Программа курса внеурочной деятельности Учимся работать на компьютере (2-4 классы)

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»

Курской области

Введено в действие Рассмотрено на заседании

приказом директора методического объединения

от ________ № ____ учителей ________________ Протокол от _______ № ___

МП

Утверждено на заседании

педагогического совета школы

Протокол от _________ № ____


ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Учимся работать на компьютере»

для обучающихся 2-4 классов на _20 -20 _ учебные годы




Составитель: Агеева Наталья Валентиновна, учитель информатики,

высшая квалификационная категория


г. Льгов

Курской области

Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать на компьютере» для обучающихся 2-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова».

Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в классах основной ступени обучения дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах. Обучающиеся начальных классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования - сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться.

Пользовать­ся информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно ра­бота с информационными ресурсами была простой, неавтоматизи­рованной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.

Таким образом, актуальность введения курса «Школа компьютерной грамотности» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем.


Ценностные ориентиры курса внеурочной деятельности

«Учимся работать на компьютере»


Основной целью изучения предлагаемого курса является формирование у обучающихся начальной школы основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и

  • приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах;

  • основы ИКТ-компетентности, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

  • основы коммуникационной компетентности.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности


Предлагаемая программа курса внеурочной деятельности «Школа компьютерной грамотности» направлена на обеспечение условий развития личности обучающегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития. В процессе обучения школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Содержание программы позволяет развивать и организационные умения:

  • планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

  • осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;

  • освоить знания, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;

  • овладеть умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • воспитать интерес к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией;

  • подготовить учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.

Программа курса состоит из трех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью освоения информационно-компьютерных технологий. Дети, занимаясь все 3 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, с 3 или 4 класса, он свободно сможет влиться в сложившийся коллектив.



Место курса внеурочной деятельности

«Учимся работать на компьютере» в учебном плане

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»


Программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать на компьютере» рассчитана на 102 часа:


  • первый год обучения, 2 класс - 34 часа, 1 час в неделю;

  • второй год обучения, 3 класс - 34 часа, 1 час в неделю;

  • третий год обучения, 4 класс - 34 часа, 1 час в неделю.

Цель программы: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности в прикладных программах Microsoft Office.

Задачи программы:

  • освоение первоначальных навыков приемов работы в редакторах Paint, Word, Power Point;

  • овладение умением работать с различными видами информации, в том числе графической, текстовой, звуковой, приобщении к проектно-творческой деятельности;

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

Особенности организации внеурочного занятия

Занятия по данной программе будут проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятия происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 15-20 минут, продолжительность непрерывной работы составляет 8-10 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером будут проводиться в следующих формах:

  • демонстрационная - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают;

  • фронтальная - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя;

  • самостоятельная - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока; учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся;

  • творческий проект - выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий;

  • работа консультантов - ученик контролирует работу группы обучающихся.

Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:

  • словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа);

  • наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  • проектного.

Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Школа компьютерной грамотности»


Личностными результатами изучения курса «Учимся работать на компьютере» является формирование следующих умений:

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

  • умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • планировать учебную деятельность на уроке;

  • высказывать свою версию, предлагать способ её проверки;

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;

  • моделирование - преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.

Предметные результаты

В результате изучения материала, обучающиеся будут знать:

  • правила поведения при работе с компьютером;

  • приемы работы в редакторах Paint, Word, Power Point;

  • возможности и область применения программ Paint, Word, PowerPoint;

  • технологию работы с каждым объектом программ Paint, Word, PowerPoint;

  • объекты и инструменты программ Paint, Word, PowerPoint;

  • основы работы в сети Internet;

  • все возможности добавления мультимедийных эффектов.

В результате изучения материала, обучающиеся будут уметь:

  • работать в редакторах Paint, Word, Power Point;

  • искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;

  • искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем;

  • создавать слайд;

  • изменять настройки слайда;

  • создавать анимацию текста, изображения;

  • представить творческий материал в виде презентации;

  • самостоятельно создавать типовую презентацию и проектировать свою собственную;

  • работать с компьютером, настраивать программу для работы; демонстрировать свою работу и защищать её.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).

  • Текущий в форме наблюдения:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах:

  • практические работы;

  • творческие работы обучающихся;

  • контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.



Содержание программы курса внеурочной деятельности

«Учимся работать на компьютере», 2-4 классы (102 часа)


Первый год обучения, 2 класс

34 часа, 1 час в неделю

Раздел 1. Учимся работать на компьютере (9 часов)

Человек и компьютер. Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Правила поведения за компьютером (вводный инструктаж).

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Компьютерная помощница - мышь. Меню: возможность выбора. Кнопка «Пуск». Знакомство с Главным меню. Запуск программ из Главного меню и завершение работы и программы. Представление об окне. Приемы работы с окном. Назначение текстового редактора Блокнот. Основное меню. Команды Основного меню текстового редактора Блокнот.

Набор и редактирование текста. Строка меню. Редактирование текста.

Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Вычисления с помощью программы Калькулятор. Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием программ Блокнот и Калькулятор.

Раздел 2. Компьютерная графика (24 часа)

Графический редактор Paint. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Редактирование компьютерного рисунка. Работа с фрагментом рисунка. Работа с графическими файлами (сохранение, открытие).

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Понятие пикселя.

Редактирование графического объекта по пикселям.

Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.


Второй год обучения, 3 класс

34 часа, 1 час в неделю


Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера.

Компьютер и его устройства (2 часа )

Знакомство с компьютером и его основными устройствами. Клавиатура. основные клавиши. Работа с клавиатурным тренажером.

Текстовый редактор Word (31 час)

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности.

Набор текста. Редактирование текста. Форматирование текста.

Меню «Вставка». Создание грамоты.

Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.

Оформление буклетов.

Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы. Брошюра.

Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.

Третий год обучения, 3 класс

34 часа, 1 час в неделю


Правили поведения и техники безопасности в компьютерном классе (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера. Поиск информации.

Редактор Power Point (20 часов)

Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов. Презентации с использованием триггеров. Добавление в слайды эффектов анимации. Управление презентацией. Вставка в слайды гиперссылок. Добавление в презентацию аудио и видеоинформации. Форматирование текста и размещение графики.

Проектная деятельность (13 часов)

Перечень средств ИКТ,

необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).


Программные средства

  • Операционная система MS Windows 2003 или Windows 2007

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.)

  • Антивирусная программа

  • Программа-архиватор

  • Клавиатурный тренажер «Руки солиста»

  • Графический редактор MS Paint

  • Текстовый редактор MS Word 2003 или Word 2007

  • Редактор Power Point 2003 или Power Point 2007

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Список используемой литературы

  1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. - 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  2. Хуторской А.В. Информатика и ИКТ в начальной школе: методическое пособие. М.: БИНОМ, 2012.

  3. Бородин, М. Н. Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 448 с.

  4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы [Текст]/В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.

  5. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008.

  6. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике [Текст]: Методическое пособие/ И. Д Агеева.- М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с. (Игровые методы обучения).

  7. Залогова Л.А. Компьютерная графика [Текст]: Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. - 2 изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 212 с., 16 с. Ил.: ил.

Электронные образовательные ресурсы


  1. standart.edu.ru - Официальный сайт ФГОС

  2. edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»

  3. mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации

  4. ed.gov.ru - Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию

  5. teacher.fio.ru - Каталог учебных и методических материалов по курсу информатики

  6. infoznaika.ru - Всероссийская олимпиада «Инфознайка» 1 - 11 классы

  7. school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

  8. fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

  9. ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании






© 2010-2022