• Преподавателю
  • Информатика
  • Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по профессии 230103. 01 Оператор электронно-вычислительных машин

Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по профессии 230103. 01 Оператор электронно-вычислительных машин

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин,Федерального государственного образовательного стандартасреднего профессионального образования поспециальности 230115 Программирование в компьютерных системах (базовой и углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы 230000 Информатика и вычислительная техник...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Мордовия

ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А. И. Полежаева»










Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Выполнение работ по профессии

230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин






2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ


стр.


1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 10

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 27

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 31




1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Выполнение работ по профессии

230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах (базовой и углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы 230000 Информатика и вычислительная техника в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии 230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать аппаратное обеспечение и операционную систему персонального компьютера;

2. Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику;

3. Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей;

4. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных;

5. Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета;

6. Создавать и обрабатывать цифровые изображения и объекты мультимедиа;

7. Обеспечивать меры по информационной безопасности.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • подключения кабельной системы персонального компьютера и периферийного оборудования;

  • настройки параметров функционирования персонального компьютера, периферийного оборудования и компьютерной оргтехники;

  • настройки и использования основных компонентов графического интерфейса операционной системы;

  • доступа и использования информационных ресурсов локальных и глобальных компьютерных сетей;

  • диагностики простейших неисправностей персонального компьютера, периферийного оборудования и компьютерной оргтехники;

  • создания различных видов документов с помощью различного прикладного программного обеспечения, в т.ч. текстовых, табличных, презентационных, а также Веб-страниц;

  • управления содержимым баз данных;

  • сканирования, обработки и распознавания документов;

  • создания цифровых графических объектов;

  • осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов Интернета;

  • создания и обработки объектов мультимедиа;

  • обеспечения информационной безопасности;

уметь:

  • выполнять настройку интерфейса операционных систем;

  • набирать алфавитно-цифровую информацию на клавиатуре персонального компьютера 10-пальцевым методом;

  • управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в интернете;

  • подключать периферийные устройства и компьютерную оргтехнику к персональному компьютеру и настраивать режимы ее работы;

  • производить установку и замену расходных материалов для периферийных устройств и компьютерной оргтехники;

  • производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;

  • использовать мультимедиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера;

  • производить сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов;

  • производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер;

  • осуществлять резервное копирование и восстановление данных;

  • диагностировать простейшие неисправности персонального компьютера, периферийного оборудования и компьютерной оргтехники;

  • вести отчетную и техническую документацию;

  • создавать и управлять содержимым документов с помощью редактора документов;

  • создавать и управлять содержимым таблиц с помощью редакторов таблиц;

  • создавать и управлять содержимым презентаций с помощью редакторов презентаций;

  • создавать и управлять содержимым Веб-страниц с помощью HTML-редакторов;

  • вводить, редактировать и удалять записи в базе данных;

  • создавать и обмениваться письмами электронной почты;

  • осуществлять навигацию по Веб-ресурсам Интернета с помощью программы Веб-браузера;

  • осуществлять поиск, сортировку и анализ информации с помощью поисковых интернет- сайтов;

  • осуществлять взаимодействие с пользователями с помощью программы-пейджера мгновенных сообщений;

  • распознавать сканированные текстовые документы с помощью программ распознавания текста;

  • создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;

  • создавать и редактировать объекты мультимедиа, в т.ч. видео-клипы;

  • пересылать и публиковать файлы данных в Интернете;

  • осуществлять антивирусную защиту персонального компьютера с помощью антивирусных программ;

  • осуществлять резервное копирование и восстановление данных;

  • осуществлять мероприятия по защите персональных данных;

  • вести отчетную и техническую документацию;

знать:

  • классификацию видов и архитектуру персональных компьютеров;

  • устройство персональных компьютеров, основные блоки, функции и технические характеристики;

  • архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера;

  • принципы лицензирования и модели распространения операционных систем для персонального компьютера;

  • виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;

  • принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования;

  • виды и характеристики носителей информации, файловые системы, форматы представления данных;

  • принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;

  • нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой порядок установки и настройки прикладного программного обеспечения на персональный компьютер;

