Урок информатики Алгоритм и его свойства

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организационная информация:

Предмет: Информатика

Класс: 9

Автор урока: Муртазина Аида Думановна, учитель информатики

Образовательное учреждение: КГУ «Гимназия №6»

Республика Казахстан

Город Семей

Восточно - Казахстанская область

Тема: Алгоритм и его свойства.

Цель:

Учебная: Ввести определение алгоритма, рассмотреть его свойства. Изучить способы записи алгоритма, виды алгоритмов.

Воспитательная: Воспитать стремление к аккуратности, ответственности при работе с техникой.

Развивающая: Развить у учащихся алгоритмическое и логическое мышление.

Основные знания и умения:

Знать:

  • Что такое алгоритм; какова роль алгоритма в системах управления;

  • В чем состоят основные свойства алгоритма;

  • Способы записи алгоритмов: блок - схемы, учебный алгоритмические конструкции

  • Виды алгоритмов.

  • Этапы создания программы.

Уметь:

  • Пользоваться языком блок - схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • Выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • Составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы:

Обеспечение занятия:

1). ПК - ЭВМ - 12 шт.

2). Раздаточный материал

Литература:

Н.Г. Волченков «Программирование на Visual Basic 6.0 »

С.Н Лукин «Самоучитель работы на Visual Basic 6.0»

Вид занятия: комбинированное - 1ч.

План занятия:

  1. Организационный момент - 2

  2. Изложение новой темы - 20

  3. Закрепление темы - 10

  4. Практическая работа - 10

  5. Отчет по работе - 2

  6. Д/з - 1

Последовательность изложения темы:

  1. Введение.

  2. Свойства алгоритма.

  3. Способы записи алгоритма.

  4. Виды алгоритмов.

  5. Этапы создания программы.

  6. Практическое задание №1.

Ход урока.

1. Организационный момент - 2

(Приветствие, проверка посещаемости, объявление целей и задач урока)

2. Изложение новой темы - 20

1.Введение.

Основные термины:

Алгоритм - это четкое описание последовательности действий, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи.

Программа - это алгоритм, записанный на языке программирования.

Языком программирования называется специальный язык, понятный для компьютера.

Программирование - это процесс создания, отладки и тестирования программ.

Создание любой программы начинается с разработки алгоритма. Именно четкое описание последовательности действий позволяет мысленно представить будущую программу. Построив алгоритм, программист мыслит четко, последовательно, однозначно - так, как и будет впоследствии мыслить компьютер. Вот почему данный учебник начинается с алгоритма.

  1. Свойства алгоритма.

Для алгоритма характерны следующие свойства:

Дискретность - алгоритм должен быть представлен как последовательное выполнение простых шагов.

Шагом называется каждое действие алгоритма.

Определенность - каждое действие алгоритма должно быть четким и однозначным.

Результативность - алгоритм должен приводить к решению задачи за определенное число шагов.

Массовость - алгоритм составляется в общем виде, т.е. он должен быть применим к ряду задач, различающихся исходными данными.

Исполнитель алгоритма - это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.

Среда исполнителя: обстановка, в которой функционирует исполнитель.

Задача №1.

Назвать исполнителей следующих видов работы: обучение детей в школе, охрана здания, знакомство с достопримечательностями города, местности, перевозка грузов, пассажиров. Попробуйте сформулировать СКИ для каждого из этих исполнителей.

  1. Способы записи алгоритма.

Формальный - запись алгоритма словесно, на естественном языке.

Графический - изображение алгоритма в виде блок-схемы.

Урок информатики Алгоритм и его свойства

Задача №2.

Рассчитать площадь равностороннего треугольника. Записать алгоритм решения задачи на формальном, графическом, алгоритмическом языке.

  1. Виды алгоритмов.

ЛУрок информатики Алгоритм и его свойстваинейный - шаги алгоритма следуют один за другим не повторяясь, действия происходят только в одной заранее намеченной последовательности.

Блоки алгоритма 1, 2, 3 выполняются именно в такой последовательности, после чего алгоритм достигает цели и заканчивается.


Урок информатики Алгоритм и его свойства

Алгоритм с ветвлением - в зависимости от выполнения или невыполнения условия, исполняется либо одна, либо другая ветвь алгоритма.

В данном алгоритме проверяется условие, и если оно выполняется, то есть на вопрос можно ответить "Да", исполняется блок алгоритма 1 (одно ли несколько действий), а если не выполняется - ответ на вопрос отрицательный, то исполняется блок 2.

Примечание: одного из блоков: 1 или 2 может не быть вовсе. Тогда в одном из случаев будут выполняться какие-либо действия, а в другом - ничего не будет выполняться.

ЦУрок информатики Алгоритм и его свойстваиклический - блоки алгоритма выполняются до тех пор, пока не будет выполнено определенное условие.

Блок алгоритма 1 будет выполняться один или несколько раз до тех пор, пока не выполнится условие.

Алгоритм выполняется так: выполняется блок 1, проверяется условие, если оно не выполняется, то блок 1 выполняется снова и условие проверяется заново. При выполнении условия алгоритм заканчивается.

Примечание: в общей схеме алгоритма "Да" и "Нет" можно поменять местами, тогда алгоритм будет выполняться, пока условие выполняется. Как только условие не выполнится - алгоритм завершится.


  1. Этапы создания программы

Постановка задачи - составление точного и понятного словесного описания того, как должна работать будущая программа, что должен делать пользователь в процессе ее работы.

Разработка интерфейса (интерфейс - способ общения) - создание экранной формы (окна программы).

Составление алгоритма.

Программирование - создание программного кода на языке программирования.

Отладка программы - устранение ошибок.

Тестирование программы - проверка правильности ее работы.

6. Практическое задание

Составьте и опишите словесно следующие алгоритмы (определите их тип самостоятельно):

Дорога в школу;

Приготовление салата «винегрет»;

Приготовление кофе.

Опишите составленные алгоритмы с помощью блок-схемы.

Составьте алгоритм, содержащий элементы всех трех типов. Тему придумайте самостоятельно. Опишите алгоритм словесно и с помощью блок-схемы.

7. Задание на дом

Поработать с конспектом, составить алгоритм вычисления квадратного корня

Примечание: при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые записи под руководством учителя.


© 2010-2022