- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа дисциплины информатика и ИКТ СПО
Рабочая программа дисциплины информатика и ИКТ СПО
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баранова Н.А. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж сферы услуг №3
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (икт)
Специальность:
260807 Технология продукции общественного питания
Москва, 2013
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией
№ ____ Преподавателей общеобразовательных дисциплин, информатики и ИКТ
Протокол №__
от «____» ___________ 2013 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
___________________ Маслова И.В.
Разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ», примерной программы учебной дисциплины Информатика и ИКТ
автора Цветковой М.С., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России , 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» среднего профессионального образования
Заместитель директора по учебной работе
______________________ Шаверина Л.Г.
Составители: Накупбаева И.В. - преподаватель информатики и ИКТ ГБОУ СПО КСУ № 3
Баранова Н. А. - преподаватель информатики и ИКТ ГБОУ СПО КСУ № 3
Рецензенты: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
-
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 - 8
-
СТРУКТУРА и содержание общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9 - 18
-
условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины
19 - 20
-
Контроль и оценка результатов Освоения обще образовательной учебной дисциплины
21 - 26
-
самостоятельная внеаудиторная работа
27 - 28
-
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
1.1. Область применения программы
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» в соответствии с примерной программой учебной дисциплины Информатика и ИКТ автора Цветковой М.С., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, с учётом технического профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП:
Общеобразовательная учебная дисциплина Информатика и ИКТ принадлежит к группе общеобразовательных дисциплин, а процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих (общеучебных) компетенций студента по 4 блокам (самоорганизация, самообучение, информационный и коммуникативный) согласно требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины -
требования к результатам освоения дисциплины
Общеобразовательная учебная дисциплина Информатика и ИКТ изучается в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования города Москвы Колледже сферы услуг №3, как профильный учебный предмет, при освоении специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» с учётом технического профиля получаемого профессионального образования. Связь с дисциплинами общеобразовательного цикла (Математика и Физика) и профессионального цикла (Калькуляция и учет, техническое оснащение и организация рабочего места и освоение профессиональных модулей) при выполнении расчётно-графической части практических и лабораторных работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление: об информатике в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
-
Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
-
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
-
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
-
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
-
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
-
Назначение и функции операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
-
Распознавать информационные процессы в различных системах.
-
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
-
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
-
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
-
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
-
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
-
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
-
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
-
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
Автоматизации коммуникационной деятельности;
-
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
В результате освоения дисциплины техник-технолог должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Профильная составляющая (направленность)
общеобразовательной дисциплины
Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины Информатика и ИКТ осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц, в зависимости от важности тем, для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».
Большое внимание уделяется практическим работам, направленным на преобразование текстовых и числовых данных (оформление документов, расчеты калькуляции блюд), так как эти темы тесно связаны с практической профессиональной деятельностью студентов. Также для наглядности полученных результатов в практических работах широко используется представление числовой информации с помощью диаграмм, графиков и других средств анализа полученных данных.
Для внеаудиторной самостоятельной работы используются расчётно-графические задания, которые формируют знания, умения и навыки необходимые студенту при освоении профессиональных модулей.
Изучение информатики как профильного учебного предмета развивает в студентах умение использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах. Также развивает умение использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального и применять компьютерные и телекоммуникационные средства. При изучении информатики как профильного учебного предмета студент узнает:
-
основные понятия автоматизированной обработки информации;
-
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
-
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
-
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
-
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
-
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы
общеобразовательной дисциплины:
-
максимальная учебная нагрузка - 176 часов;
-
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 117 часов;
-
самостоятельная внеаудиторная работа - 59 часов.
1.6. Изменения, внесённые в рабочую программу по сравнению
с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Информатика и ИКТ»
Рабочая программа устанавливает последовательность изучения учебного материала, профессионально значимого материала, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
С целью более логичного изложения учебного материала и учётом часов учебного плана по семестрам в Рабочей программе изменено количество часов для теоретического изучения тем Примерной программы.
В содержание учебной дисциплины включено 6 тем:
Тема 1. Информационная деятельность человека.
