• Преподавателю
  • Информатика
  • ДОКЛАД Компетентностный подход к обучению учащихся - ключевой фактор в улучшении качества знаний на уроках информатики

ДОКЛАД Компетентностный подход к обучению учащихся - ключевой фактор в улучшении качества знаний на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа №11» отдела образования акимата г Тараз




ДОКЛАД


Компетентностный подход к обучению учащихся -

ключевой фактор в улучшении качества знаний

на уроках информатики



Выполнила: Байжанова Уржамал Тайшаевна

учитель информатики ІІ категории















Тараз 2015

Компетентностный подход к обучению учащихся - ключевой фактор в улучшении качества знаний на уроках информатики

Байжанова Уржамал Тайшаевна

учитель информатики ІІ категории СШ №11


Развитие современного общества неразрывно связано с системой образования: именно в сфере образования закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки общественного развития.

Социально-экономические изменения в Казахстане привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте.

В соответствии с Концепцией развития образования Республики Казахстан общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции", а также «изменить содержание образования - от знаниецентристского к компетентностному, ориентированному на результат» [2]. Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

Другими словами, образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Кроме того, формирование максимального набора компетенций через реализацию основных направлений работы: проектная деятельность, развитие информационных и здоровьесберегающих технологий становится важнейшей задачей функционирования и развития нашей школы. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений выпускник современной школы должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

1. готовность делать осознанный и ответственный выбор;

2. технологическая компетентность;

3. готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь);

4. информационная компетентность;

5. социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию);

6. коммуникативная компетентность.

В соответствии с Концепцией модернизации общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции".

Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

Что же представляет собой это нововведение?

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Цель школы - формирование ключевых компетенций.

Наиболее подробную трактовку этих терминов дает А.В. Хуторской [4]: За основу понятия "компетентный человек" взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.

Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Таким образом, можно дать следующее определение компетентностному подходу:

Компетентностный подход - подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

  • ценностно-смысловые компетенции,

  • общекультурные компетенции,

  • учебно-познавательные компетенции,

  • информационные компетенции,

  • коммуникативные компетенции,

  • социально-трудовые компетенции,

  • компетенции личностного самосовершенствования .

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания и для органичного внедрения компетентностного подхода [1].

Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Информационные компетенции

Виды деятельности:

  • Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.);

  • Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

  • Извлечение информации с различных носителей;

  • Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);

  • Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

  • Преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.);

  • Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

  • Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)

  • Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач

Коммуникационные компетенции

Виды деятельности:

  • Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.).

  • Ведение диалога "человек" - "техническая система" (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.).

  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.).

  • Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).

  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне).

  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.).

  • Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

Ценностно-смысловые компетенции

Виды деятельности:

  • Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.).

  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)).

  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию

Социально -трудовые компетенции

Виды деятельности:

  • Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п.).

  • Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).

  • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)

Общекультурная компетенция

Виды деятельности:

  • Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков).

  • Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)

Учебно-познавательная компетенция

Виды деятельности:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием).

  • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).

  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).

  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).

  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).

  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта

Компетенция личностного самосовершенствования

Виды деятельности:

  • Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.).

  • Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.

  • Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.).

  • Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности)

Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики
Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 7 классе.

Конспект урока информатики в 7 классе по теме:

«Кодирование числовой, текстовой и графической информации. Декодирование»

Цели и задачи урока:

Цели:

  1. закрепить представления учащихся о понятиях «кодирование», «декодирование», «таблица соответствия»,

  2. расширить представление о роли кодирования, использовании кодирования в повседневной жизни,

  3. закрепить навыки использования числовой формы представления информации о размерах предмета, расстоянии и времени,

  4. развивать навыки решения информационных задач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нём.

Задачи:

  1. развивать информационную культуру,

  2. развивать логическое мышление, наблюдательность и исследовательские качества.

Планируемые результаты изучения темы:

  1. личностные - направлены на :

    • формирование познавательного интереса,

    • настойчивости в преодолении трудностей,

    • формирование навыков самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

  2. метапредметные - способствуют

    • формированию научного мировоззрения,

    • расширению словарного запаса,

    • закреплению вычислительных навыков

    • получению навыка использования персонального компьютера и интерактивной доски

    • развитию умения использовать приобретенные знания и для создания информационных объектов (рисунка, таблицы) для оформления результатов учебной работы;

  3. предметные -

  • учащиеся должны знать понятие количества информации, единицу измерения количества информации 1 бит, что такое мощность алфавита, по какой формуле можно определить емкость одного знака алфавита, какова емкость знака двоичной знаковой системы, как определяется информационный объем текста при использовании алфавитного подхода.

    • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

    • учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения для проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов;

Тип урока: урок-объяснение новой темы.

Методы и приёмы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, анализ, синтез, обобщение.

Межпредметная связь: с математикой, физикой, русским и английскими языками.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, эл.учебник, презентация, проектор.

План урока:

  1. Организация начала урока (1-3 мин);

  2. Проверка и актуализация знаний (2-5);

  3. Постановка целей и задач (1 мин);

  4. Теоретическая часть (20 мин);

  5. Практическая часть (10 мин);

  6. Информация о домашнем задании (1 мин);

  7. Подведение итогов урока (5 мин).

Ход урока:

Литература:


1. Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.

2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года (Текст) Указ Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г. №1118

3. Куртяник М.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий [Электронный ресурс] / М.А. Куртяник - Педсовет.org. - 2006. - 10 октября. - Режим доступа: pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2486/Itemid,188/, свободный.

4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". -2002. -23апреля. - Режим доступа: eidos.ru/journal/2002/0423. htm, свободный.

5. Черных, Н.П. Формирование ключевых компетенций по предмету "Информационные технологии" [Электронный ресурс] / Н.П. Черных. - Вопросы Интернет образования. - Режим доступа: ipk. admin. tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot. files/Jornal/Vio_38/Vio_38/cd_site/Articles/art_3_5. htm, свободный.ДОКЛАД Компетентностный подход к обучению учащихся - ключевой фактор в улучшении качества знаний на уроках информатики



© 2010-2022