- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агеева С.В. |
Дата | 20.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 68 учебных часов и предназначен для подготовки учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ.
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и программы курса «Информатика и ИКТ» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений авторов И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ. Имеются некоторые структурные отличия от Примерной программы, рекомендованной МОиН РТ, предусмотренные авторской программой учебного курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
Рабочая программа предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.
Цель программы обучения:
Формирование современного научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Задачи программы обучения:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Виды контроля:
Устный опрос-УО
Тестовое задание-ТЗ
Самостоятельная работа-СР
Контрольная работа- КР
Практическая работа-ПР
Тип урока:
Урок ознакомления с новым материалом- УОсНМ
Урок закрепления изученного-УЗИ
Урок применения знаний и умений- УПЗиУ
Урок обобщения и систематизации знаний- УОиСЗ
Урок проверки и коррекции знаний и умений- УПиКЗиУ
Комбинированный урок-КУ
№
п/п
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Виды контроля
Дом. задание
Дата проведения
знать
уметь
план
факт
Информационное моделирование (8ч) 9Б,Г/А,Т/В
1
Техника безопасности и организация рабочего места.
1
УОсНМ
ПК, рабочее место
Правила поведения в компьютерном классе; правила использования компьютерной техники
УО
повторить ТБ
2-7.09
2
Моделирование, формализация, визуализация.
1
УОсНМ
Модель; материальная, натурная, информационная модель
Что такое моделирование, формализация, визуализация; понятия «модель», материальная «натурная» модель, «информационная» модель
Работать с одним из браузеров по поиску требуемой информации в Интернете; приводить примеры моделирования, информационный и натурных моделей;
УО
§6. Построить иерархическую модель вашей семьи
2-7.09
3
Графические информационные модели.
1
УОсНМ
Графическая модель
Что такое графическая информационная модель; визуализация
Приводить примеры моделирования; определять необходимое ПО для создания графических информационных моделей;
УО
§7. Построить графическую модель своей успеваемости за прошлый год по двум-трем предметам.
9-14.09
4
Табличные модели. Практическая работа по теме «Табличные модели»
1
КУ
Табличные модели
Понятия «моделирование», «модель», «информационная модель», «визуализация», «табличная модель»; что представляют собой таблицы «объект-свойство», «объект-объект», «двоичная матрица»
Приводить примеры моделирования; определять тип таблиц; определять количество строк, столбцов в таблице, заполнять таблицы данными
ПР
§8. Закончить выполнение практических заданий, начатых на уроке
9-14.09
5
Словесные (образные, вербальные) модели.
1
УОсНМ
Словесная информационная модель
Что такое «моделирование», «модель», «информационная модель», визуализация; «вербальная модель»
Приводить примеры моделирования; пользоваться возможностями текстового редактора для создания вербальных моделей
УО
Проанализировать модель отношений персонажей в басне И.А. Крылова «Волк и Журавль»
16-21.09
6
Информационное моделирование на компьютере. Подготовка к КР
1
УОсНМ
Возможность моделирования на компьютере
Вычислительные возможности компьютера; понятие «математическая модель»; для чего нужны математические модели
Приводить примеры моделирования; составлять по условию задачи математическую модель
УО
§9. Задачи в тетради
16-21.09
7
Контрольная работа по теме «Информационное моделирование»
1
УПиКЗиУ
«Информационное моделирование»
Понятия «модель», «моделирование», «формализация»; информационные, натурные, смешанные модели; типы информационных моделей
Приводить примеры моделирования; составлять по условию задачи математическую модель; выбирать ПО для реализации модели
КР
повторить основные определения по теме «Информационное моделирование»
23-28.09
8
Анализ КР. Решение демоверсий заданий ГИА.
1
КУ
Материал 8 класс
Основные определения материала 8 класса
Применить полученные знания при решении заданий
УО
СОПГ2, стр.56; вариант 2, часть 1 демоверсии ГИА 2013
23-28.09
Хранение, поиск и сортировка информации (7 ч.)
1
Базы данных и системы управления базами данных.