Тема 2. Информация и информационные процессы.
Тема 3. Средства ИКТ.
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.
Тема 5. Телекоммуникационные технологии.
Тема 6. Повторение.
Заключительная тема общеобразовательной учебной дисциплины Информатика и ИКТ Предэкзаменационное повторение.
Соответствие рабочей и примерной программы
Наименование темы
Примерная программа
Рабочая программа
Количество часов
Количество часов
Теор.
Прак.
Теор.
Прак.
Введение
1
2
1. Информационная деятельность человека
4
4
4
4
2. Информация и информационные процессы
12
20
14
25
Контрольная работа
2
3. Средства ИКТ
8
12
8
10
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
8
20
10
22
5. Телекоммуникационные технологии
10
12
5
9
6. Повторение
2
Зачет
Резерв учебного времени
4
2
Итого
47
70
47
70
Всего
117
117
Общее количество часов осталось без изменения, но в связи с тем, что включается контрольная работа и не учитывается резерв учебного времени, были проведены изменения часов по темам. Кроме того изменениям нагрузки по темам способствовал и тот фактор, что каждый семестр имеет конкретное количество часов, и если оставить распределение часов без изменений, произойдет разрыв темы №3.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины
и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
176
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
практические занятия
70
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
59
в том числе:
изучение инструкций, подготовка сообщения или доклада, иллюстрация доклада/сообщения с использованием средств мультимедиа, составление схемы, заполнение таблиц, создание расчетных таблиц, построение графиков процессов, построение и анализ информационной модели, выполнение учебного проекта или реферата
Итоговая аттестация в форме экзамена
Тематический план
общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
для специальности 260807
«Технология продукции общественного питания»
Наименование разделов и тем
Макси-мальная нагрузка студентов
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Самосто-ятельная нагрузка студентов
Всего
Аудитор-ные занятия
Практи-ческие занятия
1 семестр
Введение
2
2
2
Тема 1. Информационная деятельность человека
17
8
4
4
9
Тема 2. Информация и информационные процессы
52
39
14
25
13
Контрольная работа
2
2
2
Итого
73
51
22
29
22
2 семестр
Тема 3. Средства ИКТ
28
18
8
10
10
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
47
32
10
22
15
Тема 5. Телекоммуникационные технологии
24
14
5
9
10
Тема 6. Повторение
4
2
2
2
Итого
103
66
25
41
37
Всего
176
117
47
70
59
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Требования техники безопасности.
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
2
1
Тема 1. Информационная деятельность человека
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения
8
2
Пр/з 1. Информационные ресурсы
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением
2
Пр/з 2. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет
2
Самостоятельная работа №1: Заполнение таблицы «Виды информационной деятельности человека», «Правовые нормы, относящиеся к информации»
Самостоятельная работа №2: подготовка сообщения по одной из тем: «Стоимостные характеристики информационной деятельности», «Правонарушения в информационной сфере»,
«Коммерческие программы или программы с открытым кодом», иллюстрация сообщения с использованием средств мультимедиа
9
3
Тема 2. Информация и информационные процессы
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления
39
2, 3
Пр/з 3. Дискретное представление информации
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации
2
Пр/з 4. Решение задач
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
3
Пр/з 5-6. Представление информации в различных системах счисления.
Перевод чисел из одной системы в другие и обратно.
Арифметические действия в позиционных системах счисления.
4
Пр/з 7. Среда программирования
Среда программирования. Тестирование готовой программы.
2
Пр/з 8. Исследование компьютерной модели
Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели
2
Пр/з 9. Хранение данных. Архивация
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов
2
Пр/з 10-11. Поисковые системы
Поисковые системы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Поиск информации на государственных образовательных порталах
4
Пр/з 12. Передача информации. Модем
Передача информации. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных
2
Пр/з 13. Работа с электронной почтой
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги
2
Пр/з 14. Автоматические системы управления (АСУ)
АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.
