Уроки информатики во 2 классе «Путешествие в мир слов. Манипулятор «Мышь»»

"Выдержка из материала: Тема: Путешествие в мир слов.Манипулятор «Мышь». Цели: Обучающие:  Закрепление умений выбора из меню при помощи клавиш управления курсором и клавиши ввода; Формирование умений и навыков управлять работой программы при помощи «Мыши»; Развивающие: Формирование основных навыков пользователя ПК; формирование правильного звукопроизношения, накопление и уточнение активного и пассивного словар-ного запаса; формирование грамматического строя речи; формирование и обогащение словар...
Раздел Информатика
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Путешествие в мир слов.

Манипулятор «Мышь».

Цели:

Обучающие:

  • Закрепление умений выбора из меню при помощи клавиш управления курсором и клавиши ввода;

  • Формирование умений и навыков управлять работой программы при помощи «Мыши»;

Развивающие:

  • Формирование основных навыков пользователя ПК;

  • формирование правильного звукопроизношения, накопление и уточнение активного и пассивного словарного запаса;

  • формирование грамматического строя речи;

  • формирование и обогащение словаря;

  • формирование зрительной памяти;

  • развитие наблюдательности, пытливости, любознательности;

Воспитательные:

  • воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности;

Формы и методы организации учебной деятельности:

  • Урок - путешествие;

  • ТСО;

  • Конкурс « Кто быстрее и лучше выполнит задание» ;

  • Игра;

  • Индивидуальная или парная работа учеников за компьютером;

  • фронтальная беседа;

  • Самостоятельная работа;

  • Работа с тетрадью, учебником, словарем, занимательным дневником;

  • Работа по карточкам с одаренными учащимися (индивидуальный подход);

  • Индивидуальная помощь;

  • Использование опорных таблиц;

  • Поощрения;

  • Связь с предметами.


Оборудование:

  • ПК;

  • Программа «Малыш - 1» ( урок «Подбери пару»);

  • Телеграмма от югославского писателя Душана Радовича;

  • Пакет с заданиями для проверки знаний;

  • Карта путешествия, штурвал;

  • Запись шума морских волн и криков чаек;

  • Мультипликационные фильмы «Сказка о царе Салтане», «Том и Джери», «Золотой ключик» или другие;

  • Книги со стихами и сказками, книга для внеклассного чтения в 1 классе «Солнышко»;

  • На доске: «волны» и «острова» - Загадочный остров, Остров вопросов и ответов, Остров игр, Сказочный остров;

  • Поощрительные призы - наклейки или картинки - фото «Память о путешествии»;

  • Эпиграф к уроку: " Человек - не слов ловитель, а ума искатель." (М. В. Ломоносов ).


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Слово учителя.

- Внимание! Нам прислали телеграмму. Вот что в ней напи­сано: «Всем первоклассникам, всем, всем. Югославский писа­тель Душан Радович ищет матросов для корабля... (учитель пишет на доске название корабля «Санглбанглтинглтаг»). Что это за корабль, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение этого писателя. (Читается стихотворение. Название корабля ученики читают хором.)

Дети, вы слышали о корабле,

Самом прекрасном на всей земле?

Этот корабль называется так:

«Сангл-бангл-тингл-таг».

Спешите, спешите узнать поскорей

Строгий приказ министерства морей:

«Матросом на борт поднимается тот,

Кто быстро название произнесет».

Ребята! Внимание!

Каждый из вас

Может попробовать хоть сейчас.

Только учтите: совсем не пустяк

Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг».

Кто может сказать «Санглбанглтинглтаг»,

Тот может поднять

Корабельный флаг,

Может прямо в Африку плыть,

Может даже трубку курить

И важничать, как заправский моряк,

На корабле «Санглбанглтинглтаг».


  1. Активизация познавательной деятельности.

- Вот вы уже и научились произносить трудное название этого корабля. Значит, мы тоже попытаемся попасть матросами на этот корабль. Однако это не так-то просто сделать. Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корабле. Надо прой­ти следующие испытания:

Ученики отвечают по желанию:

  • Что такое информация?

  • Как мы получаем информацию?

  • Как мы передаём информацию?

  • Как мы обрабатываем информацию?

  • Что за наука такая информатика?

