Урок «Решение энергосберегающих задач средствами электронной таблицы»

Цель урока: считается, что к концу урока ученики будут знать: правила использования формул и функций в электронных таблицах; уметь: выполнять расчеты в ЭТ; по исходным и полученным данным строить графики в ЭТ. "Ход урока1 этап. Организационный момент (до 1 мин)Цель: психологическая подготовка класса к уроку, организация внимания учащихся.Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к уроку.2 этап. Учебная деятельность по восприятию темы урока (до 4 мин)Цель: активизация познаватель...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок информатики в 10 классе.


Тема урока: «Решение энергосберегающих задач средствами электронной таблицы».

Цель урока: считается, что к концу урока ученики будут знать:

-правила использования формул и функций в электронных таблицах;

уметь:

-выполнять расчеты в ЭТ;

-по исходным и полученным данным строить графики в ЭТ.

Задачи личностного роста: создать условия для развития логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, развития интереса к решению задач; способствовать расширению знаний учащихся об энергосберегающих ресурсах, формировать бережное отношение к использованию энергоресурсов.

Тип урока: практическая работа по закреплению изученного материала, выработки практических умений и навыков по использованию программы MS Excel.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа проектор, тексты индивидуальных заданий, инструкционные карты с заданием.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: исследовательский, творческий, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение.

Ход урока

  1. этап. Организационный момент (до 1 мин)

Цель: психологическая подготовка класса к уроку, организация внимания учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте. Сегодняшний урок я хочу начать словами Бенджамина Франклина

Если хотите быть богатым,

научитесь не только зарабатывать,

но и быть экономным.

Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начинаем наш урок? (ответы учащихся). Я согласна с вами. Обычно любая цитата несет в себе какой- нибудь философский смысл. Но об этом мы поговорим в конце урока.

Рассуждают над словами Б. Франклина

  1. этап. Учебная деятельность по восприятию темы урока (до 4 мин)

Цель: активизация познавательного интереса учащихся, наличие мотивации.

Педагогическая задача: создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительное слово учителя

Обратите внимание на слайд. Многие учащиеся нашей школы состоят в НОУ экономической секции. Они исследуют проблемы экономии энергоресурсов. Сегодня на нашем уроке мы не только будем заниматься образовательной деятельностью, но и поможем членам НОУ разобраться в некоторых вопросах.

Откройте тетради, запишите дату. На протяжении всего урока вы будете выполнять различные задания. У каждого из вас на столе лежит оценочный лист, в котором вы будете самооценивать свою работу на уроке. А в конце урока согласно вашим баллам и моим замечаниям вы получите отметку.

Учащиеся слушают материал педагога, записывают дату в тетрадь, знакомятся с условиями оценивания на уроке.

3 этап . Актуализация опорных знаний (до 6 мин)

Цель: проверка ранее полученных знаний

Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Игра «Окно Excel». Устный опрос проводится в игровой форме. Каждый ученик выбирает адрес ячейки и отвечает на скрытый вопрос.


А

В

С

1




2




3




Вопрос ячейкиА1.

Для работы с областью электронных таблиц ее необходимо:

А) выделить В) удалить С) переместить Д) передвинуть

Вопрос ячейкиА2.

В ЭТ нельзя удалить:

А) столбец В) строку С) имя ячейки Д) содержимое ячейки

Вопрос ячейкиА3.

В электронных таблицах выделена группа ячеек В1:С3. Сколько ячеек входит в этот диапазон?

А) 6 В) 5 С) 4 Д) 3

Вопрос ячейкиВ1.

Основным элементом ЭТ является:

А) столбец В) строка С) ячейка Д) таблица

Вопрос ячейкиВ2.

Активная ячейка - это ячейка:
А) для записи команд;
Б) содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;
В) формула в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;
Г) в которой выполняется ввод данных.

Вопрос ячейкиВ3.

При перемещении или копировании в ЭТ относительные ссылки:
А) не изменяются;
Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.

Вопрос ячейкиС1.

Электронная таблица - это:
А) прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
Б) устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами;
В) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
Г) системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц.

Вопрос ячейкиС2.

Диапазон - это:
А) все ячейки одной строки;
Б) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
В) все ячейки одного столбца;
Г) множество допустимых значений.

