- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ за 10 класс
Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ за 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Литовченко С.Н. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Приложение к ООП НОО,
утвержденной приказом от 11.06.2015 №02-05-197
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Основы разработки алгоритмов»
-
Предмет
информатика и ИКТ
Уровень
профильный
Ф.И.О. учителя
Литовченко Сергей Николаевич
Класс
10
2015-2016 учебный год
Количество часов:
всего 35 часов; в неделю 1 час.
Программа разработана на основе: программы курса информатики А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедева, Я.Н.Зайдельман, авторской программы А.В.
Горячева, в соответствии с примерной программой элективных курсов по информатике и информационным технологиям,
рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации,
от 2010 года.
Сургут, 2015г
Место курса в образовательном процессе
Изменение взглядов на предмет информатики как науки, её место в системе научного знания требует существенных изменений в содержании образования по информатике. В связи с этим особую актуальность приобретают раскрытие личностных резервов учащихся, формирование информационной культуры школьника и создание соответствующей среды.
Никакая система задач, какой бы хорошей она ни была, никакие тренинги памяти, внимания и т. п. не дают того эффекта, который возникает в случае, если учащиеся осознают необходимость решения тех или иных задач, если у них появляется острая необходимость к преодолению интеллектуальных трудностей, связанных с познанием, если они видят смысл в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Содержание обучения, представленное в программе элективного курса «Основы разработки алгоритмов», позволяет вести обучение школьников в режиме актуального познания. Практическая направленность курса на создание внешних образовательных продуктов - блок-схем, алгоритмов, исполняемых файлов - способствует выявлению фактов, которые невозможно объяснить на основе имеющихся у школьников знаний. Возникающие при этом познавательные переживания обусловливают сознательное отношение к изучению основных теоретических положений информатики.
Проявления трудолюбия, целеустремленности и одухотворённости, возникающие при воплощении замыслов учащихся в рамках программы «Основы разработки алгоритмов», стимулируют развитие индивидуально-личностных качеств школьников.
Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных навыков программирования в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальней мотивации, направленной на освоение профессий, связанных с разработкой программного обеспечения.
Концепция курса
Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью среда Кумир.
Общепедагогическая направленность занятий - гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования на алгоритмическом языке являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовать его с помощью алгоритмических языков - необходимое условие подготовки современных школьников, воспитания их информационной культуры. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ.
Пояснительная записка
Модифицированная программа элективного курса «Основы разработки алгоритмов» составлена на основе программы курса информатики А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедева, Я.Н.Зайдельман1, авторской программы А.В. Горячева2, в соответствии с примерной программой элективных курсов по информатике и информационным технологиям, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, от 2010 года.
Программа «Основы разработки алгоритмов» предназначена для изучения алгоритмизации и программирования учащимися 10 классов общеобразовательной школы, для изучения курса отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Тип программы элективных курсов: авторская.
Направленность программы элективных курсов: научно-техническая.
Срок реализации программы элективных курсов - 1 год.
Формы организации учебных занятий
Организация учебного процесса с использованием учебно-методического комплекта предусматривает наличие следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих форм:
урочная форма, когда учитель во время урока объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
внеурочная форма, когда учащийся вне уроков самостоятельно выполняет на компьютере практические задания.
дистанционная форма с использованием on-line технологий;
индивидуальные консультации.
Состав учебно-методического комплекта
Учебно-методический комплект по курсу включает учебное методические разработки уроков, содержащее необходимый теоретический материал, раздаточный материал, в который входят алгоритмы выполнения практических работ.
Курс, имея собственную доминантную направленность, предполагает интеграцию с другими учебными предметами. Информационная составляющая этих предметов может использоваться школьниками в процессе разработки алгоритмов.
Актуальность обучения программированию состоит в следующем:
-
в связи с введением нового федерального государственного стандарта нам необходимо воспитать новое поколение, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества, обладающего информационной культурой;
-
необходимость введения курса обусловлена интересом обучающихся, а так же образовательными запросами родителей, несоответствием действующих учебных планов и требований ФГОС, по подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ.
Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). Особенности системы КуМир:
-
в системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник;
-
при вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках;
-
при выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования;
-
Кумир работает в операционных системах Windows или Linux3.