  • назначение, разновидности и функциональные возможности редакторов текстов, таблиц и презентаций;

  • виды и назначение систем управления базами данных, принципы проектирования, создания и модификации баз данных;

  • назначение, разновидности и функциональные возможности программ распознавания текста;

  • назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки растровой и векторной графики;

  • назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания объектов мультимедиа;

  • назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания Веб-страниц;

  • структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;

  • основные виды угроз информационной безопасности и средства защиты информации;

  • принципы антивирусной защиты персонального компьютера;

  • состав мероприятий по защите персональных данных;

  • принципы лицензирования и модели распространения прикладного программного обеспечения для персонального компьютера

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - 726 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 438 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 292 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 146 час;

учебной практики - 108 часов;

производственной практики (по профилю специальности) - 180 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение работ по профессии Оператор электронно-вычислительных машин, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать аппаратное обеспечение и операционную систему персонального компьютера

ПК 2.

Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику

ПК 3.

Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей

ПК 4.

Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных

ПК 5.

Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета

ПК 6.

Создавать и обрабатывать цифровые изображения и объекты мультимедиа

ПК 7.

Обеспечивать меры по информационной безопасности

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 7

Раздел 1. Использование аппаратного и программного обеспечения ПК

234

132

62

-

66

-

36

-

ПК 3, ПК 4, ПК 5, ПК 6, ПК 7

Раздел 2. Использование прикладного программного обеспечения

312

160

82

80

72

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

180


180

Всего:

726

292

144

-

146

-

108

180

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1 Использование аппаратного и программного обеспечения ПК

234


МДК 1. Технология

работы с аппаратным

обеспечением и

операционной

системой

персонального

компьютера,

периферийными

устройствами и

компьютерной

оргтехникой



132

Тема 1.1. Аппаратное обеспечение компьютера

Содержание

14

1

Аппаратная платформа ПК

Архитектура аппаратных средств. Классы структур аппаратных средств ЭВМ: SISD, MISD, SIMD, MIMD. Платформы-бренды. Платформы-анклавы. Несовместимые аппаратные платформы.

2

2

Компьютеры и их виды

Виды компьютеров по назначению: универсальные компьютеры, проблемно-ориентированные компьютеры, специализированные компьютеры.


2

3

Компьютеры и их виды

Виды компьютеров по функциям и внешним параметрам: персональный компьютер (настольный компьютер, десктоп, стационарный нетбук), переносной компьютер (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер, карманный компьютер, микрокомпьютер), автоматизированное рабочее место, сервер, мейнфрейм, суперкомпьютер, игровые приставки

2

4

Интерфейсы ПК

Понятие интерфейса. Внутренние и внешние интерфейсы ПК. Функции и технические характеристики интерфейсов.

2

5

Периферийные устройства ПК

Понятие периферийных устройств. Внутренние и внешние периферийные устройства. Схема связи с периферийным устройством.

2

6

Периферийные устройства ПК

Монитор, дисплей, экран. Клавиатура. Манипулятор «Мышь». Принтер. Сканер. Многофункциональное устройство (МФУ). Акустические колонки.

2

7

Порты ввода-вывода

Назначение портов ввода-вывода. Классификация портов ввода-вывода: последовательные и параллельные. Преимущества и недостатки.

2

Практические занятия

48


1

Изучение интерфейса USB

2

Изучение интерфейса VGA-DVI

3

Изучение интерфейса SCSI-SAS

4

Изучение интерфейса HDMI

5

Изучение интерфейса DISPLAY PORT

6

Особенности и принцип работы: CD-DVD

7

Особенности и принцип работы: BLU-RAY

8

Подключение периферийных устройств: сканеры

9

Подключение периферийных устройств: принтеры

10

Особенности и принцип работы: плоттеры и МФУ

11

Подключение и принцип работы устройств ввода-вывода: мышь

12

Подключение и принцип работы устройств ввода-вывода: клавиатура

13

Подключение и принцип работы устройств ввода-вывода: манипуляторы


14

Подключение и принцип работы мультимедиа проектора

15

Особенности и принцип работы: WEB-камеры

16

Особенности и принцип работы: интерактивные доски

17

Особенности и принцип работы: игровые приставки

18

Подключение и особенности функционирования флэш-карт

19

Подключение и особенности функционирования флэш-накопителей и внешних жестких дисков

