Описание инновационно - творческой деятельности Проблема повышения эффективности урока информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта инновационно - творческой деятельности

учительницы информатики МОУ «Лащ - Таябинская СОШ
Яльчикского района Чувашской Республики»
Павловой Веры Васильевны


Проблема повышения эффективности урока информатики.



Урок - традиционная ячейка образовательного процесса. Поскольку урок отражает всю систему обучения, включающую её философские, педагогические и дидактические основания, то принципы инноватики подходят к проектированию и реализации педагогических новшеств по отношению к уроку так же, как и к системе образования в целом.

В то же время, урок имеет особенности, которые определяют характер инноваций.

Инновационным изменениям подлежат:
• само понятие «урок», его изменение по отношению к современной ситуации;
• типология урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, например, уроки-проекты, уроки-погружения);
• методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;
• методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии;
• форма подготовки и проведения урока учителем, например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.

Перечислю педагогические новшества, относящиеся к изменению урока:
• Смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».
• Смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, предполагающего основную задачу учителя: определить при подготовке урока, что именно, какой образовательный продукт создадут ученики в ходе урока.
• Переход от общего образования для всех к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Для этого применяется ряд педагогических новшеств: индивидуальное целеполагание учеников, индивидуальные образовательные программы и их утверждение, личностная диагностика и мониторинг учебной деятельности каждого, индивидуализированная система диагностики и оценки образовательных результатов.

• Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному. Включение в план проведения урока выявление личностной и социальной значимости темы, организацию реального практического опыта учеников.
• Переход от логической структуры урока к ситуационной. Внедрение в урок или в систему уроков технологии образовательной ситуации. В результате реализуется внутренняя логика развития учащихся по отношению к изучаемым вопросам.
• Вместо заданий, не предполагающих их индивидуального решения, вводятся эвристические - открытые задания. Такие задания не имеют однозначных «правильных» ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика. Средством инновационного продвижения данного новшества выступают дистанционные эвристические олимпиады.

• Ограниченность содержания урока рамками классных стен преодолевается с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет. Участие в дистанционных курсах, проектах, конференциях - и подготовка к ним - средства для перехода к открытому, распределенному образованию.

• Вместо обобщения материала и заранее готовых выводов урока - внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии - осознание выполненной деятельности.
• Универсализированная, в том числе тестовая система контроля результатов обучения заменяется на персонализированную, учитывающую индивидуальные возможности и цели каждого ученика.

• Оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой.

• Введение ученического портфолио как альтернативы формализованному контролю образовательных результатов учащихся.

Но если проследить общую тенденцию в обычной средней школе, то можно увидеть, что система образования построена так, что большинство школьников, приходя из начальной школы в среднее звено, постепенно перестают хотеть учиться. Что, естественно, сказывается на их успеваемости, знаниях и качестве образования.

Причины этого могут быть разные, но главная, на мой взгляд, то, что школа не учитывает интересы и возможности каждого учащегося. Школа выполняет социальный заказ - готовит детей к сдаче ЕГЭ, к поступлению в ВУЗы, но не формирует их личные качества и способности, направленные на развитие творческой личности с активной жизненной позицией. А это в конечном итоге и нужно человеку и обществу в целом. Соответственно, нужно внести изменения в традиционную систему с целью получения нового результата образования.

Научно-технический прогресс требует глубоких качественных изменений в образовании. Он обуславливает переход на новое содержание обучения, прогрессивные формы и методы проведения занятий, вызывает необходимость оснастить учебные заведения современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями и оборудованием.

Эти задачи решаются комплексом мероприятий, базирующимся на использовании достижений науки и передового опыта и обеспечивающего высокую эффективность учебной работы при наименьшей затрате сил и средств.

Повышение эффективности обучения - дело нелегкое и требует определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне под силу каждому учителю. Поэтому перед учителями ставят задачу повышения эффективности уроков, боле широкого применения современных форм учебной работы. Задача эта очень актуальна тем, что практически весь комплекс знаний и умений по предмету «Информатика» школьники должны получать в процессе занятий на уроках, к тому же дома компьютер имеется у очень немногих.

Цель исследования: выявить закономерности и особенности обучения, разработка и внедрение в практику эффективных методов и приемов работы при изучении тем программы по информатике.

Объект исследования: подготовка учащихся, владеющих компьютерной грамотностью, умеющих пользоваться инструментарием информационной технологии для решения задач в других предметных областях, владеющих методикой моделирования и решения относительно сложных задачс использованием программных средств как общего назначения, так и проблемно - ориентированных.

Предмет исследования: процесс обучения.

Гипотеза: если педагог сможет выявить основные недостатки в преподавании информатики, то это будет способствовать преодолению проблемы эффективности урока.

Задачи:

1. Выявить проблемы эффективности уроков информатики;

2. Определить способы повышения эффективности уроков;

3. Применить данные методы в практике обучения.

