- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по профессии 230103. 01 Оператор электронно-вычислительных машин
Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по профессии 230103. 01 Оператор электронно-вычислительных машин
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жидкин П.В. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Мордовия
ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А. И. Полежаева»
Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение работ по профессии
230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 10
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 27
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 31
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение работ по профессии
230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах (базовой и углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы 230000 Информатика и вычислительная техника в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии 230103.01 Оператор электронно-вычислительных машин и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать аппаратное обеспечение и операционную систему персонального компьютера;
2. Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику;
3. Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей;
4. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных;
5. Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета;
6. Создавать и обрабатывать цифровые изображения и объекты мультимедиа;
7. Обеспечивать меры по информационной безопасности.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-
подключения кабельной системы персонального компьютера и периферийного оборудования;
-
настройки параметров функционирования персонального компьютера, периферийного оборудования и компьютерной оргтехники;
-
настройки и использования основных компонентов графического интерфейса операционной системы;
-
доступа и использования информационных ресурсов локальных и глобальных компьютерных сетей;
-
диагностики простейших неисправностей персонального компьютера, периферийного оборудования и компьютерной оргтехники;
-
создания различных видов документов с помощью различного прикладного программного обеспечения, в т.ч. текстовых, табличных, презентационных, а также Веб-страниц;
-
управления содержимым баз данных;
-
сканирования, обработки и распознавания документов;
-
создания цифровых графических объектов;
-
осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов Интернета;
-
создания и обработки объектов мультимедиа;
-
обеспечения информационной безопасности;
уметь:
-
выполнять настройку интерфейса операционных систем;
-
набирать алфавитно-цифровую информацию на клавиатуре персонального компьютера 10-пальцевым методом;
-
управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в интернете;
-
подключать периферийные устройства и компьютерную оргтехнику к персональному компьютеру и настраивать режимы ее работы;
-
производить установку и замену расходных материалов для периферийных устройств и компьютерной оргтехники;
-
производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;
-
использовать мультимедиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера;
-
производить сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов;
-
производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер;
-
осуществлять резервное копирование и восстановление данных;
-
диагностировать простейшие неисправности персонального компьютера, периферийного оборудования и компьютерной оргтехники;
-
вести отчетную и техническую документацию;
-
создавать и управлять содержимым документов с помощью редактора документов;
-
создавать и управлять содержимым таблиц с помощью редакторов таблиц;
-
создавать и управлять содержимым презентаций с помощью редакторов презентаций;
-
создавать и управлять содержимым Веб-страниц с помощью HTML-редакторов;
-
вводить, редактировать и удалять записи в базе данных;
-
создавать и обмениваться письмами электронной почты;
-
осуществлять навигацию по Веб-ресурсам Интернета с помощью программы Веб-браузера;
-
осуществлять поиск, сортировку и анализ информации с помощью поисковых интернет- сайтов;
-
осуществлять взаимодействие с пользователями с помощью программы-пейджера мгновенных сообщений;
-
распознавать сканированные текстовые документы с помощью программ распознавания текста;
-
создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;
-
создавать и редактировать объекты мультимедиа, в т.ч. видео-клипы;
-
пересылать и публиковать файлы данных в Интернете;
-
осуществлять антивирусную защиту персонального компьютера с помощью антивирусных программ;
-
осуществлять резервное копирование и восстановление данных;
-
осуществлять мероприятия по защите персональных данных;
-
вести отчетную и техническую документацию;
знать:
-
классификацию видов и архитектуру персональных компьютеров;
-
устройство персональных компьютеров, основные блоки, функции и технические характеристики;
-
архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера;
-
принципы лицензирования и модели распространения операционных систем для персонального компьютера;
-
виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;
-
принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования;
-
виды и характеристики носителей информации, файловые системы, форматы представления данных;
-
принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;
-
нормативные документы по установке, эксплуатации и охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным оборудованием и компьютерной оргтехникой порядок установки и настройки прикладного программного обеспечения на персональный компьютер;
-
назначение, разновидности и функциональные возможности редакторов текстов, таблиц и презентаций;
-
виды и назначение систем управления базами данных, принципы проектирования, создания и модификации баз данных;
-
назначение, разновидности и функциональные возможности программ распознавания текста;
-
назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки растровой и векторной графики;
-
назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания объектов мультимедиа;
-
назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания Веб-страниц;
-
структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;
-
основные виды угроз информационной безопасности и средства защиты информации;
-
принципы антивирусной защиты персонального компьютера;
-
состав мероприятий по защите персональных данных;
-
принципы лицензирования и модели распространения прикладного программного обеспечения для персонального компьютера
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 726 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 438 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 292 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 146 час;
учебной практики - 108 часов;
производственной практики (по профилю специальности) - 180 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение работ по профессии Оператор электронно-вычислительных машин, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.
Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать аппаратное обеспечение и операционную систему персонального компьютера
ПК 2.
Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику
ПК 3.
Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей
ПК 4.
Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных
ПК 5.
Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета
ПК 6.
Создавать и обрабатывать цифровые изображения и объекты мультимедиа
ПК 7.
Обеспечивать меры по информационной безопасности
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 7
Раздел 1. Использование аппаратного и программного обеспечения ПК
234
132
62
-
66
-
36
-
ПК 3, ПК 4, ПК 5, ПК 6, ПК 7
Раздел 2. Использование прикладного программного обеспечения
312
160
82
80
72
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
180
180
Всего:
726
292
144
-
146
-
108
180
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1 Использование аппаратного и программного обеспечения ПК
234
МДК 1. Технология
работы с аппаратным
обеспечением и
операционной
системой
персонального
компьютера,
периферийными
устройствами и
компьютерной
оргтехникой
132
Тема 1.1. Аппаратное обеспечение компьютера
Содержание
14
1
Аппаратная платформа ПК
Архитектура аппаратных средств. Классы структур аппаратных средств ЭВМ: SISD, MISD, SIMD, MIMD. Платформы-бренды. Платформы-анклавы. Несовместимые аппаратные платформы.
2
2
Компьютеры и их виды
Виды компьютеров по назначению: универсальные компьютеры, проблемно-ориентированные компьютеры, специализированные компьютеры.
2
3
Компьютеры и их виды
Виды компьютеров по функциям и внешним параметрам: персональный компьютер (настольный компьютер, десктоп, стационарный нетбук), переносной компьютер (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер, карманный компьютер, микрокомпьютер), автоматизированное рабочее место, сервер, мейнфрейм, суперкомпьютер, игровые приставки
2
4
Интерфейсы ПК
Понятие интерфейса. Внутренние и внешние интерфейсы ПК. Функции и технические характеристики интерфейсов.
2
5
Периферийные устройства ПК
Понятие периферийных устройств. Внутренние и внешние периферийные устройства. Схема связи с периферийным устройством.
2
6
Периферийные устройства ПК
Монитор, дисплей, экран. Клавиатура. Манипулятор «Мышь». Принтер. Сканер. Многофункциональное устройство (МФУ). Акустические колонки.
2
7
Порты ввода-вывода
Назначение портов ввода-вывода. Классификация портов ввода-вывода: последовательные и параллельные. Преимущества и недостатки.
2
Практические занятия
48
1
Изучение интерфейса USB
2
Изучение интерфейса VGA-DVI
3
Изучение интерфейса SCSI-SAS
4
Изучение интерфейса HDMI
5
Изучение интерфейса DISPLAY PORT
6
Особенности и принцип работы: CD-DVD
7
Особенности и принцип работы: BLU-RAY
8
Подключение периферийных устройств: сканеры
9
Подключение периферийных устройств: принтеры
10
Особенности и принцип работы: плоттеры и МФУ
11
Подключение и принцип работы устройств ввода-вывода: мышь
12
Подключение и принцип работы устройств ввода-вывода: клавиатура
13
Подключение и принцип работы устройств ввода-вывода: манипуляторы
14
Подключение и принцип работы мультимедиа проектора
15
Особенности и принцип работы: WEB-камеры
16
Особенности и принцип работы: интерактивные доски
17
Особенности и принцип работы: игровые приставки
18
Подключение и особенности функционирования флэш-карт
19
Подключение и особенности функционирования флэш-накопителей и внешних жестких дисков
20
Принцип работы SSD - накопителей
21
Подключение и особенности функционирования жидкокристаллических дисплеев
22
Технология изготовления ЖК-дисплеев
23
Подключение и принцип работы цифровой видеокамеры
24
Подключение и особенности работы ноутбука
Тема 1.2. Программное обеспечение компьютера. Операционные системы
Содержание
30
1
Программное обеспечение компьютера
Понятие программного обеспечения. Архитектура программного обеспечения. Качество программного обеспечения. Тестирование программного обеспечения. Лицензия на программное обеспечение. Патенты и программное обеспечение.