  • Из каких основных устройств состоит компьютер?

Учитель напоминает о том, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибёшься - получиться непонятное слово, будет не понятно о чём хотят сказать. Чтобы не было ошибок, надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать скороговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения.

Ученики отвечают по выбору учителя:

  • правильно произнесите названия основных устройств компьютера;

  • напишите их на доске;

Дополнительные вопросы:

  • Что вы можете сказать о этих устройствах?

  • Покажите их;

  • А что изображено на экране монитора? ( Меню) .

  • Что такое меню, как вы понимаете?

  • Как работать с меню?

  • На прошлом уроке работали с этой мы программой?

  • С каким уроком из меню? ( «Собери картинку»).

  • Как вы загружали этот урок?

( С помощью клавиатуры, клавиш управления курсором и клавиши ввода).

Теперь, я думаю, мы можем послать ответную телеграмму Душану Радовичу. Вот ее текст, читаем хором: «Проверку прошли. Вы­держали все трудности. До встречи на корабле. Моряки-перво­классники».

  1. Знакомство с темой и задачами урока.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «морю слов».

Выберите, пожалуйста, путь на карте (экране монитора) !

(Курсором ученики выбирают в меню урок «Подбери пару» и загружают его с помощью клавиши ввода.

Звучит музыка - слышен шум морских волн, крики чаек. Учитель обращает внимание учеников на доску, где изображен план урока - море с островами).

- Посмотрите, сколько в море слов островов, и каждому из вас, наверное, хотелось бы побывать на каждом из них.

Не будем же терять времени, вперёд! К загадочному острову!

Ветер на море гуляет
и кораблик подгоняет;

он бежит себе в волнах
на раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
на кораблике толпятся,
на знакомом острову
чудо видят наяву:

город новый златоглавый,

пристань с крепкою заставой,
пушки с пристани палят,
кораблю пристать велят...

А. Пушкин

Ученикам предлагаются загадки:

  1. Есть спина, а не лежит никогда,

есть 4 ноги, а не ходят и 3,

Сам всегда стоит, а всем сидеть велит.(СТУЛ).

  1. Стоит на дороге, всем мешает:

Кто идёт, того толкнёт,

а с дороги никто и не уберёт.(ДВЕРИ).

  1. Белое поле, черные всходы.(ТЕТРАДЬ).

Нужно найти слово - отгадку и подобрать к нему пару.

Учитель ставит перед учениками вопросы:

- Почему этот предмет есть пара, а не другой? Что их объединяет? Почему их так называют?

Почему школу назвали школой, а не домом? Почему мы го­ворим: чашка, ложка? Почему предметы называются так, а не по-другому. Всех, и детей и взрослых интересует происхождение слов.

Когда вы собирались идти в первый класс, то, наверное, были знакомы с таким стихотворением Самуила Яковлевича Маршака:

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у вас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятка

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь-приятель ваш.

- Всем нам понятно, что промокашка служит для впиты­вания непросохших чернил Этим листком бумаги можно про­мокнуть кляксу, если она неожиданно появилась в вашей тет­ради. Промокашка промокнет чернила, осушит страницу, на то она и промокашка. А ведь когда-то таких промокашек не было. На столе стояла баночка (песочница) с мелким сухим песком, этим песком и посыпали исписанную страницу, чтобы быстрее просохла. Бумажка - промокашка появилась позднее. Очень нуж­ный предмет с хорошим РУССКИМ названием

Самая первая книга, по которой начинает учиться каждый человек,- это букварь. А происходит это название от слова буква, ведь учение по букварю мы начинаем с букв. Не прав­да ли?

А знаете ли вы, почему тетрадь, пенал и карандаш называ­ются так, а не по-другому?

Тетрадь - слово не русское, а греческое, и означает оно «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом еще раз пополам. Остается разрезать эту книжечку, сшить ее посредине, и тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Такими и были первые тетради, потом листов стало больше, но название так и осталось.

Пенал-тоже нерусское слово, пришло оно к нам из латин­ского языка. Слово перо по-латыни будет «пенна». А где хра­нят перья? В специальной коробочке, которую и назвали пенал. Теперь мы в нее складываем и ручки, и карандаши, найдется там место и для резинки. А название все-таки произошло от слова пенна - «перо».