20

Принцип работы SSD - накопителей

21

Подключение и особенности функционирования жидкокристаллических дисплеев

22

Технология изготовления ЖК-дисплеев

23

Подключение и принцип работы цифровой видеокамеры

24

Подключение и особенности работы ноутбука

Тема 1.2. Программное обеспечение компьютера. Операционные системы

Содержание

30


1

Программное обеспечение компьютера

Понятие программного обеспечения. Архитектура программного обеспечения. Качество программного обеспечения. Тестирование программного обеспечения. Лицензия на программное обеспечение. Патенты и программное обеспечение.

2

2

Классификация программного обеспечения

Классификация программного обеспечения по назначению и способу исполнения. Системное программное обеспечение: встроенные программы и утилиты.

2

3

Классификация программного обеспечения

Прикладное программное обеспечение: универсальное и специализированное программное обеспечение. Научное программное обеспечение. Развлекательное программное обеспечение. Мультимедийное программное обеспечение. САПР. Системы электронного документооборота.

2

4

Классификация программного обеспечения

Инструментальное программное обеспечение. Виды инструментального программного обеспечения. Ассемблеры. Трансляторы: компиляторы и интерпретаторы. Компоновщики (редакторы связей). Препроцессоры исходных текстов. Отла́дчик (debugger). Текстовые редакторы. Специализированные редакторы исходных текстов. Редакторы графического интерфейса.

2

5

Основные понятия операционных систем

Определение операционной системы. Основные функции. Характеристика операционных систем. Группы компонентов операционных систем. Основные и дополнительные функции операционных систем.


2

6

Классификация операционных систем

Классификации: по назначению, по способу загрузки. Особенности алгоритмов управления ресурсами. Особенности аппаратных платформ. Особенности областей использования. Особенности методов построения.

2

7

Тенденции развития операционных систем

Тенденции развития операционных систем Windows, MacOS, Linux. Востребованность различных операционных систем. Развитие сервис-ориентированных операционных систем.

2

8

Загрузчик операционной системы

Понятие загрузчика операционной системы. Функции загрузчика операционной системы. Этапы загрузки операционной системы.

2

9

Принципы лицензирования операционных систем

Виды лицензий. Способы приобретения лицензий. Принципы лицензирования.

2

10

Драйвера операционной системы

Структура драйвера. Идеология построения драйверов. Интеграция драйверов. Виртуальные драйверы.

3

11

Операционная система ПК

Основные характеристики. Графический интерфейс. Настройка системы

3

12

Файловые системы

Назначение файловых систем Основные характеристики. Иерархия каталогов. Классификация файловых систем. Задачи файловой системы.

2

13

Файловые системы NTFS, FAT

Особенности и преимущества файловых систем. Файловые системы FAT16 и FAT32. Основные особенности NTFS. Сравнительная характеристика файловых систем FAT и NTFS.

2

14

Файловая система exFAT

Преимущества, ограничения, поддержка и лицензирование файловой системы exFAT. ExFAT в современных операционных системах

3

15

Файловая система UDF

Возможности файловой системы UDF. Версии и поддержка файловой системы UDF. Использование на оптических и других носителях.

3

Практические занятия

14


1

Установка операционной системы

2

Настройка BIOS операционной системы

3

Настройка интерфейса операционной системы по заданным условиям

4

Работа с компонентами операционной системы

5

Установка драйверов

6

Резервное копирование и восстановление данных

7

Работа с файловыми системами

Тема 1.3. Техническое обслуживание компьютерных систем

Содержание

26

1

Техническое обслуживание компьютерных систем

Основные понятия и определения. Задача технического обслуживания. Виды технического состояния объекта. Показатели надежности.







2

2

Организация технического обслуживания средств вычислительной техники

Типовая система технического профилактического обслуживания и ремонта. Методы формирования системы ТО и ремонта.