2
2
Классификация программного обеспечения
Классификация программного обеспечения по назначению и способу исполнения. Системное программное обеспечение: встроенные программы и утилиты.
2
3
Классификация программного обеспечения
Прикладное программное обеспечение: универсальное и специализированное программное обеспечение. Научное программное обеспечение. Развлекательное программное обеспечение. Мультимедийное программное обеспечение. САПР. Системы электронного документооборота.
2
4
Классификация программного обеспечения
Инструментальное программное обеспечение. Виды инструментального программного обеспечения. Ассемблеры. Трансляторы: компиляторы и интерпретаторы. Компоновщики (редакторы связей). Препроцессоры исходных текстов. Отла́дчик (debugger). Текстовые редакторы. Специализированные редакторы исходных текстов. Редакторы графического интерфейса.
2
5
Основные понятия операционных систем
Определение операционной системы. Основные функции. Характеристика операционных систем. Группы компонентов операционных систем. Основные и дополнительные функции операционных систем.
2
6
Классификация операционных систем
Классификации: по назначению, по способу загрузки. Особенности алгоритмов управления ресурсами. Особенности аппаратных платформ. Особенности областей использования. Особенности методов построения.
2
7
Тенденции развития операционных систем
Тенденции развития операционных систем Windows, MacOS, Linux. Востребованность различных операционных систем. Развитие сервис-ориентированных операционных систем.
2
8
Загрузчик операционной системы
Понятие загрузчика операционной системы. Функции загрузчика операционной системы. Этапы загрузки операционной системы.
2
9
Принципы лицензирования операционных систем
Виды лицензий. Способы приобретения лицензий. Принципы лицензирования.
2
10
Драйвера операционной системы
Структура драйвера. Идеология построения драйверов. Интеграция драйверов. Виртуальные драйверы.
3
11
Операционная система ПК
Основные характеристики. Графический интерфейс. Настройка системы
3
12
Файловые системы
Назначение файловых систем Основные характеристики. Иерархия каталогов. Классификация файловых систем. Задачи файловой системы.
2
13
Файловые системы NTFS, FAT
Особенности и преимущества файловых систем. Файловые системы FAT16 и FAT32. Основные особенности NTFS. Сравнительная характеристика файловых систем FAT и NTFS.
2
14
Файловая система exFAT
Преимущества, ограничения, поддержка и лицензирование файловой системы exFAT. ExFAT в современных операционных системах
3
15
Файловая система UDF
Возможности файловой системы UDF. Версии и поддержка файловой системы UDF. Использование на оптических и других носителях.
3
Практические занятия
14
1
Установка операционной системы
2
Настройка BIOS операционной системы
3
Настройка интерфейса операционной системы по заданным условиям
4
Работа с компонентами операционной системы
5
Установка драйверов
6
Резервное копирование и восстановление данных
7
Работа с файловыми системами
Тема 1.3. Техническое обслуживание компьютерных систем
Содержание
26
1
Техническое обслуживание компьютерных систем
Основные понятия и определения. Задача технического обслуживания. Виды технического состояния объекта. Показатели надежности.
2
2
Организация технического обслуживания средств вычислительной техники
Типовая система технического профилактического обслуживания и ремонта. Методы формирования системы ТО и ремонта.
2
3
Периодичность и организация работ. Материально-техническое обеспечение.
Виды технического обслуживания средств вычислительной техники. Методы технического обслуживания (ремонта) средств вычислительной техники. Виды ремонта средств вычислительной техники. Материальное обеспечение обслуживания средств вычислительной техники.
