- Преподавателю
- Информатика
- Заключительный урок
Заключительный урок
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чекурина О.А. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект зачетного урока по информатике для учащихся 8 класса средних общеобразовательных учреждений
Тема урока: зачетный урок по теме: «Человек и информация»
Цель урока:
-
образовательная: обобщить и закрепить изученный материал по пройденной главе «Человек и информация»
-
воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности и усидчивости
-
развивающая: развитие у учащихся к самостоятельной, активной, творческой деятельности, памяти, внимания, мышления
Тип урока: урок обобщения
Оборудование: методическое пособие, карточки с заданиями
Метод обучения: обобщенно-репродуктивный
Литература:
-
Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 8 класс / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 390 с.
-
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 496 с.
План урока
-
Организационный момент (2 мин.)
-
Контрольная работа (35 мин.)
-
Решение кроссворда (10 мин.)
Ход урока
Речь учителя
Запись в тетрадях учеников
Запись на доске
1) Организационный момент
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность учеников к уроку и отмечает отсутствующих
2) Контрольная работа
Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке у нас зачетный урок по пройденной главе «Человек и информация». На этом уроке вам предстоит сделать контрольную работу
Ученик: Много будет заданий?
Учитель: В каждом варианте по 10 заданий
Учитель: Запишите в своих тетрадях сегодняшнее число и контрольная работа по пройденной главе «Человек и информация»
Учитель: Сейчас я всем раздам карточки с заданиями и приступайте выполнять контрольную работу. Если что-то непонятно - спрашивайте.
(Учитель раздает карточки с заданиями, ученики приступают выполнять контрольную работу)
Сегодняшнее число, контрольная работа по пройденной главе «Человек и информация»
Сегодняшнее число, контрольная работа по пройденной главе «Человек и информация»
Вариант №1
Задание №1
Из предложенных сообщений выбрать декларативную информацию
-
Бит - единица измерения информации
-
Сумма углов в треугольнике равна 180 градусам
-
А.С. Пушкин - великий русский поэт
-
Окружность - множество точек, равноудаленных от центра
-
При умножении простых дробей их числители и знаменатели перемножаются
(Ответ: при умножении простых дробей их числители и знаменатели перемножаются).
Задание №2
Что такое информативное сообщение, приведите пример информативного сообщения.
(Ответ: Информативное сообщение - это сообщение, которое содержит информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными. Например, Москва - столица России и «2*2=4» являются информативными для первоклассника, но неинформативными для семиклассника. Чтобы быть информативным, сообщение должно быть новым для принимающего человека).
Задание №3
Как называется информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме? Что такое образная информация?
(Ответ: Символьной, или знаковой информацией. Образная информация - это сохраненные в памяти ощущения человека от контакта с источником (вкусы, запахи, осязательные ощущения, зрительные и звуковые образы).
Задание №4
Ученик пишет изложение. Какие информационные процессы выполняется учеником? (Выберите правильный вариант ответа).
-
прием и отправление;
-
прием и обработка;
-
прием, обработка и хранение;
-
прием, хранение, отправление;
-
прием, обработка, хранение, отправление
(Ответ: 5. прием, обработка, хранение, отправление).
Задание №5
Что такое «мощность алфавита», «информационный вес»?
(Ответ: Мощность алфавита - это полное число символов в алфавите. Например, мощность алфавита из русских букв и отмеченных дополнительных символов равна 54: 33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания, скобки, пробел.
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит).
Задание №6
Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
-
1 бит;
-
4 бита;
-
2 байта;
-
1 байт;
-
2 бита.
(Ответ: 2 бита)
Задание №7
Расположите в правильном порядке основные вычислительные средства в хронологической последовательности их изобретения.
1) греческий абак;
2) логарифмическая линейка;
3) арифмометр;
4) счеты;
5) калькулятор.
(Ответ: 1. греческий абак; 2. счеты; 3. логарифмическая линейка; 4. арифмометр; 5. калькулятор).
Задание №8
Перевести десятичное число 171 в шестнадцатеричную систему: 17110=>Х16
(Решение: 17110=>Х16
10 => 16
Напоминание: первый остаток 1110 в этом примере записывается в шестнадцатеричной цифрой В16
17110=>Х16
17110=>10В16
Ответ: 17110=>10В16).
Задание №9
Перевести двоичное число 1001111,11 в десятичную систему: 1001111,112=>Х10
(Решение: 1001111,112=>Х10
2 => 10
6 54 3 2 10 -1-2
1001111,112 = 1*26 + 0*25 + 0*24 + 1*23 + 1*22 + 1*21 + 1*20 + 1*2-1 + 1*2-2 = 64 + 0 + 0 + 8 + 4 + 2 + 1 + 0,5 + 0,25 = 79,7510
Ответ: 1001111,112=>79,7510)
Задание №10
Перевести восьмеричное число 7,52 в десятичную систему: 7,528=>Х10
(Решение: 7,528=>Х10
8 => 10
0 -1 -2
7,528 = 7*80 + 5*8-1 + 2*8-2 = 7 + 0,625 + 0,03125 = 7,6562510
Ответ: 7,528=>7,6562510)
Вариант №2
Задание №1
Приведите примеры процедурных знаний, которыми вы обладаете.
