- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ для специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании»
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ для специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дариенко М.С. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство просвещения ПМР
ГОУ СПО «Тираспольский техникум коммерции»
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР
_________ а.б.кАРАСЕВ
«___» __________2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
Протокол №____ от «____»_______________г.
Председатель _________
______________________
СОГЛАСОВАНО
заведующая методическим
отделом
____________ О.З.Дзюба
«____»____________г
.
ТИРАСПОЛЬ, 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее - ГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании» и примерной программы учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, Тирасполь, 2014 г.
Разработчик:
Преподаватель информатики М.С. Дариенко
Рецензенты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
-
Структура и содержание учебной дисциплины
6
-
Условия реализации учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика и ИКТ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является общеобразовательной дисциплиной
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
-
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
-
соблюдать правила техники безопасности при использовании средств ИКТ;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-
назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
практические занятия
60
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40
в том числе:
подготовка сообщений
подготовка рефератов
разработка учебных проектов
участие в онлайн конференции, анкетировании, Интернет-конкурсе, олимпиаде или тестировании
8
5
23
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
РАЗДЕЛ 1.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
8/4
Тема 1.1.
Роль информационной деятельности человека в современном обществе
Содержание учебного материала:
2
1
Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщения, реферата
2
3
Тема 1.2.
Подходы к понятию информации и измерению информации
Содержание учебного материала:
2
2
Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Практические занятия:
№ 1. Определение количества информации. Кодирование информации.
№ 2. Запись чисел в различных системах счисления.
4
2
3
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщения, реферата
2
3
РАЗДЕЛ 2.
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
8/2
Тема 2.1.
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ)
Содержание учебного материала:
2
1
Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. Изображение алгоритмических структур на блок-схемах.
Представление о программировании. Структурированные типы величин: константы, переменные, типы величин. Массивы.
Практические занятия:
№ 3. Примеры использования основных алгоритмических структур.
№ 4. Примеры использования табличных величин (массивов).
№ 5. Формальное исполнение фрагмента алгоритма (программы) и исправление допущенных ошибок.
6
2
3
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщения
2
3
РАЗДЕЛ 3.
КОМПЬЮТЕР И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
10/9
Тема 3.1.
Архитектура персонального компьютера
Содержание учебного материала:
2
1
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Основные и периферийные устройства компьютера: виды, основные характеристики.
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщения;
- подготовка реферата;
- разработка учебного проекта;
- разработка кроссворда, ребуса, чайнворда.
5
3
Тема 3.2
Логические основы компьютера
Содержание учебного материала:
2
1
Основы логики.Логические элементы компьютера. Схемы логических элементов и их таблицы истинности. Электронно-логические схемы триггера и сумматора.
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщения;
- подготовка реферата.
2
3
Тема 3.3
Программное обеспечение компьютера
Содержание учебного материала:
2
1
Программное обеспечение компьютера: виды, характеристика. Операционная система: назначение и состав. Файл и файловая система. Логическая структура дисков. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практические занятия
№ 6. Инструктаж по технике безопасности в кабинете информационно-коммуникационных технологий. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями.
№ 7. Файловые менеджеры и архиваторы. Антивирусные программы.
4
2
3
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщения;
- подготовка реферата;
- кроссворды, ребусы, чайнворды.
2
3
РАЗДЕЛ 4.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
40/17
Тема 4.1.
Технология обработки текстовой информации
Содержание учебного материала:
10
2
3
Практические занятия:
№ 8. Создание, открытие и сохранение документов. Ввод, редактирование и форматирование текста.
№ 9.Представление данных в табличном виде.
№ 10. Поиск и замена текста. Вставка символов и формул. Редактор формул.
№ 11. Гипертекст. Создание гипертекстового документа.
№ 12. Вставка в текстовый документ графических объектов.
Самостоятельная работа:
-
- разработка учебного проекта;
-
- изготовление личной визитной карточки.
4
3
Тема 4.2.
Технология обработки графической информации
Содержание учебного материала:
2
1
2
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные возможности графического редактора. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий.
Практические занятия:
№13. Создание растровых изображений.
№14. Создание векторных изображений.
№15. Создание презентации в PowerPoint. Разметка слайдов.
№ 16. Редактирование и художественное оформление слайдов. Спецэффекты.
№ 17. Разработка мультимедийной интерактивной презентации по профилю специальности.
10
2
3
Самостоятельная работа:
-
- разработка учебного проекта.
4
3
Тема 4.3.
Технология обработки числовой информации
Содержание учебного материала:
8
2
3
Практические занятия:
№ 18. Ввод и редактирование данных в электронных таблицах. Выполнение простейших вычислений.
№ 19. Построение и форматирование диаграмм в электронных таблицах.
№ 20. Использование встроенных функций при вычислениях.
№ 21. Решение профессиональных задач в электронных таблицах
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщения;
- разработка учебного проекта.
4
3
Тема 4.4.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
Содержание учебного материала:
2
1
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Структурные элементы баз данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных.
Практические занятия:
№ 22. Создание баз данных.
№ 23. Ввод и редактирование данных. Создание форм.
№ 24. Обработка данных базы.
№ 25.Реляционные базы данных.
8
2
Самостоятельная работа:
- подготовка сообщения;
- разработка учебного проекта.
5
3
РАЗДЕЛ 5.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
8/4
Тема 5.1.