3
4
Системы автоматизированного контроля, автоматического восстановления и диагностирования, их взаимосвязь
Принцип организации системы автоматического контроля. Диагностические программы. Взаимосвязь систем автоматизированного контроля.
2
5
Основные виды контроля
Программный, аппаратурный и комбинированный контроль. Классификация тестов.
2
6
Диагностические программы общего и специального назначения
Категории диагностических программ. Информационные программы. Тестовые программы. Универсальные программы.
2
7
Сервисная аппаратура
Классификация сервисного оборудования. Измерительные приборы и тестовые разъемы для проверки портов ПК. Платы мониторинга системы (РОST- платы). ПАК проверки материнской платы PC POWER PCI-2.2. Специализированные ПАК. ПАК проверки отдельных элементов системы.
2
8
Виды конфликтов при установке оборудования, способы их устранения
Системные ресурсы. Предотвращение конфликтов, возникающих при использовании ресурсов.
3
9
Виды неисправностей, особенности их проявления и обнаружения
Основные виды ошибок и принцип подход к ним: ошибки в программах, ошибочные действия оператора, ошибки в устройствах хранения и передачи информации, ошибки в оборудовании. Основные направления поиска и устранения неисправностей.
3
10
Типовые алгоритмы нахождения неисправностей
Поиск неисправностей системного блока. Основные принципы построения современных мониторов и поиск неисправностей. Диагностика неисправностей и ремонт принтеров.
3
11
Типовые алгоритмы нахождения неисправностей
Поиск неисправностей других видов периферийного оборудования: клавиатуры, манипулятора «мышь», флэш-накопителей. Поиск неисправности сетевого оборудования.
3
12
Утилизация неисправных элементов средств вычислительной техники
Типовая система утилизации неисправных элементов. Нормативно-правовой, организационный, сертификационный, технологический, экологический и экономико-финансовый аспекты. Основные направления деятельности на различных этапах утилизации неисправных элементов.
3
13
Ресурсо- и энергосберегающие технологии использования средств вычислительной техники
Энергосберегающие технологии. Технологии энергосбережения в мобильных ПК.
2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1
Виды работ
Подготовка к практическим занятиям
Оформление результатов практических занятий по заданным критериям
Работа над рефератами и докладами по предложенным темам
66
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Устройства персональных компьютеров
Виды и назначение периферийных устройств
Современное периферийное оборудование
Мультимедийное и сетевое оборудование
Открытые операционные системы
Протоколы передачи данных
Аппаратные средства защиты данных
Учебная практика
Виды работ
Изучение нормативной документации по установке, эксплуатации и охране труда при работе с ПК, периферийным оборудованием и оргтехникой
Сборка персонального компьютера по заданным характеристикам
Подключение кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования
Подключение дополнительных жестких дисков
Подключение дополнительных DVD приводов
Установка и настройка операционной системы
Настройка основных компонентов графического интерфейса ОС и специализированных программ-редакторов
Установка и настройка антивирусных программ
Установка драйверов периферийных устройств
Настройка периферийных устройств
Техническое обслуживание ПК и периферийных устройств
Замена расходных материалов всех видов принтеров
Диагностика неисправностей персонального компьютера и периферийного оборудования
Управление файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также дисках локальной сети и в Интернете
Ведение отчетной документации
36
Раздел ПМ 2 Использование прикладного программного обеспечения
312
МДК 2. Технология
использования
прикладного
программного
обеспечения для персонального
компьютера
240
Тема 2.1. Технологии обработки текстовой информации
Содержание
12
1
Технология обработка текстовой информации
Форматы текстовых файлов. Текстовые редакторы. Создание и редактирование документов.
3
2
Технология обработка текстовой информации
Проверка правописания. Тезаурус. Редактировании и форматирование текста. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Списки. Стили и шаблоны.
3
3
Технология обработка текстовой информации
Структура многостраничного документа. Гипертекстовый документ. Гиперссылки, перекрёстные ссылки, сноски, указатели, закладки. Колонтитулы, оглавление, список иллюстраций.
3
4
Таблицы и графические объекты в текстовых редакторах
Создание таблиц. Форматирование таблиц. Расчётные операции в таблицах. Построение диаграмм. Вставка и действия с графическими объектами.
