• Преподавателю
  • Информатика
  • Элементы историзма как одно из средств формирования познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Элементы историзма как одно из средств формирования познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элементы историзма как одно из средств

формирования познавательного интереса учащихся на уроках информатики

«Кто хочет изучить настоящее, не зная прошлого, тот никогда его не поймёт». Г. Лейбниц

учитель информатики

МБОУ СОШ № 2

а. Кошехабль

Тугланова Р.З.

Для познавательного интереса связанным с содержанием обучения важным стимулом является исторический аспект школьных знаний - историзм. Определив цели и выбрав историзм-как одно из эффективных средств достижения этих целей, учитель должен хорошо знать психологическую основу внедрения этих средств в обучение школьной курса.

Как решая проблему формирования интереса учеников к учению, использовать элементы историзма на уроках , как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались информатикой, как научить их решать задачи,заниматься программированием, как убедить в том, что информатика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов? Залог успеха состоит в умелом использовании элементов истории информатики таким образом, чтобы они сливались с излагаемым фактическим материалом. Если начать такую работу с младшими школьниками и проводить ее систематически, то со временем исторический элемент станет для самих учащихся необходимой частью урока. Какая бы ни была форма сообщения сведений по истории: краткая беседа, экскурс,лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка,картинки, фотографии- использованное время (5-10 минут) нельзя считать потерянным, если только учитель сумеет исторический факт преподнести в тесной связи с излагаемым на уроке материалом. В результате такой связи у школьников пробудится повышенный интерес к предмету и тем самым повысится эффективность их занятий. Знакомство учеников с историей означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы. Лишь такое сплетение может способствовать достижению целей:
1.Повышение интереса учащихся к изучению информатики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала.
2.Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.

Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета. Многими учащимися понятия, термины, определения воспринимаются как формальные ,оторванные от жизни. Чтобы связать обучение с жизнью, показать связь понятий с практической деятельностью людей нужно историческое обоснование изучаемого материала. Чтобы учитель мог довести до детей некоторые исторические факты, заинтересовать их историей науки, он сам должен обладать этими знаниями. Только тот учитель,который сам свободно владеет и оперирует историей науки, способен дать качественные и прочные знания в этой области своим ученикам, способен по-настоящему развить их познавательный интерес и расширить их кругозор. Историзм на уроках информатики выступает не только в библиографических материалах, но и фактах из истории науки. Ознакомление с историей открытий способствует осознанию огромных трудностей научных поисков, поднимает престиж науки в глазах учащихся, формирует уважение к установленным научным фактам и понятиям. Подавляющее большинство школьников не имеют ни малейшего представления о развитии информатики. Проследив за историческим развитием математических открытий, ученики лучше понимают и убеждаются в том, что точка зрения на одно и то же понятие становится со временем удобнее и проще.
Обычно при введении нового термина нужно рассказывать учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Остановлюсь еще на одном моменте использования историзма на уроках. У многих выдающихся людей: математиков, физиков, писателей,философов есть короткие, но содержащие много смысла, емкие лаконичные высказывания. Считаю, что их необходимо популяризовать среди школьников: помещать на стендах, использовать в качестве эпиграфов на уроках.

Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений,которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы показывающие связь информатики с другими областями знаний. В учебниках мы встречаем и исторические страницы. Знакомясь с историческим материалом, о появлении и развитии понятий,, интересные сведения о системе записи чисел у разных народов, короткие биографии ученых, которые рассказывают об их важнейших открытиях

Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета. Надо чтобы учитель имел достаточно широкий запас сведений из истории , чтобы в любой подходящий момент его использовать. Выбор формы сообщения этих сведений учитель должен сделать в связи с темой урока, в зависимости от степени заинтересованности, подготовки учащихся. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань урока , заставляя детей удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой многогранной науки.

В своей работе я использую разные формы сообщения сведений по истории на любых этапах урока:при объяснении нового материала и закреплении пройденного, при выполнении самостоятельных работ, угадывании кроссвордов,ребусов. Исторический материал, который я использую на уроке или же доклады учащихся оживляют урок, развивают способности и интерес школьников к информатике. Готовя доклад, учащиеся приобретают навык работы с книгой, поиск информации в Интернете, учатся выбирать главное из прочитанного и излагать материал лаконичным языком. Задания с расшифровкой имен ученых или терминов, разгадывание кроссвордов дают возможность учащимся в непринужденной форме повторить определения и термины, изучаемые ранее, отработать вычислительные навыки и получить новые знания. И самое удивительное, что на уроках ребята заражаются всеобщим азартом поиска истины.
Применяя на своих уроках исторический материал, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, усиливают творческую активность, развивают способности, расширяют знания учащихся. По выражению выдающегося историка математики Поля Таннери «изучение прошедшего должно освещать настоящее и будущее науки».Систематическое использование элементов историзма при изучении терминологии содействует формированию познавательных интересов и положительных мотивов учебной деятельности.

Используемая литература:

1.Семенова Людмила Александровна, учитель математики. Элементы историзма на уроках как один из возможных видов стимуляции познавательного интереса учащихся к математике .festival.1september.ru/articles/573295/

  1. on-lan.ru/matematika/istoricheskij_material_na_urokax.php

  2. Догадова Нина Александровна. Использование исторического материала на уроках математики.

  3. В.А. Александрова. Г.Г. Никифорова.Методическая разработка недели математики с элементами историзма



© 2010-2022