- Преподавателю
- Информатика
- План - конспект по информатики и ИКТ на тему: Словесные информационные модели
План - конспект по информатики и ИКТ на тему: Словесные информационные модели
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Филатова Н.В. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор: Филатова Наталья Вячеславовна
Конспект открытого урока информатики в 7 классе
«Словесные информационные модели и их обработка»
Цель урока: сформулировать представления о словесных информационных моделях; сформулировать установку на вдумчивое отношение к словесным информационных моделям; научить анализировать текст и делать соответствующие выводы.
Основные понятия: модель, информационная модель, словесная информационная модель, конспект.
Ход урока.
1.Организационный момент: постановка целей урока.
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
-
Что понимается под объектом?
-
Что такое модель?
-
Что такое моделирование?
-
Какие модели называют натурными?
-
Какие модели называют информационными?
-
Какие существуют виды информационных моделей?
3.Изучение нового материала.
- На предыдущих уроках, мы с вами познакомились с понятием модели, моделированием, видами моделей, разновидностями информационных моделей, словесной информационной моделью. Сегодня у нас с вами урок закрепления полученных знаний и выработки практических умений и навыков.
Как правило, мы описываем все, что нас окружает, на естественном языке: русском, английском, немецком и др. Всего на нашей планете более двух тысяч языков. Мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В общении наиболее распространены такие информационные модели, как словесные описания.
Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы. Множество словесных моделей содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий; в учебнике географии - модели географических объектов и природных процессов; в учебнике биологии - модели объектов животного и растительного мира.
Рассмотрим несколько примеров (проводится беседа в каждом из случаев)
4.Физминутка.
-
И.П. - сидя на стуле, 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить вперед, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
5.Продолжение изучения нового материала.
Важно обратить внимание на то, что словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили.
Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.
Художественный стиль - это стиль художественных произведений. Его основное назначение - воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)
Далее следует рассмотреть четыре первых примера, приведенных в параграфе 2.3 учебника.
Работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному и анализа.
Особенности естественного языка используемые в словесных описаниях:
-
многозначность - разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла;
-
использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);
-
синонимия - наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
-
омонимия - наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т.д.
С одной стороны перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным.
С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек - компьютер»).
6.Закрепление.
Практическая работа «Мой словесный портрет», «Аннотация», «Конспект».
7.Итог урока.
-
Подвести итоги урока: проаналировать работу всего класса и отдельных учащихся, дать оценку работы класса и выставить оценки.
8.Домашнее задание.
§2.3, вопросы