2
Самостоятельная работа №3: Заполнение таблицы «Дискретное представление разных видов информации», «Формы записи информации»
Самостоятельная работа №4: составление схем основных информационных процессов
Самостоятельная работа №5: составление словаря компьютерных терминов
Самостоятельная работа №6: подготовка сообщения или доклада по одной из тем: «Архивация данных»,
«Поисковые системы»,
«Компьютерное моделирование»,
«Автоматические и автоматизированные системы управления», иллюстрация доклада/сообщения с использованием средств мультимедиа, выполнение учебного проекта или реферата
13
3
Контрольная работа
2
Тема 3. Средства ИКТ
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
18
2
Пр/з 15. Требования к компьютерному рабочему месту
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности
1
Пр/з 16. Внешние устройства компьютера.
Назначение и технические характеристики внешних устройств компьютера.
2
Пр/з 17. Операционная система
Операционная система.
1
Пр/з 18. Интерфейс пользователя
Графический интерфейс пользователя.
2
Пр/з 19. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы.
2
Пр/з 20. Разграничение прав доступа в сети
Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.
2
Самостоятельная работа № 7: Заполнение таблиц «Технические характеристики персонального компьютера (ПК)», «Назначение и технические характеристики внешних устройств компьютера»;
Самостоятельная работа № 8: Подготовка сообщения по одной из тем: «Программное обеспечение компьютерных сетей»,
«Аппаратное обеспечение компьютерных сетей»,
«Защита информации»,
«Комплектация компьютерного рабочего места для различных направлений профессиональной деятельности»,
«Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение», иллюстрация сообщения с использованием средств мультимедиа
10
3
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
32
3
Пр/з 21. Основные способы преобразования (верстки) текста
Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. Использование систем проверки орфографии и грамматики
2
Пр/з 22. Создание таблиц, подготовка бланков.
Создание таблиц, подготовка бланков.
2
Пр/з 23. Колонтитулы, ссылки и сноски.
Колонтитулы, ссылки и сноски.
2
Пр/з 24. Шаблоны документов и их использование
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).
2
Пр/з 25. Обработка числовых данных
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
2
Пр/з 26. Построение графиков и диаграмм.
Построение графиков и диаграмм.
2
Пр/з 27. Базы данных. Поиск и сортировка информации.
Базы данных. Поиск и сортировка информации.
2
Пр/з 28. Работа с электронными каталогами
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
2
Пр/з 29. Компьютерные презентации
Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.
2
Пр/з 30. Мультимедийные объекты компьютерных презентаций.
Мультимедийные объекты компьютерных презентаций.
2
Пр/з 31. Аудио и видеомонтаж
Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.
2
Самостоятельная работа №9: Заполнение таблиц «Назначение непечатаемых символов» и «Характеристики типов данных», Самостоятельная работа №10: Составление схемы «Иерархическая модель данных»
Самостоятельная работа №11: Подготовка сообщения по одной из тем: «Цифровое оборудование для создания графических и мультимедийных объектов»,
«Программное обеспечение для аудио- и видеомонтажа», иллюстрация сообщения с использованием средств мультимедиа,
Самостоятельная работа №12: Выполнение реферата «Программные среды для создания компьютерной графики и черчения, мультимедийные среды» или учебного проекта по индивидуальной теме
15
3
Тема 5. Телекоммуникационные технологии
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
14
2
Пр/з 32. Браузер. Работа с Интернет-СМИ
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином
1
Пр/з 33. Интернет-услуги
Примеры работы с Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
1
Пр/з 32. Web-сайт
Методы создания и средства сопровождения сайта.
2
Пр/з 33. Общие ресурсы в сети Интернет
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет. Настройка видео веб-сессий.
2
Пр/з 34. Защита проектов.
Защита проектов.
2
Пр/з 35. Интернет- тестирование
Использование тестирующих систем в учебной деятельности
1
Самостоятельная работа №13: Заполнение таблицы «Назначение основных видов услуг глобальных сетей», «Геоинформационные системы», «Программное обеспечение для работы в сети Интернет», Самостоятельная работа №14: Составление схемы «Адресация ресурсов сети Интернет»
Самостоятельная работа №15: подготовка сообщения по одной из тем: «Общие ресурсы в сети Интернет»,
«Организация коллективной деятельности в компьютерных сетях»,
«Методы создания и средства сопровождения сайта», иллюстрация сообщения с использованием средств мультимедиа
10
Тема 6. Повторение
Повторение
2
3
Самостоятельная работа №16: Подбор материала для подготовки к экзамену.