2

3

Периодичность и организация работ. Материально-техническое обеспечение.

Виды технического обслуживания средств вычислительной техники. Методы технического обслуживания (ремонта) средств вычислительной техники. Виды ремонта средств вычислительной техники. Материальное обеспечение обслуживания средств вычислительной техники.

3

4

Системы автоматизированного контроля, автоматического восстановления и диагностирования, их взаимосвязь

Принцип организации системы автоматического контроля. Диагностические программы. Взаимосвязь систем автоматизированного контроля.

2

5

Основные виды контроля

Программный, аппаратурный и комбинированный контроль. Классификация тестов.

2

6

Диагностические программы общего и специального назначения

Категории диагностических программ. Информационные программы. Тестовые программы. Универсальные программы.

2

7

Сервисная аппаратура

Классификация сервисного оборудования. Измерительные приборы и тестовые разъемы для проверки портов ПК. Платы мониторинга системы (РОST- платы). ПАК проверки материнской платы PC POWER PCI-2.2. Специализированные ПАК. ПАК проверки отдельных элементов системы.

2

8

Виды конфликтов при установке оборудования, способы их устранения

Системные ресурсы. Предотвращение конфликтов, возникающих при использовании ресурсов.

3

9

Виды неисправностей, особенности их проявления и обнаружения

Основные виды ошибок и принцип подход к ним: ошибки в программах, ошибочные действия оператора, ошибки в устройствах хранения и передачи информации, ошибки в оборудовании. Основные направления поиска и устранения неисправностей.

3

10

Типовые алгоритмы нахождения неисправностей

Поиск неисправностей системного блока. Основные принципы построения современных мониторов и поиск неисправностей. Диагностика неисправностей и ремонт принтеров.

3

11

Типовые алгоритмы нахождения неисправностей

Поиск неисправностей других видов периферийного оборудования: клавиатуры, манипулятора «мышь», флэш-накопителей. Поиск неисправности сетевого оборудования.

3

12

Утилизация неисправных элементов средств вычислительной техники

Типовая система утилизации неисправных элементов. Нормативно-правовой, организационный, сертификационный, технологический, экологический и экономико-финансовый аспекты. Основные направления деятельности на различных этапах утилизации неисправных элементов.

3

13

Ресурсо- и энергосберегающие технологии использования средств вычислительной техники

Энергосберегающие технологии. Технологии энергосбережения в мобильных ПК.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1

Виды работ

Подготовка к практическим занятиям

Оформление результатов практических занятий по заданным критериям

Работа над рефератами и докладами по предложенным темам

66


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Устройства персональных компьютеров

Виды и назначение периферийных устройств

Современное периферийное оборудование

Мультимедийное и сетевое оборудование

Открытые операционные системы

Протоколы передачи данных

Аппаратные средства защиты данных

Учебная практика

Виды работ

Изучение нормативной документации по установке, эксплуатации и охране труда при работе с ПК, периферийным оборудованием и оргтехникой

Сборка персонального компьютера по заданным характеристикам

Подключение кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования

Подключение дополнительных жестких дисков

Подключение дополнительных DVD приводов

Установка и настройка операционной системы

Настройка основных компонентов графического интерфейса ОС и специализированных программ-редакторов

Установка и настройка антивирусных программ

Установка драйверов периферийных устройств

Настройка периферийных устройств

Техническое обслуживание ПК и периферийных устройств

Замена расходных материалов всех видов принтеров

Диагностика неисправностей персонального компьютера и периферийного оборудования

Управление файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также дисках локальной сети и в Интернете

Ведение отчетной документации

36


Раздел ПМ 2 Использование прикладного программного обеспечения

312


МДК 2. Технология

использования

прикладного

программного

обеспечения для персонального

компьютера

240

Тема 2.1. Технологии обработки текстовой информации

Содержание

12

1

Технология обработка текстовой информации

Форматы текстовых файлов. Текстовые редакторы. Создание и редактирование документов.

3

2

Технология обработка текстовой информации

Проверка правописания. Тезаурус. Редактировании и форматирование текста. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Списки. Стили и шаблоны.