3
5
Таблицы и графические объекты в текстовых редакторах
Создание, редактирование и настройка графических объектов средствами текстового редактора - схем, организационных диаграмм.
3
6
Программы распознавания текста
Назначение. Виды программ распознавания. Функциональные возможности программ распознания текстов. Сканирование текстовых документов.
3
Практические занятия
10
1
Создание документа. Форматирование символов и абзацев
2
Работа с таблицами и графическими объектами в текстовом документе
3
Сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов. Настройка параметров сканирования
4
Распознавание и обработка отсканированного текста по заданным условиям
Тема 2.2. Технологии обработки числовой информации
Содержание
6
1
Технология обработки числовой информации
Электронные таблицы. Структуризация данных (ячейки, строки, столбцы, листы). Форматирование данных. Адресация данных. Быстрый ввод. Сложный ввод. Автозаполнение.
2
2
Организация расчётов в электронных таблицах
Формулы. Функции. Мастер функций. Основные функции. Диаграммы. Графические объекты.
2
3
Организация расчётов в электронных таблицах
Обработка таблиц как баз данных. Сортировка. Фильтрация. Промежуточные и общие итоги. Сводные таблицы
2
Практические занятия
12
1
Использование различных способов ввода и оформления данных в электронных таблицах
2
Использование формул и функций в расчётных операциях с данными таблиц по заданным условиям.
3
Расчёт промежуточных и общих итогов по заданным условиям
4
Создание сводных таблиц по заданным условиям
Тема 2.3. Технологии работы с базами данных
Содержание
10
1
Основные понятия баз данных
База данных. СУБД. Виды СУБД. Архитектура Access. Таблицы. Поле. Ключевое поле. Запись. Запрос. Форма. Отчет.
2
2
Проектирование базы данных
Создание структуры БД. Способы организации таблиц. Связь таблиц. Схема данных. Обработка данных.
2
3
Обработка данных
Способы поиска данных. Замена. Сортировка. Фильтрация. Запросы. Виды запросов.
2
4
Обработка данных
Запрос по образцу QBE. Создание запроса-выборки. Запрос с параметром. Запрос с условием.
2
5
Организация форм и отчетов
Форма. Мастер форм. Конструктор форм. Мастер отчетов. Конструктор отчетов. Компоненты форм и отчетов.
3
Практические занятия
12
1
Создание базы данных. Организация таблиц.
2
Поиск данных по заданным условиям
3
Модификация данных с помощью запросов
4
Создание форм и отчетов.
Тема 2.4. Технологии обработки аудио информации
Содержание
8
1
Основные сведения о цифровом представлении звуковой информации
Определение звука. Запись звука. Оцифровка звука. Характеристики оцифрованного звука.
2
2
Основные сведения о цифровом представлении звуковой информации
Схема кодирования звука. Определение объема звуковой информации. Звуковые форматы. Методы конвертирования файлов.
2
3
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука
Назначение и возможности программ обработки звука. Обзор инструментов. Настройка параметров. Запуск приложения. Оцифровка и редактирования звука.
2
4
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука
Запись с микрофона. Редактирование звуковой дорожки. Удаление шума. Усиление сигнала. Разбиение аудиозаписи на фрагменты. Применение различных аудио эффектов.
2
Практические занятия
10
1
Запись звуковой дорожки. Работа в программе с микрофоном
2
Монтаж фонограммы по заданным условиям
3
Наложение дорожек
4
Разбивка файла с записью на несколько фрагментов по заданным условиям
Тема 2.5. Технологии обработки графической информации
Содержание
16
1
Основные сведения о цифровом представлении графической информации в ПК
Понятие растра, пикселя, пространственная дискретизация, палитра цветов, глубина цвета. Принцип кодирования графической информации.
2
2
Основные сведения о цифровом представлении графической информации в ПК
Растровое представление графической информации. Векторное представление графической информации. Фрактальная графика.
2
3
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки растровых графических изображений.
Окно программы. Настройка редактора. Типы изображений. Форматы файлов. Инструменты редактора.
2
4
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки растровых графических изображений.
Виды и параметры форматов графических файлов, обрабатываемых программой. Методы конвертирования файлов.