1
УОсНМ
«База данный»; «Информационная система»; СУБД
Что такое «БД»; «СУБД»; информационная система; реляционная база данных, ее элементы; типы и форматы полей
Приводить информацию к табличному виду; преобразовывать иерархические и сетевые БД к табличному виду; определять имя таблицы, ширину полей, тип данных
УО
§10, 11. Определить имена полей в таблицах «Домашняя библиотека», «Погода», «Успеваемость»; определить ключи записей в этих БД; определить типы всех полей в этих БД
30.09-5.10
2
Создание и заполнение БД
1
КУ
однотабличная БД
Элементы БД; типы и форматы полей
Открывать готовую БД водной из СУБД реляционного типа; определять структуру БД; заполнять таблицу данными
ПР
§12. Составить таблицу данных по темам в тетради
30.09-5.10
3
Условия выбора и простые логические выражения
1
УОсНМ
Простые логические выражения
Структура команд поиска; что такое логическая величина; логическое выражение
Организовать поиск информации в БД
УО
§13. Зад. в тетради
7-12.10
4
Условия выбора и сложные логические выражения
1
КУ
Сложные логические выражения
Логические операции; Логическая величина, логическое выражение; как выполняются логические операции
Организовывать поиск информации в БД
ПР
§14.
7-12.10
5
Сортировка, удаление и добавление записей. Подготовка к КР
1
КУ
Сортировка данных таблицы по одному или нескольким ключам
Структуру команд сортировки информации в БД
Редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД
УО
§15. Заполнить бланк в тетради
14-19.10
6
Контрольная работа по теме «Хранение, поиск и сортировка информации»
1
УПиКЗиУ
Хранение, поиск, сортировка информации
Основную теорию по теме на примере одной из СУБД
Создавать БД; редактировать БД; сортировать БД; искать соответствующие данные, используя сложные и простые запросы
КР
Повторить основные определения по теме «Хранение и обработка информации в БД»
14-19.10
7
Анализ КР. Решение демоверсий заданий ГИА
1
КУ
Материал 8 класс
Основные определения пройденного материала
Применить полученные знания при решении заданий
УО
СОПГ3 стр.92; вариант 2, часть 1 демоверсии ГИА 2013
21-26.10
Передача информации в компьютерных сетях (9 ч.)
1
Локальные компьютерные сети
1
УОсНМ
Компьютерные сети, их виды
Понятие «компьютерная сеть», «локальная сеть»; топология сетей; аппаратное и программное обеспечение сетей
Подключаться к локальной сети; устанавливать и настраивать сетевую карту
УО
§1. Закончить опорный конспект
21-26.10
2
Глобальная компьютерная сеть Интернет
1
КУ
Глобальная сеть; протоколы сетей
Понятие «глобальная сеть»; протоколы сетей; сервисы интернета; адресация в интернете
Проверять параметры сетевых протоколов; проверять параметры настройки обозревателя Интернета
ПР
§2. Подготовить реферат по теме.
28.10-2.11
3
Информационные ресурсы интернета
1
УОсНМ
Основные сервисы Интернет
Понятие «глобальная сеть»; основные сервисы Интернета и их назначение; принцип работы и типы почтовых программ, формат почтового сообщения
Устанавливать и удалять устройства в операционной системе; отправлять и получать почту при помощи настроенной учетной записи; выполнять при помощи браузеров перемещение по гиперссылкам; открывать и загружать файлы, работать с ftp- сервером
УО
§3. Подготовить сообщение на тему «Электронная коммерция и реклама в сети интернет», закончить опорный конспект
28.10-2.11
4
Поиск информации в интернете
1
КУ
WWW; браузер; поисковая система
Что такое WWW; браузер; поисковая система; основные поисковые системы и их характеристики
Составлять простые и сложные запросы по поиску информации в Интернете
УО
§5. Подготовить сообщения по темам
11-16.11
5
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML
1
УОсНМ
HTML
Понятия «Web-страница», « Web-сайт»; язык разметки гипертекста HTML; распространенные средства разработки Web-страниц; основные теги HTML для создания текстовых блоков и абзацев
Создавать текстовые блоки с различными атрибутами редактирования
УО
Знать основные определения; создать простую Web-страницу
11-16.11
6
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.Вставка изображения.
