- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике для 10 класса
Рабочая программа по информатике для 10 класса
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сарпашова Д.А. |
Дата | 05.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы по информатике для старшей школы 10-11 класс. И.Г. Семакин, М. С. Цветкова, 2012 г. и Стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), 2004 г.
Согласно Уставу образовательного учреждения промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ, тестов, практических работ; основная форма контроля - зачет. В течение учебного года проводится 2 зачета (1 зачет в 1 полугодии и 1 зачет во 2 полугодии).
Так как действующая программа рассчитана на общеобразовательную школу, я корректирую и адаптирую ее для заочной формы обучения. По программе на изучение предметного материала отведено 35 учебных часов, по учебному плану школы на групповые консультации отведено 36 часов в год. Тематическое планирование в вечерней школе скорректировано в сторону увеличения на 1 час.
№ п/п
Содержание раздела
По программе
Коррекция по учебному плану
Форма контроля
Класс
Количество часов
Класс
Количество часов
1
Введение
10
1 ч
10
1
Зачет № 1
2
Информация
11 ч
11
3
Информационные процессы
5 ч
5
4
Программирование
18 ч
18
Зачет № 2
5
Повторение
-
1 ч
Всего часов:
35 ч
36 ч
Содержание тем учебного курса
1. Введение. Предмет изучения информатики. Структура предметной области информатика. Правила техники безопасности и гигиены при работе на ПК.
2. Информация. Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование.
Измерение информации. Алфавитный подход. Измерение информации. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.
3. Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.
4. Программирование и обработка информации. Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль - язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Символьный тип данных. Комбинированный тип данных.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать/понимать
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-
назначение и функции операционных систем;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
осуществлять выбор и строить информационные компьютерные модели для решения поставленных задач;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
создавать Web-страницы;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно-методический комплект
-
Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 264 с.
-
Информатика: задачник-практикум [электронный ресурс] / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Электронные ресурсы:
-
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» inf.1september.ru
-
Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой infoschool.narod.ru
-
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой syrtsovasv.narod.ru
-
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников phis.org.ru/informatika/
-
Информатика и информационные технологии в образовании rusedu.info
-
Материалы к урокам информатики school.ort.spb.ru/library.html
-
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой ekochelaeva.narod.ru
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
-
Ресурсы ФЦИОР fcior.edu.ru
Технические средства обучения.
-
Компьютер
-
Проектор
-
Интерактивная доска
-
Принтер
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации - колонки.
-
Сканер.
-
Локальная сеть.
Программные средства.
-
Операционная система Windows ХР.
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер Аленка.
-
Интегрированное офисное приложение Open Office.org.
-
Система оптического распознавания текста АВВ FineReader 8.0 Sprint.
-
Мультимедиа проигрыватель.
-
Система программирования TurboPascal.
-
Система тестирования TInfo.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе (заочная форма обучения)
№ п/п
№ урока в разделе
Название темы
Кол-во часов
Планируемый результат
Вид контроля
Дата проведения
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
план
факт
I ПОЛУГОДИЕ
1. Введение
1 ч
1
1
Введение. Структура информатики
1 ч
-
в чем состоят цели и задачи изучения курса ;
-
из каких частей состоит предметная область информатики.
2. Информация
11 ч
2
1
Информация. (§ 1)
1
-
три философские концепции информации;
-
понятие информации в частных науках: нейрофизиологии,
-
генетике, кибернетике, теории информации;
-
что такое язык представления информации; какие бывают языки;
-
понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
-
примеры технических систем кодирования информации,
-
таких как азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
-
понятия «шифрование», «дешифрование».
3-4
2-3
Представление информации, языки, кодирование. (§ 2)
2
Тест
5
4
Измерение информации. Алфавитный подход (§ 3)
1
-
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
-
определение бита с алфавитной точки зрения;
-
связь между размером алфавита и информационным весом
-
символа (в приближении равновероятности символов);
-
связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
-
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
-
определение бита с позиции содержания сообщения.
