Творческая проектная деятельность — путь к духовному и нравственному развитию личности

Раздел Информатика
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая проектная деятельность - путь к духовному и нравственному развитию личности


И.В. Ельдецова

ГБОУ ВПО ОмГМУ Минздрава России, колледж


В настоящее время развитие среднего профессионального образования (СПО) осуществляется в условиях модернизации и реформирования системы образования, коренных изменений в области молодежной политики и социально-экономического развития государства. До сих пор остается много не решенных проблем. К ним, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание молодежи. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума. Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.

В сложившейся ситуации возникла необходимость совершенствования системы воспитания, основным компонентом которой является развитие личности специалиста, его духовно-нравственных и профессионально-значимых качеств.

В основе такой системы лежат требования к развитию у будущих специалистов:

  • социальной мобильности;

  • творческих качеств;

  • нравственности;

  • духовности;

  • коммуникативной культуры.

  • умений самопрезентации.

Все это требует пересмотра традиционных подходов к организации образовательного процесса, обновления его содержания, введения инновационных направлений деятельности.

В Омском медицинском колледже Росздрава разработана модель подготовки специалистов медицинского профиля с учетом требований квалификационных характеристик Государственного образовательного стандарта, в учебный и воспитательный процесс введена технология развивающего обучения основная цель, которой формирование специалиста, способного проектировать и реализовывать траекторию профессионального развития, ориентированного на потребности, интересы, возможности человека и современные задачи практического здравоохранения. Специалиста конкурентоспособного, профессионального и социально мобильного, обладающего нравственными ценностями и качествами патриота.

Основываясь на социально-педагогическом потенциале наследия истории образования в России можно констатировать, что на духовно-нравственное воспитание студентов оказывают влияние два фактора: религиозный и рациональный.

В систему образования религиозный фактор вводится с помощью элективных дисциплин «История религии» и «Основы нравственной и духовной культуры». Главная цель этих предметов - помочь молодым людям найти смысл жизни, прикоснуться к высшим ценностям самосуществования.

Рациональный фактор предполагает усвоение человеком национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное воспитание с учетом этого фактора включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами. При этом предполагается накопление человеком объективной, субъективной и иррациональной информации об окружающем мире, создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки. В современных условиях не заменимым инструментом для реализации рационального фактора являются компьютерные технологии.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора может реализовываться несколькими путями:

  • Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

  • Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

  • Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при витагенном опыте и при овладении учебными предметами.

В колледже ОмГМУ духовно-нравственный потенциал развивается путем приобщения студентов к различным видам творческой деятельности и эффективной формой её реализации является курсовое проектирование, в частности, по дисциплине «Информатика».

В основе метода курсовых проектов (метода проектов) лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Курсовой проект является способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи, все это в свою очередь способствует их духовно-нравственному развитию.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на занятии в колледже, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в Омской области; создание серии репортажей из разных концов нашей страны по одной проблеме; исследование творчества Омский художников, пр.).

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, создание в сотрудничестве с Краеведческим музеем города Омска мультимедийных материалов по истории Омской области, памятникам архитектуры, храмам города Омска, пр.);

  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов, предусматривает определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

  • Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  • Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

  • Характер контактов (среди участников одного образовательного учреждения, города, региона, страны, разных стран мира).

  • Количество участников проекта.

  • Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера, что безусловно способствует нравственному развитию личности.

Опыт работы по организации курсового проектирования в колледже ОмГМУ позволяет сделать вывод, что данная форма обучения повышает у студентов интерес к учебному труду, развивает продуктивное мышление, обеспечивает прочные и действительные результаты обучения, способствует развитию их личностных и духовно-нравственных качеств.

Курсовое проектирование с направленностью на развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности обладает существенными достоинствами, определяющими ее эффективность.

Среди них:

  • создание необходимых и достаточных условий для становления творчески активной ценностной - ориентированной личности специалиста - профессионала;

  • эмоциональная удовлетворенность студентов обучающей деятельностью преподавателя и собственной учебно - познавательной деятельностью;

  • осуществление действенного мониторинга процесса и результата подготовленности обучающихся;

  • обеспечение полного усвоения учебного материала каждым обучающимся на установленном стандартом уровне в процессе учебной деятельности непосредственно на учебных занятиях и во внеаудиторной работе студентов;

  • развитие профессионально значимых качеств: духовности, милосердия, ответственности за других, необходимых в профессии медицинского работника.


© 2010-2022