Одним из эффективных средств изменения традиционного урока, к которому я стремлюсь, является использование телекоммуникационных средств. Электронная почта, поисковые системы, образовательные ресурсы, форумы - современные школы имеют возможность использовать их в целях образования. Но при этом важны не сами средства как таковые, а новая технология и методика использования этих средств.

Система внедрения я строю таким образом, чтобы реализовывать главные принципы:
• личностную ориентацию образования,
• творческую ориентацию,
• деятельностную ориентацию,
тогда она будет эффективной.

Телекоммуникационные средства в очном учебном процессе я использую

- в обсуждении вопросов при подготовке к итоговому контролю по теме, защите проектных работ;
- в использовании проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности.
Следующий шаг, к которому я стремлюсь:

- использование чат-занятий и форумов при изучении новых тем,

- участие в дистанционных курсах по изучаемым в школе темам или в дополнение к ним.

- включение в урок эвристических заданий, подготовка и участие в дистанционных эвристических олимпиадах.

Чтобы применение таких форм было действенным, в школе должна быть построена система обучения, интегрирующая очные и телекоммуникационные формы и методы работы. Для этого необходимо переработать учебные планы предметов, курсов и уроков таким образом, чтобы:

• изменить систему образования с учетом его личностной ориентации;
• обеспечить обучение школьников универсальным эвристическим и исследовательским методам решения задач;

• обеспечить общетехническую компьютерную подготовку, т.е. развитие информационно-коммуникационных компетенций учащихся.

В результате использования в очном учебном процессе телекоммуникационных технологий и эвристических методов повышается мотивация обучения, развиваются такие качества личности учащегося, как

• творческие способности

• способность к самостоятельной постановке целей, анализу средств и методов решения задачи


• настойчивость в достижении целей

• уверенность в себе

• осознание себя как личности и как члена коллектива, ответственного за общую работу

• способность к самоанализу

• приобретение учащимися навыков работы с информацией и опыта владения ИКТ применительно к любой области деятельности.

Учащиеся, независимо от возраста, воспринимают материал лучше, когда они активно вовлечены в процесс обучения. Если учащиеся получают необходимую поддержку от учителя, а также средства обучения, они могут открыть целый кладезь идей.

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Речь идет не только о включении уроков информатики в учебный план, но, в большей степени, об использовании информационных технологий (ИТ) учителем для повышения эффективности преподавания.

Обычно под ИТ понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д. Использование ИТ не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

Где же ИТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта учителей нашей школы:

-Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

- Подбор дополнительного познавательного материала к уроку (Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.

- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

- Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.

Таким образом, ИТ существенно помогают мне в моей работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

Изменить характер процесса обучения в нашем образовательном учреждении стало возможным с помощью новейшей технологии в области электронного обучения. Информатика как никакая другая учебная дисциплина позволяет широко использовать новые информационные средства в качестве инструмента обучения, обеспечивающие новое качество наглядности и осмысления материала. Формировать умения создавать новое знание, принимать решения, вырабатывать навыки поисково-исследовательской деятельности помогают мне мультимедийные учебные пособия.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам я считаю создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Презентация дает мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Один из способов повышения эффективности уроков в моей работе является проведение уроков с помощью составления презентаций в программе PowerPoint . Это расширяет возможности при выборе средств для подготовки к уроку, помогает активизировать познавательную деятельность.

Большую роль играет также создание учебных презентаций-фильмов. Использование таких фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон, позволяет создавать опорные схемы для лучшего усвоения материала. Основой таких фильмов является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д.

Подготовка к такому уроку требует большой предварительной работы: создание слайдов, каждый из которых должен логически вписаться в структуру урока, подбор необходимого раздаточного и дидактического материала. Презентация проходит красной нитью через весь урок, делает его ярким, образным, наглядным, запоминающимся, эмоциональным.

Есть уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и опорных сигналов, демонстрировать картинки и фотографии малого формата - для этого требуется много времени и места. С помощью компьютера, проектора и экрана успешно решается эта задача. Работа с презентациями заставляет конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под отрабатывают навык составления конспектов, который необходим для обучения в ВУЗе.

Уроки с использованием компьютера готовлю вместе со своими учащимися, вовлекая их в интересный процесс совместного творчества. Специфика этих уроков в том, что использование ИКТ позволяет активизировать деятельность учащихся в процессе овладения знаниями. Современный подросток сегодня хорошо владеет компьютером и, как показало анкетирование, много времени проводит у монитора. Моя задача- использовать такую заинтересованность учащихся, направлять ее в нужное русло.

Инновационные уроки с применением ИКТ учащиеся воспринимают с большим интересом. Свое отношение к ним они выражают в рефлексии, которая является обязательным этапом такого урока:

«… гораздо понятнее материал урока, когда схемы, таблицы и графики высвечиваются на слайдах»;

«…сегодняшний урок я запомню на всю жизнь»;

« … побольше бы таких необычных уроков»;

«…я прочитал текст не полностью, но после сегодняшнего урока обязательно прочитаю весь»;

«… мне очень нравится работать в группах, чувствуешь поддержку и не так страшно отвечать».

