Рабочая программа по информатике 7-9 (ФГОС)

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №7

г. Саяногорска



Утверждено Приказом

№ _______ от «__»_________2013г.

Директор МБОУ Лицей №7

Д.А. Даньшин/ _________________

Рассмотрено и рекомендовано для утверждения на заседании

методического совета МБОУ Лицей №7

от «___»_____________2015г.

Протокол № _____






Рабочая программа

по базовому курсу

«Информатика и ИКТ»

для учащихся 7-9 классов

на 2015-2016 учебный год








Разработал:

Орешина Нина Семеновна

учитель информатики первой категории



г. Саяногорск, 2015г.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» (далее программа) предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся основного общего образования. Программа разработана в соответствии с основными положениями:

  • Закона об образовании РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Авторской программы по информатике и ИКТ Д.Н. Угриновича;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лицей №7, в том числе Учебного плана, утвержденного приказом директора МБОУ Лицей №7 от 01.09.2011 №207;

  • Положения «О рабочей программе в 1-9 классах (ФГОС НОО, ООО), утвержденного приказом директора МБОУ Лицей №7 от 01.09.2012 №220.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика».

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • создание условий для развития у учащихся навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования;

  • освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира, формирование способности к алгоритмическому мышлению, проектированию алгоритмов, использованию при этом математических методов и моделей;

  • формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;

  • формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;

  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин, умение использовать ее понятия и методы для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;

  • приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.

Достижение поставленных целей изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий на уровне основного общего образования осуществляется решением следующих основных задач:

  • создавать условия для формирования внутренней позиции школьника, и адекватной мотивации учебной деятельности.

  • обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

  • развивать коммуникативные качества личности школьника.

  • способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

  • продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды

  • вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации)

  • приобщать детей к краеведческому знанию и художественной национальной культуре.

Общая характеристика учебного предмета Информатики и ИКТ

Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в содержательном материале учебного предмета «Информатиа и ИКТ». Изложение теории и практики опирается на следующее:

  • закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;

  • информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;

  • понятия - информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.;

  • методы современного научного познания: системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;

  • математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;

  • основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.

Реализация этих задач в учебном курсе предполагается в следующих четырех направлениях:

  1. Мировоззренческом (ключевые слова - «информация» и «модель»). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации). В результате должны сформироваться умения понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы, оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики на практике и в других предметах. Большую роль здесь играет тема «Информация и информационные технологии».

  2. Практическом (ключевое слово - «компьютер»). Здесь формируется представление о компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, школьники приобретают навыки работы с компьютером на основе использования электронных приложений, свободного программного обеспечения (ПО) и ресурсов. Практические задания могут выполняться учащимися на разных уровнях, на уроках, после уроков и дома, чем достигается дифференциация и индивидуализация обучения - каждый учащийся может сформировать свою образовательную траекторию.

  3. Алгоритмическом (ключевые слова - «алгоритм», программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач различной сложности и реализации их на языке программирования. В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умение решать алгоритмические задачи на компьютере. Особое место в системе учебников занимает тема «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования.

  4. Исследовательском (ключевые слова - «логика», «задача»). Содержание и методика преподавания курса способствуют формированию исследовательских навыков, которые могут быть применены при изучении предметов естественнонаучного цикла с использованием цифрового оборудования, компьютерных инструментальных средств и ЦОР. Большую роль здесь играет метод проектов. Каждое из направлений развивается по своей логике, но при этом они пересекаются, поддерживая и дополняя друг друга.

Информатика и ИКТ тесно связана с математикой, физикой, химией, биологией. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ - компетентность: моделирование объектов и процессов, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления объектами и процессами, что является основой социализации личности.

Интеграция с математикой в следующих темах информатики: «Человек и информация», «Графическая информация и компьютер», «Управление и алгоритмы», «Введение в программирование», «Компьютер: устройство и программирование».

