- Преподавателю
- Информатика
- Разработка урока Метод координат
Разработка урока Метод координат
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аксютина И.С. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебюд-2014»
Урок информатики
Тема: Метод координат.
Класс: 5
Форма проведения: опрос, беседа, практическая работа.
Цели и задачи:
-
систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке;
-
объяснить принципы выбора различных форм кодирования информации;
-
закрепить знания учащихся о методе координат;
-
подчеркнуть, что за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Предметные результаты:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Познавательный блок УУД:
-
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель)
-
знаково-символические действия выполняют функции:
-
отображение учебного материала;
-
выделение существенного;
-
отрыва от конкретных ситуативных значений;
-
формирования обобщенных знаний;
-
виды знаково-символических действий;
-
кодирование/декодирование;
-
моделирование.
-
-
умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Технические средства обучения:
-
Интерактивная доска
-
рабочее место учителя;
-
проектор;
-
рабочие места ученика с подключением к сети Интернет.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Сегодня мы совершим путешествие на остров сокровищ, где поможем 2 неугомонным мышкам найти клад, спрятанный котом Леопольдом и узнать, что же находится в сундуке. Для этого нам надо знать координаты клада и понять что же такое координатная плоскость.
А сейчас повторим то, что мы уже знаем
-
Проверка ранее изученного материала.
(Презентация «Формы представления информации. Метод координат»
фронтальный опрос по ключевым словам §7.
- Код.
- Кодирование.
- Способы кодирования информации.
Актуализация знаний.
С понятием числовая ось вы уже знакомы - это прямая линия, на которой указано положительное направление и отмечен единичный отрезок. Каждому числу соответствует точка на числовой оси. Число, соответствующее данной точке числовой оси. называется координатой этой точки. Числовую ось также называют координатной прямой.
А сейчас давайте познакомимся с нашими героями.
Фрагмент Мультфильма «Клад кота Леопольда».
Чтобы начать наше путешествие нам необходимо выяснить, где находятся наши герои.
Для этого нам надо решить задачу
Задача
Кот стоит на числе 8, а мышь на числе 4. Потом кот пошёл в сторону мыши, прошёл 3 единичных отрезка и остановился. В это время мышь побежала в сторону кота, пробежала 5 единичных отрезков и тоже остановилась. Сколько чисел осталось между котом и мышью?
Давайте проиллюстрируем эту задачу (на доске)
-
Объяснение нового материала
Кот Леопольд много учился. Он нарисовал карту и зашифровал координаты клада, но мы, я надеюсь, сможем помочь нашим маленьким мышкам найти координаты клада. Поможем?
Теперь познакомимся с координатной плоскостью
Возьмём 2 пересекающиеся под прямым углом (прямой угол имеется в квадрате, прямоугольнике) координатные прямые Ox и Oy с равными единичными отрезками.. Вертикальная ось Oy называется осью y, а горизонтальная ось Ox - осью x.
Точка пересечения координатных прямых обозначается 0 (ноль) и называется началом координат. Таким образом мы задали систему координат.
Плоскость, на которой задана система координат, называется координатной плоскостью
Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси Ox, второе по оси Oy. Эти числа называют координатами точки. А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы находим нужный подъезд (по оси Ox), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси Oy).
Давайте теперь узнаем, какие ориентиры нарисовал на карте кот Леопольд.
Каждый учение выходит к доске и рисует заданные координаты (координатная плоскость и координаты высвечиваются на доске через проектор)
Мы узнали ориентир - это ёлочка.
Давайте найдём координаты клада - к доске идёт …..
Назовите координаты полученной точки.
Фрагмент Мультфильма «Клад кота Леопольда»
А сейчас посмотрим, что находится в найденной нами точке. Для этого нам надо отыскать предмет. Искать предмет мы будем на время. На поиски отводится 5 минут. Предмет мы найдём, когда выполним задание. Вам надо на координатной плоскости нанести точки, координаты которых я вам выдала, и соединить их последовательно.
К доске идёт … На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Помните, первое число - по оси Х, второе - по оси Y.
-
1 (-4,3)
5 (4,-2)
2 (-2,4)
6. (-2,-2)
3 (2,4)
7. (-4,-1)
4 (4,2)
8 (-2,2)
Соедините последовательно точки
1-2-3-4-5-6-7-1,
1-8-4
6-8
Что за предмет у нас получился? Правильно - сундук.
Поднимите руки, у кого получился такой предмет.
Фрагмент Мультфильма «Клад кота Леопольда»
-
Физминутка .
-
Закрепление. Работа на координатной плоскости.
- Напоминаю, что на первом месте всегда ставят координату х, а на втором - координату у.
Работа на интерактивной доске. Ученики выходят к доске по очереди и «перетаскивают» предметы в точки с заданными координатами.
* координаты снежинки: (-5; 2)
* координаты облачка: (-1; 2)
* координаты вишенки: (2; -3)
* координаты конфетки: (-3; -1)
* координаты домика: (-4; 4)
* координаты ёлочки: (5; -2)
* координаты бабочки: (4; 3)
* координаты грибочка: (-2; -2)
* координаты замочка: (1; -5)
* координаты свечки: (5; 2)
* координаты морковки: (-2; 3)
* координаты солнышка: (-2; -3)
* координаты плюсика: (-5; -3)
* координаты кораблика: (-2; 1)
* координаты рыбки: (1; -4)
-
Работа на компьютере.
Прикладная программа «Координатная плоскость I».
-
Подведение итогов урока. Выставление оценок по итогам практической работы.
-
Рефлексия. Какая координата на плоскости записывается первой? Какой способ для запоминания вам понравился больше? Закончите предложения:
1. Я доволен (-льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)…
2. Я не доволен(-льна) тем, что сегодня…
Методическая литература:
-
«Информатика. ФГОС», Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы», Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
-
Газета «Лаборатория знаний», выпуск 9, сентябрь 2012. gazeta.lbz.ru
9
Аксютина Ирина Сергеевна