3

3

Технология обработка текстовой информации

Структура многостраничного документа. Гипертекстовый документ. Гиперссылки, перекрёстные ссылки, сноски, указатели, закладки. Колонтитулы, оглавление, список иллюстраций.

3

4

Таблицы и графические объекты в текстовых редакторах

Создание таблиц. Форматирование таблиц. Расчётные операции в таблицах. Построение диаграмм. Вставка и действия с графическими объектами.

3

5

Таблицы и графические объекты в текстовых редакторах

Создание, редактирование и настройка графических объектов средствами текстового редактора - схем, организационных диаграмм.

3

6

Программы распознавания текста

Назначение. Виды программ распознавания. Функциональные возможности программ распознания текстов. Сканирование текстовых документов.

3

Практические занятия

10


1

Создание документа. Форматирование символов и абзацев

2

Работа с таблицами и графическими объектами в текстовом документе

3

Сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов. Настройка параметров сканирования

4

Распознавание и обработка отсканированного текста по заданным условиям

Тема 2.2. Технологии обработки числовой информации

Содержание

6

1

Технология обработки числовой информации

Электронные таблицы. Структуризация данных (ячейки, строки, столбцы, листы). Форматирование данных. Адресация данных. Быстрый ввод. Сложный ввод. Автозаполнение.

2

2

Организация расчётов в электронных таблицах

Формулы. Функции. Мастер функций. Основные функции. Диаграммы. Графические объекты.

2

3

Организация расчётов в электронных таблицах

Обработка таблиц как баз данных. Сортировка. Фильтрация. Промежуточные и общие итоги. Сводные таблицы

2

Практические занятия

12


1

Использование различных способов ввода и оформления данных в электронных таблицах

2

Использование формул и функций в расчётных операциях с данными таблиц по заданным условиям.

3

Расчёт промежуточных и общих итогов по заданным условиям

4

Создание сводных таблиц по заданным условиям

Тема 2.3. Технологии работы с базами данных

Содержание

10

1

Основные понятия баз данных

База данных. СУБД. Виды СУБД. Архитектура Access. Таблицы. Поле. Ключевое поле. Запись. Запрос. Форма. Отчет.

2

2

Проектирование базы данных

Создание структуры БД. Способы организации таблиц. Связь таблиц. Схема данных. Обработка данных.

2

3

Обработка данных

Способы поиска данных. Замена. Сортировка. Фильтрация. Запросы. Виды запросов.

2

4

Обработка данных

Запрос по образцу QBE. Создание запроса-выборки. Запрос с параметром. Запрос с условием.

2

5

Организация форм и отчетов

Форма. Мастер форм. Конструктор форм. Мастер отчетов. Конструктор отчетов. Компоненты форм и отчетов.

3

Практические занятия

12


1

Создание базы данных. Организация таблиц.

2

Поиск данных по заданным условиям

3

Модификация данных с помощью запросов

4

Создание форм и отчетов.

Тема 2.4. Технологии обработки аудио информации

Содержание

8

1

Основные сведения о цифровом представлении звуковой информации

Определение звука. Запись звука. Оцифровка звука. Характеристики оцифрованного звука.

2

2

Основные сведения о цифровом представлении звуковой информации

Схема кодирования звука. Определение объема звуковой информации. Звуковые форматы. Методы конвертирования файлов.

2

3

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука

Назначение и возможности программ обработки звука. Обзор инструментов. Настройка параметров. Запуск приложения. Оцифровка и редактирования звука.

2

4

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука

Запись с микрофона. Редактирование звуковой дорожки. Удаление шума. Усиление сигнала. Разбиение аудиозаписи на фрагменты. Применение различных аудио эффектов.


2

Практические занятия

10


1

Запись звуковой дорожки. Работа в программе с микрофоном

2

Монтаж фонограммы по заданным условиям

3

Наложение дорожек

4

Разбивка файла с записью на несколько фрагментов по заданным условиям

Тема 2.5. Технологии обработки графической информации

Содержание

16

1

Основные сведения о цифровом представлении графической информации в ПК

Понятие растра, пикселя, пространственная дискретизация, палитра цветов, глубина цвета. Принцип кодирования графической информации.