Слово карандаш произошло от тюркского кара, что означает «черный», и таш - камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки, стали готовить для них «одежду»- кожаную, металлическую и, наконец, деревян­ную. Теперь стерженек может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.

Вот какова история семи слов, называющих семь вещей в портфеле первоклассника. А у вас в портфеле вещей окажется больше. Там и альбом, и циркуль, и хрестоматия. Историю про­исхождения названий этих вещей, да и многих других необходимых вам предметов вы найдете в книге Г. Юрмина "Про тетрадь и карту, карандаш и парту...".

Мы получили какую - то информацию о предметах. Какую? Какую информацию о стуле может сообщить Катя?

Какую информацию о столе может сообщить Игорь?(Форма, цвет, материал - используются опорные таблички).

Каким одним словом можно назвать эти предметы? ( Мебель). А давайте задумаемся , из какого материала сделаны эти вещи? (Из дерева ).

Учитель читает стихотворение «Откуда стол пришёл?».

Откуда стол пришёл?

Берёте книгу и тетрадь,
садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
откуда стол пришёл?

Недаром пахнет он сосной.
Пришёл он из глуши лесной.
Вот этот стол - сосновый стол -
к нам из лесу пришёл.

У нас под ним - паркетный пол,
а там была земля.
Он много лет в лесу провёл,
ветвями шевеля.

Он был в чешуйчатой коре,
а меж его корней

барсук храпел в своей норе

до первых вешних дней.

Видал он белку-этот стол.
Она карабкалась на ствол,
царапая кору.

Он на ветвях качал галчат
и слышал, как они кричат,
проснувшись поутру.

Но вот горячая пила
глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он-и упал...

И в лесопилке над рекой

он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
четвероногим стал.

Он вышел из рабочих рук,
устойчив и широк.
Где был на нём рогатый сук,-
виднеется глазок.

Домашним жителем он стал,
стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
родной своей сосны.

Медведь бы в логово залез,
лису объял бы страх,
когда бы стол явился в лес
на четырёх ногах.

Но в лес он больше не пойдёт,-
он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год
он будет нам служить.

Стоит чернильница на нём,
лежит на нём тетрадь.
За ним работать будем днём,
а вечером-читать.

На нём чертёж я разложу,
когда пора придёт,-
чтобы потом по чертежу
построить самолёт.

С. Маршак.

  • Вот мы подплываем к острову вопросов и ответов.

Ученики подгружают нажатием клавиши ввода следующую картинку из урока.

  • Отчего кошку назвали кошкой?

( Учитель читает монгольскую народную сказку).

У старика и старухи

был котёночек черноухий,

черноухий

и белощёкий,

белобрюхий

и чернобокий.

Стали думать старик со старухой:

- Подрастает наш черноухий,
мы вскормили его и вспоили,
только дать ему имя забыли.

Назовём черноухого

«Тучей».

Пусть он будет большой

и могучий-

выше дерева,

больше дома,

пусть мурлычет он громче грома!

- Нет,-сказала, подумав, старуха,-
туча легче гусиного пуха.
Гонит ветер огромные тучи,
собирает их в серые кучи.
Свищет ветер протяжно и звонко.

Не назвать ли нам «Ветром»

котёнка?- Нет, старуха,-

старик отвечает,-

ветер только деревья качает,

а стена остаётся в покое.

Не назвать ли котёнка

«Стеною»?

Старику отвечает старуха:

- Ты лишился на старости слуха!
Вот прислушайся вместе со мною:

слышишь, мышка шуршит за стеною?

Точит дерево мышка-воришка.

Не назвать ли нам кошку-«Мышка»?

- Нет, старуха,-

старик отвечает,-

кошка мышку со шкуркой съедает.

Значит, кошка

сильней немножко!

Не назвать ли нам кошку кошкой?

С. Маршак


  • Почему вода в море соленая ?

(Учитель читает филиппинскую народную сказку).

Филиппинская сказка

Говорят, что когда-то давным-давно вода в море не была, как теперь,

солёной.

А солёной она стала потому, что муравей укусил Ангало.

- А кто такой Ангало? - спросите вы.