Основные цели
-
создание условий для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий;
-
развитие алгоритмического мышления учащихся;
-
расширение спектра посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью формального исполнителя;
-
ознакомление со спецификой профессии программиста.4
В ходе ее достижения решаются задачи
Обучающие:
-
освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды «Исполнители»;
-
обучение основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности.
Воспитательные:
-
воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.
Развивающие:
-
способствование формированию информационной культуры школьника;
-
способствование формированию представления о роли компьютерного программирования в развитии общества;
-
способствование развитию логического мышления и памяти ребенка;
-
способствование развитию навыков проектно-творческой деятельности.
Основными принципами, заложенными в программу, являются следующие:
-
Индивидуальное обучение
Одним из важнейших элементов дополнительного образования является способствование формированию информационной культуры школьника, возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей группой, и индивидуальные, на которых и осваивается основная часть тем. Для физической и моральной разгрузки детей, а также в качестве поощрения проводятся игровые занятия.
-
Обучение в активной деятельности
Все темы программы воспитанники изучают на практике, решая большое количество задач по каждой теме.
-
Преемственность
Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. В результате, к концу учебного года подростки не только не забывают всё, что проходили в начале, но даже, наоборот, помнят и понимают программу первых занятий лучше, чем прежде. Такой принцип способствует не только успешному освоению программы, но и позволяет учащимся понять важность уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия. Основной целью обучения является не освоение определенного языка программирования, а закладывание основ для дальнейшего изучения компьютерных языков. Знания, полученные учащимися, помогут им при изучении любого языка программирования5.
Прогнозируемые результаты
Универсальные учебные действия:
регулятивные:
-
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок;
-
различать способ и результат действия;
познавательные:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-
владеть общим приемом решения задач;
-
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
коммуникативные:
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
контролировать действия партнера;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов6.
предметные:
-
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
-
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов;
-
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки программ;
-
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке;
-
умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
-
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ.
Весь курс построен на основе дифференцированного подхода и модульного принципа. Каждый обучающийся может выбрать стратегию своего обучения, т. е. создать алгоритм аналогичный разобранному, либо сделать дополнительные задания, вносящие усовершенствования в итоговый программный продукт. Каждый модуль содержит теоретический блок и практические задания с указаниями учителя. Модули представляют собой цепочку постепенно усложняющихся задач для решения, которых учащимся требуется освоить все новые и новые приемы алгоритмизации. Все этапы алгоритма тщательно
разбираются учителем совместно с детьми. Изучение каждого модуля завершается разработкой полностью законченного алгоритма7.
Требования к умениям и навыкам
В результате изучения элективного курса обучающиеся 10 класса должны:
знать:
-
что такое формальный исполнитель;
-
систему команд формального исполнителя
уметь:
-
составлять алгоритмы для формального исполнителя «Робот», «Чертежник».
Система оценки достижений обучающихся
Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждой теме курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные программы и проекты.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта - программы и творческого проекта. Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
-
Текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий.
-
Взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах.
-
Публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
-
Текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников.
-
Итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу.
-
Итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической программы оценивается следующими критериями:
-
последовательность действий при разработке программ: постановка задачи, выбор метода решения, составление алгоритма, составление программы, запись программы в компьютер, отладка программы, тестирование программы;
-
«Правила хорошего тона» при разработке программ: читаемость и корректность программ, защита от неправильного ввода, понятия хорошего и плохого «стиля программирования».
Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений». Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, коммуникативные, когнитивные, рефлексивные. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
-
Агафонова И.Н. Учимся думать. Сборник занимательных задач, тестов и упражнений. СПб. М.: М - Экспресс, 1996.
-
Семакин И.Г. Информатика 10 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Горячев А., Ю. Шафрин. Задачник-практикум по информатике, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
-
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
-
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для детей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1993.
-
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
-
Угринович Н., Л. Босова. Н. Михайлова, Практикум по информационным технологиям (5-11 класс), М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
-
Кушниренко А. Г., Г.В.Лебедев, Р.А.Сворень "Основы информатики и вычислительной техники", Москва, "Просвещение", 1992 год.
-
Поляков К.Е. Исполнитель "Робот". [Текст] / К.Е. Поляков. - СПб, 2009.
