- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС. По учебнику Л. Л. Босова
Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС. По учебнику Л. Л. Босова
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Поздеева Е.Н. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Оглавление
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644)
с учётом примерной программы (основного) общего образования по информатике и авторской программы по информатике для 5-9 классов Л.Л. Босовой (Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.», в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом образовательного учреждения
1.1 Общая характеристика учебного предмета.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
1.2 Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Информатика» относится к образовательной области «Математика и информатика» и входит в обязательную часть учебного плана образовательного учреждения. На изучение предмета в 2015-2016 учебном году в 8 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
-
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
1.4 Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводиться на основе соответствия ученика следующим требованиям:
-
соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
-
участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
-
прилежание и ответственность за результаты обучения;
-
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
-
наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета;
-
активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
-
способность к сотрудничеству и коммуникации;
-
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
-
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
-
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т.д.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
-
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
-
Содержание образовательной программы
Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Основы алгоритмизации (10 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертѐжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (10 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод,
присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка алгоритма - кодирование - отладка - тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
Итоговое повторение и контроль - 2 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название разделов
Кол-во часов
В том числе:
Теория
Практика
1
Введение. Техника безопасности.
1
1
0
2
Математические основы информатики.
12
6
6
3
Основы алгоритмизации.
10
5
5
4
Начала программирования.
10
2
8
5
Повторение. Итоговая контрольная работа.
2
2
0
Итого:
35
16
19
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
-
Типы урока
-
урок изучения новых знаний
УИНЗ
-
урок закрепления знаний
УЗЗ
-
комбинированный урок
КУ
-
урок обобщения и систематизации знаний
УОИСЗ
-
урок контроля
УК
Формы организации учебно-познавательной деятельности
-
фронтальная
Ф
-
групповая
Г
-
парная
П
-
индивидуальная
И
-
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика» 8 класс
2015-2016 учебный год
№п\п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к результатам обучения
Формы организации учебно-познавательной деятельности
ЦОР
Формы и виды контроля
Дата
Коррекционная работа
план
факт
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные
результаты
план
факт
Введение. Техника безопасности (1ч.)
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
1
УИНЗ КУ
- общие представления о целях изучения курса
информатики и ИКТ;
- представлять о роли ИКТ при
изучении школьных предметов и в повседневной жизни;
- увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
- умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Ф
- «Правильная посадка за компьютером»
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b0a2030-1e06-4b67-9191-a7de053a61e1/%5BINF_028%5D_%5BPD_53%5D.swf)
- «Информационные ресурсы современного
общества»
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d8b4238-eb72-4edc-84d3-a8e6806cd580/9_157.swf)
- Видеоурок «Техника безопасности в компьютерном классе»
Компьютерный тест
Социальная практика правильного поведения
Математические основы информатики (12 ч.)
Общие сведения о системах счисления.
1
УИНЗ КУ
- общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления;
- определение основания и алфавита системы счисления
- анализировать любую позиционную
систему счисления как знаковую систему;
- понимание роли фундаментальных знаний как
основы современных информационных технологий
ФИ
- «Понятие о системах счисления»(fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html)
- «Развернутая форма записи числа» (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf)
Компьютерные тесты, лабораторные и практические работы
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
1
УИНЗ КУ
- перевод небольших десятичных чисел в
двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную
систему счисления; - выполнение операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
ФИ
- презентация «Системы счисления»;
- анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6f80d82-fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/%5BINF_029%5D_%5BAM_02%5D.swf)
- анимация «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58ada0e5-fc12-42b1-9978-7a583b483569/9_111.swf)
- анимация «Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16» (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21854672-a155-4879-b433-bae02a2d1bd8/%5BINF_030%5D_%5BAM_01%5D.swf)
Компьютерные тесты, лабораторные и практические работы
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления
1
УИНЗ КУ
- перевод небольших десятичных чисел в
восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и
восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему
счисления;
ФГИ
Компьютерный тест
Развитие познавательной активности детей
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.
1
УИНЗ КУ
- перевод небольших десятичных чисел в
систему счисления с произвольным основанием
И
- презентация «Системы счисления»;
- анимация «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления»
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf)
- конструктор тестов MytestХ
компьютерный тест
Развитие словесно-логического мышления
Представление целых чисел.