2
5
Технологии обработки растровой графики
Работа с фотографиями и готовыми рисунками, отсканированными изображениями. Основные приемы рисование в редакторе.
3
6
Технологии обработки растровой графики
Работа с кистями, масками и контурами. Работа с текстом. Работа со слоями, фильтрами. Создание анимационных объектов.
3
7
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки векторных графических изображений
Типы векторных изображений. Форматы файлов.
3
8
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки векторных графических изображений
Инструменты редакторов векторной графики.
3
Практические занятия
12
1
Перенос данных с фото и видеокамеры на ПК
2
Использование спецэффектов
3
Создание коллажа в растровом редакторе.
4
Создание информационного плаката в векторном редакторе
5
Создание анимации
Тема 2.6. Технологии создания мультимедийных презентаций
Содержание
6
1
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ создания мультимедийных презентаций
Окно программы. Слайд. Шаблон презентации. Разметка и дизайн слайдов. Эффекты оформления.
2
2
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ создания мультимедийных презентаций
Эффекты анимации. Оформление презентации анимацией, звуковыми и видео эффектами.
2
3
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ создания мультимедийных презентаций
Сортировщик слайдов. Настройка показа презентации. Печать слайдов презентации.
2
Практические занятия
10
1
Создание слайдов презентации по заданным условиям
2
Оформление презентации анимацией, звуковыми и видео эффектами по заданным условиям
3
Настройка, показ итоговой презентации по заданным условиям. Запись презентации на различные носители
Тема 2.7. Технологии обработки видео файлов
Содержание
6
1
Основные сведения о цифровом представлении видео информации
Цифровые устройства для записи видео. Видео форматы.
2
2
Основные сведения о цифровом представлении видео информации
Методы конвертирования файлов. Кодеки.
2
3
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки видео файлов
Назначение программ видео обработки. Возможности программ. Интерфейс программы обработки видео файлов. Создание и публикация фильма на компьютере
2
Практические занятия
8
1
Редактирование импортированных файлов в программе
2
Конвертация файлов
3
Создание итогового мультимедийного продукта. Публикация по заданным условиям
Тема 2.8. Использование ресурсов компьютерных сетей
Содержание
8
1
Информационные ресурсы компьютерных сетей
Ресурсы локальных сетей: аппаратные и программные.
2
2
Информационные ресурсы компьютерных сетей
Ресурсы глобальных сетей: электронная почта, WWW, чаты, интернет - магазины, форумы.
2
3
Информационные ресурсы компьютерных сетей
Информационно-поисковые системы. Поиск информации. Основные характеристики и классификация информационно-поисковых систем. Организация поиска.
2
4
Информационные ресурсы компьютерных сетей
Интернет-технологии и телеконференции. Организация телеконференций в глобальной сети.
2
Практические занятия
4
1
Использование электронной почты
2
Поисковые системы
Тема 2.9. Технологии создания веб-страниц и сайтов
Содержание
6
1
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц
Понятия Web - страница, сайт. HTML. Контент.
2
2
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц
Структура сайта. Ссылка. Технологии создания сайта.
2
3
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц
Программные продукты для проектирования сайтов: Html-Reader, CatsHtml, HTML Optimizer, Clear HTML, AI HTML Utilities, Adobe Dreamweaver, Macromedia HomeSite, Microsoft FrontPage, RapidCSS, Free CSS, Toolbox, Stylizer, TopStyle, GIMP, Adobe Photoshop, Денвер, CMS Joomla.
2
Практические занятия
4
1
Создание информационного сайта в CMS Joomla
2
Создание фотогалереи и системы вопрос-ответ в Joomla. Публикация сайта.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2
Подготовка к практическим занятиям.
Оформление результатов практических занятий по заданным критериям.
Работа над рефератом по предложенным темам.
80
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
-
Программы обработки текстовой информации
-
Программы обработки табличной информации
-
Программы поиска, хранения и сортировки данных
-
Программы создания мультимедийных презентаций
-
Программы обработки звука
-
Программы работы с видеофайлами
-
Аппаратные средства записи и воспроизведения звука
-
Аппаратные средства записи и воспроизведения видео
-
Аппаратные средства воспроизведения мультимедийного контента
-
Многообразие поисковых систем в Интернете.