-
Поляков К.Е. Алгоритмы и исполнители. [Текст] / К.Е. Поляков. - СПб, 2007. - 74с.
Список рекомендуемой литературы для учителя
-
Рабочие программы по информатике и ИКТ 5-11 классы, М.: «Глобус», 2009.
-
Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
-
Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Киев, 1993.
-
Горячев А.В., Волков Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах / Под ред. А.В. Горячева. М.: Экспресс, 1996.
-
Житкова О.А., Е.К. Кудрявцева. Тематический контроль по информатике. Основы информатики и вычислительной техники, М.: «Интеллект - центр», 2002.
-
Первин Ю.А., Дувалов А.А., Зайдельман Я.Н., Гольцман М.А. Роботландия. Книга для школьника. М., 1991.
-
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для детей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1993.
-
Бородин М. Н. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде КуМир Методическое пособие Томск - 2002 г.
-
Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы КуМир (edu.1september.ru/courses/07/010/).
-
Учебники А.Г. Кушниренко (publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KUSHNIRENKO_Anatoliy_Georgievich/_Kushnirenko_A._G..html).
-
Прищепа Т.А. Преподавание программирования в среде КуМир (ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/index.html).
-
Крепышев О.Ю. Уроки в среде КуМир, включая "Робот"
itdo.my1.ru/index/materialy_dlja_skachivanij a/0-6
Решение задач в системе КуМир (test.kumir.su/).
Кириенко Д.П. Курс алгоритмизации с использованием исполнителей системы КуМир и автоматического тестирования (server.179.ru/wiki/wakka.php?wakka= DenisKirienko/Kumir).
Зайдельман Я.Н. Курс "Алгоритмизация и программирование: от первых шагов до подготовки к ЕГЭ"
Перечень программного обеспечения, образовательных ресурсов
-
Матвеева Н., Челак Е., Конопатова Н. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика и ИКТ 2-11 класс». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/).
-
Материалы авторской мастерской Матвеева Н., Челак Е., Конопатова Н. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/4).
-
Материалы авторской мастерской Босова Л. Л.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
-
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr );
-
Лекторий «ИКТ в начальной школе» (metodist.lbz.ru/iections/8/ );
-
Операционная система Windows XP.
-
Пакет офисных приложений MS Office 2007.
-
webcont.blg.ru.
-
klyaksa.net.
-
nic-snail.ru.
-
selevko.net/1osnov.php.
-
Арутюнян Лилит Эдуардовна, nsportal.ru/sites/default/files/2013/7/arutyunyan_el.kurs_kumir.docx
-
Евтина Марина Геннадиевна, openclass.ru/node/285724
-
Соловьёва Жанна Николаевна, pandia.ru/text/78/150/18425.php.
-
niisi.ru/kumir/.
-
kpolyakov.narod.ru
Учебно-тематическое планирование
Тема
Содержание
Кол-во часов
Тема 1:
«Модель, алгоритм, программа. Освоение среды»
Этапы решения задач на ПК. Понятие информационной модели. Простейший пример модели - модель исполнителя. Алгоритм - виды алгоритмов, способы записи алгоритмов, понятие оптимизации алгоритмов. Программа. Ошибки, типы ошибок. Система команд исполнителя. Команды с аргументами. Написание простейших программ в среде исполнителя Робот и в среде исполнителя Чертежник.
7
Тема 2:
«Команды повтора»
Команда повтора с условием, команда повтора «N раз», команда повтора с параметром. Общий вид записи, правила работы команд, графическое представление работы команд (блок-схема). Вложенные циклы. Переменные величины: имя, тип, значение.
8
Тема 3:
«Программа и подпрограмма»
Основной и вспомогательные алгоритмы. Метод последовательного уточнения. Алгоритмы с аргументами. Арифметические выражения: линейный вид записи, правило записи арифметических выражений. Моделирование диалоговых программ.
