- Преподавателю
- Информатика
- Опорный конспект по теме Алгоритмы
Опорный конспект по теме Алгоритмы
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Черняховская Е.А. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема занятия: «Алгоритмы и способы их описания.»
Цель занятия: знакомство с понятием алгоритма и его свойствами, способы их задания и применение их на практике.
Исполнителем может быть человек или автомат (в частности им может быть компьютер), умеющий выполнять вполне определенный набор действий.
- станок с программным управлением, который выполняет заложенную в него программу;
- компьютер, выполняющий команды пользователя;
- человек, собирающий мебель.
Алгоритм - совокупность четко определенных правил, процедур или команд, обеспечивающих решение поставленной задачи за конечное число шагов.
Свойства алгоритмов
-
Дискретность - разделение информационного процесса в алгоритме на отдельные команды.
-
Определенность (понятность). Команды, образующие алгоритм, должны быть предельно четкими и однозначными, другими словами каждый шаг
алгоритма должен быть однозначно понятен исполнителю. -
Результативность. Каждый шаг алгоритма направлен на достижение конечной цели. Алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное
число шагов. -
Массовость - один алгоритм можно использовать для решения многих
однотипных задач. -
Корректность. Алгоритм создается для решения задачи, мы должны быть уверены в правильности решения этого алгоритма при любых допустимых исходных данных.
Классификация алгоритмов
-
Численные - алгоритмы в соответствии с которыми решение поставленных задач сводится к арифметическим действиям.
-
Логические - алгоритмы в соответствии с которыми решение поставленных задач сводится к логическим действиям.
Данными называют все величины, участвующие в решении задачи. Существуют исходные (известные перед началом выполнения алгоритма) и выходные (результат решения задачи).
Задание 1. Дана формула для нахождения площади круга:. Известно, что радиус R равен 3 м. Определить, что является:
-
исходными данными;
-
выходными данными.
Ответ: 1. _________________ 2. __________________
Задание 2. Дано квадратное уравнение х2 +5х+4 = 0.
Определить, что является
1. исходными данными;
2. выходными данными.
Ответ: 1. _________________ 2. __________________
Способы записи алгоритмов
- словесный (последовательность этапов алгоритма описывается на естественном языке, например, алгоритм приготовления молочного коктейля).
-
формульный (описание с помощью строго формализованного языка, формул, например, решение квадратного уравнения).
-
табличный (отображение алгоритма с помощью таблиц, например, построения графика прямой линии).
- графический способ в виде блок-схем. Графические символы, отображающие выполнимые процедуры, стандартизированы.
Схема алгоритма - графическое представление алгоритма, дополняемое элементами словесной записи. Каждый пункт алгоритма отображается на схеме некоторой геометрической фигурой, или блоком. Правило выполнения этих блоков регламентирует ГОСТ 19.002 -80 «Единая система программной документации». Рассмотрим основные элементы блок-схем (табл.1).
Теорема Дейкстра. Алгоритм любой сложности можно реализовать, используя только три конструкции: следования (линейные), выбора (ветвления) и повторения (циклические).
Задание 3. Представим себе, что нас пригласили в гости, составим логическую цепочку к данному примеру, соединив действие с соответствующей цифрой.
-
Начало
-
Конец
-
Сесть в автобус
-
Повернуть направо
-
Про ехать две остановки
-
Пройти две улицы до автобусной остановки
-
Выйти из дома
-
Повернуть направо
Задание 4. Составить алгоритм действий. Некий злоумышленник выдал следующий алгоритм за алгоритм получения кипятка:
1. налить в чайник воду 1. _________________________
2. открыть кран газовой горелки 2. _________________________
3. поставить чайник на плиту 3. _________________________
4. ждать, пока вода не закипит 4. _________________________
5. поднести спичку к горелке 5. _________________________
6. зажечь спичку 6. _________________________
7. выключить газ 7. _________________________
8. начало 8. _________________________
9. конец 9. _________________________
Задание 5. Составить блок-схему алгоритму решения: у = х + 2
Задание 6. Составим блок-схему алгоритма решения: у = 6b + 4
Задание 7. Составьте блок-схему
Задание 8. Вычислить площадь полной поверхности и объем цилиндра, если D - диаметр его основания, а H - высота. Составить алгоритм.
Задание 9. В рассказе А.П. Чехова «Репетитор» гимназист 7 класса Егор Сиберов задает своему ученику Пете Удотову задачу - «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 руб. Сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, черное 3 рубля?». Составить алгоритм этой задачи.
Домашнее задание
Задание 1. Определите правильный порядок следования действий в алгоритме «Почистить обувь» и запишите его справа.
-
Положить обувь.
-
Выйти на лестницу.
-
Натереть обувь щеткой до блеска.
-
Протереть тряпкой обувь от грязи.
-
Принести все в квартиру.
-
Убрать щетку и крем на место.
-
Взять обувную щетку и крем.
-
Намазать кремом обувь.
-
Взять обувь
Задание 2. Андрей любит вареную картошку со сметаной. Расставьте по порядку действия его мамы.
1. Посолила картошку
2. Бросила картошку в кастрюлю
3. Зажгла газовую плиту
4. Почистила картофель
5. Купила в магазине картофель и сметану
6. Погасила огонь и слила воду
7. Полила картофель сметаной
8. Выложила картофель на тарелку
9. Налила в кастрюлю воду и поставила на огонь