Интеграция с физиков в темах: «Мультимедиа и компьютерная презентация», «Передача информации в компьютерных сетях», «Управление и алгоритмы»

В соответствии с ФГОС НОО учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность:

  • - практическая работа на компьютере;

  • - представлять информацию в виде схем и таблиц,

  • - различать виды информации и приводить примеры информационных процессов в природе, обществе;

  • - строить алгоритмы и элементы формальной логики;

  • - использовать в практической жизни моделирование различных процессов и логических умозаключений

  • - искать информацию, достаточную для дальнейшего обучения.

Начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика».

Федеральный компонент нового базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 7 классе - 35 учебных часов, 8 классе - 35 учебных часов и 9 классе - 35 учебных часов из расчета 1 учебных часа в неделю. Базисный учебный план МБОУ Лицей №7 г.Саяногорска предусматривает изучение Информатики и информационных технологий в 7 классе в объеме 34 учебных часов, в 8 классе в объеме 34 учебных часов и 9 классе - 34 учебных часов из расчета 1 учебных часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета информатики

При изучении курса «Информатика» формируются следующие результаты:

Личностные

Л1 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

Л2 Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

ЛЗ Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные

7класс

Ml - умение с помощью учителя определять цели своего обучения, ставил, и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

М2 - с помощью учителя владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

МЗ - с помощью учителя умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

М4 - умение с помощью учителя создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

М5 - смысловое чтение;

М6 - с помощью учителя умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

М7 - с помощью учителя формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции)

8 класс

Ml Умение планировать под руководством учителя пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

М2 Умение под руководством учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

МЗ Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

М4 Умение создавать, применять и преобразовывать под руководством учителя знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

М5 Под руководством учителя формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).

9 класс

Ml - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

М2 - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

МЗ - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

М4 - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

М5 - смысловое чтение;

М6 - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

М7 - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).

Предметные

7класс

П1 в сфере познавательной деятельности

П1.1. освоение основных понятий и методов информатики;

П1.2. выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

П1.3. выбор языка представления информации в соответствии с по составленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации.

П1.4. преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

П1.5. оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);

П1.6. выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче

П1.7. построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

П1.8. определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;

П1.9. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

П2 в сфере коммуникативной деятельности:

П2.1 осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

П2.2. определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

П2.3. рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

П2.4. знакомство с основными программными средствами персонального компьютера - инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

П2.5. умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

П2.7. использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

П2.8. выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

П2.9. использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

П2.10. создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

П2.11. использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы.

ПЗ в сфере эстетической деятельности:

П3.1. приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

П4 в сфере охраны здоровья:

П4.1. понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

П4.2. соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

8класс

П1 в сфере познавательной деятельности

П1.1. выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

П1.2. развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

П1.3. построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);

П1.4. оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

П1.5. осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

П1.6. построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

П1.7. выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче

П1.8. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

П2 в сфере коммуникативной деятельности:

П2.1. получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

П2.2. овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

П2.3. соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

П2.4. определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

П2.5. рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общеполъзова-тельских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

П2.6. приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;

П2.7. выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

П2.8. решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих профаммных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;

П2.9. использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

П2.10. создание и наполнение собственных баз данных;

П2.11. приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;

П3 в сфере эстетической деятельности;

П3.1. знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

П3.2. приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

П4 в сфере охраны здоровья:

П4.1. понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

П4.2. соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

9класс

П1 в сфере познавательной деятельности

П1.1. выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче

П1.2. освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

П1.3. освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

П1.4. умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

П1.5. оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

П1.6. вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинносги и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

П1.7. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

П1.8. понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

П1.9. оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

П1.10. использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

П1.11. проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

П1.12. приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

П1.13. следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

П1.14. авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

П2 в сфере коммуникативной деятельности:

П2.1. определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

П2.2. понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

П2.3. рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

П2.4. выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

П3 в сфере эстетической деятельности:

П3.1. приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

П4 в сфере охраны здоровья:

П4.1. понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

П4.2. соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Содержание учебного предмета

7 класс

Раздел «Компьютер как универсальный исполнитель» ( 9 ч.)

