- Преподавателю
- Информатика
- Развитие интеллекта на уроках информатики
Развитие интеллекта на уроках информатики
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова М.В. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики
М.В.Попова, учитель информатики и ИКТ
МКОУ Новокурлакская СОШ
Мы много говорим о возможностях новых технологий, в том числе информационных. Конечно, они колоссальны. Но вместе с тем, и это не мною придумано, а проверено и доказано временем, новое развитие техники несет неограниченные возможности как для добра, так и для зла. Количество информации, вовсе, не гарантирует ее качества. Сделать правильный выбор из потока информации, не допустить в собственное сознание «информационный вирус» способен только человек, обладающий высоким интеллектом и системным мышлением.
Если мы обратимся к «Образовательному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям», то среди целей, на достижение которых должно быть направлено изучение информатики и информационных технологий в основной школе, указаны следующие: • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности; • воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с требованиями информационного общества как закономерного этапа развития цивилизации. Поэтому, одной из главной задачей учителя информатики сегодня является формирование у школьников системного подхода к оценке и выбору информации.
Решение поставленных задач неразрывно связано с развитием интеллектуальной сферы учащихся. Интеллектуальная сфера включает в себя: логическое мышление, критическое мышление, креативное мышление, память, воображение, внимание. Для формирования самостоятельной, творческой личности необходимо постоянное развитие всех перечисленных выше составляющих.
Я хочу предложить вашему вниманию различные игры и упражнения направленные на развитие интеллектуальной сферы детей, разработанные на основе понятийного аппарата школьной дисциплины - информатика. Эти игры и упражнения я использую на уроках информатики и ИКТ в начальных класса (3,4), а также5, 8 и 9классах. В начале урока провожу разминку, которая включает в себя различные упражнения направленные на развитие вербальных способностей, памяти, внимания. Например, упражнение «Отгадай слово». Задание. По данным определениям надо отгадать компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозначным словом. Информация и информационные процессы: Новая, обнаженная, стройная, красивая, высокая, уменьшенная, увеличенная, бумажная, летающая, цветовая, концептуальная, логическая, физическая, материальная, информационная, графическая, вербальная (словесная), структурная, математическая ... (модель).
Упражнение «Подбор слов по определенной теме» Задание. В течении 1,5 минут назовите /напишите/ понятия, относящиеся к заданной теме. Могут быть использованы следующие темы: программирование, электронные таблицы, информация, сеть, базы данных, Интернет, моделирование, системы счисления, кодирование, презентация, компьютер, файлы, Рабочий стол, информатика, графика, информационные технологии.
Упражнения «Нахождение слов-синонимов», «Нахождение слов-антонимов», «Целое и часть» «Исключение лишнего» Задание. Даны три понятия, вам нужно их сравнить и определить, какое из них лишнее (два обладают общим признаком, одно понятие этим признаком не обладает). Например: клавиатура - принтер - сканер (устройство вывода)
Как показывает опыт, такое начало урока детям очень нравится и они моментально включаются в работу. Таким образом, разминка выполняет еще и организационную функцию.
А также есть упражнения, которые хорошо давать в конце урока, они развивают мыслительные операции и прекрасно подходят для закрепления пройденного материала. Например: Упражнение «Нахождение обобщающего понятия» Задание. Назови одним словом все перечесанные через запятую слова Клавиатура, мышь, принтер, сканер - ...
Упражнение «Расположение понятий в виде системы» Задание Составить классификацию по данным понятиям Понятия: Магнитная; Память; кэш-память; Внутренняя память; Оптическая; Гибкие магнитные диски; Внешняя память; Постоянная; Магнитная; Флэш-память; Оперативная; Жесткие магнитные диски; Компакт диск; Магнитные ленты; DVD.
Таким образом, «оторвав от урока целых 5 минут», можно решить несколько актуальных проблем: повысить мотивацию учащихся, избежать снижения мыслительной активности учащихся к концу урока, развить логическое мышление учащихся. Как показывает практика, некоторые ребята настолько увлекаются, что начинают сами придумывать варианты заданий по пройденной теме.
Разработка презентации - развитие креативного и критического мышления. Эта работа выполняется в рамках изучения тем «Основы языка разметки гипертекста» и «Компьютерные презентации». Учащиеся сами выбирают тему в зависимости от своих интересов, работают над проектом в период изучения темы и защищают свою работу. Защита включает в себя: обоснование выбора темы и дизайна, рассказ о поиске и обработке информации для проекта, самооценку работы. Примеры названий работ, выполненных учащимися: «Мои кумиры и их биографии.», «Театр моды.», «Мои любимые животные», «Велоспорт», «Все об американском футболе.», «Автомобили» и т.п. Названия тем подтверждают тот факт, что интересы у детей разные и если учитель знает и учитывает это при подготовке заданий, то обучение становится эффективнее.
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что развитие интеллектуальной сферы учащихся возможно только в том случае, если дети и педагог являются сотрудниками, заинтересованными в достижении общей цели.
Литература
1. Афоризмы XIX века / Сост. Л. Б. Лавреяова. СПб.: Паритет, 1999.
2. Винокурова Н, Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: АСТ-Пресс, 1999.
3. .metodist.ru Источник: Информатика и образование. - 2006. - № 2. - С. 3-6.Категория: Методика | Добавил: informatik (2007-01-02) | Автор: Яснева Г.Г.