- Преподавателю
- Информатика
- Урок информатики Алгоритм и его свойства
Урок информатики Алгоритм и его свойства
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Муртазина А.Д. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Организационная информация:
Предмет: Информатика
Класс: 9
Автор урока: Муртазина Аида Думановна, учитель информатики
Образовательное учреждение: КГУ «Гимназия №6»
Республика Казахстан
Город Семей
Восточно - Казахстанская область
Тема: Алгоритм и его свойства.
Цель:
Учебная: Ввести определение алгоритма, рассмотреть его свойства. Изучить способы записи алгоритма, виды алгоритмов.
Воспитательная: Воспитать стремление к аккуратности, ответственности при работе с техникой.
Развивающая: Развить у учащихся алгоритмическое и логическое мышление.
Основные знания и умения:
Знать:
-
Что такое алгоритм; какова роль алгоритма в системах управления;
-
В чем состоят основные свойства алгоритма;
-
Способы записи алгоритмов: блок - схемы, учебный алгоритмические конструкции
-
Виды алгоритмов.
-
Этапы создания программы.
Уметь:
-
Пользоваться языком блок - схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
Выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
Составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы:
Обеспечение занятия:
1). ПК - ЭВМ - 12 шт.
2). Раздаточный материал
Литература:
Н.Г. Волченков «Программирование на Visual Basic 6.0 »
С.Н Лукин «Самоучитель работы на Visual Basic 6.0»
Вид занятия: комбинированное - 1ч.
План занятия:
-
Организационный момент - 2
-
Изложение новой темы - 20
-
Закрепление темы - 10
-
Практическая работа - 10
-
Отчет по работе - 2
-
Д/з - 1
Последовательность изложения темы:
-
Введение.
-
Свойства алгоритма.
-
Способы записи алгоритма.
-
Виды алгоритмов.
-
Этапы создания программы.
-
Практическое задание №1.
Ход урока.
1. Организационный момент - 2
(Приветствие, проверка посещаемости, объявление целей и задач урока)
2. Изложение новой темы - 20
1.Введение.
Основные термины:
Алгоритм - это четкое описание последовательности действий, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи.
Программа - это алгоритм, записанный на языке программирования.
Языком программирования называется специальный язык, понятный для компьютера.
Программирование - это процесс создания, отладки и тестирования программ.
Создание любой программы начинается с разработки алгоритма. Именно четкое описание последовательности действий позволяет мысленно представить будущую программу. Построив алгоритм, программист мыслит четко, последовательно, однозначно - так, как и будет впоследствии мыслить компьютер. Вот почему данный учебник начинается с алгоритма.
-
Свойства алгоритма.
Для алгоритма характерны следующие свойства:
Дискретность - алгоритм должен быть представлен как последовательное выполнение простых шагов.
Шагом называется каждое действие алгоритма.
Определенность - каждое действие алгоритма должно быть четким и однозначным.
Результативность - алгоритм должен приводить к решению задачи за определенное число шагов.
Массовость - алгоритм составляется в общем виде, т.е. он должен быть применим к ряду задач, различающихся исходными данными.
Исполнитель алгоритма - это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.
Среда исполнителя: обстановка, в которой функционирует исполнитель.
Задача №1.
Назвать исполнителей следующих видов работы: обучение детей в школе, охрана здания, знакомство с достопримечательностями города, местности, перевозка грузов, пассажиров. Попробуйте сформулировать СКИ для каждого из этих исполнителей.
-
Способы записи алгоритма.
Формальный - запись алгоритма словесно, на естественном языке.
Графический - изображение алгоритма в виде блок-схемы.
Задача №2.
Рассчитать площадь равностороннего треугольника. Записать алгоритм решения задачи на формальном, графическом, алгоритмическом языке.
-
Виды алгоритмов.
Линейный - шаги алгоритма следуют один за другим не повторяясь, действия происходят только в одной заранее намеченной последовательности.
Блоки алгоритма 1, 2, 3 выполняются именно в такой последовательности, после чего алгоритм достигает цели и заканчивается.
Алгоритм с ветвлением - в зависимости от выполнения или невыполнения условия, исполняется либо одна, либо другая ветвь алгоритма.
В данном алгоритме проверяется условие, и если оно выполняется, то есть на вопрос можно ответить "Да", исполняется блок алгоритма 1 (одно ли несколько действий), а если не выполняется - ответ на вопрос отрицательный, то исполняется блок 2.
Примечание: одного из блоков: 1 или 2 может не быть вовсе. Тогда в одном из случаев будут выполняться какие-либо действия, а в другом - ничего не будет выполняться.
Циклический - блоки алгоритма выполняются до тех пор, пока не будет выполнено определенное условие.
Блок алгоритма 1 будет выполняться один или несколько раз до тех пор, пока не выполнится условие.
Алгоритм выполняется так: выполняется блок 1, проверяется условие, если оно не выполняется, то блок 1 выполняется снова и условие проверяется заново. При выполнении условия алгоритм заканчивается.
Примечание: в общей схеме алгоритма "Да" и "Нет" можно поменять местами, тогда алгоритм будет выполняться, пока условие выполняется. Как только условие не выполнится - алгоритм завершится.
-
Этапы создания программы
Постановка задачи - составление точного и понятного словесного описания того, как должна работать будущая программа, что должен делать пользователь в процессе ее работы.
Разработка интерфейса (интерфейс - способ общения) - создание экранной формы (окна программы).
Составление алгоритма.
Программирование - создание программного кода на языке программирования.
Отладка программы - устранение ошибок.
Тестирование программы - проверка правильности ее работы.
6. Практическое задание
Составьте и опишите словесно следующие алгоритмы (определите их тип самостоятельно):
Дорога в школу;
Приготовление салата «винегрет»;
Приготовление кофе.
Опишите составленные алгоритмы с помощью блок-схемы.
Составьте алгоритм, содержащий элементы всех трех типов. Тему придумайте самостоятельно. Опишите алгоритм словесно и с помощью блок-схемы.
7. Задание на дом
Поработать с конспектом, составить алгоритм вычисления квадратного корня
Примечание: при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые записи под руководством учителя.