1
КУ
Рисунки и гипертекстовые ссылки
Как вставить рисунок в Web-страницу; основные тэги для редактирования рисунков
Вставлять рисунок; задавать границы, выравнивание, ширину, высоту рисунка; настраивать простые гиперссылки (рисунки); гиперссылки внутри документа
УО
Создать Web страницу «Компьютер», заполнить ее текстом, вставить изображение; создать на странице панель навигации
18-23.11
7
Вставка списка. Вставка интерактивных форм
1
КУ
Список на Web-странице
Тэги для вставки нумерованных; маркированных, списков определений на Web-странице; знать основные тэги для создания форм
Создавать нумерованный; маркированный; список определений; создавать формы
УО
Создать Web-страницу «Программное обеспечение» с нумерованным списком и вложенным маркированным, «Словарь» со списком терминов; создать форму по образцу
18-23.11
8
Контрольная работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
1
УПиКЗиУ
Передача информации в КС
Основные понятия
Осуществлять обмен, прием, передачу, просмотр информации
КР
повторить основные определения
25-30.11
9
Анализ КР. Алгоритм и его формальное исполнение
1
КУ
Материал 8 класс
Основные определения пройденного материала
Применить полученные знания при решении заданий
УО
СОПГ1 стр.32; вариант 2, часть 1 демоверсии ГИА 2013
25-30.11
Основы алгоритмизации и программирования (15 ч.)
1
Алгоритмы работы с величинами
1
УОсНМ
«Кибернетика»; свойства алгоритма
Что такое кибернетика; алгоритм управления; основные свойства алгоритма; исполнители и способы записи алгоритма
Пользоваться языком блок-схем; выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя
УО
§25. Написать алгоритм нахождения гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны катеты
2-7.12
2
Тест «Алгоритмы работы с величинами»
1
КУ
Величина
Основные виды и типы величин; назначение языков и систем программирования; основные команды работы с величинами
Отличать типы величин; составлять алгоритмы на алгоритмическом языке
ТР
§33. Написать алгоритм вычитания двух дробей
2-7.12
3
Знакомство с языком Паскаль
1
УОсНМ
Структура программы; операторы; язык Паскаль
Назначение языка Паскаль; структура программы; операторы ввода, вывода, присваивания; правила записи арифметических выражений
Анализировать готовую программу; составлять арифметические выражения; использовать операторы
УО
§35. Задание в тетради.
9-14.12
4
Линейные вычислительные алгоритмы
1
УОсНМ
Составление линейных программ
Алгоритмические конструкции следования; правила записи
Пользоваться языком блок-схем; составлять линейные программы
УО
§34. Задание в тетради
9-14.12
5
Алгоритмы с ветвящейся структурой
1
КУ
Составление программ с ветвящейся структурой
Конструкции ветвления, полная, неполная; правила записи арифметических выражений с целыми числами
Составлять программы
УО
§36. Составить алгоритм нахождения меньшего из двух чисел
16-21.12
6
Практическая работа «Алгоритмы с ветвящейся структурой»
1
КУ
Программы с ветвящейся структурой
Конструкции ветвления, полная, неполная; правила записи арифметических выражений с целыми числами
Составлять программы
ПР
Написать программы для решения задач
16-21.12
7
Алгоритмы со структурой «выбор»
1
КУ
Структура «Выбор»
Конструкция ветвления, полная - неполная; конструктор «выбор»
Пользоваться языком блок-схем; составлять программы; использовать операторы
УО
Написать программу, зад. в тетради
23-27.12
8
Тестовая работа по теме «Условные алгоритмы»
1
КУ
Конструкции if, case
Конструкции ветвления; правила записи
Пользоваться языком блок-схем; составлять программы; использовать операторы
ТР
Повторить основные определения
23-27.12
9
Программирование циклов с предусловием
1
УОсНМ
Программирование циклов с предусловием
Конструкция цикла; правила записи
Пользоваться языком блок-схем; составлять программы; использовать операторы
УО
Решить задачи
9-16.01
10
Программирование циклов с постусловием () 9 Т, А объединила
1
КУ
Цикл с постусловием
Конструкция цикла; правила записи
Пользоваться языком блок-схем; составлять программы; использовать операторы
ПР
Составить программу
9-16.01
11
Программирование циклов со счетчиком
1
УОсНМ 9в
Цикл со счетчиком
Конструкция цикла; правила записи
Пользоваться языком блок-схем; составлять программы; использовать операторы
УО
Составить программу
17-23.01
12
Массивы в Паскале
() 9 Т, А, объединила
1
УОсНМ
Массив
Что такое массив; правила описания
Пользоваться языком блок-схем; составлять программы; использовать операторы
УО
Составить программу
17-23.01
13
Решение задач с использованием массивов
1
КУ
Способ заполнения массивов
Что такое массив; правила описания
Пользоваться языком блок-схем; составлять программы; использовать операторы
ПР
Составить программу
24-30.01
14
Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации и программирования»
1
УПиКЗиУ
Основы алгоритмизации и программирования
Основные понятия
Пользоваться языком блок-схем; составлять программы; использовать операторы
КР
Повторить основные определения
24-30.01
15
Анализ КР.
