Рабочая программа по информатике для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе Программы по информатике для старшей школы 10-11 класс. И.Г. Семакин, М. С. Цветкова, 2012 г. и Стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), 2004 г. Согласно Уставу образовательного учреждения промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ, тестов, практических работ; основная форма контроля – зачет. В течение учебного года проводится 2 зачета (1 зачет в  1 полугодии и 1 зачет во  2 полугодии). Так как действующая программа рассчитана на общеобразовательную школу, я корректирую и адаптирую ее для заочной формы обучения. По программе на изучение предметного материала отведено 35 учебных часов, по учебному плану школы на групповые консультации отведено 36 часов в год. Тематическое планирование в вечерней школе скорректировано в сторону увеличения на 1 час.
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы по информатике для старшей школы 10-11 класс. И.Г. Семакин, М. С. Цветкова, 2012 г. и Стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), 2004 г.

Согласно Уставу образовательного учреждения промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ, тестов, практических работ; основная форма контроля - зачет. В течение учебного года проводится 2 зачета (1 зачет в 1 полугодии и 1 зачет во 2 полугодии).

Так как действующая программа рассчитана на общеобразовательную школу, я корректирую и адаптирую ее для заочной формы обучения. По программе на изучение предметного материала отведено 35 учебных часов, по учебному плану школы на групповые консультации отведено 36 часов в год. Тематическое планирование в вечерней школе скорректировано в сторону увеличения на 1 час.

№ п/п

Содержание раздела

По программе

Коррекция по учебному плану

Форма контроля

Класс

Количество часов

Класс

Количество часов

1

Введение

10

1 ч

10

1

Зачет № 1

2

Информация

11 ч

11

3

Информационные процессы

5 ч

5

4

Программирование

18 ч

18

Зачет № 2

5

Повторение

-

1 ч

Всего часов:

35 ч

36 ч


Содержание тем учебного курса

1. Введение. Предмет изучения информатики. Структура предметной области информатика. Правила техники безопасности и гигиены при работе на ПК.

2. Информация. Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование.

Измерение информации. Алфавитный подход. Измерение информации. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

3. Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.

4. Программирование и обработка информации. Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль - язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Символьный тип данных. Комбинированный тип данных.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • осуществлять выбор и строить информационные компьютерные модели для решения поставленных задач;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • создавать Web-страницы;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Учебно-методический комплект

  1. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 264 с.

  2. Информатика: задачник-практикум [электронный ресурс] / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Электронные ресурсы:

  1. Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» inf.1september.ru

  2. Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой infoschool.narod.ru

  3. Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой syrtsovasv.narod.ru

  4. Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников phis.org.ru/informatika/

  5. Информатика и информационные технологии в образовании rusedu.info

  6. Материалы к урокам информатики school.ort.spb.ru/library.html

  7. Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой ekochelaeva.narod.ru

  8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/

  9. Ресурсы ФЦИОР fcior.edu.ru

Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Интерактивная доска

  4. Принтер

  5. Модем

  6. Устройства вывода звуковой информации - колонки.

  7. Сканер.

  8. Локальная сеть.

Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

  3. Программа-архиватор WinRar.

  4. Клавиатурный тренажер Аленка.

  5. Интегрированное офисное приложение Open Office.org.

  6. Система оптического распознавания текста АВВ FineReader 8.0 Sprint.

  7. Мультимедиа проигрыватель.

  8. Система программирования TurboPascal.

  9. Система тестирования TInfo.

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе (заочная форма обучения)

№ п/п

№ урока в разделе

Название темы

Кол-во часов

Планируемый результат

Вид контроля

Дата проведения

Учащиеся долж­ны знать

Учащиеся должны уметь


план

факт

I ПОЛУГОДИЕ

1. Введение

1 ч

1

1

Введение. Структура информатики

1 ч

  • в чем состоят цели и задачи изучения курса ;

  • из каких частей состоит предметная область информатики.


2. Информация

11 ч


2

1

Информация. (§ 1)

1

  • три философские концепции информации;

  • понятие информации в частных науках: нейрофизиологии,

  • генетике, кибернетике, теории информации;

  • что такое язык представления информации; какие бывают языки;

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

  • примеры технических систем кодирования информации,

  • таких как азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

  • понятия «шифрование», «дешифрование».

