- Преподавателю
- Информатика
- Презентация и конспект урока по теме Римский счет
Презентация и конспект урока по теме Римский счет
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Кольцова В.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Тема: «Историческая справка. Римский счет»
Тип урока: Введение нового материала и его закрепление
Цели:
- рассмотреть систему счисления, используемую древними римлянами;
- рассмотреть, как именно может быть составлено число в данной системе счисления;
- научить записывать числа в данной системе счисления;
- развитие аналитического мышления учащихся в целом.
Учащиеся должны знать:
- какую систему счисления использовали древние римляне;
- как считали древние римляне;
- для чего используются римские цифры в наше время.
Учащиеся должны уметь:
- записывать числа в данной системе счисления;
- находить разные варианты записи одного и того же числа в данной системе счисления.
1. Оргмомент - 2 минуты (приветствие, отмечание отсутствующих)
2. Изложение нового материала - 13 минут
Запись темы урока «Историческая справка. Римский счет» (1 слайд).
Учитель: «Древние римляне были очень развитым народом. Древний Рим дал миру много ученых, имена некоторых из которых мы можем увидеть, например, на страницах учебников математики. Давайте и мы узнаем, как считали древние римляне», - открывает 2 слайд.
«Римляне еще две с половиной тысячи лет назад использовали свою систему счисления (тоже непозиционную). В ее основе лежат знаки I (один палец) для числа 1, V (раскрытая ладонь) для числа 5, Х (две сложенные ладони) для числа 10, а также специальные знаки для обозначения чисел 50, 100, 500 и 1000.
Эти знаки менялись со временем. Вначале 100 обозначалось как , а 50 - как (потом он превратился в букву L)».
Учитель иллюстрирует, как показывали древние римляне 1, 5 и 10.
Открывается 3 слайд.
«Для обозначения чисел 100, 500 и 1000 стали применять первые буквы латинских слов (Centum - сто, Demimille - половина тысячи, Mille - тысяча).
Для записи чисел римляне применяли не только сложение, но и вычитание, используя правило:
Значение каждого меньшего знака, поставленного слева от большего, вычитается из значения большего знака».
Учащиеся записывают правило.
Открывается начало 4 слайда.
Примеры:
Запись IX обозначает 9, XI - 11.
Число 28: XXVIII=10+10+5+1+1+1
Число 99: XCIX=-10+100-1+10
Учитель рассматривает с классом эти примеры, указывая на применением записанного учащимися правила при записи чисел 28 и 99 (при записи 28 ничего не отнимается, потому что у каждого числа слева стоит число, его большее; а при записи 99 слева от 10 стоит 1 (поэтому -1) и слева от 100 стоит 10 (поэтому - 10)).
Открывается продолжение 4 слайда.
«Недостаток состоит в том, что одно и то же число можно записать разными способами. Например, 1995:
MDVD=1000+500+(500-5)
MVM=1000+(1000-5)
Единых правил о записи римских цифр не существует».
Учитель: «Как вы думаете, удобно или нет то, что не существует единых правил о записи римских цифр?»
Учащиеся: «Нет, так как можно легко запутаться».
Учитель открывает начало 5 слайда.
Высвечивается таблица и надписи: «Эта таблица позволяет написать любое целое число от 1 до 3999».
Учитель: «Кто знает, где в наше время используются римские цифры?»
После получения ответа учащихся открывается конец 5 слайда.
«Сегодня римская система счисления используется в основном для наименования знаменательных дат, разделов и глав в книгах».
3. Первичное закрепление - 25 минут
Учитель записывает на доске десять чисел в десятичной системе счисления и предлагает учащимся перевести эти числа в римскую систему счисления.
По прошествии времени, отведенного учителем на выполнение этого задания, учитель вызывает каждого ученика по очереди к доске для записи решения одного из примеров. Класс вместе с учителем проверяет правильность решения и предлагает иные варианты записи того или иного числа, если таковые были найдены.
4. Подведение итогов урока - 5 минут
В конце урока учителем задаются вопросы:
1. какую систему счисления применяли древние римляне?
2. какой недостаток есть у римской системы счисления?
3. где в наше время используются римские цифры?
Учащиеся отвечают на эти вопросы, учитель выявляет те из них, которые вызывают некоторые затруднения (если таковые имеются) и еще раз проговаривает ответы на них (по материалу, представленному в пункте «Изложение нового материала»).
2