Следует отметить, что эффективность таких уроков очень высока. Я применяю компьютер там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (различные контролирующие, тестирующие программы). На уроках информатики учащиеся чаще приобретают навыки работы на компьютерах. А это они могут делать только по ходу демонстрации учителем на экране.Чаще всего наши педагоги применяют компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации при объяснении нового материала, повторении и обобщении. В нашей школе имеется лишь один мультимедийный проектор и проекционный экран в кабинете русского языка и литературы. Учителя-предметники могут проводить там свои уроки и или устанавливать их в своем кабинете. Конечно, в такой постановке дела есть определенные неудобства: компьютеры стоят пока не в каждом кабинете, приходится переносить экран с проектором с места на место, а это для аппаратуры процедуры нежелательные. Но все же всего этого недостаточно.

Образовательная стратегия нашей школы строится на том, чтобы учащийся стал субъектом педагогического процесса, а обучение приобрело бы личностную направленность. Педагоги нашей школы учитывают в первую очередь индивидуальные способности учащихся, их темп работы, личные достижения в учении. Мы понимаем, что современный учитель должен

уметь работать одновременно с разными детьми,

с разным их уровнем готовности к обучению,

с разным укладом ума,

с разным отношением к учебе.

Использование современных педагогических технологий позволяет нам перейти: от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития; от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения.

ИКТ - как часто следует ими пользоваться? Есть опасение, что со временем все компьютерные технологии станут обыденными и перестанут привлекать к себе такое внимание, как на данном этапе, а значит и пропадёт одна положительная сторона этой инновации - повышенный интерес учеников. Как быть? Я считаю, что не стоит над этим ломать голову: пока интересно, востребовано - надо использовать. Наверное, совсем скоро мы будем свидетелями появления на свет какой-либо новой супер - технологии и, как всегда, с неиссякаемым педагогическим энтузиазмом примемся внедрять ее в наши школьные будни.

Другим способом повышения эффективности уроков информатики является применение проектных технологий.

Основными компонентами любой педагогической технологии являются дидактические цели и задачи, методы, формы и средства обучения.

Приоритетная цель применения проектных технологий на уроках информатики заключается в формировании исследовательских навыков учащихся, навыков работы за компьютером, 1 в развитии учебных компетенций.

Дидактические задачи, решаемые в процессе применения проектных технологий бучения:

- формирование навыков информационно-поисковой культуры учащихся,

- формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности,

- формирование навыков коллективной и групповой работы,

- формирование навыков учебной деятельности .

Основными этапами проектной деятельности учащихся являются: постановка проблемы, планирование, исследование, получение результатов и отчет. Проектные технологии обучения прежде всего ориентированны на самостоятельную работу учащихся. Между тем этот метод требует особенной организации учебного процесса, в противном случае самостоятельная работа может превратиться в "топтание на месте", либо "движение в неправильном направлении". То есть учитель должен переходить на новые приемы обучения, в которых приоритетным становится мониторинг деятельности учащихся.

Большее значение приобретают методы мотивации и стимулирования.

По сравнению с традиционными технологиями обучения увеличение групповых и индивидуальных форм организации занятий порождает еще одну особенность проектных технологий обучения, учителя должны организовывать дифференцированное обучение, что, как известно, более трудоемко по сравнению традиционным (усредненным) обучением.

Формы организации занятий, классифицированных по активности учащихся, следующее:

- лабораторный практикум,

- урок самостоятельной работы,

- внеурочная самостоятельная работа учащихся,

-лекция,

- дискуссия, диспут. Р

Роль учителя в процессе проектных технологий обучения, это учитель консультант или учитель-соратник, который учится и ошибается вместе с детьми. Из известных форм общения учитель-ученик, это общение на основе общего интереса, что способствует созданию комфортных условий для раскрытия личностных способностей и задатков учащихся, то есть появляются условия для реализации личностно-ориентированного обучения.

Одной из принципиальных особенностей образования является его дифференциация. В его основе лежит необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо обеспечить возможность каждому ученику выбирать различные формы дифференцируемого обучения - типа школы, специализированных классов, учебных программ, учебников, темпов обучения, различных видов внеклассной и вне учебной деятельности.

Дифференциация обучения обусловлена неравномерностью развития детей, определенного генетически и социально, учетом их здоровья, особенностями психического развития. Основной целью ее является поиск путей развития возможностей каждого ученика. Дифференциация обучения рассматривается как средство создания условий для максимального развития интеллектуальных способностей школьников, их возможностей и самопроявлениях в различных видах деятельности, определение формы и ритма учебных заданий.

Цель дифференциации содержания обучения - подготовить школьника к социальной и профессиональной деятельности в современных условиях.

Мной разработана программа элективного курса в 9 классе «Пишем на компьютере».


© 2010-2022