3-4

2-3

Представление информации, языки, кодирование. (§ 2)

2

Тест

5

4

Измерение информации. Алфавитный подход (§ 3)

1

  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

  • определение бита с алфавитной точки зрения;

  • связь между размером алфавита и информационным весом

  • символа (в приближении равновероятности символов);

  • связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

  • определение бита с позиции содержания сообщения.

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности появления символов в тексте);

  • решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

  • выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

СР

6-7

5-6

Измерение информации. Содержательный подход (§ 4)

2

СР

8-9

7-8

Представление чисел в компьютере (§ 5)

2

  • принципы представления данных в памяти компьютера;

  • представление целых чисел;

  • диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

  • принципы представления вещественных чисел.

  • получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

  • определять по внутреннему коду значение числа.

ПР

10


Представление текста в компьютере (§ 6)

1

  • способы кодирования текста в компьютере;

  • способы представления изображения; цветовые модели;

  • в чем различие растровой и векторной графики;

  • способы дискретного (цифрового) представления звука.

  • вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

  • вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

11-12


Представление изображения и звука в компьютере (§ 6)

2

ПР

3. Информационные процессы

5 ч


13

1

Хранение и передача информации (§ 7, 8)

1

  • историю развития носителей информации;

  • современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

  • модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускную способность;

  • понятие «шум» и способы защиты от шума.

  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

  • рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.

14

2

Обработка информации и алгоритмы (§ 9)

1

  • основные типы задач обработки информации;

  • понятие исполнителя обработки информации;

  • понятие алгоритма обработки информации.

  • по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.

СР

15-16

3-4

Автоматическая обработка информации
(§ 10)

2

  • что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

  • определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

  • устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

  • составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

ПР

17

5

Информационные процессы в компьютере
(§ 11)

1

  • этапы истории развития ЭВМ;

  • что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

  • для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

  • архитектуру персонального компьютера;

  • принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Тест

ЗАЧЕТ № 1 по темам: Информация. Информационные процессы





II ПОЛУГОДИЕ

4. Программирование

18ч


18

1

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§ 12-14)

1

  • этапы решения задачи на компьютере;

  • что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

  • какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

  • систему команд компьютера;

  • классификацию структур алгоритмов;

  • принципы структурного программирования.

  • описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

СР

19-20

2-3

Программирование линейных алгоритмов (§ 15-17)

2

  • систему типов данных в Паскале;

  • операторы ввода и вывода;

  • правила записи арифметических выражений на Паскале;

  • оператор присваивания;

  • структуру программы на Паскале.

  • составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.

ПР

21

4

Логические величины и выражения (§ 18)

1

  • логический тип данных, логические величины, логические операции;

  • правила записи и вычисления логических выражений;

  • условный оператор If;

  • оператор выбора Select case.

  • программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления.

22-23

5-6

Программирование ветвлений (§ 19, 20)

2

ПР

24-25

7-8

Программирование циклов (§ 21)

2

  • различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

  • различие между циклом с заданным числом повторений и

  • итерационным циклом;

  • операторы цикла While и Repeat-Until;

  • оператор цикла с параметром For;

  • порядок выполнения вложенных циклов.

  • программировать на Паскале циклические алгоритмы с

  • предусловием, с постусловием, с параметром;

  • программировать итерационные циклы;

  • программировать вложенные циклы.

ПР

26

9

Вложенные и итерационные циклы
(§ 22)

1

ПР

27-28

10-11

Подпрограммы (§ 23)

2

  • понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

  • правила описания и использования подпрограмм-функций;

  • правила описания и использования подпрограмм-процедур.

  • выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

  • описывать функции и процедуры на Паскале;

  • записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

ПР

29-30

12-13

Работа с массивами (§ 24)

2

  • правила описания массивов на Паскале;

  • правила организации ввода и вывода значений массива;

  • правила программной обработки массивов.

  • составлять типовые программы обработки массивов, такие как заполнение массива, поиск и подсчет элементов,

  • нахождение максимального и минимального значений,

  • сортировка массива и др.

Тест, ПР

31-32

14-15

Типовые задачи обработки массивов (§ 26)

2

33

16

Работа с символьной информацией (§ 27)

1

  • правила описания символьных величин и символьных строк;

  • основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

  • решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.

Тест, ПР

34-35

17-18

Строки символов (§ 28)

2

5. Повторение

1 ч

36

1

Обобщающий урок

1

Проверить уровень усвоения материала, изученного в 10 классе.

СР

ЗАЧЕТ № 2 по теме: Программирование.


© 2010-2022