Программная обработка данных на компьютере. Устройства компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Раздел «Обработка текстовой информации» (8ч.)

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документов. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознания документов.

РК Обработка текстовой информации: тексты произведений писателей Хакасии. Текст поэмы Богатырь Пиг Таран. История города Саяногорска и Республики Хакасия.


Раздел «Обработка графической информации» (8ч.)

Растровая и векторная графика. Интерфейс и основание возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.

РК Обработка графической информации: фотографии природы Хакасии. Картины Хакасских художников.

Раздел Коммуникационные технологии (9ч.)

Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

РК Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий в Республике Хакасия, городе Саяногорске.

8 класс

Раздел «Информация и информационные процессы» (4 ч.)

Информация в природе, обществе и технике. Информационные процессы в различных системах.

Раздел «Кодирование текстовой и графической и звуковой информации» (7ч.)

Кодирование информации с помощью знаковых систем Знаковые системы Кодирование текстовой информации Определение числовых кодов символов и перекодировка текста Кодирование графической информации Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB Кодирование и обработка звуковой информации. Обработка звука.

Раздел «Кодирование и обработка числовой информации» (7 ч.)

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Развернутая и свернутая формы записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную систему счисления. Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Электронные таблицы. Основные возможности. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

РК Обработка числовой информации: данные различных метеостанций о средней месячной температуре в Республике Хакасия, городе Саяногорске.

Раздел «Хранение, поиск и сортировка информации в БД (использование электронных таблиц)» (4ч.)

Сортировка и поиск данных в ЭТ. Базы данных в электронных таблицах.

Раздел «Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов» (12ч.)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных в сети. Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети. Структура и инструменты для создания. Форматирование текста на web-странице. Вставка изображений и гиперссылок. Вставка и форматирование списков. Использование интерактивных форм.

РК Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий в Республике Хакасия, городе Саяногорске.

9 класс

Раздел «Основы алгоритмизации и программирования» (14ч.)

Понятие алгоритма и его свойства. Способы описания алгоритмов. Основные структурные алгоритмические конструкции. Этапы создания программ. Данные. Типы данных. Выражения. Основные операторы языка.

РК Задачи по программированию с использованием национальных терминов измерения расстояний, времени.

Раздел «Моделирование и формализация» (9 ч.)

Понятие моделирования и формализации. Примеры и анализ моделей Виды информационных моделей. Задачи на анализ и разработку информационных моделей Построение и исследование компьютерных моделей с использованием языка программирования Компьютерные модели. Основные этапы разработки и исследования компьютерных моделей (использование электронных таблиц) Практикум (Работа с моделями по разным предметам)

Раздел «Логика и логические основы компьютера» (6ч.)

Логика, как наука. Алгебра высказываний. Логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквивалентность Логические законы Логические основы устройства компьютера.

Раздел «Информационное общество и информационная безопасность» (5ч.)

Информатизация общества. Что такое информационная безопасность. Информационные угрозы. Компьютерные преступления. Обзор методов защиты информации. Средства аппаратной защиты. Программные средства защиты.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Основные понятия

Планируемые результаты

Вид контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

7 КЛАСС

1

Компьютер как универсальный исполнитель.

Программная обработка данных на компьютере. Устройства компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

П1.4, П6, П8, П9, П2.7, П2.8, П2.9,П2.10, П4.1, П5.2

М5

Л3

Текущий
Периодический

2

Обработка текстовой информации.

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документов. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознания документов.

П1.3, П1.4, П1.9, П2.3, П2.7, П2.8,П4.2

М4, М5

Л2

Текущий Периодический

3

Обработка графической информации.

Растровая и векторная графика. Интерфейс и основание возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.

П1,3, П1.4, П1.9, П2.3,П2.7,П2.9,
П2.10,П3.1, П4.2

М4, М5

Л2

Текущий Периодический

4

Коммуникационные технологии.

Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

П1, П8, П9

М2, М5

Л2

Текущий Периодический

Итоговый

8 КЛАСС

5

Информация и информационные процессы

Информация в природе, обществе и технике. Информационные процессы в различных системах.