Вопрос ячейкиС3.

При перемещении или копировании в ЭТ абсолютные ссылки:
А) не изменяются;
Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.

Учащиеся знакомятся с принципами предложенного задания, выполняют его и заполняют лист самооценки.

4 этап. Постановка задачи на поиск способов действий для решения практического вопроса (до 10 мин)

Цель: активизация деятельность учащихся по определению целенаправленности урока

Педагогическая задача: создать ситуацию поиска

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

4.1 Обобщаю деятельность учащихся

Таким образом мы с вами вспомнили основные понятия и принципы работы с ЭТ, которые нам пригодятся на протяжении урока.

А теперь попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

4.2 Определение целей урока

По данным глаголам попробуйте определить цели нашего урока.

-закрепить

-обобщить

-сформировать

4.2 Направляю на ситуацию поиска

Слово учителя

Как хорошо уметь … считать. Данная фраза особенно актуальна, если вы имеете дело с цифрами и часто работаете в Microsoft Excel. Это довольно удобная программа не только для сложных финансовых расчетов, но и для ведения домашней бухгалтерии. Например, с помощью электронных таблиц можно производить расчеты по экономии энергоресурсов.

Рассмотрим материалы для работы

- Энергосбережение- это…

-Что такое 1 кВт/ч энергии?

- Знаете ли Вы, что…

- Что Вы можете сделать сами…

А теперь практическим путем мы ответим на некоторые вопросы (Приложение 2)

4.3 Обобщаем материал


4.4 Направляю учащихся на самооценку своей деятельности


Учащиеся формулируют тему и цели урока




Сообщение ученика (приложение 1)

Учащиеся выполняют задания

Учащиеся формулируют выводы по итогам практических заданий

Учащиеся заполняют лист самооценки.


5. Минутка отдыха (до 1мин)

Цель: отдых для дальнейшей работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Физкультминутка для глаз

6. Решение обучающих практических задач (до 20 мин)

Цель: закрепление умений и навыков при решении задач

Педагогическая задача: развивать личность путем дифференцируемого подхода у обучению.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

6.1Слово учителя

Рассмотрим еще некоторые способы экономии света (сообщения учащихся).

Сообщения учащихся (Приложение 3)

6.2 С помощью электронных таблиц подсчитаем на сколько эффективны эти способы экономии.(практическая работа в дифференцируемых группах)

6.3 Оказываю помощь при решении задач

6.4 Обобщение деятельности учащихся: выводы работы.

Таким образом, мы получили…


6.5 Направляю на самооценку своей деятельности

6.6 Заостряю внимание учащихся на сайте spare-belarus.by, на котором размещено много полезной информации, посвященной вопросам энергосбережения.

Выполнение практической работы (приложение 4)

Учащиеся в классе делятся на две дифференцируемые группы.


После решения задачи с помощью ЭТ, один из учащихся каждой группы проводит небольшой анализ решения задачи и знакомит всех с полученным результатом.

Формулирование общие выводы по проблемам энергосбережения

Оформление листов самооценки

Учащиеся воспринимают материал

7. Рефлесия (до 1 мин)

Цель: самооценка деятельности учащихся

Педагогическая задача: дать себе и своей деятельности объективную оценку

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

7.1 Обобщаю деятельность на уроке

«Загорается» лампочка. Перед вами лучики. На одной стороне луча напишите, что вы запомнили по теме урока, на другой- с чего вы начнете энергосбережение.

- Пусть ярко «горит» наша лампочка, освещая наши неспокойные сердца, несет в наш дом тепло и свет.

7.2 Помогаю подсчитать все баллы и поставить общую отметку за урок. При этом даю свои комментарии.

Каждый ученик размещает лучик вокруг лампочки и озвучивает надпись.

Оформление листов самооценки

8. Итоги (до 1 мин)

Цель: осуществление обратной связи

Педагогическая задача: раскрытие воспитательной задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А теперь вернемся к словам Б. Франклина.

Если хотите быть богатым,

научитесь не только зарабатывать,

но и быть экономным.

Ответьте на вопрос: исходя из материалов нашего урока, что значит быть экономным?

Рассуждения учащихся

9. Домашнее задание (до 1 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассчитайте, сколько газа необходимо было сжечь для нагревания воды, которую использует ваша семья для мытья под душем в течение недели и в течение года.