2

2

Основные сведения о цифровом представлении графической информации в ПК

Растровое представление графической информации. Векторное представление графической информации. Фрактальная графика.

2

3

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки растровых графических изображений.

Окно программы. Настройка редактора. Типы изображений. Форматы файлов. Инструменты редактора.

2

4

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки растровых графических изображений.

Виды и параметры форматов графических файлов, обрабатываемых программой. Методы конвертирования файлов.

2

5

Технологии обработки растровой графики

Работа с фотографиями и готовыми рисунками, отсканированными изображениями. Основные приемы рисование в редакторе.

3

6

Технологии обработки растровой графики

Работа с кистями, масками и контурами. Работа с текстом. Работа со слоями, фильтрами. Создание анимационных объектов.


3

7

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки векторных графических изображений

Типы векторных изображений. Форматы файлов.

3

8

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки векторных графических изображений

Инструменты редакторов векторной графики.


3

Практические занятия

12


1

Перенос данных с фото и видеокамеры на ПК

2

Использование спецэффектов

3

Создание коллажа в растровом редакторе.

4

Создание информационного плаката в векторном редакторе

5

Создание анимации

Тема 2.6. Технологии создания мультимедийных презентаций

Содержание

6

1

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ создания мультимедийных презентаций

Окно программы. Слайд. Шаблон презентации. Разметка и дизайн слайдов. Эффекты оформления.

2

2

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ создания мультимедийных презентаций

Эффекты анимации. Оформление презентации анимацией, звуковыми и видео эффектами.

2

3

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ создания мультимедийных презентаций

Сортировщик слайдов. Настройка показа презентации. Печать слайдов презентации.

2

Практические занятия

10


1

Создание слайдов презентации по заданным условиям

2

Оформление презентации анимацией, звуковыми и видео эффектами по заданным условиям

3

Настройка, показ итоговой презентации по заданным условиям. Запись презентации на различные носители

Тема 2.7. Технологии обработки видео файлов

Содержание

6


1

Основные сведения о цифровом представлении видео информации

Цифровые устройства для записи видео. Видео форматы.

2

2

Основные сведения о цифровом представлении видео информации

Методы конвертирования файлов. Кодеки.

2

3

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки видео файлов

Назначение программ видео обработки. Возможности программ. Интерфейс программы обработки видео файлов. Создание и публикация фильма на компьютере

2

Практические занятия

8


1

Редактирование импортированных файлов в программе

2

Конвертация файлов

3

Создание итогового мультимедийного продукта. Публикация по заданным условиям

Тема 2.8. Использование ресурсов компьютерных сетей

Содержание

8

1

Информационные ресурсы компьютерных сетей

Ресурсы локальных сетей: аппаратные и программные.

2

2

Информационные ресурсы компьютерных сетей

Ресурсы глобальных сетей: электронная почта, WWW, чаты, интернет - магазины, форумы.

2

3

Информационные ресурсы компьютерных сетей

Информационно-поисковые системы. Поиск информации. Основные характеристики и классификация информационно-поисковых систем. Организация поиска.

2

4

Информационные ресурсы компьютерных сетей

Интернет-технологии и телеконференции. Организация телеконференций в глобальной сети.

2

Практические занятия

4


1

Использование электронной почты

2

Поисковые системы

Тема 2.9. Технологии создания веб-страниц и сайтов

Содержание

6

1

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц

Понятия Web - страница, сайт. HTML. Контент.

2

2

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц

Структура сайта. Ссылка. Технологии создания сайта.


2

3

Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц

Программные продукты для проектирования сайтов: Html-Reader, CatsHtml, HTML Optimizer, Clear HTML, AI HTML Utilities, Adobe Dreamweaver, Macromedia HomeSite, Microsoft FrontPage, RapidCSS, Free CSS, Toolbox, Stylizer, TopStyle, GIMP, Adobe Photoshop, Денвер, CMS Joomla.

2

Практические занятия

4


1

Создание информационного сайта в CMS Joomla

2

Создание фотогалереи и системы вопрос-ответ в Joomla. Публикация сайта.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2

Подготовка к практическим занятиям.