-
Средства и программы создания Web-страниц и сайтов.
-
Средства защиты информации.
Учебная практика
Виды работ:
-
Работа с клавиатурным тренажером.
-
Ввод текстовой информации с различных носителей.
-
Ввод графической информации с различных носителей.
-
Распечатка, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода.
-
Распознавание сканированных текстовых документов с помощью программ распознавания текста.
-
Ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования.
-
Создание и редактирование графических объектов с помощью программ для обработки растровой и векторной графики.
-
Конвертирование файлов с цифровой информацией в различные форматы.
-
Сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов.
-
Съемка и передача цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер.
-
Обработка аудио, визуального контента и медиафайлов с средствами звуковых, графических и видео-редакторов.
-
Создание видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов, и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов.
-
Воспроизведение аудио, визуального контента и медиафайлов средствами персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования.
-
Использование мультимедиа-проектора для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера.
-
Программная настройка защиты данных.
-
Создание отчетной и технической документации.
72
Производственная практика
Виды работ:
-
Изучение аппаратного обеспечения предприятия.
-
Компоненты одного ПК и их основные характеристики.
-
Характеристики процессора, материнской платы, видеокарты, звуковой карты одного ПК.
-
Виды периферийных устройств предприятия и их основные характеристики.
-
Ознакомление с организацией на предприятии технического обслуживания ВТ: типовой системой технического и профилактического обслуживания, периодичностью, организацией работы.
-
Ознакомление с системой автоматизированного контроля и диагностирования, системой автоматического восстановления данных.
-
Изучение системного программного обеспечения предприятия.
-
Изучение методик защиты данных, применяемых на предприятии.
-
Выполнение работ по вводу и обработке всех видов информации: текстовой, числовой, графической, звуковой, видео.
-
Выполнение работ по сканированию и распознаванию текстовой информации.
-
Выполнение всех видов работ по обработке аудио- видео информации.
-
Выполнение работ по созданию и воспроизведение видео-роликов, созданию презентаций.
-
Создание озвученного видеофильма о прохождении производственной практики.
-
Изучение способа соединения с Internet, скорости передачи данных, целью использования ГВС предприятием, периодичность использования.
-
Ознакомление с локальной сетью предприятия, ее видом, топологией, обслуживанием бесперебойной работы.
-
Описание принципов функционирования ГВС и ЛВС предприятия.
-
Создание web-сайта предприятия.
180
Всего
726
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие лаборатории Информационно-коммуникационных систем, полигонов вычислительной техники и учебной практики.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный проектор, принтер цветной, принтер черно-белый, наушники с микрофоном, цифровой фотоаппарат, видеокамера, сканер, колонки, комплект учебно-методической документации.
Оборудование полигона вычислительной техники: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в Интернет.
Оборудование полигона учебной практики: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в Интернет.
Реализация программы модуля предполагает обязательные учебную и производственную практики, которые рекомендуется проводить концентрированно (по профилю специальности).
4.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Основные источники:
-
Киселёв С.В. Оператор ЭВМ: Офисные приложения MS Office. - М.: Академия, 2011. - 80c.
-
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Академия, 2014 - 416с.
Дополнительные источники:
-
Михеева Е.В. Практикум по информатике. 10-е изд. - М.: Академия, 2012. - 192с.
-
Астафьева Н.Е. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. - М.: Академия, 2013. - 272с.
-
Колмыкова Е.А. Информатика, учебник. 11-е изд. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 416с.
-
Могилёв А.В., Листрова Л.В. Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010. - 304с.
-
Немцова Т. И., Назарова Ю.В Практикум по информатике: учебное пособие - М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2011. - 320с.
-
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2012. - 320с.
-
Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. (4-е изд., стер.) учеб. пособие. - М.: Академия, 2011. - 176с.
-
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2013. - 144с.
Ресурсы сети Internet:
-
Мультипортал km.ru
-
Интернет-Университет Информационных технологий intuit.ru/
-
Образовательный портал claw.ru/
-
Свободная энциклопедия ru.wikipedia.org
-
msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
-
dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
4.3.Общие требования к организации образовательного процесса
Профессиональный модуль изучается параллельно с изучением учебных дисциплин общепрофессионального цикла.