Запись домашнего задания

Приложение1

Энергосбережение - самый дешевый и экологически чистый «источник» энергии.

Что же мы понимаем под энергосбережением? Это просто рациональное использование энергии.

Энергопотребление в быту - где можно экономить?

Из всей потребляемой в быту энергии львиная доля - 79 % идет на отопление помещений, 15 % энергии расходуется на тепловые процессы (нагрев воды, приготовление пиши и т.д.). 5 % энергии, потребляет электрическая бытовая техника и 1 % энергии расходуется на освещение, радио и телевизионную технику.

Что такое 1 кВт/ч энергии?

Вам потребуется 1 кВтч энергии для того, чтобы: - 50 часов слушать радио; - 110 часов бриться электробритвой; - на 17 часов оставить гореть лампу мощностью 60 Вт; - 12 часов смотреть цветной телевизор; - 2 часа пылесосить; - принять 5-мннутный душ; - нагреть на 6 градусов полную ванну воды (150 л).

Помните: сберечь одну единицу энергии гораздо лучше, чем произвести новую. Сберегая энергию дома, вы также уменьшаете потери энергии при ее производстве и транспортировке. Наконец, вы также снижаете воздействие на окружающую среду.




Приложение 2

1. Знаете ли вы что…


… за год из крана вытекает 2000 литров воды,

если из него вытекает 10 капель в минуту?



Исходные данные


капель

минут

часа

дней



Объем 1 капли

0,00038




Вычисления




Вывод




2. Знаете ли вы что…


…сколько рублей ВЫ выбрасываете на ветер,

если каждый член Вашей семьи оставляет

водяной кран открытым только 5 мин в день

и ВЫ теряете 7кВтч энергии?




Исходные данные


минут в день

КВТ/ч

стоит 1КВт/ч



Вычисления

в день

в месяц

в год



Вывод:




Приложение 3

Применение двухтарифного счетчика.

Установка электросчетчиков это не технология энергосбережения, а мера стимулирования потребителя к экономии электрической энергии. Для потребителя двухтарифный учет выгоден тем, что в позднее время суток электрическая энергия более дешевая. Для энергосистемы работа потребителей в ночные часы выгодна тем, что сглаживается график суточной нагрузки.

От сглаживания суточных графиков распределения электрических нагрузок будут получены:

- снижение потерь электроэнергии в сетях,

- снижение максимума активной мощности энергосистемы,

- уменьшение количества крупных аварий.

Эта система оплаты предполагает снижение платы за электроэнергию в ночное время, причем для населения это снижение весьма значительно - ночной тариф в несколько раз меньше дневного. Это может стимулировать население к переносу части нагрузок на ночное время, однако в реальности есть не так много электроприборов, которые люди будут использовать ночью - в основном, это стиральные машины, работа компьютера и др.

Применение компактных люминесцентных ламп.

Установка компактных люминесцентных ламп предназначены для замены обычной лампы накаливания в большинстве осветительных приборов. Эти лампы потребляют на 80% меньше электроэнергии по сравнению с лампой накаливания той же яркости.

Приложение 4

Задание для первой группы.

Сравните и подсчитайте с помощью электронной таблицы, на сколько использование двухтарифного счетчика выгоднее однотарифного. Постройте столбчатую диаграмму. Используйте данные: показания счетчиков ( Квт.ч) одинаковы, цена тарифа 295 рублей, ночной тариф на 50% меньше.

Структура таблицы

Двухтарифный счетчик

Однотарифный счетчик

Всего

Сумма

Всего

Сумма

Показания счетчика за день


Показания счетчика за ночь


Показания счетчика (всего)


Итого


Задание для второй группы.

Сравните и подсчитайте с помощью электронной таблицы на сколько использование компактных люминесцентных ламп выгоднее обычных. Постройте гистограмму. Для решения задачи используйте данные: цена тарифа 295 рублей, люминесцентные лампы потребляют на 80% меньше электроэнергии по сравнению с обычной лампой.

Структура таблицы

Виды ламп

Количество ламп

Мощность

Цена

Итого(Квт.ч)

Итого(сумма)

Обычные


Люминесцентные


Итого экономия



© 2010-2022