Так вот, Ангало был великаном. Когда он стоял в середине моря, вода плескалась у его колен. Когда же Ангало стоял на земле, горы тоже были ему лишь по колено.

Как-то раз кончилась у людей соль. Они пришли к Ангало и сказали:

- У нас кончилась соль. Мы хотим раздобыть её за морем: ведь здесь соли нет. Помоги нам, Ангало.

- Нет ничего проще,- ответил великан.- Идите за мной.

Ангало сел у моря и протянул ногу так, что пяткой упёрся в противо­положный берег.

- Вот вам мост,- сказал он людям.- По моей ноге вы сможете пе­рейти через море. Возьмите корзины и ступайте. Обрадовались люди, взяли корзины и по ноге великана перешли через море. Набрали соли и повернули назад. Снова они шли по ноге Ангало, и каждый нёс полную корзину соли. Вот уже и середина моря. И тут великана укусил муравей! Вздрогнул Ангало от боли, а люди с корзинами попадали в море. Всех их спас Ангало. Но вода в море с тех пор стала солёной.


  • Что появилось раньше яйцо или курица?

( Ученики вспоминают сказку «Про курочку Рябу »).


  1. Физкультминутка.

Звучит запись «Сказка о глупом мышонке». Ученики закрывают глаза и «спят» - упражнение для отдыха глаз.

  • Какое устройство компьютера похоже на один из предметов на картинке? Давайте посмотрим,

« Мышь» - устройство чем похоже на мышь - животное?

  1. Знакомство с манипулятором «Мышь».

Учитель приглашает учащихся снова занять места за компьютерами, объясняет им порядок дальнейшей работы.

Прежде всего учитель показывает ученикам, как держать «мышь».

«Мышь» должна лежать на столе или на специальной подстилке для МЫШИ Отрывать ее от стола не рекомендуется. «Мышь» сохраняет свою ориентацию, поэтому надо заботиться о том, чтобы клавиши «мыши» были дальше от края стола, чем надпись Большой палец должен охватывать «мышь» слева, безымянный и мизинец - справа. Указательный и средний палец лежат на клавишах «мыши». Надпись должна находиться примерно под серединой ладони.

В этой части программы все переходы от кадра к кадру осуществляются нажатием на любую из клавиш «мыши». Нажимайте на левую клавишу «мыши», для подтверждения выбора, так как большинство компьютер­ных систем, предполагающих «мышь» в качестве средства управления, ориентированы именно на такое её использо­вание.

  1. Тренировочные упражнения.

Работу пар за компьютером учитель организовывает таким образом, чтобы один из учащихся работал с «мышью», другой ему помогал, читая сообще­ния с экрана. Ученики обсуждают свои действия друг с другом. Учитель смотрит, чтобы ученики не спорили по поводу того, кто из них будет нажимать на клавишу мыши. Совсем недо­пустимо, чтобы они боролись за нее: мышь - устройство очень хрупкое.

Ученики меняются местами и приступают к самостоятельному подбору пар к предметам, изображенным в этой части урока.

Перед началом работы учитель дает учащимся целевую установку: разобраться, как осуществляется управление компьютером при помощи «мыши».

  1. Самостоятельная работа.

Ученики работают с программой самостоятельно. Ученики работают за компьютером до тех пор, пока не появится новый кадр программы.

  1. Веселая перемена.

- Подплываем к веселому и увлекательному острову - острову игр.

Учитель знакомит учеников с играми, после каждой из которых, ученикам нужно отгадать, как называется эта игра (подсказка - на компьютере), и, пользуясь манипулятором «Мышь», подобрать пару к этой картинке.

1. .Два участника игры держат руки, образуя «во­рота» - в виде большого игольного ушка. Остальные уча­стники становятся в ряд, берутся за руки и, двигаясь вдоль улицы, поют:

Игла барыня, княгиня

Весь мир нарядила,

Нарядила, обшила,

Сама нагая ходила.

Она тонка да длинна,

Одноуха, остра,

Одноуха, остра,

Всему миру красна.

А я тычу - потычу:

В носик стальной,

В носик стальной -

Хвостик льняной!