Компьютерное моделирование
Содержание учебного материала:
2
1
Моделирование как метод познания. Модель, виды моделей, этапы построения компьютерной модели.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Практические занятия:
№ 26. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
№ 27. Создание моделей различных математических функций в электронных таблицах.
№ 28. Использование геоинформационных моделей.
6
2
3
Самостоятельная работа:
- разработка учебного проекта;
- исследование различных типов моделей.
4
3
РАЗДЕЛ 6.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
6/4
Тема 6.1.
Коммуникационные технологии
Содержание учебного материала:
2
1
Передача информации. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP.
Основные технологии разработки Web - сайтов.
Практические занятия:
№ 29. Разработка Web-сайта.
№ 30. Решение задач на знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети.
4
2
Самостоятельная работа:
- участие в онлайн конференции, анкетировании, Интернет-конкурсе, олимпиаде или тестировании,пр.
4
3
Всего:
в том числе
- обязательная аудиторная учебная нагрузка
- самостоятельная работа обучающегося
120
80
40
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Компьютерной обработки информации».
Оборудование учебного кабинета: комплект программной и учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к практическим занятиям, информационные стенды, материал для внеаудиторной работы по дисциплине.
Технические средства обучения: персональные компьютеры (персональный компьютер - рабочее место преподавателя и персональные компьютеры - рабочие места обучающихся), соединенные в локальную сеть с выходом каждого компьютера в сеть Интернет, мультимедийный проектор, принтер, сканер, компьютерные столы, запирающиеся шкафы для хранения оборудования1.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. / Угринович Н.Д.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
-
Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. / Угринович Н.Д. и др. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Дополнительные источники:
-
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М., 2005.
-
Анеликова Л.А. Упражнения по текстовому редактору Word. - М.:Солон-Пресс, 2006. - 128с.
-
Астафьева Н.Е., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 272с.
-
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. - М., 2002.
-
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. - М., 2001.
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.
-
Згадай О.Э. Информатика для юристов. - М.: Мастерство, 2001. - 256с.
-
КумсковаИ.А.Базы данных - ООО «Издательство КноРус»,2009
-
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. - М., 2006.
-
Костюк Ю.Л. Основы разработки алгоритмов. - М.: Бином, 2010. - 286с.
-
Колдаев В.Д. Сборник задач и упражнений по информатике. - М.:ИД Форум-Инфра-М, 2007. - 256с.
-
Киселев С.В. Операционные системы - ОИЦ «Академия», 2010
-
Ларина Э.С. Информатика: проектная деятельность. - Волгоград: Учитель, 2009. - 155с.
-
Малясова С.В. Информатика и ИКТ. Пособие для подготовки к ЕГЭ. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 304с.
-
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 1. Информационная картина мира. - СПб.: Питер, 2009. - 300с.
-
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий. - СПб.: Питер, 2009. - 430с.
-
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий. - СПб.: Питер, 2009. - 206с.
-
Молодцов В.А. Персональный компьютер: от байта до сайта. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 325с.
-
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2005.
-
Михеева Е.В. Практикум по информатике. М.: ИЦ Академия, 2009. - 192с.
-
Могилев А.В. Практикум по информатике. - М.: ИЦ Академия, 2009. - 608с.
-
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.
-
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.
-
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2005.
-
Майкрософт. Основы программирования на примере VisualBasic.NET. - М., 2005.
-
Майкрософт. Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice. - М., 2006.
-
Паронджанов В.Д. Занимательная информатика. - М.:Дрофа, 2007. - 191с.
-
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. - М., 2006.
-
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. - М., 2004.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2002.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М., 2007.
-
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2т. Том1. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. - 309с.
-
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2т.Том2. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. - 294с.
-
Свиридова М.Ю.Текстовый редактор WORD - ОИЦ «Академия», 2010
-
Свиридова М.Ю.Электронные таблицы Excel- ОИЦ «Академия», 2010
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11 классы. - М., 2005.
-
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.- М., 2004.
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». - М.: Бином, 2008. - 180с.
-
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб.пособие. - М., 2005.
-
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М., 2003.
-
Фалина И.Н. Алгоритмизация и программирование. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009. 276с.
-
Хеннер Е.К. Формирование ИКТ - компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. - М.: Бином, 2008. 188с.
-
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 352с.
-
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М., 2004.
Интернет-ресурсы
edu/ru/modules.php - каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия
center.fio.ru/com/ - материалы по стандартам и учебникам
nsk.fio.ru/works/informatics-nsk/ - методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики, преподавание информатики
phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика
ctc.msiu.ru/ - электронный учебник по информатике и информационным технологиям
km.ru/ - энциклопедия
ege.ru/ - тесты по информатике
comp-science.narod.ru/- дидактические материалы по информатике
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
-
приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
-
переводить числа из одной системы счисления в другую;
-
строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;
-
применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
-
применять графический редактор для создания и редактирования изображений; строить диаграммы;
-
применять электронные таблицы для решения задач;
-
создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных;
-
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные;
-
работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами;
-
записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их.
Текущий контроль в форме:
-
практических занятий;
-
сообщений,
-
рефератов,
-
тестирования;
-
самостоятельных работ;
-
защиты проектов;
-
подготовка к участию в учебно - исследовательских конференциях.
Итоговый контроль -
дифференцированный зачёт.
1Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования Информатика и информационные технологии
7