2
3
Всего
117 (176)
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ дисциплины МАТЕМАТИКА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Информатики и ИКТ
Оборудование учебного кабинета: компьютерные рабочие места, столы, стулья, шкафы; плакатницы, экран, проектор.
Средства обучения:
-
компьютерные презентации уроков;
-
опорный конспект;
-
наглядные пособия - печатные пособия (схемы, таблицы, рисунки, иллюстративный раздаточный материал); натуральные наглядные пособия (технические устройства для демонстрации внутреннего устройства компьютера и развития компьютерной техники);
Технические средства обучения:
-
компьютерный класс;
-
ЛВС;
-
проектор;
-
экран или интерактивная доска;
-
сканер;
-
принтер;
-
графические планшеты;
-
сервер данных;
-
возможность подключения к сети Интернет.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной
учебной дисциплины, систематизированный по компонентам
-
Нормативная документация.
-
Рабочая программа.
-
Контрольно-измерительные материалы.
-
Перечень СРС.
-
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов.
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники и учебные пособия:
-
Е.А.Колмыкова, И.А.Кумскова Информатика: учебное пособие для студентов СПО - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
-
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учебное пособие для студентов СПО - М.: Издательский центр «Академия», 2011
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М., 2007
Дополнительные источники:
-
Е.Г.Глебова Опорный конспект по информатике - М., КСУ №3, 2009
-
Бешенков С.А. Информатика. Систематический курс: учебник для 10 кл. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
-
Бешенков С.А. Информатика. Систематический курс: учебник для 11 кл. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
-
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. - М., 2010
Интернет-ресурсы:
school-collection.edu.ru/,
infoegehelp.ru/,
metod-kopilka.ru/,
openclass.ru/,
klyaksa.net/,
videouroki.net/,
inf.1september.ru/,
alleng.ru/edu/comp.htm,
book.kbsu.ru/theory/index.html
4. контроль и оценка результатов освоения
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ дисциплины МАТЕМАТИКА
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований и итоговой аттестации в виде письменного экзамена.
Раздел (тема) учебной дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формируемые общеучебные и общие компетенции
Формы и методы контроля
Тема 1. Информационная деятельность человека
Умения:
- вводить команды в компьютер, вводить и сохранять данные;
- работать с учебными материалами, размещенными в сети компьютерного класса и сети Интернет.
Знания:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- виды информационной деятельности человека;
- требования информационной этики и права.
Экспертное наблюдение в ходе практических работ;
устный опрос;
оценка правильности заполнения таблицы;
оценивание содержания сообщения.
Тема 2.
Информация и информационные процессы
Умения:
- различать «виды» (по различным классификациям), «формы представления» и «свойства» информации;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- организовывать упорядоченное и компактное хранение данных;
- архивировать и извлекать данные из архива;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
читать, составлять и записывать несложные алгоритмы;
- осуществлять поиск информации на различных ресурсах компьютерной сети Интернет, составлять различные комбинации условия поиска;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Знания:
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;
- единицы измерения информации;
- основные информационные процессы
Экспертное наблюдение в ходе практических работ;
устный опрос;
оценка правильности заполнения таблицы;
оценка составления схем;
оценивание содержания сообщения;
тестирование.
Тема 3.
Средства ИКТ
Умения:
- выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ;
- осуществлять выбор технических и программных средств в соответствии с поставленной задачей.
Знания:
- правила техники безопасности;
- гигиенические требования к использованию компьютеров;
- назначение и основные технические характеристики внешних устройств компьютера;
- назначение и функции операционных систем
Экспертное наблюдение в ходе практических работ;
оценка правильности заполнения таблиц;
устный опрос, ответы на контрольные вопросы
оценивание содержания сообщения.
Тема 4.