ПР №1
1
УИНЗ КУ
- представление о структуре памяти
компьютера: память - ячейка - бит (разряд)
- понимать ограничения на диапазон значений
величин при вычислениях;
ИП
- информационный модуль «Число и его компьютерный код»
(fcior.edu.ru/card/11501/chislo-i-ego-kompyuternyy-kod.html);
- практический модуль «Число и его компьютерный код»
(fcior.edu.ru/card/9581/chislo-i-ego-kompyuternyy-kod.html);
- анимация «Представление целых чисел в памяти компьютера»(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ecf4ab69-d8ac-40a8-b26a-2780aa70b33d/9_118.swf);
Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код»
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Представление вещественных чисел.
1
УИНЗ КУ
представление о научной (экспоненциальной)
форме записи вещественных чисел; представление о формате с
плавающей запятой.
- понимать возможности представления
вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения
научных и инженерных задач.
ФИ
- презентация «Представление информации в компьютере»;
- информационный модуль «Числа с фиксированной и плавающей запятой»
(fcior.edu.ru/card/2107/chisla-s-fiksirovannoy-i-plavayushey-zapyatoy.html);
- - конструктор тестов MytestХ
Развитие наглядно-образного мышления
Высказывание. Логические операции.
ПР №2
1
УИНЗ КУ
- о разделе математики алгебре
логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях над
высказываниями
- выполнять анализ логической структуры
высказываний;
- понимать связи между логическими операциями
и логическими связками, между логическими операциями и
операциями над множествами
ФИ
- презентация «Элементы алгебры логики»;
- тренировочный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера»
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19d0fb95-871d-4063-961d-e7dc5725e555/9_121.swf);
- демонстрация «Основные понятия математической
логики»
(school-collection.edu.ru/catalog/res/a969e5e4-f2e2-43f0-963b-65199b61416e/view/)
- информационный модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»
(fcior.edu.ru/card/12468/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnye-logicheskie-operacii.html);
Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»
Развитие навыков группировки и классификации
Построение таблиц истинности для логических выражений.
ПР №3
1
УИНЗ КУ
- о таблице истинности для
логического выражения.
- проводить формализацию и анализ логической
структуры высказываний;
- видеть инвариантную
сущность во внешне различных объектах.
ФПИ
- презентация «Элементы алгебры логики»;
- информационный, практический и контрольный модули «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»
(fcior.edu.ru/card/4059/postroenie-otricaniya-k-prostym-vyskazyvaniyam-zapisannym-na-russkom-yazyke.html);
Теоретический диктант
Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»
Развитие слухового внимания и памяти
Свойства логических операций.
ПР №4
1
УИНЗ КУ
- о свойствах логических операций
(законах алгебры логики);
- преобразования логических
выражений в соответствии с логическими законами;
- проводить анализ и преобразования логических выражений;
- видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы
алгебры чисел);
ФП
- презентация «Элементы алгебры логики»;
- информационный, практический и контрольный модули «Логические законы и правила преобразования логических выражений»
(fcior.edu.ru/card/2000/logicheskie-zakony-i-pravila-preobrazovaniya-logicheskih-vyrazheniy.html);
Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений»
Развитие навыков группировки и классификации
Решение логических задач.
ПР №5
1
УИНЗ КУ
- составление и преобразование логических
выражений в соответствии с логическими законами.
- проводить формализацию высказываний, анализ
и преобразования логических выражений;
- выбирать метод
для решения конкретной задачи.
ФИ
- презентация «Элементы алгебры логики»;
- информационный, практический и контрольный модули «Решение логических задач»
(fcior.edu.ru/card/9561/reshenie-logicheskih-zadach.html);
(fcior.edu.ru/card/29148/reshenie-logicheskih-zadach.html);(
Практическая работа №5 «Решение логических задач»
Развитие зрительного восприятия и узнавания
Логические элементы.
ПР №6
1
УИНЗ КУ
- о логических элементах
(конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах;
- анализ электронных схем.
- представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическое
выражение, электронная схема).
- понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий;
- способность
увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информаци-онного общества.
ФИ
- презентация «Элементы алгебры логики»;
- тренажѐр «Логика» (kpolyakov.narod.ru/prog/logic.htm);- информационный модуль «Достоинcтва и недостатки двоичной системы счисле-ния при использовании ее в компьютере» (fcior.edu.ru/card/23457/dostoinctva-i-nedostatki-dvoichnoy-sistemy-schisleniya-pri-ispolzovanii-ee-v-kompyutere.html)
Практическая работа №6 «Решение логических задач»
Развитие словесно-логического мышления
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа №1
1
УОИСЗ
УК
- основные понятия темы «Математические
основы информатики».