П2, П1

М1, М2, М5

Л1, Л2, Л3

Текущий Периодический

6

Кодирование текстовой и графической и звуковой информации

Кодирование информации с помощью знаковых систем Знаковые системы Кодирование текстовой информации Определение числовых кодов символов и перекодировка текста Кодирование графической информации Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB

П1.1, П1.7, П2.1, П2.4, П4.1

М1, М2, М4,М5, М6, М7

Л1, Л2, Л3, Л4

Текущий Периодический


7

Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Развернутая и свернутая формы записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную систему счисления. Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Электронные таблицы. Основные возможности. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

П1.1, П1.7, П2.5,, П2,7, П2.11,П2.9, П3.2,П4.2

М4, М5

Л2

Текущий Периодический


8

Хранение, поиск и сортировка информации в БД (использование электронных таблиц)

Сортировка и поиск данных в ЭТ. Базы данных в электронных таблицах.

П1.1, П2.4, П2.5, П2.7, П2.8, П2.9, П2.11, П3.1, П3.2, П4.1, П4.2

М4, М5

Л2, Л3

Текущий Периодический

9

Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных в сети. Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети. Структура и инструменты для создания. Форматирование текста на web-странице. Вставка изображений и гиперссылок. Вставка и форматирование списков. Использование интерактивных форм.

П1.7, П1.8, П2.1, П2.2, П2.3, П2.5, П2.6, П2.7, П2.11, П4.1, П4.2

М2, М5

Л2

Текущий Периодический

Итоговый

9 КЛАСС

10

Основы алгоритмизации и программирования

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

П1.1, П1.2, П1.3, П1.4, П1.5, П1.6, П1.7, П2.1, П2.3, П2.4, П4.1, П4.2

М3, М4, М5, М7

Л1, Л2, Л3

Текущий Периодический

11

Моделирование и формализация

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

П1.1, П1.5, П1.7, П2.1, П2.2, П2.4, П3.1, П4.1, П4.2

М2, М3, М4, М5

Л1

Текущий Периодический

12

Логика и логические основы компьютера

Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение, отрицание, следование и равенство. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений.

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

П1.6, П1.7,П2.2, П2.4, П4.1, П4.2

М1, М2, М3, М4

Л1, Л2,

Текущий Периодический

13

Информационное общество и информационная безопасность

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право

П1.1,П1.8, П1.9, П1.10, П1.11, П1.13,П1.14,П2.2, П4.1, П4.2

М5, М6, М7

Л1, Л2, Л3

Текущий Периодический

Итоговый



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для учителя:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» - edu.ru/abitur/act.34/index.php.

  2. Информатика. Программа для основной школы:7-9 классы. Н.Д. Угринович. Н.Н. Самылкина. - М.: Бином. Лаборатория знаний. 2012

  3. Информатика (ФГОС). Учебник для 7 классов/ Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Информатика (ФГОС). Учебник для 8 классов/ Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Информатика (ФГОС). Учебник для 9 классов/ Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. / Электронные образовательные ресурсы. Режим доступа: - fcior.edu.ru.

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Растровый графический редактор (Paint, Gimp).

  • Интегрированная среда Turbo Pascal.

Планируемые результаты

Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика и ИКТ» состоят в достижении образовательных результатов, отражающих индивидуальные, общественные и государственные потребности. В результатах выделяются личностные, метапредметные и предметные. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, что служит основой разработки контрольных измерительных материалов Государственной итоговой аттестации основного общего образования по информатике.

Информация и способы ее представления

Выпускник научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;

  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

  • познакомиться с двоичной системой счисления;

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

  • понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

  • строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

  • понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • понимать (формально выполнять) алгоритмы,

  • описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;

  • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • базовым навыкам работы с компьютером;

  • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

  • знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • познакомиться с программными средствами для работы с аудио и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

  • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

  • познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современ ных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

  • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

  • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

  • основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность научиться:

  • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;

  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

  • получить представление о тенденциях развития ИКТ.

12


© 2010-2022