциональные возможности презентации, объекты и инструменты в презентациях

  • принципы записи чисел в непозиционных и позиционных системах счисления, двоичную систему счисления

  • основы работы в электронных таблицах

уметь

  • изменять кодировку в документах

  • форматировать текст по заданным параметрам

  • применять онлайновые словари и переводчики в своей деятельности

  • работать с программой оптического распознавания документов.

  • создавать и редактировать растровые и векторные изображения по заданным параметрам.

  • выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС.

  • создавать фэш-анимации.

  • создавать и редактировать оцифрованный звук.

  • самостоятельно разрабатывать план презентации, корректировать его в соответствии с выбранной темой.

  • создавать и оформлять слайды, изменять настройки слайдов

  • переводить числа из одной системы счисления в другую.

  • создавать и обрабатывать массивы числовых данных, диаграммы и графики с помощью электронных таблиц.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.



  1. Коммуникационные технологии

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».

Практическая работа № 17 «Создание подключения к Интернету».

Практическая работа № 18 «Подключения к Интернету и определение IP-адреса».

Практическая работа № 19 «Настройка браузера».

Практическая работа № 20 «Работа с электронной почтой».

Практическая работа № 21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».

Практическая работа № 22 «Работа с файловыми архивами».

Практическая работа № 23 «Геоинформационные системы в Интернете».

Практическая работа № 24 «Поиск в Интернете».

Практическая работа № 25 «Заказ в Интернет-магазине».

Практическая работа № 26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».

По окончании изучения темы учащиеся должны:

знать/понимать

  • принципы работы локальной и глобальной сетей, основы Интернет

  • сервисы сети Интернет

  • принцип организации поиска информации в Интернете

  • формы электронной коммерции в Интернете

  • иметь представление об основах языка HTML

уметь

  • пользоваться локальной сетью, Интернетом

  • пользоваться электронной почтой, всемирной паутиной, геоинформационными системами

  • осуществлять поиск информации, используя поисковые системы

  • осуществлять покупки в Интернет-магазине

  • пользоваться электронными библиотеками

  • создавать сайт с использованием Web-редактора

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами

  • автоматизации коммуникационной деятельности

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства


4. Повторение

Повторение по теме «Информационные технологии».

Календарно-тематический план

Сокращения: КУ - комбинированный урок; УИНМ - урок изучения нового материала; УЗиРЗУН - урок закрепления и развития ЗУН; УФНЗУН - урок формирования новых ЗУН; УП - урок повторения; УПЗ - урок проверки знаний; УПЗУН - урок применения знаний, умений, навыков; ПОУ - повторительно-обобщающий урок.



Название раздела

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОСОО

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

Дата

По плану

Факт

1.

Информация и информационные процессы

Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. Информация и информационные процессы. Введение.

Информация и информационные процессы. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.



УИНМ

Урок по ознакомлению с новым материалом


05.09

05.09

2.


Количество информации. Вероятностный подход.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Классификация информационных процессов. Формула Хартли. Решение задач.


КУ

Лекция+ практикум по решению задач


12.09

12.09

3.


Алфавитный подход к измерению количества информации. Единицы измерения информации.

Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Решение задач.


КУ

Лекция+ практикум по решению задач


19.09

26.09

4.


Информация и информационные процессы (тест)

.





26.09

17.10



Кодирование текстовой информации.



Двоичное представление информации.

Кодирование текстовой информации.

Кодировки русских букв


КУ

Лекция+ практическая работа «Кодировки русских букв»


03.10

19.10



Создание документов в текстовых редакторах.

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста.

Создание документов в текстовых редакторах.

Форматирование документов в текстовых редакторах


КУ

Лекция+ практическая работа


10.10

24.10



Создание и форматирование документа

Создание и форматирование документа


УПЗУ

Практическая работа «Создание и форматирование документа»


17.10

31.10



Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста.

Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста.



КУ

Лекция+ практическая работа «Перевод с помощью онлайновых словарей и переводчика»


24.10

07.11



Системы оптического распознавания документов.

Системы оптического распознавания документов.



КУ

Лекция+ практическая работа «Сканирование бумажного и распознавание электронного документа»


31.10

09.11



Кодирование и обработка графической информации.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.

Кодирование и обработка графической информации.



КУ

Лекция+ практическая работа «Кодирование графической информации»


07.11

14.11



Растровая графика.

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Растровая графика.


КУ

Лекция+ практическая работа «Растровая графика»


14.11

28.11



Векторная графика.

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, Векторная графика.


КУ

Лекция+ практическая работа «Трехмерная векторная графика»


28.11

05.12



Система компьютерного черчения КОМПАС

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.