Оформление результатов практических занятий по заданным критериям.

Работа над рефератом по предложенным темам.

80

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Программы обработки текстовой информации

  2. Программы обработки табличной информации

  3. Программы поиска, хранения и сортировки данных

  4. Программы создания мультимедийных презентаций

  5. Программы обработки звука

  6. Программы работы с видеофайлами

  7. Аппаратные средства записи и воспроизведения звука

  8. Аппаратные средства записи и воспроизведения видео

  9. Аппаратные средства воспроизведения мультимедийного контента

  10. Многообразие поисковых систем в Интернете.

  11. Средства и программы создания Web-страниц и сайтов.

  12. Средства защиты информации.

Учебная практика

Виды работ:

  1. Работа с клавиатурным тренажером.

  2. Ввод текстовой информации с различных носителей.

  3. Ввод графической информации с различных носителей.

  4. Распечатка, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода.

  5. Распознавание сканированных текстовых документов с помощью программ распознавания текста.

  6. Ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования.

  7. Создание и редактирование графических объектов с помощью программ для обработки растровой и векторной графики.

  8. Конвертирование файлов с цифровой информацией в различные форматы.

  9. Сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов.

  10. Съемка и передача цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер.

  11. Обработка аудио, визуального контента и медиафайлов с средствами звуковых, графических и видео-редакторов.

  12. Создание видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов, и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов.

  13. Воспроизведение аудио, визуального контента и медиафайлов средствами персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования.

  14. Использование мультимедиа-проектора для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера.

  15. Программная настройка защиты данных.

  16. Создание отчетной и технической документации.

72

Производственная практика

Виды работ:

  1. Изучение аппаратного обеспечения предприятия.

  2. Компоненты одного ПК и их основные характеристики.

  3. Характеристики процессора, материнской платы, видеокарты, звуковой карты одного ПК.

  4. Виды периферийных устройств предприятия и их основные характеристики.

  5. Ознакомление с организацией на предприятии технического обслуживания ВТ: типовой системой технического и профилактического обслуживания, периодичностью, организацией работы.

  6. Ознакомление с системой автоматизированного контроля и диагностирования, системой автоматического восстановления данных.

  7. Изучение системного программного обеспечения предприятия.

  8. Изучение методик защиты данных, применяемых на предприятии.

  9. Выполнение работ по вводу и обработке всех видов информации: текстовой, числовой, графической, звуковой, видео.

  10. Выполнение работ по сканированию и распознаванию текстовой информации.

  11. Выполнение всех видов работ по обработке аудио- видео информации.

  12. Выполнение работ по созданию и воспроизведение видео-роликов, созданию презентаций.

  13. Создание озвученного видеофильма о прохождении производственной практики.

  14. Изучение способа соединения с Internet, скорости передачи данных, целью использования ГВС предприятием, периодичность использования.

  15. Ознакомление с локальной сетью предприятия, ее видом, топологией, обслуживанием бесперебойной работы.

  16. Описание принципов функционирования ГВС и ЛВС предприятия.

  17. Создание web-сайта предприятия.

180


Всего

726


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие лаборатории Информационно-коммуникационных систем, полигонов вычислительной техники и учебной практики.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный проектор, принтер цветной, принтер черно-белый, наушники с микрофоном, цифровой фотоаппарат, видеокамера, сканер, колонки, комплект учебно-методической документации.

Оборудование полигона вычислительной техники: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в Интернет.

Оборудование полигона учебной практики: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в Интернет.

Реализация программы модуля предполагает обязательные учебную и производственную практики, которые рекомендуется проводить концентрированно (по профилю специальности).

4.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Основные источники:

  1. Киселёв С.В. Оператор ЭВМ: Офисные приложения MS Office. - М.: Академия, 2011. - 80c.

  2. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Академия, 2014 - 416с.

Дополнительные источники:

  1. Михеева Е.В. Практикум по информатике. 10-е изд. - М.: Академия, 2012. - 192с.

  2. Астафьева Н.Е. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. - М.: Академия, 2013. - 272с.