Они проходят в «ворота», изображая нитку, вдеваемую в иголку. Последний участник «затягивает узелок», берёт за руки ребят, образующих «ворота», ведёт их за собой, приговаривая:

Хвостик нитяной

Тяну-тяну за собой.

Сквозь холст он проходит,

Конец себе находит....

(ИГЛА).

2. Два игрока становятся неподвижно, изображая «улей». Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и поют:

Маленькая в улье чашка,

Вкусная в ней кашка.

Есть хочется,

Да лезть не хочется.

Пчёлы злы, кусасты,

Мстят они ужасно,

Жужжат хорошо,

Провожают далеко.

Один из детей - «матка», он подходит к улью» и просит:

- Пчёлы серые, синекрыленькие, по чистому полю полётывайте, ко сырой земле припадывайте, летите-летите за сла­деньким.

«Матке» отвечают:

- Мы по полю летали, по-турецки лопотали, медок соби­рали. А в улье узор вышивали без иголок, без узлов, без петель, без шелков на потребу людям!

По окончании диалога «матка» «поджигает столбы», то есть она подходит к «улью» и валит детей на землю, тут же убегая и прячась. Дети, изображающие «пчёл», поют:

Летят пчёлки,

Носы - иголки.

Сели под горку,

Сели под ёлку,

Не пять, не шесть,

Их тысяча есть.

Людей они питают,

Избы освещают.

Не лают, не бают,

А больно кусают.

Жжи - жжи- жжи!

Исполнив песню, «пчёлы» бегут искать «матку». Находят её и жужжат ей в уши.

(ПЧЁЛЫ.)

3. Дети берут себе названия птиц - воробей, сова, сини­ца, кулик и т. д. Участник, изображающий «воробья», садится и делает вид, что он болен. Около «воробья» хлопочет «сова». К «сове» подходит «синица» и спрашивает:

- Дома ль воробей?

- Дома.

- Что он делает?

- Болен лежит.

- Что у него болит?

- Плечики.

- Сходи, сова, в огород, сорви травки гречки, попарь ему плечики.

- Парила, синичка, парила, сестричка. Его пар не берёт, только жару придаёт.

«Синица» уходит, а к «сове» подходит «сойка»:

- Дома ль воробей?

- Дома.

- Что он делает?

- Болен лежит.

- Что у него болит?

- Животок.

- Сходи, сова, в огород, сорви травки репеёк, попарь ему животок.

- Парила, соечка, парила, голубушка. Его пар не берёт, только жару придаёт.

Затем настаёт очередь спрашивать «кулика»:

- Дома ль воробей?

- Дома.

- Что он делает?

- Болен лежит.

- Что у него болит?

- Пяточки.

- Сходи, сова, в огород, сорви травки мяточки, припарь ему пяточки.

-- Ходила, куличок, парила. Его пар берёт, на ножки во­робей встаёт.

Все «птицы» подходят к «сове» и спрашивают:

- Дома ль воробей?

- Дома.

- Что он делает?

- По двору шныряет, крошки собирает, дома не ночует, коноплю ворует.

«Птицы» бегут за «воробьем», дразнят его и поют:

Ах ты воробейка,

Серая шейка,

В поле не ночуй,

Коноплю не воруй.

Сторожа придут,

Тебе ножки перебьют.

«Воробей» должен дотронуться до одного из играющих, тогда последний занимает роль «воробья» и игра повторяется.

(ВОРОБЕЙ).


  1. Закрепление умений и навыков работы с манипулятором «Мышь».

-Впереди сказочный остров! Здесь нас ждут сказки Г. Х. Андерсена, А. Толстого «Золотой ключик», рассказ «Есть!» из книги И. Туричина «Кому лететь?»

- Поднять якоря!

- Есть поднять якоря!

- Полный вперед!

- Есть полный вперед!

Ветер развевал на мачте красный флаг. Корабль плыл зеле­ным морем среди травы и цветов. Его построили жильцы наше­го дома из досок и фанеры и покрасили в голубой и красный цвет.

Капитаном был Боря. Первым помощником-Вася Шарик. Матросами - Костя с Гошей и Сережка. Света была коком, пекла пироги из песка. Ей помогал Вова.

- Матрос,-приказала Света,-доставь мне сто мешков муки!

- Муки?- удивился Вова.

- Неси ведерко песку,- подсказал Сережа.