8
Тема 4:
«Команды ветвления «ЕСЛИ», «ВЫБОР»»
Команды ветвления: «если», «выбор». Общий вид записи, правило работы команд, графическое представление. Сложные условия,
7
Творческая работа
2
Теоретический опрос
1
Турнир задач
2
Тематическое планирование (35 часов, 1 час в неделю)
№п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
Содержание
Форма
Требования к уровню подготовки учащихся
По программе
Фактически
метапредметные
предметные
Тема 1:
Модель, алгоритм, программа. Освоение среды. (7 часов)
1
Понятие алгоритма. Виды информационных моделей
1
05.09
этапы решения задач, понятие информационной модели, простейший пример модели - модель исполнителя, алгоритм - виды алгоритмов, способы записи алгоритмов (понятие блок-схемы алгоритма), понятие оптимизации алгоритмов, программа, ошибки, типы ошибок.
Лекция
-
Ставить учебную задачу;
-
осуществлять поиск необходимой информации;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-
структурировать знания;
-
составлять план действий;
-
контролировать действия партнера.
Знать:
-
понятие «алгоритм», виды алгоритмов;
-
понятие «модели», виды моделей;
-
СКИ Робота и Чертежника
Уметь:
-
составлять простейшие программы для исполнителей Робот и Чертежник.
2
Среда исполнителя Робот
1
12.09
Основные управляющие клавиши в среде КуМир. Система команд исполнителя Робот.
Практическая работа
3
Среда исполнителя Робот
1
19.09
4
Среда исполнителя Чертежник
1
26.09
величины, типы величин, понятие аргумента, команды с аргументами, система команд исполнителя "чертежник".
Игра, практическая работа
5
Среда исполнителя Чертежник
1
03.10
6
Зачетная работа
1
10.10
учащимся предлагается реализовать две задачи: в среде исполнителя "робот" и в среде исполнителя "чертежник".
Практическая работа
7
Зачетная работа
1
Тема 2: Команды повтора. (8 часов)
8
Команды повтора. Реализация команд повтора исполнителем Робот
1
17.10
команда повтора "N раз" - общий вид записи, блок- схема, правило работы;
команда повтора с условием - общий вид записи, блок-схема, правило работы;
общее и различия в работе изученных команд.
Практическая демонстрация; индивидуально-самостоятельная работа
-
проводить сравнение;
-
владеть приемами решения задачи;
-
корректировать действия после завершения задачи.
Знать:
-
общий вид, структуру команды повтора «N раз»;
-
общий вид и структуру команды Пока;
-
вспомогательные алгоритмы.
Уметь:
-
составлять программы с командами повтора.
9
Команды повтора. Реализация команд повтора исполнителем Робот.
1
24.10
10
«Вложенные» циклы. Исполнитель Робот
1
31.10
Общий вид цикла «n раз».
Простые и составные команды.
Вспомогательные алгоритмы внутри цикла «n раз»
Лекция
дифференцированная практическая работа
11
«Вложенные» циклы. Исполнитель Робот
1
14.11
12
Команды повтора. Переменные величины. Вложенные циклы. Реализация задач в среде исполнителя "Чертежник
1
21.11
переменные величины: имя, тип, значение.
Фронтальная индивидуальная работа
13
Команды повтора. Переменные величины. Вложенные циклы. Реализация задач в среде исполнителя «Чертежник»
1
28.11
Самостоятельная работа
14
"Вложенные циклы" и переменные величины в среде исполнителя "Чертежник".
1
05.12
Самостоятельная работа
15
Зачетная работа: «Команды повтора»
1
12.12
Практическая работа
Тема 3: Программа и подпрограмма (8 часов)
16
Программа и подпрограмма. Основной и вспомогательные алгоритмы.
1
19.12
-
понятия основного и вспомогательного алгоритмов;
-
вызов вспомогательного алгоритма;
-
выполнение вспомогательного алгоритма с аргументами
Лекция. Индивидуальная работа
-
выбирать способ решения задачи;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-
осуществлять поиск необходимой информации;
-
структурировать знания;
-
взаимодействовать в группах.
Знать:
-
понятия «основного и вспомогательного алгоритмов»;
-
понятие «процедура»;
-
команды ввода и вывода.
Уметь:
-
составлять программы с помощью вспомогательных алгоритмов.
17
Метод последовательного уточнения
1
26.12
18
Алгоритмы с аргументами. Реализация задач в среде исполнителя "Чертежник
1
количество, тип и порядок следования между аргументами при описании и параметрами при вызове процедуры.