  3. Колмыкова Е.А. Информатика, учебник. 11-е изд. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 416с.

  4. Могилёв А.В., Листрова Л.В. Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010. - 304с.

  5. Немцова Т. И., Назарова Ю.В Практикум по информатике: учебное пособие - М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2011. - 320с.

  6. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2012. - 320с.

  7. Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. (4-е изд., стер.) учеб. пособие. - М.: Академия, 2011. - 176с.

  8. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2013. - 144с.

Ресурсы сети Internet:

  1. Мультипортал km.ru

  2. Интернет-Университет Информационных технологий intuit.ru/

  3. Образовательный портал claw.ru/

  4. Свободная энциклопедия ru.wikipedia.org

  5. msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов

  6. dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна

4.3.Общие требования к организации образовательного процесса

Профессиональный модуль изучается параллельно с изучением учебных дисциплин общепрофессионального цикла.

Учебная практика по модулю проходит рассредоточенно.

Производственная практика проходит концентрированно в организациях Республики Мордовия любой формы собственности

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках ПМ является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.

Текущий контроль освоения содержания МДК осуществляется в форме тестовых заданий и практических занятий.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого модуля.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

(вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать аппаратное обеспечение и операционную систему персонального компьютера

  • Изложение основных компонентов персонального компьютера

  • Изложение классификации и принципов функционирования компьютерных сетей

  • Изложение основных компонентов операционной системы

  • Определение неисправностей аппаратного обеспечения

  • Демонстрация навыков по установке и настройке операционной системы

Комплексный экзамен по модулю;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- тестирования;

зачеты по разделу профессионального модуля

ПК 2. Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику

  • Изложение видов периферийных устройств, способов подключения и принципов функционирования

  • Демонстрация навыков подключения и настройки периферийных устройств

  • Демонстрация навыков диагностики простейших неисправностей периферийных устройств

Комплексный экзамен по модулю;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- тестирования;

зачеты по разделу профессионального модуля

ПК 3. Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей

  • Демонстрация навыков обмена данными с помощью компьютерных сетей

  • Демонстрация навыков ввода и вывода данных с помощью периферийных устройств

Комплексный экзамен по модулю;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- тестирования;

зачеты по разделу профессионального модуля

ПК 4. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных

  • Демонстрация навыков по созданию, редактированию и форматированию текстовых документов различной сложности

  • Демонстрация навыков по созданию и обработке электронных таблиц, презентаций, баз данных различной сложности

  • Демонстрация навыков по управлению Базами данных

Комплексный экзамен по модулю;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- тестирования;

зачеты по разделу профессионального модуля

ПК 5. Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета

  • Изложение структуры, видов информационных ресурсов и основных услуг сети Интернет

  • Демонстрация навыков поиска информации в сети Интернет

Комплексный экзамен по модулю;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- тестирования;

зачеты по разделу профессионального модуля

ПК 6. Создавать и обрабатывать цифровые изображения и объекты мультимедиа

  • Изложение видов компьютерной графики

  • Изложение назначения, разновидностей и функциональных возможностей программ обработки компьютерной графики

  • Демонстрация навыков обработки векторной и растровой графики

  • Демонстрация навыков по созданию и обработке объектов мультимедиа и видеофайлов

Комплексный экзамен по модулю;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- тестирования;

зачеты по разделу профессионального модуля

ПК 7. Обеспечивать меры по информационной безопасности

  • Изложение основных видов угроз информационной безопасности и средств защиты информации

  • Демонстрация навыков по установке и настройке антивирусных программ

Комплексный экзамен по модулю;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- тестирования;

зачеты по разделу профессионального модуля

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области обработки информации различного вида;

  • оценка эффективности и качества выполнения

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области обработки информации различного вида

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • эффективный поиск необходимой информации;

  • использование различных источников, включая электронные

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • обрабатывать информацию различного вида с использованием современных информационно- коммуникационных технологий

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • анализ инноваций в области обработки информации различного вида

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • решение ситуативных задач, связанных с использованием профессиональных компетенций

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

*Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокуп­ность осваиваемых компетенций, умений и знаний.


© 2010-2022