- Сейчас.

- Надо ответить: «Есть!»- остановила его Света.

- Чего есть? Песок?- спросил Вова.

- Да не песок есть, а «Есть принести песок!».

- Принести я принесу, а есть не буду,-обиделся Вова.- Я раз ел. Он во рте хрустит.

- Не во рте, а во рту,- фыркнула Света.

- В зубах,- мрачно сказал Вова.

- Чудак,- вмешался Боря-капитан.- Когда отвечаешь «есть», это не значит есть. Это значит «есть!». Понял?

- Понял. Можно есть, а можно не есть,- сказал Вова. Ребята засмеялись.

- Вот смотри,-сказал Боря.-Матросы, полный вперед!

- Есть полный вперед!-хором ответили матросы.

- Прочистить трубу!

- Есть прочистить трубу!-дружно крикнули матросы.

- Понял теперь?- спросил Боря.

- Понял.

- Тогда неси.десок.

- Сейчас.

- Да ты ответь по правилам, как надо,- сказал Вася.

  • Есть нести песок!- лихо отчеканил Вова и добавил поти­ше:- Только я его все равно есть не буду...

Откуда у моряков взялась сила.

(Сказка.)

...Ты уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай. Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уж не помню. Они пахали землю, пасли скот и охоти­лись на диких зверей. Осенью, когда заканчи­вались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел - стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пу­скал стрелу в сторону леса, если пастухом- стрелял в сторону стада, а если пахарем-в сторону поля.

Смотреть на эти стрелы выходил из морской пучины1 царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь. Глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водоро­слей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каж­дый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пу­стить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернулись в сторону моря и все как один бро­сили стрелы туда.

В какую ярость сразу пришёл Нептун!

- Я всех вас похороню в пучине мор­ской! - взревел он. Женщины, глядя на своих сыновей, задума­лись: царь морской действительно может похо­ронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказы­ваю я, были всегда женщины, сильные, краси­вые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв мате­ринскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согну­лись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Ес­ли ещё встретишь, то никогда не смейся над ними, эти женщины всю свою силу отдали та­ким же детям, как ты.

И вот, слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержа­ли натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь на берегу, но в море я порву им руки.

Женщины опять задумались: да, царь мор­ской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вы­шли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

- Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем вам со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали доче­рям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-ни­будь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, что она пожертвовала своей красо­той ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке доче­рей, очень разгневался, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты видел, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят кра­соту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли и пропали. Ждут- пождут матери, не возвраща­ются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

- Не дождаться вам теперь сыновей,- ска­зал он,-они блуждают; вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Тогда женщины воскликнули:

- Пусть будет в наших глазах меньше све­та, но за это над нашей землёй ещё ярче заго­рятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним доро­гу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши, увидев их, обрадовались и благополучно вернулись до­мой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и не­победимы: матери отдали им всё лучшее, что

только могли.

И. Панькин.

- А как же называется наш корабль?

Вот это название! Такое непонятное слово!

...Когда-нибудь школьник Будущего спросит папу:

- А что такое кондуктор?

Папа пожмет плечами и признается:

- Не знаю я такого слова. Надо посмотреть в словаре старых слов. Он подойдет к полке, достанет толстый том словаря и будет искать

слово кондуктор. Он найдет объяснение этому таинственному старинному

слову и прочитает его вслух сыну:

- «Кондуктор - человек, получающий деньги за проезд». Понял? Но мальчик качает головой.

- Нет, не понял. Какие такие деньги он получает за проезд? Что такое деньги?

Папа почешет затылок и снова углубится в словарь.

В этом словаре будут собраны все непонятные слова. Когда-то эти слова были нужны людям. А потом они вышли из употребления. И люди забыли о них, как забывают о старых ненужных вещах.

В этот словарь вместе со словом кондуктор попадут слова: билет-если проезд будет бесплатный, то билеты ни к чему, и слово контролер - если не будет билетов, то контролерам нечего будет проверять.

Только с помощью словаря мальчик Будущего сможет узнать, что озна­чают такие странные старинные слова, как подсказка, шпаргалка, лень.

