- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике. 10 класс
Рабочая программа по информатике. 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цыдемпилова А.С. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование «Закаменский район»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Дутулурская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО»
На заседании МО
Рук-ль МО__/Очирова Е.М./
Протокол №______
«____»___________2015 г.
«СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УР:
_____/Цыдемпилова А.С./
«_____»_________2015 г .
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор школы:
________/Г.С.Базарова/
Приказ № ___
от «___» _________ 2015 г.
Рабочая программа
Тип: общеобразовательная (базовый уровень
Предмет: информатика
Класс: 10
Учитель: Цыдемпилова Альбина Сергеевна
Категория:-
Стаж работы: 5 лет
с. Дутулур
2015г
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе следующих документов:
-
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
-
Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
-
Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера
-
Базисный учебный план для среднего полного общего образования №4165/12 от 10.07.2012г.
Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на изучение учащимися 10 классов в течении 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Общая характеристика учебного предмета.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
-
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
-
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
-
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
-
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
-
линию информации и информационных процессов;
-
линию моделирования и формализации;
-
линию информационных технологий;
-
линию компьютерных коммуникаций;
-
линию социальной информатики.
Цели и задачи изучения курса:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи изучения курса:
-
Мировоззренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
-
Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
-
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
-
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его усвоения (1 час в неделю) недостаточно. Для разрешения этого противоречия планируется активно использовать самостоятельную работу учащихся с учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий целесообразно оформлять письменно.
Методика обучения должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также резерв домашнего компьютера.
Содержание образовательной программы
10 класс
1. Информация - 5 часов.
Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
2. Информационные процессы в системах - 11 часов.
Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
3. Информационные модели - 6 часов.
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Алгоритм как модель деятельности.
4. Программно-технические системы реализации информационных процессов - 11 часов.
Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей.
5. Повторение - 2 часа
Тематическое планирование занятий
№
Тема
Количество часов
Количество
контрольных работ
тестов
практических работ
10 класс
35
2
2
8
1
Информация.
5
1
-
1
2
Информационные процессы в системах.
11
1
-
2
3
Информационные модели.
6
-
1
2
4
Программно-технические системы реализации информационных процессов.
11
-
1
3
5
Повторение
2
Перечень практических работ в 10 классе
Практическая работа № 1 Измерение информации
Практическая работа № 2 Автоматическая обработка данных
Практическая работа № 3 Шифрование данных
Практическая работа № 4 Структура данных. Графы. Таблицы
Практическая работа № 5 Управление автоматическим исполнителем
Практическая работа № 6 Выбор конфигурации компьютера. Настройка BIOS
Практическая работа № 7 Представление чисел
Практическая работа № 8 Представление текстов, графики и звука. Сжатие текстов
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике и ИКТ
Классы 10
Учитель Наумова Надежда Александровна, учитель математики и информатики II квалификационной категории
Количество часов
Всего _35__; в неделю _1___
Плановых контрольных уроков __2___, практических работ _8___, тестов -2
Административных контрольных уроков __1__
Планирование составлено на основе авторской программы «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера
Учебник: Информатика и ИКТ . 10-11 класс / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В.Шестакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
10 класс
№
Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Количество часов
Тип урока
Календарные сроки
планируемые /фактические
Планируемые результаты
Контрольно-
измерительные материалы
Примерное
домашнее
задание
знания
умения
ОУУН
и способы деятельности
Информация.
5
1
Введение. Содержание информатики. Правила ТБ.
1
УОНМ
в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики;
выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ;
организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;
Введение
2
Понятие информации
Виды и свойства информации.
1
УОНМ
три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;
Фронтальный опрос
§ 1 вопросы
стр 12
3
Представление информации, языки, кодирование
Количественная характеристика информации
1
КУ
что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование»;
переводить информацию из одной знаковой системы в другую; определять длину кода, количество различных комбинаций;
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;
Фронтальный опрос
§ 2 вопросы
стр 17
4
Практическая работа «Измерение информации». Решение задач
1
УЗИМ
;
установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;
Отчет о выполнении п/р
§ 3-4 вопросы стр 20,24
5
Тест по теме «Информация».
1
УПКЗУ
демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о способах измерения информации;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
Контрольная работа «Информация»
традиционная форма
Повторить
§ 1-4
Информационные процессы в системах.
11
6
Что такое система
1
УОНМ
система; структура системы; свойства системы; подсистема; системный подход в науке и практике;
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); анализировать состав и структуру систем;
установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;
Фронтальный опрос
§ 5 вопросы
стр 31-32
7
Информационные процессы в естественных и искусственных системах.
1
УОНМ
типы информационных процессов: хранение, передача и обработка информации; чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру систем управления;
анализировать состав и структуру систем;
различать связи материальные и информационные;
установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;
Фронтальный опрос
§ 6 вопросы
стр 37
8
Хранение информации.
1
КУ
носитель информации; история развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;
Фронтальный опрос
§ 7 вопросы
стр 41
9
Передача информации.
1
КУ
модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума;
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения;
Фронтальный опрос
§ 8 вопросы
стр 45-46
10
Обработка информации и алгоритмы.
1
КУ
основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации;
разрабатывать систему команд исполнителя для решения несложной задачи на обработку информации;
умение логически мыслить; составление алгоритмов;
Фронтальный опрос
§ 9 вопросы
стр 49
11
Автоматическая обработка информации.
1
УОНМ
что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;
умение логически мыслить; составление алгоритмов;
§ 10 задания
стр 53-54
12
Практическая работа «Автоматическая обработка данных».