Учебная практика по модулю проходит рассредоточенно.
Производственная практика проходит концентрированно в организациях Республики Мордовия любой формы собственности
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках ПМ является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
Текущий контроль освоения содержания МДК осуществляется в форме тестовых заданий и практических занятий.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1. Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать аппаратное обеспечение и операционную систему персонального компьютера
-
Изложение основных компонентов персонального компьютера
-
Изложение классификации и принципов функционирования компьютерных сетей
-
Изложение основных компонентов операционной системы
-
Определение неисправностей аппаратного обеспечения
-
Демонстрация навыков по установке и настройке операционной системы
Комплексный экзамен по модулю;
Текущий контроль в форме:
- защиты лабораторных и практических занятий;
- тестирования;
зачеты по разделу профессионального модуля
ПК 2. Подготавливать к работе, настраивать и обслуживать периферийные устройства персонального компьютера и компьютерную оргтехнику
-
Изложение видов периферийных устройств, способов подключения и принципов функционирования
-
Демонстрация навыков подключения и настройки периферийных устройств
-
Демонстрация навыков диагностики простейших неисправностей периферийных устройств
Комплексный экзамен по модулю;
Текущий контроль в форме:
- защиты лабораторных и практических занятий;
- тестирования;
зачеты по разделу профессионального модуля
ПК 3. Осуществлять ввод и обмен данными между персональным компьютером и периферийными устройствами и ресурсами локальных компьютерных сетей
-
Демонстрация навыков обмена данными с помощью компьютерных сетей
-
Демонстрация навыков ввода и вывода данных с помощью периферийных устройств
Комплексный экзамен по модулю;
Текущий контроль в форме:
- защиты лабораторных и практических занятий;
- тестирования;
зачеты по разделу профессионального модуля
ПК 4. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных
-
Демонстрация навыков по созданию, редактированию и форматированию текстовых документов различной сложности
-
Демонстрация навыков по созданию и обработке электронных таблиц, презентаций, баз данных различной сложности
-
Демонстрация навыков по управлению Базами данных
Комплексный экзамен по модулю;
Текущий контроль в форме:
- защиты лабораторных и практических занятий;
- тестирования;
зачеты по разделу профессионального модуля
ПК 5. Осуществлять навигацию по ресурсам, поиск, ввод и передачу данных с помощью технологий и сервисов Интернета
-
Изложение структуры, видов информационных ресурсов и основных услуг сети Интернет
-
Демонстрация навыков поиска информации в сети Интернет
Комплексный экзамен по модулю;
Текущий контроль в форме:
- защиты лабораторных и практических занятий;
- тестирования;
зачеты по разделу профессионального модуля
ПК 6. Создавать и обрабатывать цифровые изображения и объекты мультимедиа
-
Изложение видов компьютерной графики
-
Изложение назначения, разновидностей и функциональных возможностей программ обработки компьютерной графики
-
Демонстрация навыков обработки векторной и растровой графики
-
Демонстрация навыков по созданию и обработке объектов мультимедиа и видеофайлов
Комплексный экзамен по модулю;
Текущий контроль в форме:
- защиты лабораторных и практических занятий;
- тестирования;
зачеты по разделу профессионального модуля
ПК 7. Обеспечивать меры по информационной безопасности
-
Изложение основных видов угроз информационной безопасности и средств защиты информации
-
Демонстрация навыков по установке и настройке антивирусных программ
Комплексный экзамен по модулю;
Текущий контроль в форме:
- защиты лабораторных и практических занятий;
- тестирования;
зачеты по разделу профессионального модуля
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
демонстрация интереса к будущей профессии
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области обработки информации различного вида;
-
оценка эффективности и качества выполнения
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-
решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области обработки информации различного вида
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
эффективный поиск необходимой информации;
-
использование различных источников, включая электронные
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
обрабатывать информацию различного вида с использованием современных информационно- коммуникационных технологий
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
-
самоанализ и коррекция результатов собственной работы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-
организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
анализ инноваций в области обработки информации различного вида
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-
решение ситуативных задач, связанных с использованием профессиональных компетенций
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
*Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.