Если все люди будут честными - а в Будущем так это и будет,-уйдут из жизни слова вор, ложь, взятка. Люди навсегда забудут эти слова. Они выкинут их на свалку вместе с прочим мусором. Эти слова станут непо­нятными. Они умрут. И вот что с ними станет:

Слова, когда-то важные,

Теперь глядят с тоской:

Они в тома бумажные,

В свои дома бумажные

Уходят на покой.

Они такие странные:

Звучат, как иностранные.

И люди без стеснения

Просят объяснения.

- Объясните:

Слово ложь

Происходит от галош?

Или же от ложки,

Или от ладошки?

Ищут люди целый день

Объясненье слову лень.

  • Может, линь?

Может, лань?

Повторите внятно,

Потому что слово лень

Просто непонятно...

  • Слова мы неизвестные,-

Сказало слово ложь,

Когда все люди честные,

Никак не проживешь!

  • Когда никто не ленится,-

Сказало слово лень,-

Хоть лень куда-то денется,

Не вспомнят целый день.

Вздохнули контролеры:

  • Нас, слов ненужных,-

Горы!

Ненужные слова

Уходят на покой.

А нужные слова

Остались под рукой.

Они всегда нужны,

Они всегда важны,

И нету им замены

И смены никакой...

Много слов исчезнет в Будущем. Одни слова мы проводим с почетом, как стариков на пенсию, другие - выметем метлой. А на месте старых слов в нашем языке появится множество новых замечательных слов.

Эти новые прекрасные слова появляются уже сегодня. Они нужны нам для работы, для песен и стихов. И с каждым годом новых прекрасных слов, таких, как лунник, космонавт, подводные крылья, будет все больше.

Да, всё в нашей стране будет красивым: и поступки людей, и дома, в которых они живут, и костюмы, которые они носят, и слова, которые звучат в их речи. Всюду будут звучать песни и стихи.

И сам человек станет большим и красивым.

(По рассказу К. Яковлева «Непонятные слова».)

ЗАБЫТЫЕ СЛОВА

Без словаря бы мы едва ли

Слова иные узнавали.

Я верю: недалеко завтра,

Когда на «В» найдешь войну,

Как некоего динозавра,

Водившегося в старину.

(Е. Тараховская)

Ученики подбирают пару к картинкам из сказок и подгружают следующий кадр программы.

- С развитием науки, техники, промышленности, культуры, с развитием общественных отношений язык постоянно пополня­ется новыми словами, которые служат названиями новых пред­метов, явлений, понятий (компьютер, АСУ, робототехника, алгоритмизация).

По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход.

Есть слова устаревшие, переставшие употребляться, потому что ушли из жизни предме­ты, которые они называли. (абак, счёты, логарифмическая линейка). Но если в жизни появился новый предмет, произошло новое событие, их надо обязательно назвать.

Попробуйте разгадать загадку Г. Сапгира о новом слове.

Мы забрались

В этот шар,

На волнах

Качаемся,

Потихоньку,

Не спеша,

В море

Опускаемся.

Дело наше

Вот какое:

Изучаем

Дно морское.

- Отгадкой будет слово батисфера.

Подберите пару, пожалуйста, к отгадкам таких загадок:

1. Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (Воздушный шарик).

2. Дом - стеклянный пузырёк,

И живёт в нём - огонёк!

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка).

3. В какую игру любят играть зимой мальчишки?

( Подсказка - на компьютере).

Каждый день в языке появляются новые слова, потому что человек всегда создает что-нибудь новое. А новому нужно своё имя, свое название. Особенно много слов появилось в наши дни. Эти слова дает наука, техника-сама жизнь.

Смотрите! Слова пролетают, они что с крыльями!

Крылатые, наверное. Крылатыми словами называют устойчивые обороты. Устойчивые обороты существуют у людей многих профес­сий. У моряков, например, мы встретим: сушить весла; бить склянки; стоять на бочке. Как же их понимать? Конечно, не так, как это понял художник.

Сушить вёсла значит вынуть весла из воды, не грести;

бить склянки-ударять в колокол через каждые полчаса; стоять на бочке - встать на якорь.

Почитай­те книжку В. Криволапова «Как я учил морской язык», там вы встретите много других специальных морских выражений.

  1. Подведение итогов.