1
УЗИМ
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;
свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;
Отчет о выполнении п/р
Задания для самостоятельного выполнения
13
Контрольная работа «Хранение, передача и обработка информации».
1
УПКЗУ
демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
Контрольная работа «Хранение, передача и обработка информации»
традиционная форма
§ 5-10 повторить
14
Поиск данных.
1
КУ
что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»; что такое «структура данных»; какие бывают структуры; алгоритм последовательного поиска; алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный поиск; как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;
Фронтальный опрос
§ 11 вопросы
стр 60
15
Защита информации.
1
УОНМ
виды угроз для числовой информации; физические способы защиты информации; программные средства защиты информации; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат;
применять меры защиты личной информации на ПК;
работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; составлять на основе текста таблицу; проводить разные виды сравнения;
Фронтальный опрос
§ 12 вопросы
стр 65
16
Практическая работа «Шифрование данных».
1
УЗИМ
1
что такое криптография;
применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме);
свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;
Отчет о выполнении п/р
Задания для сам. выполнения
Информационные модели.
6
17
Компьютерное информационное моделирование.
1
УЗИ
определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на компьютере;
характеризовать этапы информационного моделирования на компьютере;
работать с учебником; структурировать информацию; составлять на основе текста таблицу;
Фронтальный опрос
§ 13 вопросы
стр 69-70
18
Структуры данных.
1
УОНМ
что такое граф, дерево, сеть; структура таблицы; основные типы табличных моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы;
ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы;
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;
Фронтальный опрос
§ 14
вопросы 1-15
стр 79
19
Практическая работа «Структуры данных: графы, таблицы».
1
УЗИМ
ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы;
свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;
Отчет о выполнении п/р
§ 14 вопросы 16-17 стр 79
20
Алгоритм как модель деятельности.
1
КУ
понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритма;
строить алгоритмы управления учебными исполнителями; осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы;
работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
Фронтальный опрос
§ 16 вопросы
стр 89
21
Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем».
1
УЗИМ
строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;
Отчет о выполнении п/р
Задания для самостоятельного выполнения
22
Контрольная работа «Информационные модели».
1
УПКЗУ
демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об информационных моделях;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
КР «Информационные модели»
тестирование
Программно-технические системы реализации информационных процессов.
11
23
Компьютер - универсальная техническая система обработки информации.
1
УОНМ
архитектуру персонального компьютера; что такое контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; что такое системная плата, порты ввода-вывода; назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.;
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; конспектировать лекцию; логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;
Фронтальный опрос
§ 17 вопросы
стр 97
24
Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера».
1
УЗИМ
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;
Отчет о выполнении п/р
Задания для самостоятельного выполнения
25
Программное обеспечение компьютера.
1
УОСЗ
что такое программное обеспечение ПК; структура ПО ПК;
определять виды ПО;
выявление существенных признаков объекта;
Фронтальный опрос
§ 18 вопросы
стр 104
26
Дискретные модели данных на компьютере. Представление чисел.
1
УОНМ
основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы представления вещественных чисел;
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;
Фронтальный опрос
§ 19 вопросы
стр 111-112
27
Практическая работа «Представление чисел».
1
УЗИМ
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;
Отчет о выполнении п/р
Задания для самостоятельного выполнения
28
Представление текста, графики и звука.
1
УОНМ
представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука;
вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;
Фронтальный опрос
§ 20 вопросы
стр 118
29
Практическая работа «Представление текстов, графики и звука».
1
УЗИМ
вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; сжимать текстовую информацию;
свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;
Отчет о выполнении п/р
§ 21 вопросы
стр 122
30
Контрольная работа «Дискретные модели данных на компьютере».
1
УПКЗУ
демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о представлении данных в памяти компьютера;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
КР «Дискретные модели данных на компьютере»
тестирование
31
Организация локальных сетей.
1
КУ
назначение и топологии локальных сетей; технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции); основные функции сетевой операционной системы;
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; конспектировать лекцию; логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;
Фронтальный опрос
§ 22 вопросы
стр 128
32
Организация глобальных сетей.
1
КУ
что такое Интернет; систему адресации в Интернете; способы организации связи в Интернете;
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; конспектировать лекцию; логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;
Фронтальный опрос
§ 23 вопросы
стр 135
33
Повторение курса 10 класса. Информация.
1
ОУСЗ
свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;
Инд. задания
34
Повторение курса 10 класса. Программно-технические системы реализации информационных процессов.
1
ОУСЗ
Инд. задания
35
Обобщающий урок за курс 10-го класса.
1
УКЗ
УПКЗУ - урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ- комбинированный урок
ОУСЗ- обобщающий урок систематизации знаний
УКЗ- урок контроля знаний
УЗИМ-урок закрепления изученного материала
УОНМ- урок ознакомления с новым материалом
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
10 класс
знать/понимать
- три философские концепции информации
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- роль информационных процессов в системах
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, «шум» и способы защиты от шума
- основные типы задач обработки информации
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьютере
- архитектуру персонального компьютера
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- что такое Интернет, систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен), способы организации связи в Интернете
уметь
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- применять меры защиты личной информации на ПК
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
I. Учебно-методический комплект
-
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. - 176 с: ил.
-
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина - М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
II. Литература для учителя.
-
Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10-11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннен. - М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 102 с.: ил.
-
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина - М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
-
Программа для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы/ составитель М. Н. Бородин М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения
-
Простой редактор Web-страниц