1
КУ
Материал 8 класс
Основные определения пройденного материала
Применить полученные знания при решении заданий
УО
Вариант 2 демоверсии ГИА 2013
31.01-6.02
Табличные вычисления на компьютере (9 ч.)
1
Двоичная система счисления.
1
УОсНМ
Двоичная система счисления.
Десятичную и двоичную СС; развернутую форму записи числа; правила перевода из двоичной СС в десятичную и обратно
Переводить, складывать и умножать
УО
§16. Выполнить задания в тетради
31.01-6.02
2
Числа в памяти компьютера
1
КУ
Целые и вещественные числа в памяти компьютера
Представление целых чисел; прямой, обратный ход
Записывать целые числа и коды
СР
§17. Выполнить задания в тетради
7-13.02
3
Электронные таблицы
1
КУ
Электронные таблицы
Что такое электронная таблица; ее назначение; интерфейс программы
Создавать, оформлять и сохранять таблицы
УО
§18. Перемещение, работа с листами (конспект)
7-13.02
4
Правила заполнения таблицы
1
КУ
Электронные таблицы
Правила выделения информации; правила ввода
Перемещать; выделять; вводить информацию
ПР
§19. Заполнить таблицы
14-20.02
5
Работа с диапазонами. Относительная адресация
1
УОсНМ
Диапазон данных
Что такое диапазон данных; статистическая функция; относительная, абсолютная адресация
Составлять, заполнять электронные таблицы
УО
§20. Решить задачи в тетради
14-20.02
6
Деловая графика. Условная функция
1
КУ
Деловая графика
Суть диаграмм; общий вид условной функции
Строить диаграммы; решать задачи в ЭТ
ТР
§21. Домашняя КР
21-27.02
7
Логические функции и абсолютные адреса
1
УОсНМ
Сложная условная функция
Логическое выражение; операции отношения; логические операции
Составлять сложную условную функцию
УО
§22. Решить задачи в тетради
21-27.02
8
Электронные таблицы и математическое моделирование
1
УОсНМ
Электронная таблица; математическая модель
Математическая модель; объект моделирования; вычислительный эксперимент
Создать математическую модель используя инструментарий
УО
§23. Построить математическую модель.
28.02-6.03
9
Зачет по теме «Табличные вычисление на компьютере»
1
УПиКЗиУ
Табличные вычисления на компьютере
Интерфейс ЭТ; порядок действий в математических выражениях; относительная и абсолютная адресация; синтаксис условных фунций
Записывать математические выражения; составлять формулы; редактировать содержимое ячеек
ЗУ
Повторить основные определения
28.02-6.03
Информатизация общества (3 ч.)
