Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке информатики

В данной работе рассмотрены методы и приему для формирования Информационно-коммуникационной компетентности: мультемедийные ресурсы, интерактивная доска, метод проектов и мультимедийные диски и многое другое...  Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в школе дает возможность: - повысить у учащихся мотивацию к предмету; - подготовить к самостоятельному усвоению материала курса и  других общеобразовательных дисциплин; - овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; - интеллектуально развивать учащихся; - получение детьми коммуникативного опыта; - повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля  над  деятельностью учащихся. Главным признаком успешного формирования у школьников информационных компетенций, служит тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анкушева О.А. Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке информатики.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6», г. Нефтеюганск, [email protected]

Введение.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Значит, нужны методы и приемы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  1. познавательные и учебные мотивы;

  2. учебную цель;

  3. учебную задачу;

  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Проблеме построения методической системы обучения информатике и ИКТ на основе комплексного анализа структуры изучаемой области действительности и структуры деятельности человека в данной области посвящены работы А.А.Кузнецова, С.А.Бешенкова, Е.А.Ракитиной, Т.Б.Захаровой, Н.В.Матвеевой, К.К.Колина и др. В работах указанных авторов обосновано, что содержание курса информатики с 1-го по 11-ый классы целесообразно строить на трех сквозных направлениях:

• информационные процессы;

• информационное моделирование;

• информационные основы управления.

Каждое из этих направлений определяет как систему содержательных линий, так и соответствующие виды деятельности.

Современное развитие общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» связано с доминированием деятельностного подхода. При этом специфика предметной области должна быть отражена в конкретных учебных действиях.

С этой точки зрения особую важность имеют знаково-символические универсальные учебные действия, включающие в себя: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразование модели - изменение модели с целью выявления общих закономерностей, определяющих данную предметную область. Особое значение при моделировании придается знакам как культурным средствам, опосредствующим деятельность человека.

Знаково-символической деятельностью не ограничивается вклад «Информатики и ИКТ» в формирование универсальных учебных действий. Например, регулятивные универсальные учебные действия могут быть сформированы в процессе отработки этапов решения задач с использованием компьютера:

• анализа реальной ситуации и определения целей деятельности;

• организации деятельности, направленной на достижение этой цели;

• анализа и коррекции результатов этой деятельности и др.

Информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

ИКК можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

ИКК можно определить, как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования ИКК, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

  1. Наличие специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

  2. Компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:

  • каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам;

  • ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);

  1. Именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

  2. Предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания.

Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках для формирования ИКК. Рассмотрим некоторые из них (на экране перечислю и кратко про них расскажу).

Мультимедийные ресурсы прочно вошли в школьную жизнь. Презентация и видеоурок могут иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать мультимедийные ресурсы при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Презентация и видеоурок позволяют отказаться от многих видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление ресурсом сводится к простому нажатию на клавишу мыши. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран, и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания организуется обсуждение поставленного вопроса, и подводятся его итоги. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Это позволяет максимально настраивать любой имеющийся ресурс под конкретный урок в конкретном классе. Использование мультимедийных ресурсов целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации или видеоурока сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Уроки с использованием презентаций или видеоуроков решают следующие дидактические задачи:

  1. усвоение базовых знаний по предмету,

  2. систематизация усвоенных знаний,

  3. формирование навыка самоконтроля,

  4. формирование мотивации к учению в целом и к информатике в частности,

  5. оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

При использовании мультимедийных ресурсов в обучении необходимо соблюдать ряд условий:

  • ресурс должен соответствовать возрасту учащихся;

  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

  • демонстрируемый ресурс должен быть точно согласован с содержанием материала.

С помощью мультимедийных обучающих ресурсов - видеоуроков и презентаций - повышается общая успеваемость учеников в школе, материал усваивается в несколько раз быстрее. Кроме того, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) могут быть использованы для самоподготовки школьников.

Мультимедийные диски являются важным компонентом преподавания информатики. В настоящее время преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования.

Все электронные учебные диски можно разделить на следующие классы:

  • электронные энциклопедии, справочники, учебники - подобны бумажным, только в электронном виде, которые содержат только изложение материала;

  • электронные учебные курсы-тренажеры, позволяющие не только узнать изучаемый материал, но и закрепить этот материал, отвечая на определенные вопросы и выполняя тесты или задания;

  • творческие среды, позволяющие ребенку с самого раннего возраста проявлять и развивать свои уникальные способности при работе над проектами, желательно, мультимедийными, позволяющие не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии и формировать свои миры.

  • контролирующие системы, которые позволяют проконтролировать уровень изученного материала;

Мультимедийные учебные курсы использую не только "от корки до корки", но и как дополнительный материал на уроках. Диски облегчают подготовку к уроку и обучение детей. Ведь наглядная демонстрация и объяснение материала профессиональным диктором - более эффективна. Электронные учебники помогают школьникам изучить современную науку - информатику, понять устройство и принципы работы компьютеров и, соответственно, повысить свою информационную грамотность. В наглядной и доступной форме школьники получают знания об истории появления компьютеров, способах хранения информации, правилах работы с компьютерами и многом другом.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов". В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие УУД:

  • коммуникативные;

  • личностные;

  • социальные;

  • литературно-лингвистические;

  • математические;

  • художественные;

  • манипулятивные;

  • технологические.

Учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты по информатике и не только. Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. Результаты, которые мы видим в ходе выполнения проектов:

1. Формируются и отрабатываются:

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

  • Умение работать в группе, в команде

  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.

Любая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования. Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: индивидуальная для одаренных учеников; групповая в менее подготовленном классе.

Любая работа, выполненная самостоятельно, в результате которой появляется готовый продукт, является минипроектом. В своей работе я использую различные задания для создания минипроектов: эмблемы, коллажи, таблицы, графы, блок-схемы, гипертексты, минипрезентации и т. д.

Интерактивная доска - реализует один из важнейших принципов обучения - наглядность. Работая с интерактивной доской, всегда находишься в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживаешь постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время. Используя такую доску, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные задания. Мне легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке.

Перечислю способы использования интерактивной доски на уроке информатики:

  • объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;

  • проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);

  • защита проектов учащимися;

  • создание различных образов, путем "собирания" их средствами доски;

  • проведение самостоятельных письменных работ (решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

  • выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.

Заключение:

Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в школе дает возможность:

  • повысить у учащихся мотивацию к предмету;

  • подготовить к самостоятельному усвоению материала курса и других общеобразовательных дисциплин;

  • овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • интеллектуально развивать учащихся;

  • получение детьми коммуникативного опыта;

  • повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля над деятельностью учащихся.

Главным признаком успешного формирования у школьников информационных компетенций, служит тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  2. Бешенков С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации // Автореф. дисс. . доктора педагогических наук. - М., 1994.

  3. Бешенков С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс // Педагогическая информатика. 1993. -№2 - С. 5-10.

  4. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрывный курс информатики. М.: БИНОМ, 2008.

  5. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация.-М. :БИНОМ., 2002.

  6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - ВВ. Давыдова). М.: Гардарики, 2002.

4


© 2010-2022