Статья на тему ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики


Татьяна Николаевна Воробьева,

преподаватель

ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»

г.Курск


Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит, вырастить угрозу для общества.

Т. Рузвельт


В настоящее время наша страна переживает сложный исторический период. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, а в разрушении личности. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодёжи искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наблюдается общий рост агрессивности и жестокости в обществе. Молодёжь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится актуальной.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи представляет собой «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации». [3]

Кстати, по В.И. Далю, «духовность - это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности».

Задача учителя информатики те только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии.

Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является любовь к родному краю. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» [4].

На уроках информатики основой для духовно-нравственного воспитания является использование краеведческого материала.

Говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, академик Д.С. Лихачев отмечал, что «чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Краеведение учит не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень». [4] Оно воспитывает в человеке чувство национального самосознания, гордость за свою малую родину, её историческое прошлое, чувство сопричастности к судьбе родного края.

Активное включение краеведения в процесс обучения решает следующие задачи:

  • развитие творческих способностей;

  • проведение междисциплинарных связей;

  • изучение традиций родного края;

  • воспитание бережного отношения к родной культуре;

  • формирование исследовательских навыков;

  • мотивация исследовательской деятельности;

  • повышение интереса к информатике и к истории родного края. [2]

Одной из форм, позволяющей широко использовать на занятиях краеведческий материал является метод проектов.

Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер и выполнение практических заданий становится неотъемлемой частью занятия.

Работа над проектом - достаточно сложный труд, требующий систематических усилий от исполнителя. Технологический компонент информатики в ходе выполнения проектной работы предусматривает использование следующего программного обеспечения: приложения PowerPoint для мультимедийного проекта, возможности текстового процессора Microsoft Word для письменного отчёта с графическим оформлением, приложение Microsoft Office Publisher для создания презентационного буклета, программы Windows Movie Maker с элементами записи, монтажа файлов мультимедиа на компьютере и с последующим сохранением в виде фильма, Web-редакторов.

Так, например, при изучении темы «Текстовый редактор», чтобы освоение технологии набора и форматирования текста не было рутинным освоением отдельных операций, студентам предлагаются темы проектов: «Моя родословная», «Старые улицы Курска», «Роль семьи сахарозаводчиков Терещенко в развитии Глушковского района», «Если душа родилась крылатой» создание кроссворда «Курский край». Оформляя результат проекта, студенты выполняют вставку в текст объектов, созданных самостоятельно, найденных в Интернете, или введенных через сканер; создают и форматируют таблицы; работают с объектами WordArt и др.

Работа над проектом «Моя родословная» даёт возможность студентам попробовать себя в роли исследователя и хрониста истории своей семьи. Каждый выбирает любую понравившуюся ему форму оформления собранной информации. Многие студенты предпочитают специальные программы в Интернете для построения генеалогического дерева.

Составляя родословную, студент начинает по- новому смотреть на свою жизнь. Он учится любить, уважать и ценить своих родных и близких.

При изучении темы «Электронные таблицы» использую задачи с применением статистических данных по Курской области, административным округам города. По этим данным студенты выполняют практическую работу, включающую в себя исследование динамики рождаемости и смертности, национальный состав (% от общей численности населения), соотношение городского и сельского населения, соотношение мужчин и женщин, браков и разводов, численности городского и сельского населения.

При изучении баз данных, студентам предлагается создать справочники по темам «Достопримечательности Курска», «Памятники города Курска», «Гордость земли Курской».

Формой контроля усвоения студентами темы «Создание фильма средствами Windows Movie Maker» в прошлом учебном году был выбран коллективный проект под рабочим названием «Имена Героев на карте Курской области», состоящий из нескольких мини-проектов. Идея проекта: создать информационный продукт, посвящённый тем, кто своим подвигом навечно вписал себя в историю нашего государства, чьи имена и фамилии теперь стали неотъемлемой частичкой жизни Курского края.

Тип проекта: информационно-исследовательский, междисциплинарный; с открытой явной координацией; групповой; долгосрочный.

