Развитие познавательной деятельности на занятиях информатики

 Понавательные процессы: восприятие,  внимание,  воображение,  память, мышление –  выступают  как  важнейшие  компоненты  любой  человеческой деятельности. Для того  чтобы  удовлетворить  свои  потребности,  общаться, играть, учиться и  трудиться,  человек  должен  воспринимать  мир,  обращать внимание на те или иные моменты или  компоненты  деятельности,  представлять то, что ему нужно  делать,  запоминать,  обдумывать,  высказывать  суждения. Поэтому, без  участия  познавательных  процессов  ч...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательной деятельности на занятиях информатики

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Ребенок развивается, включаясь в различные виды деятельности: учение, труд, общение. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста основным видом деятельности является игра, в том числе и компьютерная. Потребность ребенка в компьютерной игре достаточно велика, а потому и мотивы данного вида деятельности высоки. Компьютерные игры способствуют развитию познавательной активности ребенка и побуждают его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря развивающим компьютерным играм развивается у детей интеллект - познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать - все эти качества и приобретает ребенок в процессе игры.

Как известно, ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Умению концентрировать свое внимание можно научиться, выполняя всевозможные тренировочные упражнения. Игровые программы позволяют ребенку тренировать в игровой форме характеристики внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным. Одна из основных заповедей улучшения памяти - повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну игру много раз, тем самым непроизвольно укрепляют свою память.

Внутри игровой деятельности начинает формироваться и учебная деятельность. Использование обучающих программ позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление программ с использованием мультимедийных технологий имеет особую привлекательность для ребенка и значительно повышает интерес детей к ним. Именно игра захватывает ребенка и непроизвольно повышается заинтересованность в самостоятельном освоении учебного материала.

Обучающие игровые программы облегчают понимание и запоминание информации. Так как организация самих игровых обучающих программ использует творческое нестандартное обучение, то и результатом их использования является творческая активность детей.

На первом занятии я провожу диагностику с дошкольниками на компьютере, с помощью программ «Компьютер для дошкольников», «Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой», а со школьниками провожу диагностику с помощью заданий на развитие памяти, внимания, мышления и т.д. некоторые я задания хочу вам предоставить

Тренировка внимания, памяти, воображения и мышления

Задания на развитие внимания:

1Развитие познавательной деятельности на занятиях информатики. Инструкция:

1) 1 секунду посмотреть на картинку

2) сложить и сумму записать

3) написать в каких фигурах цифры

Обработка результатов: если все названо - уровень высокий, если названа сумма и 1 фигура - средний уровень, меньше - низкий уровень.

2.Карточка (Верхний ряд - цифры от 1 до 21. Нижний ряд - буквы.
Прочитайте слова, которые кроются под следующими номерами.



1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


Д


Р


Т


М


А


О


Ч


К


В


Е


С


У


Ж


Б


Л


Н


Ы


Ш


П


И


Ц


Какие слова кроются под номерами:

21 9 10 3 6 7 10 8

8 2 5 11 6 3 5

19 3 20 7 8 5

Задания на развитие памяти:

1. «Кто лучше запомнит».

Задание: установить уровень слуховой и зрительной памяти. Учащиеся слушают или смотрят 12 двузначных чисел в течение 30 секунд. Если семь чисел услышали и запомнили, девять чисел увидели и запомнили - это норма.

2. «Смысловые пары».

ЗРазвитие познавательной деятельности на занятиях информатикиадание: установить уровень развития смысловой памяти. Учащиеся читают 10 пар слов, затем одно слово диктуем - ученик пишет второе. Если >6 результат удовлетворительный.


3. В течение 2-х минут запомнить расположение кружков в ряду, нарисовать по памяти


Задания на развитие мышления:

1. Впиши в клеточки времена года


Развитие познавательной деятельности на занятиях информатики




2.Найди пару противоположных предметов


Подсказка


Развитие познавательной деятельности на занятиях информатики


Развитие познавательной деятельности на занятиях информатики

  1. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник завел на 9 часов утра.

Сколько часов будет спать профессор?
Ответ: 1 час.

Задания на развитие воображения

Оказывается уравнения бывают не только в математике. Я предлагаю вам решить словесные. В уравнениях вида Х = А + В + С А,В,С,Х есть некоторые слова, известны также определения терминов А,В и С. Нужно найти Х:

Х = А + В + С (Линейка)

А - 13-я буква русского алфавита
В - тонкий слой ледяных кристаллов на поверхности
С - название 12-й буквы русского алфавита.

Х = А + В + С (Палитра)

А - движение в танце, балете
В - 1000 см3
С - гласная буква

© 2010-2022