- выполнять анализ различных объектов;
- видеть инвариантную сущность во внешне различныхобъектах;
И
- Конструктор тестов MytestX
Компьютерное тестирование
Психокоррекция поведения ребенка
Основы алгоритмизации (10 ч.)
Алгоритмы и исполнители.
1
УИНЗ КУ
- смысл понятия «алгоритм»;
- умение
анализировать предлагаемые последовательности команд на
предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность,
детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- термины «исполнитель», «формальный исполнитель»,
«среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;
- умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с
заданной системой команд.
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широты сферы его применения;
- понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем.
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
ФГ
- презентация «Алгоритмы и исполнители»;
- демонстрация «Происхож-дение и определение понятия алгоритма»
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31.swf);
- демонстрация «Свойства
алгоритма»
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33.swf);
- анимация «Работа с алгоритмом»
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7aa26e2d-966b-480e-ae91-5be71f5fe682/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BIG_043%5D.swf);
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Способы записи алгоритмов.
1
УИНЗ КУ
- различные способов записи алгоритмов.
- анализировать предлагаемыепоследовательности команд на предмет наличия у них такихсвойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов;
- умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой;
- умение выбирать форму записи алгоритма, решаемой задаче.
ФПИ
- презентация «Способы записи алгоритмов»
- система КуМир
Теоретический диктант
Развитие наглядно-образного мышления
Объекты алгоритмов.
1
УИНЗ КУ
- представление о величинах, с которыми работают
алгоритмы;
- правила записи выражений на алгоритмическом
языке;
- сущность операции присваивания.
- понимать сущность понятия «величина»;
- понимать границы применимости величин того или иного типа.
ФП
- презентация «Объекты алгоритмов»;
- демонстрация «Понятие величины, типы величин»
(files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f38ea1b0-69c8-485b-aac2-e5bc1bced661/9_75.swf);
- система КуМир
Развитие навыков группировки и классификации
Алгоритмическая конструкция следование.
ПР №7
1
УИНЗ КУ
- представление об алгоритмической конструкции
«следование»;
- исполнение линейного алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд;
- выделять линейные алгоритмы в
различных процессах;
- понимать ограниченности возможностей
линейных алгоритмов.
ФГИ
- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование»;
- демонстрация «Режимы работы программы "Конструктор алгоритмов"»
(school-collection.edu.ru/catalog/res/8674dfb4-7a55-4782-b54d-c0a057d89563/view/);
Практическая работа №7 «Построение алгоритмической конструкции «следование»
Развитие слухового внимания и памяти
Алгоритмическая конструкция ветвление.
Полная форма ветвления.
ПР №8
1
УИНЗ КУ
- представление об алгоритмической конструкции
«ветвление»;
- исполнение алгоритма с ветвлением для
формального исполнителя с заданной системой команд;
- составление простых (коротких) алгоритмов с ветвлением для
формального исполнителя с заданной системой команд.
- выделять алгоритмы с ветвлением в
различных процессах;
- понимать ограниченность возможностей
линейных алгоритмов.
ФПИ
- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление»
- программа "Конструктор алгоритмов"
- Система КуМир
Практическая работа №8 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»
Развитие навыков группировки и классификации
Сокращённая форма ветвления.
ПР №9
1
УИНЗ КУ
ФИ
- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление»
- программа "Конструктор алгоритмов"
- Система КуМир
Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы»
Развитие зрительного восприятия и узнавания
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы.
ПР №10
1
УИНЗ КУ
- представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы;
- исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд;
- выделять циклические алгоритмы в
различных процессах.
ФИ
- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»;
- программа "Конструктор алгоритмов"
- Система КуМир
Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «повторение»
Развитие представлений об окружающем мире и обогащение словаря
Цикл с заданным условием окончания работы.
ПР №11
1
УИНЗ КУ
- представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы;
- исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составление простых циклических алгоритмов
- выделять циклические алгоритмы в
различных процессах.
ФИ
- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»;
- программа "Конструктор алгоритмов"
- Система КуМир
Практическая работа №11 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы»
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Цикл с заданным числом повторений.
1
УИНЗ КУ
- представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным числом повторений;
- исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя
- выделять циклические алгоритмы в
различных процессах.