(Ответ: Процедурные знания - это знания, которые начинаются со слов «я знаю, как…». Они определяют действия для достижения какой-либо цели (например, как собрать радиоприемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).
Задание №2
Что такое неинформативное сообщение, приведите пример неинформативных сообщений.
(Ответ: Неинформативные сообщения - это сообщения, которые не пополняет знаний принимающего их человека. Например, ученик 7 класса раскрыл книгу по высшей математике и прочитал там такое определение: значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах. Это сообщение не пополнило знания ученика, так как он непонятен, а следовательно - неинформативен. Быть понятным - значит быть связанным с уже имеющимися знаниями человека)
Задание №3
Чем отличаются «естественные» языки от «формальных» языков
(Ответ: Естественные языки - это есть разговорные языки, которые имеют национальный характер. Например, русский, английский, китайский и другие языки.
Формальные языки - это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическая символика можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту - формальным языком музыки).
Задание №4
Информация, хранимая в книгах, на магнитных носителях, грампластинках называется
-
архивной;
-
внутренней;
-
полезной
-
внешней;
-
оперативной.
(Ответ: 4. внешней).
Задание №5
Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт?
(Ответ: Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт - единицы измерения информации. Каждая следующая больше предыдущей в 1024 (210) раза).
Задание №6
Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
-
1 бит;
-
2 бита;
-
0 бит;
-
1 байт;
-
2 байта.
(Ответ: 1 бит)
Задание №7
Какие средства хранения информации были первыми?
(Ответ: До наших дней в некоторых местах сохранились наскальные письмена древнего человека, выполненные 25-20 тысяч лет назад; лунный календарь, выгравированный на кости 20 тысяч лет назад. Для письма также использовались дерево, глина. Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках).
Задание №8
Перевести десятичное число 449 в восьмеричную систему: 44910=>Х8
(Решение: 44910=>Х8
10=>8
44910=>Х8
44910=>7018
Ответ: 44910=>7018)
Задание №9
Перевести двоичное число 1011101,01 в десятичную систему счисления:
-
186,5;
-
186,25;
-
93,25;
-
93,01
-
93,5
1001111,112=>Х10
(Решение: 1011101,012=>Х10
2 => 10
6 54 3 2 10 -1-2
1011101,012 = 1*26 + 0*25 + 1*24 + 1*23+ 1*22 + 0*21 + 1*20 + 0*2-1 + 1*2-2 = 64 + 0 + 16 + 8 + 4 + 0 + 1 + 0 + 0,25 = 93,2510)
Ответ: 1001111,112=>93,2510)
Задание №10
Перевести восьмеричное число 2357 в десятичную систему: 23578=>Х10
(Решение: 23578=>Х10
8 => 10
В этом числе 4 цифры и 4 разряда (разряды считаются, начиная с нулевого, которому соответствует младший бит). В соответствии с уже известным нам правилом представим его в виде суммы степеней с основанием 8:
23578 = (2·83)+(3·82)+(5·81)+(7·80) = 2·512 + 3·64 + 5·8 + 7·1 = 126310
Ответ: 23578=>126310)
Учитель: Ребята, заканчивайте контрольную работу, сдаем тетради. На следующем уроке проведем работу над ошибками, если какие-нибудь задания будут неправильными. А на оставшиеся 10 минут я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд по пройденной главе.
По вертикали:
1) На каком вычислительном средстве вычисления производятся перемещением камешков по желобам на мраморной доске.
(Ответ: абак)
3) Маленькое электронно-вычислительное устройство, предшественником которой является арифмометр
(Ответ: калькулятор)
5) Знания, которые человек получает из различных источников
(Ответ: информация)
7) Это один из видов информационных процессов, при котором новая информация получается путем вычислений, произведенных над исходной информацией.
(Ответ: информация)
9) Это один из видов информационных процессов, при котором информация «записывается» либо на внешней памяти (записные книжки, справочники, магнитные записи), либо во внутренней памяти
(Ответ: хранение)
11) Единица измерения информации
(Ответ: гигабайт)
13) Единица измерения информации
(Ответ: байт)
По горизонтали:
2) Впервые ее изобрели в Китае во II веке нашей эры
(Ответ: бумага)
4) Фамилия французского математика, который в 1645 году создал первую счетную машину
(Ответ: Паскаль)
6) Это вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации
(Ответ: алфавит)
8) Это один из видов информационных процессов, при котором всегда существует двусторонний процесс: есть источник и есть приемник информации
(Ответ: передача)
10) Это знаковый способ представления информации, он может быть естественным и формальным
(Ответ: язык)
12) Единица измерения информации
(Ответ: килобайт)
14) Единица измерения информации
(Ответ: мегабайт)