Рабочая программа по внеурочной деятельности Информатика в играх и задачах

Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Медведевская гимназия



Рассмотрено: Согласовано: Утверждено

Протокол заседания Зам. директора по УВР: Директор Медведевской гимназии :

______________ ____________________ __________________________





Рабочая программа по информатике в 3 классе

по Образовательной системе «Школа 2100»

(34 часа)




Составитель: Камилова Алсу Ильясовна,

учитель начальных классов









Медведево, 2016.



Пояснительная записка к рабочей программе курса «Информатика в играх и задачах» 3 класс

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева, Н.И.Суворова «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи:

  1. Формирование навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;

  2. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;

  3. развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей)

Особенности построения курса «Информатика »

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

1. Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

  • ценностей семьи и общества и их уважение,

  • чувства прекрасного и эстетических чувств,

  • способности к организации своей учебной деятельности,

  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,

  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Логико-алгоритмический компонент

Цель: развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач - построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;

  • алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам, отведенным авторами программы.

Планируемые результаты по предмету

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование - преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.


Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Основное содержание учебного предмета

Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Учебно - методическое обеспечение

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: «Баласс», 2011.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 - 3 изд., перераб. - М.: «Просвещение», 2010.

  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: «Просвещение», 2010.

  4. А.В. Горячев, Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс. М: «Баласс», 2013.

  5. А.В. Горячев, Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации по информатике для 3 класса. М.: «Баласс», 2012.

  6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: «Просвещение», 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)

  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: «Просвещение», 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)





п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

Алгоритмы (9 ч.)

1.

Введение. Алгоритм как план действий

Алгоритм. Формы записи алгоритмов; составлять и выполнять простые алгоритмы; находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Умение в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия, управлять ими.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

планирование последователь­ности шагов алгоритма для дос­тижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в не­го изменений.

составлять план решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, схем, условных обозначений);

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; установления аналогий и причинно-следственных связей; самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли (строить связной ответ), взаимодействовать друг с другом (слушать, сравнивать и оценивать ответы других).

Определять этапы (шаги) действия.

Определять правильный порядок выполнения шагов.

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами.

2.

Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.

3.

Ветвление в алгоритме.

Понимать запись алго­ритмов и запись с помо­щью блок-схем; составлять и

выполнять ал­горитмы с ветвлениями.

4.

Цикл в алгоритме.

Составлять и

выполнять ал­горитмы с циклами.

5.

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Составлять и

выполнять ал­горитмы с ветвлениями и циклами.

6.

Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы (обобщение)

Составлять схему нелинейного алгоритма (с ветвлениями и циклами), записывать условия ветвлений и повторов.

7.

Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме.

Составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать условия ветвлений и повторов.

8.

Контрольная работа по теме «Алгоритмы» (45 мин).

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.

9.

Анализ работ.

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.

Группы (классы) объектов (8 ч.)

10.

Состав и действия объекта.

Описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Регулятивные УУД:

планирование последователь­ности шагов алгоритма для дос­тижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в не­го изменений.

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

11.

Группа объектов. Общее название.

Описывать состав и возможные действия объекта; давать разные общие имена одному объекту.

Умение работать в паре, группе, не создавая конфликтов; уважительное отношение к мнению других, умение находить выход из спорных ситуаций.

Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Умение производить самооценку.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; добывать новые знания; извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстрации; умение сравнивать и группировать; делать выводы; способность решать проблемы творческого и поискового характера; умение выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; умение строить

логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:

аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении при­знаков, сравнении и классифи­кации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; построение логической цепи рассуждений.

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.


12.

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы.

Описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов подгруппы.

13.

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

Отличать общие и единичные имена объектов; выбирать единичные имена для предметов заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде.

14-15.

Имена объектов (обобщение).

16.

Контрольная работа по теме «Группы объектов» (45 мин)

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.

17.

Анализ работ.

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.

Логические рассуждения (10 ч.)

18.

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам).

Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.

Умение производить самооценку.


Регулятивные УУД:

планирование и контроль в форме сличения способа действий и его результата с эталоном; корректировать свою деятельность; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, а что ещё неизвестно; прогнозирование результата.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выде­ления признаков (существен­ных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, классифи­кации объектов; подведение под понятие.









Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; признание возможности сущест­вования различных точек зре­ния и права каждого иметь свою.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ».

Определять истинность составных высказываний.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

19.

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

Определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение - не имеют пересечения).

20.

Пересечение и объединение множеств.

Определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух множеств.

21.

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «НЕ».

Определять истинность высказывания со словом «НЕ»; выражать истинность высказываний словами «ДА» и «НЕТ».

22.

Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».

Определять истинность сложных высказываний - с логическими связками «И», «ИЛИ».

23.

Граф. Вершины и ребра.

Составлять графы по словесному описанию.

24.

Граф с направленными ребрами.

Строить графы по словесному описанию.

25.

Множество (обобщение).

Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству.

26.

Контрольная работа по теме «Множество» (45 мин).

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.

27.

Анализ работ.

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.

Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч.)

28.

Аналогия.

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач; совершенствование умений переработки и преобразования информации;

умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

умение составлять и решать логические задачи на основе простейших моделей; поиск и выделение необходимой информации;

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; способность решать проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

формирование осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами;

умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.






29.

Закономерность.

Находить, исправлять закономерность.

30-31.

Аналогичная закономерность.

Располагать предметы в цепочке, таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

31.

Выигрышная стратегия.

Находить закономерность в ходе игры; применять выигрышную стратегию («секрет выигрыша»).

32.

Контрольная работа по теме «Закономерности» (45 мин)

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.

33.

Анализ работ

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.

34.

Урок - игра «По страницам информатики»

Выполнять задания творческого и поискового характера, при­менять знания и способы действий в нестандартных

ситуациях.


© 2010-2022