УПЗУ

Практическая работа «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»



05.12

08.12



Создание флэш-анимации»

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами систем презентационной и анимационной графики. Создание флэш-анимации.



УПЗУ

Практическая работа «Создание флэш-анимации»


12.12

12.12



Кодирование звуковой информации.

Кодирование звуковой информации


КУ

Лекция+ практическая работа «Создание и редактирование оцифрованного звука»


19.12

19.12



Компьютерные презентации

Дизайн презентации.

Макеты слайдов. Анимация и звук.


УИНМ

Лекция


26.12

26.12



Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».


УПЗУ

Практическая работа «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»






Представление числовой информации с помощью систем счисления

Позиционные и непозиционные системы счисления.

Двоичная система счисления. Арифметика двоичных чисел.


УИНМ

Лекция






Электронные таблицы.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Электронные таблицы.

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.


КУ

Лекция+ практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ»






Построение диаграмм различных типов

Типы диаграмм. Оформление диаграммы


КЗУ

Практическая работа «Построение диаграмм различных типов»






Локальные компьютерные сети.



Локальные компьютерные сети. Топология сетей. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей


УИНМ

Лекция






Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету.


Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету.



КУ

Лекция+ практическая работа «Создание подключения к Интернету»






Всемирная паутина.


Технология Язык разметки гипертекста. Браузеры.


КУ

Лекция+ практическая работа «Настройка браузера»






Электронная почта.



Возможности электронной почты. Почтовые программы.


КУ

Лекция+ практическая работа «работа с электронной почтой»






Общение в Интернете в реальном времени..

Общение в Интернете в реальном времени. Интрент-телефония.


КУ

Лекция+ практическая работа «Общение в реальном времени»






Файловые архивы.

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете..

Файловые архивы.

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете


КУ

Лекция+ практическая работа «Работа с файловыми архивами»






Геоинформационные системы в Интернете..

Геоинформационные системы в Интернете. . Интерактивные карты. Спутниковая навигация


КУ

Лекция+ практическая работа «Геоинформационные системы в Интернете».






Поиск информации в Интернете .

Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.



КУ

Лекция+ практическая работа «Поиск в Интернет»






Электронная коммерция в Интернете.. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. .

Электронная коммерция в Интернете.. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.


КУ

Лекция+ практическая работа «Заказ в Интернет-магазине»






Основы языка разметки гипертекста.

Основы языка разметки гипертекста.


УИНМ

Лекция






Основы языка разметки гипертекста.

Основы языка разметки гипертекста.


КУ

Лекция+ практическая работа «Разработка сайта»






«Разработка сайта с использованием Web-редактора»

Разработка сайта с использованием Web-редактора


КУ

Лекция+ практическая работа «Разработка сайта»






«Коммуникационные технологии»



КЗУ

Практическая работа






Ресурсное обеспечение рабочей программы

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010



Дополнительная литература

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

  2. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

  3. Комплект цифровых образовательных ресурсов;

  4. Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;

  5. Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.

  6. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  7. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. - 496 с.: ил.

  8. Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов. - Москва: ABF, 1996. - 560 с.: ил.

  9. Шафрин Ю. А., Ефимова О. В., Моисеева М. В. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. - Москва: ABF, 1997. - 560 с.: ил.

  10. Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».

  11. Информатика. Приложение к газете «Первое сентября».

  12. Единый государственный экзамен. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Интеллект-Центр, 2005.

  13. Учебно-тренировочные тесты для подготовки к экзаменам, утверждённые Министерством образования и науки.

  14. Windows - CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD - ROM. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства:

1. Компьютер, конфигурация которого должна обеспечивать возможности видеоизображения, качественного звучания в наушниках, речевого ввода с микрофона и т.п.

2. Проектор, позволяющий повышать уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.

3. Принтер цветной.

4. Телекоммуникационный блок, включающий устройства, обеспечивающие подключение к сети.

5. Устройства вывода звуковой информации: акустические колонки и наушники.

6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами: клавиатура и мышь.

7. Устройства для ввода визуальной информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера.

Программные средства:

1. Операционная система Microsoft Windows XP, Linux

2. Файловый менеджер

3. Антивирусная программа

4. Программа-архиватор

5. Клавиатурный тренажер

6. Интегрированное офисное приложение Microsoft Office 2007

7. Система программирования

8. Мультимедиа-проигрыватель

9. Система оптического распознавания текстов

10. Браузер

11. Почтовый клиент

12. Простой конструктор веб-страниц

Электронные учебные пособия

  1. metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  2. it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  3. metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  4. fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  5. pedsovet.su Педагогическое сообщество

  6. school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  7. Клякса!



© 2010-2022