1
Информационное общество
1
УОсНМ
Информационное общество
Основные понятия темы
Объяснять причины информационных революций; выполнять классификацию информационных ресурсов
УО
§49. Найти в интернете данные о росте числа пользователей
7-13.03
2
Информационная культура
1
УОсНМ
Информационная культура
Все составляющие информационной культуры
Использовать литературу, касающуюся информационных ресурсов
УО
Ответить на вопросы анкеты
7-13.03
3
Правовая охрана программ и данных. Защита информации
1
УОсНМ
Информационная этика и права
Информационная этика; права; безопасность
Использовать литературу, касающуюся информационных ресурсов
УО
Подготовить реферат
14-22.03
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (17 ч.)
1
Кодирование графической информации
1
УОсНМ
Пиксель; растр; разрешающая способность
Способы представления изображений в памяти ПК
Определять количество цветов в палитре; глубину цвета
УО
Ответить на вопросы
14-22.03
2
Кодирование графической информации. Видеопамять
1
КУ
Пиксель; растр; разрешающая способность; видеопамять
О пространственном разрешении; глубине цвета; формулу для подсчета объема видеопамяти
Определять объем видеопамяти; разрешающую способность монитора
ПР
Ответить на вопросы
31.03-5.04
3
Кодирование графической информации. Система цветопередачи.
1
УОсНМ
Палитра цветов
Как формируется палитра цветов в системах цветопередачи
Определять цвет
УО
Подготовиться к проверочной работе по теме
31.03-5.04
4
Растровая графика
1
КУ
Пиксель; дюйм; растровая графика
Основные понятия
Вычислять объем растровых изображений; вычислять разрешение экранного изображения
ПР
Знать основные различия между форматами растровых файлов
7-12.04
5
Векторная графика
1
УОсНМ
Векторная графика
Форматы векторных файлов
Вычислять объем растровых изображений; вычислять разрешение экранного изображения
УО
Подготовиться к проверочной работе по теме
7-12.04
6
Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Рисование примитивов. Пракическая работа по теме «Компьютерная графика»
1
КУ
Графические примитивы
Основные понятия
Создавать изображения используя графические примитивы
ПР
закончить практическое задание
14-19.04
7
Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Инструменты рисования
1
УОсНМ
Растровое изображение
Основные определения
Создавать изображения, используя инструменты рисования
УО
Закончить практическое задание
14-19.04
8
Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений и рисунков
1
УОсНМ
Инструменты редактирования
Основные инструменты
Создавать новые изображения; редактировать имеющиеся
УО
Повторить основные определения
21-26.04
9
Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. Практическая работа по теме « Рисование примитивов»
1
КУ
Примитивы
Панель инструментов
Строить основные графические примитивы; строить правильные фигуры
ПР
Создать изображение
21-26.04
10
Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. Работа с объектами
1
УОсНМ
Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. Работа с объектами
Основные определения и инструменты
Группировать и разгруппировать объекты; объединять объекты
УО
Создать составное изображение
28.04.3.05
11
Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. Практическая работа по теме «Редактирование изображений и рисунков».
1
КУ
Цветное оформление в векторном редакторе
Основные определения и инструменты
Работать с заливкой; использовать градиент
ПР
Практическая работа
28.04.3.05
12
Растровая анимация
1
УОсНМ
GIF- анимация
Основные определения
Создавать GIF- анимацию
УО
Создать GIF- анимацию «Часы»
5-10.05
13
Векторная анимация
1
УОсНМ
Векторная анимация
Основные определения
Создавать FLASH-анимацию
УО
Создать FLASH-анимацию «Движение по траектории»
5-10.05
14
Кодирование и обработка звуковой информации
1
УОсНМ
Звуковая информация
Звуковая информация; громкость; тон
Оцифровывать звуковую информацию
УО
Решить задачи в тетради
12-17.05
15
Цифровое фото и видео. Подготовка к ИКР
1
КУ
Цифровое фото и видео
Методы сжатия изображений; цифровое фото
Захватывать и печатать цифровое фото
УО
Подготовиться к ИКР
12-17.05
16
Итоговая контрольная работа
1
УПиКЗиУ
Материал 9 класса
Основные определения
Применять полученные знания
КР
Повторить основные определения
19-24.05
17
Анализ итоговой контрольной работы
1
КУ
Материал 9 класса
Основные определения
Применять полученные знания
УО
Повторить основные определения
19-24.05