Планируемый результат: создание фильма «Имена Героев на карте Курской области».

Были подготовлены темы мини-проектов. Всего 29 тем - по количеству улиц, носящих имена Героев. Студенты 2 учебных групп распределены по рабочим группам (29 рабочих групп). Перед каждой группой ставилась задача: создать видеоролик на выбранную тему в программе Windows Movie Maker с элементами записи, монтажа файлов мультимедиа на компьютере и с последующим сохранением в виде фильма. Каждая группа должна была в итоге представить на защиту фильм с последующим обсуждением как процесса создания продукта, так и самого результата.

Темы мини-проектов:


  • Площадь Рокоссовского

  • Площадь Перекальского

  • Улица Ачкасова

  • Улица Блинова

  • Улица Боровых

  • Улица Бочарова

  • Улица Ватутина

  • Улица Гагарина

  • Улица Диасамидзе

  • Улица Дейнеки

  • Улица Еремина

  • Улица Конорева

  • Улица и площадь Комарова

  • Улица Крюкова

  • Улица Ломакина

  • Улица Малых

  • Улица Мыльникова

  • Улица Ольшанского

  • Улица Пигорева

  • Улица Плысюка

  • Улица Серёгина

  • Улица Скорятина

  • Улица Сонина

  • Улица Сыромятникова

  • Улица Кати Зеленко

  • Улица Черняховского

  • Улица Шубина

  • Улица Фомина

  • Посёлок имени
    маршала Жукова

После выполнения каждой рабочей группой своей «порции» задания, множество мини-проектов было объединено в один «гипер-проект».

Из-за объемности задания этот проект было бы проблематично выполнить одному-двум студентам. Работая в группе, результата удалось достичь быстро.

Материалы проекта можно использовать в преподавании истории, для проведения классных часов.

Тематика некоторых проектов, которые были выполнены ранее и над которыми работают студенты в текущем учебном году такова:

  • «Из истории основания Обояни»;

  • «Изобретатель электрической дуги - Петров Василий Владимирович»;

  • «Курский завод «Счётмаш» в истории отечественной вычислительной техники»;

  • «Мой город»;

  • «Моя малая родина на карте соловьиного края»;

  • «Куряне в отечественной войне 1812 года»;

  • Генеалогическое дерево моей семьи.

Презентация многих проектов состоялась в ОБПОУ СПО «Курский автотехнический колледж» на студенческих конференциях.

Проект «Роль семьи сахарозаводчиков Терещенко в развитии Глушковского района» посвящён изучению роли семьи самого богатого монополиста юга России второй половины XIX века - сахарозаводчика А.Я. Терещенко в развитии Глушковского района.

Участниками проекта проведена исследовательская работа, основанная на анализе документальных источников Государственного архива Курской области, фондов Курского областного краеведческого музея, Глушковского краеведческого музея, печатных изданиях Курской областной библиотеки им. Н. Асеева, Интернет-источниках, посвящённых семье сахарозаводчика А.Я. Терещенко.

Павлова Екатерина принимала участие в IX Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтениях с материалами данной исследовательской работы и была награждена сертификатом.

Анализируя итоги своей педагогической деятельности, прихожу к выводу, что использование краеведческого материала в обучении информатике помогает формированию духовно богатой личности, осознающей ценности родного края и бережно к ним относящейся.

А завершить хочу словами великого классика Л.Н.Толстого, который очень высоко оценивал нравственное воспитание: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Список литературы

  1. pspu.ru/upload/pages/8186/Problemy_duchovno-nravstvennogo_vospitanija.PDF

  2. Бабынина Т. И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на краеведческом материале в процессе обучения информатике и ИКТ babyninati.narod.ru/kollegam/kraeved.htm

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М, 2010.-С.9

  4. Лихачев Д. С. Любить родной край., Отечество. Краеведческий альманах. - Вып. 1, 1990 г.

  5. Шмидт С.О. Без краеведения нет России! // Мир библиографии.1999. № 1

4


© 2010-2022