Беседа, практическая демонстрация, индивидуальная работа
19
Алгоритмы с аргументами. Реализация задач в среде исполнителя "Чертежник
1
20
Арифметические выражения: линейный вид записи, правило записи
1
Команды ввода и вывода.
Практическая работа
21
Реализация задач в среде исполнителя "Чертежник»
1
Практическая работа
22
Зачетная работа по теме «Основной и вспомогательные алгоритмы»
1
Дифференцированные задания на выбор, творческая работа на составление задач
23
Зачетная работа по теме «Основной и вспомогательные алгоритмы»
1
Тема 4: Команды ветвления (7часов)
24
Команды ветвления
1
-
общий вид команды «если»;
-
графическая схема
выполнения команды «если»;
-
команды ветвления:
краткая и полная форма записи;
-
решение задач на
составление алгоритмов с командой ветвления.
Конспект
индивидуальная работа по карточкам
-
ставить учебную задачу;
-
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
-
уметь контролировать процесс и результаты.
Знать:
-
вид и структуру команд ветвления;
-
графическую схему команды «если».
Уметь:
-
строить графи.ческую схему команд ветвления;
-
составлять сложные условия;
-
решать задачи на составление алгоритмов с командой ветвления
25
Реализация задач в среде исполнителя "Робот".
1
26
Сложные условия
1
-
общий вид записи сложного условия "И", графическое представление работы, правило работы;
-
общий вид записи сложного условия "ИЛИ", графическое представление работы, правило работы.
Групповая работа
27
Реализация задач в среде исполнителя «Робот».
1
28
Зачетная работа
1
Групповая работа
29
Зачетная работа
1
Групповая работа
30
Тестирование по теме «Ветвление»
1
Компьютерное тестирование
Адекватно воспринимать оценку своей деятельности
Решать задачи наиболее эффективным способом.
31
Творческая работа
1
Творческая работа в группах
32
Творческая работа
1
Итоговое компьютерное тестирование
33
Экзамен
1
Соревнование по дифференцированным заданиям
34
Турнир задач
1
35
Турнир задач
1
Содержание программы
КуМир - простая и удобная система программирования как для учебных, так и для несложных производственных применений.
Исполнитель «Робот»:
-
размер поля 9 на 16 клеток;
-
по краю поля стоит стена; в поле можно ставить произвольные стены;
-
команды управления "роботом" - вверх, вниз, вправо, влево (исполнитель перемещается на одну клетку в заданном направлении, но если выше "робота" стена, то "робот" не может выполнить команду вверх) и закрасить (штриховка той клетки, где находиться исполнитель в момент применения данной команды);
-
команд обратной связи 8 (по две на каждое направление) - либо свободно, либо стена (например, справа свободно или справа стена).
Исполнитель «Чертежник»:
-
предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков на листе (поле исполнителя);
-
размер поля - от 0 до 20 (или 16, или 11 - зависит от технической версии) по оси Х и от 0 до 15 (или 11, или 7) по оси У; выход за пределы поля не считается ошибкой;
-
команды управления "чертежником" - поднять перо, опустить перо (при перемещении опущенного пера за ним остается след - отрезок от старого положения пера до нового, а при перемещении с поднятым пером следа не остается), сместиться в точку (арг вещ х,у) - где в качестве (х,у) выступают абсолютные значения координат, сместиться на вектор (арг вещ х,у) - где в качестве (х,у) выступают значения приращений по соответствующим осям;
-
команда обратной связи - перо опущено.
Практические задания содержат разноуровневые задачи, какие из них решить выбирает сам учащийся.
Практическая работа 1
Практическая работа 2
Практическая работа 3
Практическая работа 4
Практическая работа №5
Практическая работа № 6
Практическая работа №7
Практическая работа №8
Практическая работа №9
Практическая работа №10
1Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
2Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011
3niisi.ru/kumir/
4Арутюнян Лилит Эдуардовна, nsportal.ru/sites/default/files/2013/7/arutyunyan_el.kurs_kumir.docx
5Евтина Марина Геннадиевна, openclass.ru/node/285724
6Соловьёва Жанна Николаевна, pandia.ru/text/78/150/18425.php
7Арутюнян Лилит Эдуардовна, nsportal.ru/sites/default/files/2013/7/arutyunyan_el.kurs_kumir.docx