-
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности появления символов в тексте);
-
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
-
выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
СР
6-7
5-6
Измерение информации. Содержательный подход (§ 4)
2
СР
8-9
7-8
Представление чисел в компьютере (§ 5)
2
-
принципы представления данных в памяти компьютера;
-
представление целых чисел;
-
диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
-
принципы представления вещественных чисел.
-
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
-
определять по внутреннему коду значение числа.
ПР
10
Представление текста в компьютере (§ 6)
1
-
способы кодирования текста в компьютере;
-
способы представления изображения; цветовые модели;
-
в чем различие растровой и векторной графики;
-
способы дискретного (цифрового) представления звука.
-
вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
-
вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.
11-12
Представление изображения и звука в компьютере (§ 6)
2
ПР
3. Информационные процессы
5 ч
13
1
Хранение и передача информации (§ 7, 8)
1
-
историю развития носителей информации;
-
современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
-
модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
-
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускную способность;
-
понятие «шум» и способы защиты от шума.
-
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
-
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.
14
2
Обработка информации и алгоритмы (§ 9)
1
-
основные типы задач обработки информации;
-
понятие исполнителя обработки информации;
-
понятие алгоритма обработки информации.
-
по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.
СР
15-16
3-4
Автоматическая обработка информации
(§ 10)
2
-
что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
-
определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
-
устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.
-
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.
ПР
17
5
Информационные процессы в компьютере
(§ 11)
1
-
этапы истории развития ЭВМ;
-
что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;
-
для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);
-
архитектуру персонального компьютера;
-
принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Тест
ЗАЧЕТ № 1 по темам: Информация. Информационные процессы
II ПОЛУГОДИЕ
4. Программирование
18ч
18
1
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§ 12-14)
1
-
этапы решения задачи на компьютере;
-
что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
-
какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;
-
систему команд компьютера;
-
классификацию структур алгоритмов;
-
принципы структурного программирования.
-
описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.
СР
19-20
2-3
Программирование линейных алгоритмов (§ 15-17)
2
-
систему типов данных в Паскале;
-
операторы ввода и вывода;
-
правила записи арифметических выражений на Паскале;
-
оператор присваивания;
-
структуру программы на Паскале.
-
составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.
ПР
21
4
Логические величины и выражения (§ 18)
1
-
логический тип данных, логические величины, логические операции;
-
правила записи и вычисления логических выражений;
-
условный оператор If;
-
оператор выбора Select case.
-
программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления.
22-23
5-6
Программирование ветвлений (§ 19, 20)
2
ПР
24-25
7-8
Программирование циклов (§ 21)
2
-
различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
-
различие между циклом с заданным числом повторений и
-
итерационным циклом;
-
операторы цикла While и Repeat-Until;
-
оператор цикла с параметром For;
-
порядок выполнения вложенных циклов.
-
программировать на Паскале циклические алгоритмы с
-
предусловием, с постусловием, с параметром;
-
программировать итерационные циклы;
-
программировать вложенные циклы.
ПР
26
9
Вложенные и итерационные циклы
(§ 22)
1
ПР
27-28
10-11
Подпрограммы (§ 23)
2
-
понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
-
правила описания и использования подпрограмм-функций;
-
правила описания и использования подпрограмм-процедур.
-
выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
-
описывать функции и процедуры на Паскале;
-
записывать в программах обращения к функциям и процедурам.
ПР
29-30
12-13
Работа с массивами (§ 24)
2
-
правила описания массивов на Паскале;
-
правила организации ввода и вывода значений массива;
-
правила программной обработки массивов.
-
составлять типовые программы обработки массивов, такие как заполнение массива, поиск и подсчет элементов,
-
нахождение максимального и минимального значений,
-
сортировка массива и др.
Тест, ПР
31-32
14-15
Типовые задачи обработки массивов (§ 26)
2
33
16
Работа с символьной информацией (§ 27)
1
-
правила описания символьных величин и символьных строк;
-
основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
-
решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.
Тест, ПР
34-35
17-18
Строки символов (§ 28)
2
5. Повторение
1 ч
36
1
Обобщающий урок
1
Проверить уровень усвоения материала, изученного в 10 классе.
СР
ЗАЧЕТ № 2 по теме: Программирование.