- Преподавателю
- Информатика
- Элективный курс «Моделирование в электронных таблицах»
Элективный курс «Моделирование в электронных таблицах»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ионова А.С. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Элективный курс «Моделирование в электронных таблицах»
Пояснительная записка.
Одна из функций курсов по выбору - помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
Изучение любого объекта или феномена внешнего мира основано на методологии моделирования. Известно, что системный анализ - это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности.
Специфика информатики заключается в том, что она использует не только математические модели, но и модели всевозможных форм и видов. Именно по этому понятие информационной модели придает курсу информатики и ИКТ широкий спектр межпредметных связей. Сама же деятельность по построению информационной модели - информационное моделирование - является обобщенным видом деятельности, который характеризует именно информатику и ИКТ.
Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение.
Изучение ИКТ является важным разделом курса информатики и ИКТ. Однако при этом надо четко разделять изучение собственно технологий работы с данным видом информации и освоение конкретного программного продукта.
Сейчас же технология использования компьютера для решения задач во многих учебниках стала прочно ассоциироваться с технологией работы с программами, входящими в состав офисных пакетов. В связи с этим обучение данным технологиям, а точнее, использованию средств этих технологий, занимает не редко центральное место в курсах информатики общеобразовательных школ.
Именно по этому курс, связанный с построением и изучением информационных моделей, имеет важное значение для развития школьного образования по информатике и ИКТ.
Его востребованность объясняется следующими обстоятельствами:
-
в ходе его изучения учащиеся строят математические, физические, биологические и экономические модели. Это определяет его межпредметный характер и, следовательно, интерес к нему учащихся, выбравших для себя разные профили обучения;
-
моделирование, особенно на компьютере, стало одним из основных общенаучных методов исследования, методов познания мира; без него трудно представить себе профессиональную деятельность людей многих других профессий;
-
привлекательный для школьников аспект методики этого курса - метод учебных проектов.
Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов. Это продуктивный вид деятельности, который позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме этого, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Примерные темы зачетных работ.
-
Построить модель расчета нормы продуктов для группы туристов при организации похода.
-
Составить расписание движения автобуса в течении рабочего дня.
-
Построить таблицу «График тренировок» для спортсмена, готовящегося к соревнованиям.
-
Исследовать массив оценок в классном журнале.
-
Построить модель «Спасение утопающего».
-
Найти корень уравнения x3=sin x.
-
Исследовать модель движения тела, брошенного под углом к горизонту.
-
Создать модель, отображающую статистические данные о численности населения стран мира.
Методическое обеспечение курса:
-
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. (Материал для углубленного изучения). М.: ЛБЗ, 2004.
-
Информатика. 7-9 класс. Задачник по моделированию/ под. Ред. Н.В.Макаровой. СПб.: Питер, 2005.
Программное обеспечение курса.
Табличный процессор Microsoft Office Excel 2003.
№
Наименование раздела
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)
Кол-во часов
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уроку, к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Дата проведе-ния
План
факт
1
Этапы моделирования в электронных таблицах.
1
КУ
Моделирование как метод познания. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Объектно-ориентированное моделирование. Модели материальные и модели информационные. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование математических моделей. Графическое решение уравнений. Геометрические модели. Информационные модели управления объектами
измерения количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации в сообщении.
Учащиеся должны:
- строить информационные модели объектов и процессов различных предметных областей;
- на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием электронных таблиц Microsoft Excel;
- проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей;
- приводить примеры моделирования и формализации;
- приводить примеры систем и их моделей;
- уметь строить информационные модели из различных предметных областей (математики, химии) и исследовать их на компьютере.
Записи в тетради
2-3
Расчет геометрических параметров объекта
2
КУ
ПР
Записи в тетради
4-5
Обработка массивов данных.
2
КУ
ПР
Записи в тетради
6-7
Моделирование биологических процессов.
2
КУ
ПР
Записи в тетради
8-9
Моделирование экологических систем .
2
КУ
ПР
Записи в тетради
10-11
Моделирование математических процессов.
2
ПР
Записи в тетради
12-15
Моделирование случайных процессов
4
ПР
ПР
индив. задания
Записи в тетради
16-17
Защита зачетной практической работы.
2
КР