ФПИ
- презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»;
- программа "Конструктор алгоритмов"
- Система КуМир
Компьютерное тестирование
Развитие речи, овладение техникой речи
Обобщение и систематизация основных понятий темы Основы алгоритмизации. Контрольная работа №2
1
УОИСЗ
УК
- основные понятия темы «Основы
алгоритмизации».
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
И
- Конструктор тестов MyTestX
- Система КуМир
Компьютерное тестирование
Коррекционная работа
Начала программирования (10 ч.)
Общие сведения о языке программирования Паскаль.
1
УИНЗ КУ
- общие сведения о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы);
- применение операторов ввода-вывода данных.
- проводить анализ языка Паскаль как формального языка;
- выполнять запись простых последовательностей действий на формальном языке.
- представление о программировании как сфере
возможной профессиональной деятельности.
ФГ
- презентация «Общие сведения о языке программирования
Паскаль»;
- презентация «Организация ввода и вывода данных»;
- среда программирования PascalABC
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Организация ввода и вывода данных.
ПР №12
1
УИНЗ КУ
ФИ
Практическая работа №12 «Организация ввода и вывода данных»
Развитие умения планировать деятельность
Программирование линейных алгоритмов.
ПР №13
1
УИНЗ КУ
- первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных.
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи.
- алгоритмическое мышление, необходимое для
профессиональной деятельности в современном обществе;
- представление о программировании как сфере возможной
профессиональной деятельности.
ГИ
- презентация «Программирование линейных алгоритмов»;
- среда программирования PascalABC
Практическая работа №13 «Написание программ на языке Паскаль»
Развитие навыков группировки и классификации
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
ПР №14
1
УИНЗ КУ
- запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию
ветвление.
ГИ
- презентация «Программи-рование разветвляющихся алгоритмов»;
- среда программирования PascalABC
Практическая работа №14 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»
Развитие познавательной активности детей
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
ПР №15
1
УИНЗ КУ
ГИ
Практическая работа №15 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль».
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
ПР №16
1
УИНЗ КУ
- запись на языке программирования
коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию
цикл.
ФГИ
- презентация «Программирование циклических алгоритмов»
- среда программирования PascalABC
Практическая работа №16 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль».
Формирование умения ориентироваться в задании
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
ПР №17
1
УИНЗ КУ
ФГИ
- презентация «Программирование циклических алгоритмов
- среда программирования PascalABC
Практическая работа №17 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль».
Развитие словесно-логического мышления
Программирование циклов с заданным числом повторений.
ПР №18
1
УИНЗ КУ
ФГИ
- презентация «Программирование циклических алгоритмов»
- среда программирования PascalABC
Практическая работа №18 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»
Развитие комбинаторных способностей
Различные варианты программирования циклического алгоритма
ПР №19
1
УИНЗ КУ
ФИ
Практическая работа №19 «Написание вспомогательных алгоритмов»
Развитие познавательной активности детей
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».
Контрольная работа №3
1
УОИСЗ
УК
- владеть начальными умениями программирования
на языке Паскаль.
И
- среда программирования PascalABC
Компьютерное тестирование
Воспитание самоконтроля и самооценки
Повторение. Итоговая контрольная работа (2ч.)
Основные понятия курса
1
УОИСЗ
- систематизирован-ные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 8 классе.
- эффективно работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ.
- понимание роли информатики и ИКТ в жизни
современного человека.
ФГ
Развитие познавательной активности детей
Итоговое тестирование. Контрольная работа №4
1
УК
- темы курса.
- владеть общепредметными понятиями.
- владение первичными навыками анализа и критичной
оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; - развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей информационной среды.
И
- Конструктор тестов MyTestX
Компьютерное тестирование
Воспитание самоконтроля и самооценки
-
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение.
I. Учебно-методический комплект
-
Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 8 класс», - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г.;
-
Рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г;
-
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php.
II. Литература для учителя.
-
Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2013.
-
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
III. Технические средства обучения.
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем ASDL
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
-
Сканер.
-
Web-камера.
-
Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
-
Операционная система Windows ХР.
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер Аленка.
-
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
-
Мультимедиа проигрыватель.
-
Система программирования Pascal.
-
Система тестирования MyTest.
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
-
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
-
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
-
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
-
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
-
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
-
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
-
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
-
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
-
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
-
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
-
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
-
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
-
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
-
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
-
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
-
приложение
1