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Умения:
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий (ИТ);
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективной организации индивидуального информационного пространства; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Знания:
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности - текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы
Экспертное наблюдение в ходе практических работ;
оценка правильности выбора способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
устный опрос,
оценка правильности заполнения таблиц;
оценка правильности составления схемы;
оценивание содержания сообщения
оценка навыка иллюстрации работ с использованием средств мультимедиа.
Тема 5. Телекоммуника-ционные технологии
Умения:
- осуществлять поиск информации с помощью браузеров и поисковых программ и пр.;
- сохранять результаты работы в различном формате;
- создавать гипертекстовые информационные объекты;
- пользоваться электронной почтой и услугами файлового обмена;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективной организации индивидуального информационного пространства; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективного применения информационных образовательных ресурсов для учебы и профессионального роста.
Знания:
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации телекоммуникационной деятельности;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей;
- адресацию ресурсов сети Интернет;
- нормы телекоммуникационного этикета.
Экспертное наблюдение в ходе практических работ;
устный опрос;
оценка правильности заполнения таблицы
оценка правильности составления схемы;
оценивание содержания сообщения
оценка навыка иллюстрации работ с использованием средств мультимедиа.
тестирование;
письменный опрос
-
самостоятельная внеаудиторная работа
Наименование тем
Самостоятельная работа
Объем часов
Тема 1. Информационная деятельность человека
Самостоятельная работа №1: Заполнение таблицы «Виды информационной деятельности человека», «Правовые нормы, относящиеся к информации»
Самостоятельная работа №2: подготовка сообщения по одной из тем: «Стоимостные характеристики информационной деятельности», «Правонарушения в информационной сфере»,
«Коммерческие программы или программы с открытым кодом», иллюстрация сообщения с использованием средств мультимедиа
9
Тема 2. Информация и информационные процессы
Самостоятельная работа №3: Заполнение таблицы «Дискретное представление разных видов информации», «Формы записи информации»
Самостоятельная работа №4: составление схем основных информационных процессов
Самостоятельная работа №5: составление словаря компьютерных терминов
Самостоятельная работа №6: подготовка сообщения или доклада по одной из тем: «Архивация данных»,
«Поисковые системы»,
«Компьютерное моделирование»,
«Автоматические и автоматизированные системы управления», иллюстрация доклада/сообщения с использованием средств мультимедиа, выполнение учебного проекта или реферата
13
Тема 3. Средства ИКТ
Самостоятельная работа № 7: Заполнение таблиц «Технические характеристики персонального компьютера (ПК)», «Назначение и технические характеристики внешних устройств компьютера»;
Самостоятельная работа № 8: Подготовка сообщения по одной из тем: «Программное обеспечение компьютерных сетей»,
«Аппаратное обеспечение компьютерных сетей»,
«Защита информации»,
«Комплектация компьютерного рабочего места для различных направлений профессиональной деятельности»,
«Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение», иллюстрация сообщения с использованием средств мультимедиа
10
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Самостоятельная работа №9: Заполнение таблиц «Назначение непечатаемых символов» и «Характеристики типов данных», Самостоятельная работа №10: Составление схемы «Иерархическая модель данных»
Самостоятельная работа №11: Подготовка сообщения по одной из тем: «Цифровое оборудование для создания графических и мультимедийных объектов»,
«Программное обеспечение для аудио- и видеомонтажа», иллюстрация сообщения с использованием средств мультимедиа,
Самостоятельная работа №12: Выполнение реферата «Программные среды для создания компьютерной графики и черчения, мультимедийные среды» или учебного проекта по индивидуальной теме
15
Тема 5. Телекоммуникационные технологии
Самостоятельная работа №13: Заполнение таблицы «Назначение основных видов услуг глобальных сетей», «Геоинформационные системы», «Программное обеспечение для работы в сети Интернет», Самостоятельная работа №14: Составление схемы «Адресация ресурсов сети Интернет»
Самостоятельная работа №15: подготовка сообщения по одной из тем: «Общие ресурсы в сети Интернет»,
«Организация коллективной деятельности в компьютерных сетях»,
«Методы создания и средства сопровождения сайта», иллюстрация сообщения с использованием средств мультимедиа
10
Тема 6. Повторение
Самостоятельная работа №16: Подбор материала для подготовки к экзамену.