Учитель обращает внимание учеников на плакат:

«ЗА МОРЕМ ТЕПЛЕЕ, А ДОМА СВЕТЛЕЕ »

и предлагает послушать сказку с таким же названием.

- В некотором царстве, в некотором государстве жила бедная женщина с сыном Иванушкой. Задумал Иванушка походить по белу свету, поискать свое счастье. Отправился он в путь-дорогу дальнюю, в страны заморские. Вот при­ходит однажды Иванушка к морю широкому и видит на нем корабли разные. Нанялся он на корабль и поплыл искать свое счастье.

Плывет корабль по морю неделю, плывет другую, а морю конца - краю не видно. Сначала море было ласковое да приветливое, но вот поднялась на нем страшная буря. Ветер паруса рвет, мачты скрипят, волны корабль зали­вают. Не струсили, не испугались моряки, выдержали шторм, сохранили ко­рабль. Иванушка вместе с ними две ночи не спал, во всем помогал. Полю­бился новый моряк товарищам, понравился капитану. Много времени провел Иванушка на корабле. Насмотрелся в заморских странах на зверей диковинных, любовался дворцами прекрасными, но всегда вспоминал землю родимую, матушку любимую.

День от дня все больше грустит Иванушка, все сильнее тоскует. «О чем же ты, Иванушка, запечалился, что же ты, молодец, закручинился?»-спра­шивают моряки своего товарища. «Гложет меня грусть-тоска по родному дому, друзья мои верные,-отвечает им Иванушка.-Снится мне каждую ночь дом родной да березка белоствольная».

Подумали-подумали моряки и решили помочь своему товарищу. Долго ли, коротко ли плыл корабль, только прибыл он, наконец, в тот город, откуда Иванушка поехал счастья искать в страны заморские.

- Ох, и счастлив же я, что снова дома!- воскликнул Иванушка, ступив на берег.

- Ну, вот и нашел ты свое счастье,- сказали ему друзья на прощание. - Не зря говорят: за морем теплее, а дома светлее.

Вот и нам пришло время возвращаться.

Русский язык считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. Поэтому мы не смогли за один урок измерить глазом и услышать всю его силу и красоту.

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык!

Я на нем, как на родном,

Разговаривать привык!..

(Т. Абдрахманов «Русский язык»).

- Смотрите, кто нас встречает! Иванушка!

( Кадр из мультфильма «Сказка о царе Салтане, …» ,слова Гвидона к купцам.)

- За морем житьё не худо, но лежит наш путь теперь в страну Информатики, где тоже много интересного, много новых слов.

Какие, ребята, вы слова знаете? - скажите Иванушке.

Ученики называют знакомые им уже слова «информация», «монитор», «системный блок», «клавиатура», «манипулятор».

  • Как пользоваться нужно «Мышью»?

  • Для чего она?

  • Какую пару можно подобрать этому устройству из других устройств компьютера? (Клавиатура).

  • Какие клавиши на клавиатуре заменяют клавиши манипулятора «Мышь»?


  1. Домашнее задание.

Учитель собирает занимательные дневники у «слабых» учеников, даёт им задания по этим дневникам в форме головоломок, кроссвордов, лабиринтов и др.

«Сильным» ученикам предлагается в «Занимательном дневнике» записать новые слова страны Інформатики, которые они слышали не только в школе и оформить рисунками или вырезками из журналов и газет.

Записать вместе с родителями в занимательном дневнике происхождение слов «информация» и др.


  1. Знакомство с темами следующих уроков.

Ученики подгружают следующий кадр програмы.

- Мы будем использовать манипулятор «Мышь» и на последующих уроках, она нам будет облегчать работу с компьтером и при изучении алфавитно - цифровой клавиатуры (обратите внимание на клавиатуру, здесь, кроме русских букв, есть и английские). Подберите пару к этим английским буквам, вы их часто будете встречать и на уроках математики.

Учитель снова кратко обобщает знания учащихся о способах организации диалога человека и компьютера с помощью «мыши».

Ученики подгружают последний кадр программы.

- На следующем уроке мы с вами будем использовать «Мышь» при работе по созданию картинок из фигур.

Вспомните, пожалуйста, дома, какие фигуры вам знакомы.

11

© 2010-2022